Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Преимущества и практики использования электромобилей для такси и каршеринга


Как таксопарки и каршеринг с электрокарами могут стать прибыльным бизнесом, разгрузить мегаполисы от транспорта и улучшить экологию


Эту статью написал участник сообщества

Ирина Франк

Ирина Франк

Управляющий директор Frank Auto

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Как таксопарки и каршеринг с электрокарами могут стать прибыльным бизнесом, разгрузить мегаполисы от транспорта и улучшить экологию


Эту статью написал участник сообщества

Ирина Франк

Ирина Франк

Управляющий директор Frank Auto

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Как решить проблемы транспортной загрузки и экологической безопасности в мегаполисах и крупных городах? Эксперты и правительства многих стран уверены, что только с помощью перехода на «зеленый» транспорт. Так же считает и управляющий директор автомобильной компании Frank Auto Ирина Франк, которая рассказала о преимуществах и благоприятных последствиях от создания таксопарков и каршеринговых фирм с электрокарами, а также подводных камнях на пути развития таких сервисов.

Какова ситуация с электромобилями в России сегодня

По информации Автостата, в первом полугодии 2023 года в стране зарегистрировали 4449 автомобилей на электротяге (гибриды не учитывались), что в 3,5 раза превышает аналогичный прошлогодний период и в 2 раза — весь 2022 год. Сегодня число электрокаров в России превышает 26 тысяч единиц, тогда как два года назад «электричек» в стране было в два раза меньше — чуть более 12 тысяч.

Как видим, «зеленые» машины все чаще интересуют россиян, хотя прирост электрокаров не такой значительный, как в Китае, Европе или США, где граждане интенсивнее пересаживаются на электротранспорт. Например, в 2023 году в Поднебесной ожидается увеличение рынка электрокаров на 30%, а общие объемы продаж должны превысить 5,2 миллиона экземпляров. Как видим, до восточных соседей нам еще очень далеко, даже с учетом того, что Китай превосходит Россию по численности населения в 10 раз.

В любом случае электротранспорт в нашей стране развивается, и одним из драйверов развития могут стать службы каршеринга и такси. Сегодня многих отечественных предпринимателей интересует, как открыть таксопарк с нуля, причем именно с использованием экономичного и экологически чистого транспорта.

Преимущества электромобилей в таксопарках и каршеринге

Электрокары привлекательны для бизнеса по многим причинам, именно поэтому они все чаще используются не только для пассажирских перевозок, но и в качестве коммерческого транспорта. Расскажем об основных преимуществах «электричек».

Существенная экономия на топливе. Наши эксперты подсчитали, что если пользоваться электрическим транспортом, то можно снизить расходы на жидкое топливо более чем в 5 раз. Регулярное использование машины в том же такси позволит отбить около половины ее стоимости за три года. Конечно, многое зависит от первоначальной цены модели и ежедневного пробега, но факт остается фактом — электромобили в такси окупятся, причем достаточно быстро.

Обеспечение экологической безопасности. Жители городов-миллионников не понаслышке знают, что такое смог и грязный воздух. Именно поэтому российские власти стремятся активно развивать в крупных городах электротранспорт, который способствует нормализации экологической обстановки и снижению выброса вредных веществ от сжигания жидкого топлива. Мэр столицы Сергей Собянин так и говорит: «90% экологических проблем Москвы связаны не с фабриками и заводами, а с миллионами автомобилей, которые ежедневно выезжают на улицы города». Переход на «зеленый» транспорт, в том числе в такси и каршеринге, позволит улучшить ситуацию.

Электрокары могут стать драйвером для развития бизнеса в такси и каршеринге. Источник фото: сайт trashbox.ru

Низкие затраты на техобслуживание. Известно, что в электромобиле примерно в 10 раз меньше деталей, чем в машине с двигателем внутреннего сгорания. Поскольку в конструкции электрокаров не так много узлов и агрегатов, то снижаются операционные расходы на техобслуживание, ремонт деталей и замену запчастей, что повышает маржу и прибыль. Например, в «электричках» нет коленчатого вала, поршней, топливного бака, свечей, фильтров, выхлопной системы и прочих деталей, которые необходимо обслуживать на машинах с ДВС. Соответственно, электрокары реже ломаются и не требуют частого сервисного обслуживания.

Возможность улучшить имидж и репутацию. Наши соотечественники все чаще следуют популярным экотрендам, поскольку многих беспокоит экологическая безопасность не только в родном городе, но также в стране и даже на планете. Если при создании таксопарка или службы каршеринга позаботиться о приобретении «зеленых» машин, то можно заслужить доверие и внимание со стороны граждан, заинтересованных в инновационных и экологичных решениях. Даже если человек с безразличием относится к охране окружающей среды и бережливому отношению к природе, его могут привлечь передовые технологические решения и незнакомые ранее опции. Электромобили точно привлекут внимание клиентов и поспособствуют повышению имиджа транспортной компании.

Повышение уровня комфорта для пассажиров. Лучшие китайские электромобили и западные модели предлагают салоны с повышенным комфортом для пассажиров. Такие авто отличаются просторным удобным салоном, отсутствием шума, наличием климат-контроля, возможностью пользоваться мультимедийной системой, различными технологиями и фишками во время поездки и так далее. Если стоимость сервиса будет примерно одинаковой на разных типах автомобилей, то клиент, скорее всего, предпочтет современный высокотехнологичный электрокар, а не стандартную легковушку с ДВС, где из удобств разве что кондиционер (и то не всегда).

Эти и другие преимущества электромобилей по сравнению с привычными машинами делают их привлекательными для предпринимателей, которые рассматривают каршеринг или таксопарк как бизнес. Но где же подводные камни, спросите вы. А они, конечно, тоже есть.

Что может помешать использованию электрокаров в такси и каршеринге и как с этим справиться

Если предприниматель решит открыть таксопарк или сервис каршеринга, то первой преградой, с которой он столкнется, станут расходы на покупку электромобилей. Машины на электротяге стоят дороже аналогов с ДВС, и, чтобы купить электрокары для бизнеса, понадобятся солидные инвестиции. Понятно, что со временем затраты с лихвой окупятся, но первоначально эти средства придется где-то искать. Например, некоторые автодилеры предлагают машины в лизинг, что может стать решением для предпринимателей.

Если сегодня можно приобрести новую «Весту» за условный миллион рублей, то за тот же китайский электромобиль BYD D1, созданный специально для такси и каршеринга, предстоит выложить уже около трех миллионов. Конечно, есть и более дешевые, и очень дорогие модели, которые сегодня используются для развоза пассажиров.

Хэтчбек BYD D1 мы привели в пример по той причине, что он как раз таки может успешно использоваться для пассажирских перевозок. Модель обладает формфактором компактвэна и отличается большей вместительностью, чем популярные сегодня автомобили в такси: Lada Vesta, Hyundai Solaris и Volkswagen Polo. В китайском авто предусмотрена задняя правая дверь слайдерного типа, что очень удобно при посадке. В салоне расположена мультимедийная система для развлечения пассажиров, пространство для ног увеличено, а сидения можно регулировать как угодно.

Еще одна особенность «китайца» — наличие системы помощи водителю. Эта технология следит за состоянием человека за рулем, и если он уснул, то система посылает специальные сигналы и останавливается. Так обеспечивается безопасность пассажиров, поскольку уставший водитель, нарушивший режим труда (что часто бывает в такси), не заснет во время езды и не совершит ДТП. Конечно, такие автомобили привлекут клиентов и удовлетворят их самые высокие запросы.

Допустим, электротаксопарк укомплектован. А как обстоят дела с зарядными станциями? Сегодня ситуация такова, что в Москве или Санкт-Петербурге проблемы с зарядками уже не стоят так остро, как еще несколько лет назад. Их количество постоянно увеличивается, что создает благоприятные условия для развития электротранспорта в этих городах. Например, в столице электромобиль можно зарядить на специальных станциях, в том числе от компаний, поддерживающих программу «Энергия Москвы». Сделать это также можно на муниципальных городских стоянках, парковках жилых комплексов, бизнес-центров и супермаркетов. Кроме этого, зарядки доступны на традиционных АЗС, где установлены специальные устройства для электрокаров.

Китайский электромобиль BYD D1 создан специально для такси и каршеринга. Источник фото: сайт wiki2.org

А вот в регионах ситуация не такая радостная, здесь поставить электромобиль на зарядку можно далеко не на каждом углу. Впрочем, ежегодно количество зарядных станций увеличивается по всей стране, то есть развитие этой инфраструктуры до должного уровня — вопрос времени.

Как говорят сами таксисты, которые какое-то время развозили пассажиров на электромобилях, серьезная помеха в работе — даже не количество зарядных станций (в крайнем случае можно подзарядиться и от домашней розетки в 220 Вт), а время, которое необходимо потратить на зарядку. Если грамотно организовать рабочие процессы, то можно решить и этот вопрос, чтобы электротакси простаивало минимальное количество времени. Например, можно спланировать зарядку таким образом, чтобы батарея пополнялась в те часы, когда количество заказов падает: с 1:00 ночи до 6:00 утра. То есть нужно грамотно планировать свое время.

Действительно, заряжать электрокар придется дольше, чем заправлять авто на жидком топливе. Но не стоит забывать, что на одной зарядке современная «электричка» способна проехать приличное расстояние. Запас хода того же BYD D1 составляет 418 км по паспорту, и это далеко не самый лучший результат среди электрокаров, которые можно использовать в такси. Например, автономность некоторых моделей составляет около 1000 километров.

Кстати, заряжая электромобиль ночью, также можно сэкономить на стоимости электроэнергии, поскольку некоторые энергетические компании делают ночные тарифы более дешевыми (экономия может доходить до 20%). Если рассматривать таксопарк как бизнес, то все нюансы имеют значение, в том числе зарядка электротакси по самым выгодным тарифам.

Многих предпринимателей также волнует вопрос со сроком службы батареи электромобиля, которая считается годной для эксплуатации, когда ее емкость не ниже 80% от первоначальной. К сожалению, пока не существует статистики, которая бы показала, какой пробег должен пройти электрокар в такси до такой деградации аккумулятора. Если батарею по какой-то причине придется менять, то это, конечно, удовольствие не из дешевых. Но есть и обнадеживающий момент. С каждым годом аккумуляторы в электромобилях становятся все более емкими, эффективными и надежными, поэтому китайские производители предоставляют на них пожизненную гарантию.

Еще один момент, который настораживает предпринимателей, желающих открыть таксопарк или каршеринг с электрокарами, — малое количество автосервисов, способных обслужить «электрички» на должном уровне, особенно если модель достаточно редкая и пока не знакомая автомеханикам. Но эта проблема также временная, поскольку спрос рождает предложение, и в ближайшее время автосервисы, желающие получать прибыль от обслуживания электромобилей, будут нанимать и обучать соответствующих специалистов.

Что касается времени на восполнение энергии аккумулятора, то на медленных станциях процесс займет около пяти часов, на быстрых — полчаса, если заряжать батарею с распространенной емкостью в 50 кВт/ч с 20 до 100%. Питаясь от домашней розетки, придется потратить на этот процесс порядка десяти часов. Получается, что снизить время простоя электротакси можно в том случае, если обладать постоянным доступом к мощным зарядным станциям. Но далеко не у всех существует такая возможность. Что поможет исправить ситуацию?

Почему важна помощь государства в развитии электротранспорта в России

Для развития такси и каршеринга на электромобилях в России не обойтись без помощи государства, которое может предоставить таким сервисам льготные тарифы на электричество, субсидировать установку зарядных станций нужной мощности в удобных местах. Только в этом случае станет возможно открыть таксопарк или каршеринг, способный конкурировать на рынке перевозок пассажиров. Кроме этого, правительство должно заниматься расширением инфраструктуры зарядных станций, сервисов по ремонту и техническому обслуживанию электротранспорта.

Конечно, государство уже предпринимает шаги по развитию транспорта на электротяге. То же проект «Энергия Москвы» направлен на внедрение передовых технологий и решений, позволяющих повысить энергоэффективность города, сократить выбросы вредных веществ в окружающую среду за счет использования «зеленых» транспортных средств.

Правительству важно понимать, что электротакси и каршеринг также являются частью общественного транспорта, перевозящего граждан вместе с метро, троллейбусами и автобусами. И если стоит задача улучшить экологию, развивая использование возобновляемых источников энергии и сокращая выбросы парниковых газов, то нужно создать соответствующую инфраструктуру, предложить льготные тарифы, субсидии на покупку машин и прочую помощь, в том числе для такси и каршеринга.

Постепенно такие меры уже реализуются. Например, с этого года при покупке электрокара отечественного производства компенсируется четверть его стоимости, но не более 625 тысяч рублей. Во многих регионах страны отменили транспортный налог на «электрички», а с 1 марта водителям электрокаров не нужно платить за пользование платными дорогами и некоторыми парковками. Такие меры однозначно способствуют развитию экологически чистого транспорта в стране и его популяризации среди населения, которое (особенно в регионах) относится к новинкам пока еще с некоторой долей скепсиса.

Где сегодня используются электромобили для такси и каршеринга

В зарубежных службах пассажирских перевозок электрокары активно используются уже более десяти лет. В России первые попытки внедрить «электрички» в такси отмечены в 2013 году, когда администрация Ставропольского края объявила об использовании моделей Lada Ellada в курортном Кисловодске. Тогда АвтоВАЗ предоставил региону пять электрокаров, но вследствие разногласий с местной администрацией дальнейших поставок не было. Кроме того, ответственные лица не организовали создание инфраструктуры зарядных станций, а трех зарядок на весь Кисловодск явно не хватало.

Сегодня электротакси курсируют во многих российских городах, иногда как единичные случаи. Крупным проектом можно назвать появление в начале 2023 года электрокаров в Нижнем Новгороде, где их можно заказать через приложение «Яндекс.Такси». Проект реализует компания Hyper, входящая в «Роснано», по соглашению с правительством Нижегородской области. Инвестор закупил 180 электромобилей российского бренда Evolute i-PRO и в течение 2023 года планирует приобрести еще сотню.

В Нижнем Новгороде презентовали первое в России электротакси. Источник фото: сайт nizhny800.ru

Москва также наращивает количество транспорта на электротяге. К концу текущего года в столице будут курсировать 2000 электрокаров «Москвич» для такси и каршеринга. Как отметил в своем телеграм-канале Сергей Собянин, заключено соглашение с «Яндекс.Такси» на поставку пяти тысяч кроссоверов, из которых две тысячи оснащены электромотором. «Это один из крупнейших контрактов в мире по поставкам электромобилей для такси и каршеринга, вклад в улучшение экологии и хороший пример для других городов», — говорится в сообщении мэра Москвы.

Кроме этого, столичное правительство в будущем планирует производить электрокар «Москвич 3е» полностью из российских компонентов. До конца года с конвейера должны сойти 10 тысяч «Москвичей» на электротяге. Кстати, по информации EADaily, Первопрестольная уже стала лидером среди европейских столиц по числу курсирующих электробусов, количество которых скоро удвоится.

Можно сказать, что Москва показывает достойные результаты не только в Европе, но и во всем мире в сфере развития электротранспорта. Регионам, конечно, пока далеко до таких показателей. Для развития сервисов такси и каршеринга по всей стране не обойтись без поддержки государства. Здесь не нужно придумывать велосипед — достаточно посмотреть на опыт Китая, где правительство внедряет ряд мер для активного развития электрического транспорта.

Поддержка отрасли должна включать дальнейшее предоставление субсидий и налоговых льгот, снижение налогов на электромобили, расширение зарядной инфраструктуры, установку квот на производство машин, регулирование количества вредных выбросов, инвестирование в исследования и разработку в области электротранспорта и так далее.

Только в этом случае наши соотечественники смогут оценить все преимущества электротранспорта в ближайшие годы и пересесть на электрокары (пусть даже в качестве пассажиров), чтобы не отставать в этом плане ни от западных, ни от восточных соседей. Использование электромобилей в такси и каршеринге — это не только шаг к улучшению экологии, но также экономически выгодное решение и комфорт для водителей и пассажиров.

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!


Больше по теме