Я основала свою экспертную лабораторию, занимающуюся аутентификацией искусства, в момент, когда это было особенно выгодно: в период кризиса на рынке ценных бумаг и роста интереса инвесторов к искусству. Передо мной стояли задачи — сформулировать для клиентов ценностные предложения, которые бы отличали мою лабораторию от старейших игроков, выйти на рынок без демпинга.
Я получила аккредитацию эксперта по культурным ценностям Министерства культуры. Аккредитация дает право на экспертную деятельность. В 2024 под моим руководством было проведено более 60 экспертиз, средний чек составил 200 000 рублей. Среди интересных заказов — работа с произведениями Анатолия Зверева, Владимира Немухина, Льва Кропивницкого, Куно Амье, Владимира Бехтеева и Владимира Татлина.
Успешному старту в новом бизнесе способствовала четко продуманная маркетинговая стратегия, ставка на продуктовый подход и как следствие — повышение качества экспертных заключений.
Что я сделала:
- Изучила рыночные тренды.
- Изучила конкурентную среду.
- Изучила мнения заказчиков.
- Вложила средства в оборудование и привлекла к сотрудничеству специалистов из смежных областей.
- Сформулировала ценностные предложения.
- Запустила рекламу.
Бизнес в условиях кризиса: внешняя среда
В 2024 российский рынок акций показал падение. К середине ноября индекс Мосбиржи падал до уровня 2630 пунктов. Объёмы торгов на снижении росли. На рынке облигаций также наблюдался спад: цены снижались, поскольку ключевая ставка Банка России росла. Прогноз ЦБ по инфляции в 2025 году равен 4,5-5%, прогноз Минэкономразвития — 4,5%. Всё это — почва для развития бизнеса в области альтернативных инвестиций.
До роста ипотечных ставок перспективным направлением альтернативных инвестиций считалась недвижимость. Но российский рынок недвижимости показал падение. По данным Газпромбанка первые полгода 2024 года стали периодом снижения спроса на жилье на 25-35%. Инвесторы стали уделять больше внимания рынкам драгоценных металлов, драгоценных камней и искусства.
Вопрос о надежности рынка искусства и перспективах его инвестиционном потенциале, остается открытым. Коллекционеры регулярно обращаются ко мне с вопросами: стоит ли продавать или, наоборот, покупать ценные произведения? Как эксперт, в 2024 я советовала приобретать искусство и не спешить с его продажей на аукционных платформах, успех которых определяется стратегией демпинга. Ценные произведения можно найти за 100, 200 тысяч рублей. Вопрос — в их подлинности.
В 2024 году спрос на экспертные услуги по аутентификации искусства вырос в три раза по сравнению с предыдущим годом, что открыло новые возможности для развития бизнеса. У коллекционеров появился стимул проверять подлинность произведений, импортировать ценности из-за рубежа и возвращать в Россию целые собрания искусства.
Конкурентная среда
При запуске нового направления бизнеса я провела анализ конкурентов и изучила материалы в СМИ, включая публикации об уголовных делах. Были случаи, когда экспертов с опытом в музейной сфере привлекали к ответственности, в том числе за мошенничество.
В 2015 в The Art Newspaper вышла статья, в которой рассказывалось о преступлениях на арт-рынке. Например, о шокирующим снятии с торгов Sotheby’s полотна Ивана Шишкина «Пейзаж с ручьем», которое, невзирая на подтверждение подлинности от Государственной Третьяковской галереи, оказалось подретушированной работой голландского художника Маринуса Адриана Куккука. Упоминается расследование «дела Преображенских», когда в частной коллекции обнаружились десятки поддельных картин, в том числе передвижника-пейзажиста Александра Киселева. Уважаемый сообществом эксперт Владимир Петров вынужден был отозвать два десятка своих экспертиз. В 2016 вышел каталог подделок произведений живописи, общая стоимость которых может превышать $100 миллионов. В эти же годы в СМИ появилась информация о «Деле Баснер» — уголовное делопроизводство (2012—2015) и судебный процесс (2015—2016) по обвинению Елены Баснер (а она работала в 1978—2003 годах в Русском музее) в мошенничестве при продаже в июле 2009 года поддельного рисунка художника Бориса Григорьева «Парижское кафе». Елена Баснер была оправдана по обвинению в совершении преступления.
Отголоски криминального прошлого звучат и в 2024, хотя арт-рынок начинает очищаться от мошенников. Это связано как с появлением новых технологий, так и с правовыми изменениями. Но проблемы есть, и их много. Ко мне обращались коллекционеры и инвесторы, которые приобретали искусство в 90-х и «нулевых» годах — в период всплеска преступлений, связанных с подделками. И да, в их коллекциях нашлись подделки, верифицированные экспертами старейших лабораторий.
Анализ экспертных заключений, в которых верифицированы подделки, показал, что:
- Даже научные сотрудники музеев с многолетним опытом могут ошибаться.
- Частой причиной ошибок становится уверенность в своем опыте, как следствие — пренебрежение работой с архивами (или фактчекингом). Пример ошибки: научный сотрудник в своем экспертном заключении ссылается на выставку в Санкт-Перербурге, которая на самом деле проводилась в Москве).
- Пренебрежение онлайн-технологиями и ИИ: даже поиск по картинкам в Google Lens может опровергнуть выводы экспертного заключения.
После скандалов 2014 — 16 гг. эксперты перестали пренебрегать методом технико-технологической экспертизы, что повлекло за собой спрос на услуги научных лабораторий, но старшее поколение все еще пренебрежительно относится к поиску по архивам, полагаясь лишь на сравнительный и стилистический анализ.
Лабораторные исследования — особая тема. До приобретения собственного оборудования и привлечения к сотрудничеству экспертов из смежных областей (химиков, биологов, оптиков) я столкнулась с трудностями, а именно — с ситуацией, когда другие участники рынка отказывались предоставлять мне платные услуги технико-технологической экспертизы (или же назначали цены выше прайса на 30 — 40%). В большинстве случаев навязывали мне же искусствоведческую экспертизу, которую я провожу сама.
Я рискнула и инвестировала в собственное оборудование, а сейчас увеличиваю объемы рекламы. Эффективность выбора действовать подтвердилась откликами клиентов. Информацию о других участниках рынка, которую мне предоставили, я использовала для укрепления своего бизнеса, усиления портфеля услуг и формирования уникальных ценностных предложений.
Формирование ценностных предложений
Решение проводить предельно тщательную экспертизу повлияло на тарифы. Стоимость моей экспертизы иногда дороже, чем у старейших организаций. Заказчики одно время считали это дерзостью — как так, без году неделю на рынке, и уже высокие тарифы? Чтобы развивать бизнес, необходимо было донести до клиентов значимость комплексной экспертизы искусства, объяснить свой подход к ценообразованию, рассказать о ценности своего подхода к аутентификации искусства.
Ценностное предложение №1. Ставка на комплексный подход. Подход к экспертизе аналогичен работе врача, который сначала ставит диагноз, а потом назначает методы лечения. Так и я: смотрю на произведения и определяю необходимые виды экспертизы — технико-технологическая, сравнительный и стилистический анализы. Совместно с коллегами, какое оборудование потребуется для каждого случая. Нужно ли закупать дополнительное? Привлекать ли химиков? Биологов? Других искусствоведов? Какие архивы изучить? В какие музеи обратиться?
В случае, если заказчик отказывается от полного комплекса необходимых работ, чтобы сэкономить, приходится отказываться от контракта. Нельзя подтвердить подлинность произведения XIX века, не подтвердив его возраст. А для подтверждения возраста нужна технико-технологическая экспертиза и кропотливая работа с архивами.
Несмотря на санкции, в Россию все еще привозят произведения искусства, приобретенные или полученные в дар в странах ЕС, в том числе произведения художников 1‑й волны эмиграции. Я наладила контакты с европейскими экспертами, включая директоров музеев (а это нелегко, учитвая текущую политическую ситуацию). К ним я могу обратиться, если мне понадобятся книги, каталоги или архивные материалы. В архивах можно найти информацию об исследуемых объектах и исторические сведения, подтверждающие, что такие объекты были как таковые. При необходимости к сотрудничеству привлекаются переводчики — один работал над рукописями на немецком языке.
Такой подход привел к необходимости установления высоких цен. Например, минимальная стоимость аутентификации ценных произведений искусства середины XX века составляет около 60 000 рублей, XIX века — 190 000 рублей. Это выше, чем у ряда конкурентов, но оправдано жестким контролем, затратами на приобретение специализированного оборудования и квалификацией.
Роль эксперта по культурным ценностям в 2020‑е изменилась: эксперт сегодня — не тот специалист, который будет бездумно ставить свою подпись на заключениях, лишь бы получить небольшой гонорар. Ценность качественных экспертных заключений растет. Состав аккредитованных экспертов Минкульта впечатляет: вреди них — преподаватели вузов, руководители музеев, предприниматели.
Ценностное предложение №2. Мобильность: в аэропорт — в любое время дня и ночи. Одна из проблем на рынке экспертизы искусства — недостаток мобильности среди экспертов. Кто-то не хочет никуда ехать в силу возраста. Кто-то работает в найме по графику 5/2, что ограничивает их способность оперативно реагировать на запросы провести экспертизу в зоне таможенного досмотра (искусство подлежит обязательному декларированию).
Не каждый специалист может срочно отправиться в аэропорт для оценки ввозимых культурных ценностей, вне зависимости от размера гонорара. Я приняла решение: выезжать в любое время и в любой аэропорт, при условии быстрого согласования стоимости услуг. Летом это решение принесло плоды.
Ценностное предложение №3. Выпуск NFT и RWA на платформе собственной разработки. Вместе с коллегами мы предлагаем дополнительные бонусы заказчикам экспертизы искусства. Среди них — выпуск RWA (real world assets) или NFT (невзаимозаменяемые токены), которые служат подтверждением подлинности произведения. У нас есть собственная NFT-платформа ArtCollecting.Fun на блокчейне Polygon, NFT-минтер и RWA-минтер для выпуска токенов на блокчейне Ethereum. Хэш моей электронно-цифровой подписи на экспертном заключении добавляется в запись на блокчейне. Если произведение заказчика продается, токен передается новому владельцу. Это дает нам конкурентное преимущество на рынке в условиях подогретого интереса коллекционеров к новым технологиям.
Ценностное предложение №4. Искусственный интеллект: экономия средств заказчиков. Мы используем искусственный интеллект для более продвинутого поиска аналогов произведений искусства по картинкам и видео, а он сложнее, чем Google Lens. Например, при анализе произведения, предположительно принадлежащего Серову, искусственный интеллект помог обнаружить его истинного автора — малоизвестного советского художника, работы которого обнаружились на YouTube: на видео показан каталог выставки, который перелистывает закадровый персонаж. Старейшая экспертная организация верефицировала Серова в «нулевые». Искусственный интеллект нашел подлинного автора.
ИИ позволяет сэкономить на дорогостоящей технико-технологической экспертизе и минимизировать риски фальсификации. Он не заменит экспертов, но будет помогать им в поиске и фильтрации данных.
Так как команда ArtCollecting вовлечена в web3-бизнес, то разработка ИИ-приложения для аутентификации искусства стала одним из приоритетов. Работа над ним началась в 2023 году. Я занимаюсь дата-сетами, которые собираются из баз эталонных произведений.
Результат: меньше возмущенных заказчиков, которые уверены, что платить за экспертизу нужно только в том случае, если подтверждается подлинность произведения. Тех, кто не считает работу по выявлению подделок работой, можно направлять к ИИ.
Несмотря на то что наше приложение еще находится в стадии разработки, я использую его для анализа данных. Быстро выявляю и проверяю ненадежную информацию.
Реклама — везде
Основой маркетинга стало формирование ценностных предложений. В объявлениях особое внимание я уделяла экспертизе в зонах таможенного контроля, спрос на которую резко вырос. Рекламные кампании охватывали аудиторию в аэропортах, благодаря чему удалось привлечь как корпоративных клиентов, так и частных лиц, нуждающиеся в быстром и качественном проведении произведений через таможню.
Как оказалось, многие коллекционеры не осознавали необходимость декларирования искусства, и целевая реклама, настроенная на аудиторию аэропортов, помогала им быстро найти релевантные услуги в час Х.
В дополнение к активному продвижению, не ограничивающемуся использованием Яндекс.Директа, я применяла и другие инструменты маркетинга. Среди них — партнерская программа. Я предоставляю скидки для крупных корпоративных клиентов, банков и family offices, когда сумма одного заказа превышает 200 тысяч рублей. В этом году мои услуги нашли широкий отклик, благодаря высокому спросу и ограниченной конкуренции, де факто — дефициту на рынке экспертных услуг.
Масштабирование
Я воспринимаю развитие своего бизнеса как процесс увеличения коллекции эталонных образцов. Эталоны представляют собой изображения произведений искусства с подтвержденной подлинностью, обычно входящие в состав музейных коллекций. Чтобы пополнять нашу коллекцию, я поддерживаю связи с музеями по всему миру.
Директора зарубежных музеев часто заинтересованы в сотрудничестве, особенно если речь идет о русском искусстве. Это сотрудничество включает в себя обмен информацией, которую я могу найти в российских библиотеках, перевести и отправить им, что делает наше взаимодействие особенно продуктивным. Аналогичные услуги предоставляют мне.
Музеи также проявляют интерес к участию в экспериментальных проектах, включая разработку датасетов и обучение искусственного интеллекта, над чем мы сейчас работаем. Расширение нашей коллекции эталонов ускоряет процесс экспертизы, поскольку я всегда провожу сопоставление с эталонами для каждого заказа.
Опыт показывает: чем выше качество, тем выше спрос. Если вы предлагаете высокое качество, то не нужно будет снижать цены, чтобы получить заказы и выдержать конкуренцию.
Согласны ли вы с тем, что не стоит демпинговать даже на старте?