Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Зачем и как МСБ заниматься экопроектами


Экологические проблемы становятся все актуальнее, а следовательно, в их решении заинтересованы и обыватели, и государственные деятели. Разбирались на конкретных примерах, как малому и среднему бизнесу превратить источник проблемы в драйвер развития.

экология, мсб, экопроекты, ESG, раздельный сбор, пластик, алюминий, текстиль, Иван Гусаков
экология, мсб, экопроекты, ESG, раздельный сбор, пластик, алюминий, текстиль, Иван Гусаков

Иван Гусаков — автор статьи, управляющий партнер и один из основателей компании Ecoplatform

Иван Гусаков — автор статьи, управляющий партнер и один из основателей компании Ecoplatform

Потребитель голосует рублем: почему малому и среднему бизнесу выгодно вкладываться в экологические проекты

Согласно исследованию НАФИ, порядка 25% участников опроса считают, что экологическая обстановка в местах, где они проживают, нуждается в улучшении. Принимать меры, направленные на оздоровление окружающей среды, по мнению 71% респондентов, должен бизнес, а также общественные и государственные институты. При этом отдельные экопривычки также постепенно становятся нормой жизни.

В ходе исследования NielsenIQ выяснилось, что экомаркирока — важный критерий при принятии решения о покупке примерно для трети россиян. Они изучают информацию, подтверждающую экологическую безопасность того или иного товара на протяжении всего его жизненного цикла. Еще важнее для бизнеса то, что более 50% покупателей уже сейчас готовы доплачивать, если продукт снабжен экомаркировкой. Если же такого знака нет, то 26% откажутся от покупки.

Другое исследование показало, что 82% респондентов были бы готовы платить больше за экологически безопасную упаковку даже при ухудшении экономической ситуации, среди молодых потребителей (18–24 года) этот показатель еще выше — 90%. В таких условиях экологические проекты становятся для МСБ очевидной рыночной нишей.

Налоги, акселераторы и ESG: как экологичность создает конкурентные преимущества

Сегодня развитые государства стремятся к экономике замкнутого цикла. Ее классический принцип RRR (reduce-reuse-recycle) открывает для предпринимателей много возможностей: использование энергосберегающих технологий значительно снижает затраты на электроэнергию и воду, а определенные секторы экологической индустрии, такие как производство биоразлагаемых материалов или обработка и утилизация отходов, могут оказаться очень успешными.

Важную роль в привлечении инвестиций играет также управление компанией на основе принципов ESG (Environmental, Social and Corporate Governance). При таком подходе учитывается то, насколько организация и ее сотрудники вовлечены в решение экологических, социальных и управленческих вопросов. По разным оценкам, сегодня более 20 трлн USD, или около четверти всех находящихся в трастовом управлении мировых активов, управляются с учетом ESG.

Внедрение соответствующих практик поддерживает и банковская сфера, корректируя в зависимости от ESG-развития компании условия предоставления кредитов и других финансовых продуктов. Так, по данным исследования, уже в 2021 году треть ведущих российских банков при оценке заемщиков руководствовались в том числе ESG-метрикой, а еще 20% сообщили о намерении сделать это. Таким образом, малый и средний бизнес, который придерживается ESG-принципов, имеет больше шансов на сотрудничество с крупными партнерами.

Зеленый свет зеленым проектам

Организации, реализующие ESG-проекты, могут претендовать на так называемое зеленое финансирование — стимулирующие меры поддержки, среди которых кредиты на особых условиях, облигации, субсидии и многое другое. Претендовать на них могут те компании, деятельность которых ведется с учетом критериев ESG. Сейчас в РФ на соответствие этим параметрам оценивают Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА), Национальное рейтинговое агентство (НРА), подразделение Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и «Эксперт РА». Единую для всех систем методологию оценки предлагает на данный момент Банк России.

Однако МСБ пока внедряет ESG-практики недостаточно активно. Большинство участников масштабного международного опроса, который провела в 160 странах организация United Nations Global Compact, не видят значительных преимуществ этих программ, ассоциируя их с необязательными расходами. Причем такие представления в основном характерны для компаний с оборотом до $25 млн, в то время как среди компаний с оборотом более $1 млрд внедряют практики в области устойчивого развития уже 94%. А ведь, по данным Еврокомиссии, 63% всех мировых выбросов СО2 образуют именно МСБ, оказывая тем самым негативное влияние на окружающую среду.

Как реализовать экопроекты (желательно без больших затрат)

Экологические инициативы, придуманные небольшими компаниями, зачастую помогают партнерам из крупного бизнеса быть более ESG-ориентированными — выбирать более «экологичных» поставщиков и подрядчиков, решения которых позволяют ему улучшить собственную КСО- и ESG-отчетность. В РФ уже есть примеры бизнеса, построенного на экологических потребностях.

Например, российская компания Ecoplatform с 2019 года создает инфраструктуру для сбора и вторичного использования отходов. Компания специализируется на производстве фандоматов — оборудования для приема пластиковой и алюминиевой тары, а также боксов для сбора одежды и текстиля (проект «Не просто вещь»).

Собранное вторсырье поступает на переработку, а затем к производителям — для выпуска новых бутылок, упаковок, текстильной продукции, мебели и предметов для дома или сада, одежда идет на ветошь и интересные апсайклинг-проекты: новая одежда, сумки, сувениры и др. За сданное вторсырье пользователи получают баллы, которые могут потратить в программе лояльности. Компания установила уже более 850 фандоматов по всей России и привлекла в программу лояльности 400 000 пользователей и крупных компаний-партнеров, включая РЖД, компании-девелоперы, крупные торговые сети, онлайн-кинотеатры и другие сервисы. Боксы «Не просто вещь» и фандоматы устанавливаются в ПВЗ крупного маркетплейса и других городских локациях и служат дополнительной точкой притяжения для покупателей. Фандомат для сбора пластика или бокс для одежды — один из самых легких способов сделать свой бизнес более экологичным, ведь производитель берет всю логистику собранного сырья до пунктов переработки на себя. Кроме того, для партнеров аппараты становятся еще и маркетинговым инструментом — брендируя установку, компании существенно повышают рекламный потенциал, увеличивают лояльность клиентов и укрепляют ESG-составляющую бренда.

Есть и другие приемы, например, компании могут стать организатором раздельного сбора у себя в районе. Это повысит узнаваемость детского центра или пекарни и поможет отстроиться от конкурентов. Для этого нужно обратиться в профильную организацию, а затем определить дату и время акции и анонсировать ее для жителей района. Бизнес, который связан с продуктами питания (кафе, магазин или производство), может участвовать в движении фудшеринга — сегодня оно делает в России первые, но уверенные шаги.

Проект «Посади лес» и вовсе сделал бизнес на волонтерской онлайн-платформе. На сайте за небольшое пожертвование можно купить возможность посадить дерево. Волонтеры партнерского движения ЭКА выезжают на нужную территорию и укрепляют в земле саженец, жертвователю присылают GPS-координаты и специальный сертификат. А бизнесу компания продает возможность компенсировать свой углеродный след и получить сертификат СО2-нейтральности. Таким образом компания восстанавливает леса в России и зарабатывает деньги на организацию работы волонтеров, вознаграждение сотрудникам и другие расходы.

Больше 50% потребителей — за: будущее экобизнеса

Тенденции развития экологического бизнеса весьма обнадеживающие. Эксперты прогнозируют устойчивый рост спроса на экологические товары и услуги в ближайшие годы. Более того, обновление и совершенствование бизнес-моделей с учетом экологической перспективы может стать одним из ключевых факторов успеха в будущем. По данным NielsenIQ Consumer & Shopper insights, в последние годы отмечается рост популярности идей устойчивого потребления. Кроме того, россияне склонны поддерживать экологические и соответствующие ESG-принципам компании: экофонды и инициативы в этой области поддерживают 52% респондентов, а 59% более лояльны к тем брендам, которые уделяют внимание вопросам охраны окружающей среды.

Итак, экологические проекты предоставляют много возможностей для малого и среднего бизнеса в России и мире. Если предприятия будут осознанно развивать экологическую направленность, они смогут привлечь больше клиентов, инвесторов и научиться эффективно использовать ресурсы.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Иван Гусаков
Иван Гусаков

Какие примеры эффективных экологических инициатив, предложенных бизнесом, знаете вы? Расскажите о них в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации