ESG — это аббревиатура, которую с английского можно расшифровать как «экология, общество и управление». Это набор принципов, которые определяют устойчивое развитие бизнеса.
E — environment, ответственное отношение к окружающей среде.
S — social, социальная ответственность. Речь о работе с обществом в целом, с клиентами и со своими сотрудниками. Соблюдение трудовых норм, условий труда, качественное обслуживание и безопасность. Сюда же относят благотворительность.
G — governance, уровень и стандарты управления. Бизнес должен вести прозрачную работу, обеспечивать сохранность данных клиентов, платить белую зарплату и не заниматься коррупцией.
ESG — не строгие правила, а подход к ведению бизнеса. Руководитель выясняет, чего хотят сотрудники, поставщики, клиенты и инвесторы, и только после этого разрабатывает стратегии.
Компания «Три дивана» делает мебель и стремится работать по ESG. Для этого она использует долговечную древесину и следит за качеством продукта, чтобы одним стулом пользовались минимум два поколения. Древесину покрывают натуральными лаками и красителями на водной основе, чтобы не допустить аллергических реакций. Компания оптимизировала операционные процессы, чтобы экономно расходовать сырье.
Раньше компания выбрасывала все отходы в общий бак на восемь кубометров и переплачивала за вывоз мусора. В контейнере было много картона и габаритных обрезков древесины: половину емкости составлял воздух. Теперь фирма сортирует отходы, компактно складывает макулатуру и продает. Обрезки дерева превращает в опилки и делает более дешевую мебель из ДСП.
Три дивана сделала систему обучения, конкурентную зарплату и ДМС для сотрудников. Мебельщики хотят работать в компании — она может выбирать мастеров и дизайнеров новой мебели. Фирма ведет прозрачную отчетность, поэтому у нее не бывает проблем с законом.
В итоге у Трех диванов хорошая репутация и качественный продукт. Ее клиенты готовы платить за долговечную и безопасную мебель. Производство оптимизировано, на нем занят квалифицированный персонал, поэтому работа идет эффективно. Потери времени и процент брака минимальные — бизнесу не нужно торговать с большой наценкой.
Компании следуют ESG не из абстрактных высших целей, а потому, что это выгодно.
В 2022 году российские компании потратили на экологию 1,1 трлн рублей — это на 12,2% больше, чем в 2021 году. Около 70% затрат бизнес направил на обеспечение работы систем фильтрации и очистки воды и воздуха и на защиту природы от промышленного воздействия. Остальные 30% вложили в строительство и модернизацию природоохранной инфраструктуры.
В 2022 году появился «зеленый» стандарт строительства многоквартирных домов, ужесточились требования к работе с отходами, а бизнес, который выпускает продукты из переработанного сырья, получил господдержку.
Зачем бизнесу ESG
Публично заявляют о работе по принципам устойчивого развития — ESG — в основном крупные компании, однако этот подход актуален для любого бизнеса.
Повышается устойчивость бизнеса. Если вы делаете экотовары, они не перестанут быть актуальными — общий спрос на этот сегмент будет лишь расти.
У компании, которая производит фильтры для очистки рек, не закончатся заказы: если не брать во внимание кризис начала 2022 года, в России потребность в таких фильтрах только растет.
Более устойчивым становится и бизнес, не связанный с экологией напрямую.
Магазин продает бытовую технику и делает акцент на низком водо- и энергопотреблении ваших товаров. Для некоторых клиентов это станет решающим фактором: в следующие годы они будут отдавать за воду и электричество меньше, чем могли бы.
Другой пример: ваш основной канал продаж — маркетплейсы. Если вы торгуете оригинальным товаром, пользователи отметят это. А в карточках конкурентов будут ругаться на «паленый» продукт.
Улучшается маркетинговое позиционирование. Клиенты будут считать вас ответственным бизнесом, который не загрязняет природу, помогает людям и животным. Спрос россиян на экологичность растет. Бизнес может использовать это, чтобы привлечь клиентов.
В 2021 году исследователи НИУ ВШЭ опросили 5000 россиян и узнали, что 40% из них важна экологичность товаров, которые они покупают. Причем 51% опрошенных предпочитает покупать товары у социально ответственных компаний. В основном на экологичность обращают внимание россияне от 18 до 24 лет. Среди них каждый третий в течение 12 месяцев отказывался от покупок по экологическим, социальным или политическим причинам. С увеличением возраста доля отказывающихся падает: среди людей старше 65 лет доля отказавшихся от покупки в два раза меньше.
В начале 2022 года спрос на экотовары среди россиян был в три раза выше, чем в начале 2021 года. Продажи товаров с маркировкой «экологичный» выросли за год в десять раз. В январе 2022 года россияне купили в восемь раз больше экосумок, чем в январе предшествующего года.
В конце 2022 года аналитический центр НАФИ выяснил, что 70% потребителей при выборе продуктов ориентируются на их натуральность и соответствие критериям здорового питания. 52% россиян обращают внимание на экологичность упаковки — можно ли ее переработать и сколько в ней пластика.
«Сейчас людям не хватает позитивных эмоций, хороших новостей. Поэтому очень хорошо работают рекламные акции, связанные с добрыми делами — экологией, помощью незащищенным слоям населения, бездомным животным. Ощущение сопричастности к чему-то доброму будет подстегивать покупать ваши товары и услуги.
Моя знакомая открыла приют для животных. И теперь несколько салонов красоты, кондитерских и кофеен перечисляют небольшую сумму в пользу приюта каждый месяц. Это удачно работает как реклама: бизнес говорит клиентам, что каждая покупка помогает животным в приюте».
Анастасия Митькина
Директор бизнес-юнита медицины и фармацевтики агентства Ingate
Благотворительные акции проводил Макдоналдс. Например, с каждой проданной картошки фри в течение дня один рубль пойдет на помощь больным детям. Люди видели, что Макдоналдс делает что-то хорошее, и это позитивно сказывалось на имидже компании.
Появляются дополнительные источники финансирования. ESG-бизнесу проще получить деньги от государства и банков. Государство может поддержать бизнес, который разрабатывает энергоэффективные технологии, строит энергоэффективные дома или обучает зеленым технологиям. Такой бизнес может получить налоговые льготы, гранты или помощь в выплате кредита.
Когда у бизнеса прозрачная система управления и чистая отчетность, банки охотнее дают ему кредиты — и под более низкий процент.
«Банки могут активно использовать экологические критерии для определения условий договоров. Например, есть понятие „зеленый заемщик“ — у кого процентная ставка, а также иные условия договора связаны с внедрением ESG-подходов. Для таких заемщиков условия бывают лучше.
Есть „коричневые заемщики“ — чья деятельность, по мнению банка и других структур, связана с нанесением значимого экологического вреда. Как правило, это предприятия химической и нефтехимической промышленности, добычи нефти, газа и иных полезных ископаемых, черной и цветной металлургии, электроэнергетики».
Татьяна Полякова
Руководитель отдела устойчивого развития Т-Банк
Треть крупнейших банков России уже оценивает заемщиков по ESG-метрике, еще 20% — планируют это сделать. В зависимости от уровня ESG-развития фирмы банки могут корректировать условия кредитов и других продуктов.
Повышает привлекательность бизнеса как работодателя. Бизнес, который платит конкурентную белую зарплату, заботится о комфорте и безопасности сотрудников, организовал прозрачную систему карьерного роста и обучения сотрудников, будет в глазах качественных специалистов хорошим работодателем. Такой бизнес может выбрать подходящего кандидата, а не нанимать того, кого не взяли в другие места.
Из-за качественного отбора растет средний уровень квалификации штата. Сотрудники делают работу быстрее, качественнее и могут предлагать пути развития бизнеса.
Повышается инвестиционная привлекательность. Некоторые западные инвестфонды ищут именно ESG-компании, чтобы вложить в них деньги. В Европе и Северной Америке стремление к экологичности у населения весьма высоко. Инвесторы некоторых фондов начали требовать от управляющих, чтобы те инвестировали только в ESG-компании. Поначалу это было прихотью инвесторов, а позже стало сильно влиять на рынок.
Инвестфонды начали искать ESG-компании для инвестиций. На спрос появилось предложение: бизнес понял, что при следовании ESG ему будет проще привлечь инвестиции.
Например, самый большой фонд национального благосостояния в мире — Государственный пенсионный фонд Норвегии — с 2019 года перестал инвестировать в угольные компании, а в 2019 году продал все акции нефтегазовых компаний в своем портфеле.
Это не единственный подобный случай. Из-за такой тенденции нефтегазовым компаниям стало труднее привлекать деньги, чем пять — десять лет назад.
Благотворительность уменьшает налоги. С 2020 года и физические, и юридические лица могут получить налоговый вычет за благотворительное пожертвование некоммерческим организациям — НКО. Если пожертвование делает ИП или компания, то вычет можно будет получить только при работе на общей системе налогообложения.
Чтобы деньги вернули, нужно, чтобы сумма пожертвования была не больше 1% от выручки за год. Вычет работает при пожертвовании социально ориентированным НКО из реестра — сейчас таких больше 47 000.
Как оценивают соблюдение ESG-принципов
К концу 2022 года в мире было 500 ESG-рейтингов, 100 наград и 120 собственных открытых стандартов ESG отдельных компаний. Единого общепризнанного перечня, какие нормативы должна выполнять ESG-компания, нет. Одними из самых авторитетных в мире считаются рейтинги RobecoSAM, Sustainalytics, MSCI, CDP, ISS, Vigeo Eiris, FTSE Russell и FTSE4Good.
Центробанк России в начале 2023 года предложил создать общую методологию ESG-рейтингов. Если предложение примут, то хотя бы в России оценка показателей ESG будет общепринятой.
Пока единых стандартов нет, одной из ключевых оценок ESG в России считают рейтинг Национального рейтингового агентства. Вот на что смотрит НРА:
Блок экологии:
- есть ли у бизнеса стратегия и экологическая политика, есть ли судебные процессы или штрафы за нарушения экологии;
- какое воздействие бизнес и его клиенты оказывают на окружающую среду;
- борется ли бизнес с изменением климата — позиция бизнеса, участие в международных и национальных инициативах;
- насколько эффективно бизнес использует ресурсы.
Социальный блок:
- социальные инвестиции — вкладывает ли бизнес деньги в развитие регионов присутствия, благотворительность, волонтерство;
- кадровая политика — есть ли ДМС для сотрудников, программы обучения, конкурентная ли зарплата, есть ли текучесть кадров;
- взаимоотношения с клиентами — как бизнес контролирует качество продукта, как продвигает идеи ESG среди клиентов;
- права человека — как бизнес регулирует этические вопросы, развиты ли инклюзивность, гендерный баланс, требует ли компания от своих клиентов соблюдать бизнес-этику и права человека.
Блок корпоративного управления:
- насколько прозрачна структура собственности, какая деловая репутация у владельцев бизнеса;
- есть ли долгосрочная стратегия в открытом доступе и есть ли в ней планы по внедрению ESG;
- соблюдает ли бизнес права и интересы собственников — компания должна проводить собрания участников, иметь прозрачную политику дивидендных выплат и не пренебрегать мнением миноритарных акционеров;
- как бизнес ведет внутренний контроль и аудит;
- насколько полно бизнес раскрывает информацию — финансовую и финансовую отчетность, насколько публикуемые данные соотносятся с реальным положением дел, а также как высока деловая репутация стороннего аудитора.
НРА оценивает соблюдение каждого пункта по шкале от 0 до 1. Затем агентство присваивает бизнесу рейтинг от С — слабый уровень интеграции ESG — до ААА — максимальный уровень.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Как внедрить ESG
Нет универсального рецепта, как вести бизнес по ESG — способы отличаются в зависимости от направления. Например, бренд обуви Timberland сотрудничает с производителем шин Omni United и делает подошвы ботинок из переработанных шин. Роснефть организовывает экспедиции для изучения и отслеживания популяций северных оленей, белых медведей и других животных. Тинькофф Банк давал 5% кэшбэка на покупки в супермаркетах, если клиент не покупал пластиковые пакеты в течение 30 дней.
Использовать принципы ESG может любой бизнес. Вот шесть рекомендаций, как начать их внедрять.
Не нужно слепо копировать западные тенденции. Общий тренд на экологичность есть и на Западе, и в России, но контекст и особенности разные. В Европе и США рынок экопродуктов и услуг уже сформировался. На нем пропорционально больше людей могут позволить себе траты на экологичные альтернативы. В России доходы населения и так были ниже, чем на Западе, а в 2022 году упали еще сильнее. Поэтому переплатить за экологичность сможет не каждый.
Начните с малого. Например, в качестве первого шага откажитесь от бумажных чеков. Вместо них в розничной торговле можно присылать электронные чеки в приложении, если клиент, например, показал дисконтную карту. Можно отправить чек и по электронной почте или в мессенджер.
Определите направление развития. Нужна долгосрочная стратегия бизнеса, в которой будет развитие в области ESG.
Не обязательно одновременно помогать спасать моря, бороться с вырубкой лесов и глобальным потеплением. Лучше поначалу определить одно направление, в котором вы будете развиваться. Например, сделать акцент на безотходном производстве.
Откажитесь от избыточной упаковки. Постарайтесь уменьшить размер упаковки — это сэкономит ваши деньги. В регионах удачнее использовать бумажную или картонную упаковку — если оператор по работе с отходами не переработает ее, вред экологии будет минимальным. Если вы знаете, что в вашем регионе налажена переработка пластика, можете использовать его.
Постарайтесь не использовать скотч. Например, IKEA заменяла его картонным замком, сделанным из самой коробки. Если без дополнительного крепежа не обойтись, можно использовать бумажный скотч на крахмальной основе. Для России это пока диковинка — клиенты оценят необычный способ сделать упаковку экологичнее.
Заявите о себе. Активная публичная позиция станет дополнительной рекламой. Можете участвовать в ESG-форумах и объединениях. Для этого нужно, чтобы ESG стало частью вашей корпоративной культуры — например, вы организовали экономию ресурсов в офисе и на производстве, сортировку мусора.
Важно, чтобы в первую очередь такой подход демонстрировали руководители, подавая пример подчиненным.
Вовлекайте аудиторию. Разместите на упаковке QR-коды с информацией о центрах переработки вторсырья или ссылки на экологические ресурсы. Вам практически ничего не придется делать — только изменить дизайн упаковки. Однако это покажет аудитории, что экология вам небезразлична.
Риски ESG — что может испортить репутацию
Если бизнес громко заявит, что он за экологию, это ничего не даст. Демонстративное следование ESG ведет к определенным рискам и может лишь ухудшить репутацию бизнеса.
Неискренность. Попытка обмануть потребителя — главная ошибка бизнеса, который хочет считаться ESG. Нельзя запускать экологические инициативы, в которые бизнес не верит, и транслировать ценности, которые на самом деле не разделяет. Такое притворство называют зеленым камуфляжем или зеленым пиаром.
Термины появились в 80-х в США, когда некоторые отели начали призывать постояльцев многократно использовать полотенца, а не сдавать их в прачечную. Клиенты не оценили такой способ сэкономить на стирке под видом заботы о природе.
В 2021 году несколько российских производителей начали выпускать питьевую воду в упаковке Tetra Pak.
На коробках писали: «Подготовь и сдай меня в переработку, сохрани природу». Это позиционировалось как экологичная замена одноразовым пластиковым бутылкам. Однако в России всего четыре завода по переработке Tetra Pak — вряд ли все эти коробки до них доберутся. Упаковка из нескольких слоев картона, полиэтилена и фольги на деле не безопаснее пластиковой. Рекламный ход не сработал, потому что потребители не поверили в искренность намерений производителей.
Игра на чувстве вины. Если бизнес делает социальную рекламу, она не должна быть обидной или оскорбительной. Аудитория должна хотеть присоединиться к защите экологии по своей воле, а не из-за чувства вины.
К примеру, в 2020 году российское отделение Гринпис обвинило женщин в загрязнении планеты одноразовыми средствами личной гигиены. Представители женских объединений раскритиковали такую позицию. Они обвинили «зеленых» в попытке пристыдить женщин за их биологию и за отсутствие достаточных мощностей для переработки мусора в стране.
Нарушенные обещания. Не стоит заявлять о зеленых инициативах, которые бизнес не собирается внедрять, и об экологичности товара, если он такой не обладает. В большинстве регионов есть увлеченные экологией активисты, которые внимательно следят за заявлениями бизнеса. И если компания публично пообещала помочь экологии и не выполнила — это обязательно заметят. Скандала не избежать, если разрекламированные экологические преимущества товара окажутся ложными. После этого клеймо зеленого пиара будет тяжело смыть.
Главное
- ESG — это аббревиатура, которая означает «экология, социальная политика и управление». Это набор принципов, который подразумевает устойчивое развитие бизнеса в каждом из трех блоков.
- Работать по ESG прежде всего выгодно самому бизнесу. Это помогает экономить на затратах, привлекать более квалифицированный персонал и снижать риск штрафов.
- Россияне вслед за мировым сообществом все больше переходят на осознанное потребление. К бизнесу, который заботится об экологии, клиенты относятся лояльнее — это становится маркетинговым преимуществом.
- Начать работать по ESG может любой бизнес. Можно начать с малого, например отказаться от лишней упаковки.
- Важно работать по ESG честно, а не заниматься притворством. Аудитория легко замечает попытку сэкономить, которую выдают за заботу о природе.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Какие элементы ESG вы используете в работе?