В последние годы рынок информационных технологий России сталкивается с кадровым голодом, который вызывает серьезные сложности для развития отрасли. Эта проблема имеет множество причин, начиная от резкого роста заработных плат до дисбаланса в квалификации персонала. Что конкретно происходит на рынке ИТ-труда, и какие шаги может предпринять работодатель, чтобы улучшить ситуацию в своей компании? Я, Юрий Гизатуллин, основатель ИТ-компании TIQUM, кадрового агентства it_smiles и стартапа «Йорта», расскажу об этом специально для «Бизнес Секретов».
Что происходит
Рассмотрим основные тренды рынка труда в российском ИТ-секторе.
Резкий рост заработных плат. Одной из заметных тенденций является значительное увеличение заработных плат, особенно на фоне экономических изменений. Например, зарплата системного аналитика middle-уровня может достигать 300 тысяч рублей в месяц. Эта тенденция обусловлена не только внутренней потребностью рынка, но и глобальной конкуренцией, которая заставляет компании повышать предложения, чтобы удержать или привлечь специалистов.
В Tiqum за последние 4 года произошел кратный рост зарплат у программистов: от двух до четырехкратного повышения по некоторым позициям, например для системных аналитиков. Решение проблемы было только финансовое. По тем позициям, по которым «математика» складывалась, мы шли на уступки и поднимали зарплату, а там, где уходили в минус — расставались с сотрудниками. Так мы закрыли одно из интересных направлений в компании — отдел по экспресс-сайтам.
Влияние крупных продуктовых компаний. Большие продуктовые компании с «безлимитными кошельками» — по сути, неограниченными средствами на найм и удержание персонала, оказывают значительное воздействие на рынок, предлагая высокие зарплаты и льготы. Это привлекает лучшие кадры, оставляя менее крупные и свободные в финансовом смысле компании в условиях дефицита опытных специалистов.
Например, мы в Tiqum потеряли часть ценных кадров, уступив их Сбербанку, с которым конкурировать зарплатой мы не можем. Интересно, что сами сотрудники, даже жалели об уходе. Так как, попав команды по разработке монопродукта, они через полгода начинали скучать и мечтать о бурном росте задач, который может обеспечить только небольшой вендор.
Дефицит высокопрофильных кадров. С ростом спроса на опытных разработчиков, проектных менеджеров и системных аналитиков возникает дефицит таких специалистов, так как основные игроки на рынке зачастую «забирают» их себе, предлагая значительные зарплаты и карьерные возможности. Это является серьезной проблемой для стартапов и средних компаний, которые не могут предложить схожие условия.
Особенно это стало заметно по скорости найма подобных ИТ-специалистов в HR-агентстве it_smiles, которое только на них и специализируется. Например, внутренний показатель вероятности найма у системного аналитика в 3 раза ниже, чем у java-разработчика. Решение простое — подключать как можно больше ресурсов. Да, это дорого, но сейчас такой рынок.
Преобладание начинающих специалистов. Особенностью современного ИТ-рынка России также является избыток начинающих специалистов или «джунов», зачастую обладающих весьма низкой квалификацией. Такая ситуация обусловлена тем, что многие из них обучались по сокращенным программам или курсам, не всегда способным дать достаточный уровень базовых знаний по «матчасти»: математика является фундаментальной основой программирования, позволяя строить логические цепочки, анализировать данные и решать сложные задачи. В отрасли обучения сейчас крутятся довольно большие деньги, со стороны населения есть запрос на получение ИТ-специализаций. И помимо позитивного эффекта и развития качественного ИТ-образования это приводит к тому, что как грибы после дождя растут различные псевдообучающие программы с низким уровнем преподавания, но зато обещающих дать самые заманчивые скиллы за условные «три дня». В результате на вакансии среднего и высшего уровня сложно найти подходящих кандидатов, в то время как рынок перенасыщен неопытными выпускниками с большими зарплатными амбициями.
И в Tiqum, и в it_smiles стоят очереди из junior-разработчиков, еще вчера стоявших у плиты или добывающих уголь на шахтах. Решение для Tiqum простое: мы предлагаем позицию стажировки с минимальной оплатой и берем 5 человек на место. По итогам стажировки за пару месяцев становится понятно, в кого можно проинвестировать время в первую очередь и поднять его квалификацию уже в бою, а в кого не стоит вкладываться. Это самый быстрый способ отбора.
Недостаток опытных специалистов. Противоположностью проблемы с джуниорами является дефицит опытных специалистов, или «сениоров». Многие из них либо уходят в более крупные и стабильные компании, либо выбирают фриланс или переходят на работу в иностранные компании. Это создает особую проблему для выполнения сложных инновационных проектов, которые требуют глубоких знаний и опыта.
Кадровый голод в ИТ-секторе России — многоаспектная проблема, требующая комплексного подхода к решению. Необходимы инвестиции в качественное образование, привлекательные условия для возвращения опытных специалистов и создание равновесных возможностей для роста карьеры в малых и средних компаниях, чтобы противостоять исключительно выгодным предложениям от крупных игроков.
Тем временем на рынке
При всем вышеизложенном рынок не стоит на месте. Появляются новые технологии, инструментарий, рождаются новые бизнес-идеи, изменяются экономические и регуляторные реалии. И вот какие тренды оказывают наибольшее влияние на ситуацию с кадрами в ИТ.
Цифровизация по всем фронтам. Цифровизация стала глобальным трендом, охватывающим практически все секторы экономики: от финансовых сервисов до производства и образования. В России активное внедрение цифровых технологий поддерживается государственными программами и инициативами, что создает высокий спрос на ИТ-специалистов. От этих специалистов требуются не только технические знания, но и понимание специфики различных отраслей, чтобы адаптировать технологии под конкретные бизнес-процессы. Это открывает возможности для ИТ-консультантов, системных аналитиков и разработчиков прикладного ПО.
Для моего нового проекта «Йорта» мы решили сделать цифровизацию главным элементом бизнес-модели. С первого часа работы у нас появилось всё для цифровой культуры: от трекера задач до корпоративного мессенджера. Считаю, что абсолютно всем компаниям необходимо так делать сразу, а не возвращаться к задаче цифровизации потом, «когда бизнес раскрутится». В сегодняшних условиях без цифровых решений можно и вовсе не «раскрутиться».
Работа с Big Data. Большие данные продолжают оставаться одной из ключевых тем в ИТ. Анализ больших данных позволяет компаниям принимать обоснованные решения, оптимизировать процессы и настраивать персонализированный маркетинг. В России, особенно в финансовом секторе и ритейле, спрос на специалистов, умеющих работать с большими данными, растет. Важными навыками здесь являются знание инструментов для сбора, обработки и анализа данных, таких как Hadoop, Spark, а также умения в машинном обучении и статистике.
Хороший пример: для платформы электронной коммерции Island Soul специалистами Tiqum были разработаны алгоритмы оценки поведенческих характеристик аудитории в зависимости от их профайлов. В выборке было множество данных — от даты рождения и количества детей до образования и истории покупок в других магазинов. Алгоритмы смогли дать результат и увеличили продажи на 7—11%, по разным месяцам и замерам, окупив все вложения.
Развитие ИИ-сервисов. Искусственный интеллект и машинное обучение проникают во все большее число приложений и решений, от автоматических переводчиков до систем управления производственными процессами. Российские компании активно внедряют ИИ для повышения эффективности и сокращения издержек, поддерживается это направление и на самом высоком уровне российского руководства. Разработка и интеграция ИИ-сервисов требуют от специалистов глубоких знаний в области алгоритмов машинного обучения, нейронных сетей и естественного языкового процессинга. Спрос на такие профессии, как data scientist, ИИ-архитектор и разработчик машинного обучения, высок и продолжит расти.
Выявление таких трендов помогает корректно оценить текущую и прогнозируемую потребность в кадрах и их квалификации, запланировать образовательные программы и тренинги, направленные на развитие соответствующих навыков у подрастающего поколения ИТ-специалистов.
Что делать
Зная то, о чем сказано выше, можно сформулировать несколько наиболее подходящих стратегий по нивелированию кадрового дефицита.
Идем в аутсорс. Один из эффективных подходов к решению проблемы нехватки квалифицированных ИТ-специалистов — это аутсорсинг. Найм внешних команд, которые уже обладают необходимым опытом и специализированными отраслевыми навыками, позволяет не только сократить затраты на подбор и обучение персонала, но и значительно ускорить процесс разработки. Кроме того, совместная работа с такими командами может стать отличным «институтом» обучения для ваших специалистов — они получат нужные им специфические скиллы и далее смогут более эффективно поддерживать работу созданного совместно решения.
Я являюсь евангелистом кооперации при разработке внутренних продуктов, поэтому с Tiqum развиваю тренд на гибридные команды, когда ключевая продуктовая экспертиза всегда остается в компании, а «руки» и «мозги в аренду» нанимаются под продукт. После обучения в Сколково на программе «Директор по цифровой трансформации», стало очевидным, что каждая компания может и должна выбрать этот путь, если встает на путь цифровой трансформации.
Используем готовые сервисы. В условиях дефицита времени и ресурсов на разработку собственного ПО рациональным выбором становится использование готовых сервисов. Сегодня на рынке доступно множество решений, которые можно интегрировать в существующие бизнес-процессы без необходимости программирования с нуля. Приспособление и перестройка бизнес-процессов под такие стандартные решения может оказаться в разы выгоднее и быстрее, чем написание сложных систем с нуля и при этом значительно уменьшить издержки и сократить время на внедрение новых систем. Это подход особенно ценен в среде высокой конкуренции и необходимости быстрой адаптации к изменениям на рынке. Ведь, как известно, максимальную выгоду получает тот, кто быстрее всех адаптировался к новой реальности.
Выстраиваем внутренние институты обучения. С уходом крупных международных игроков рынка и ростом популярности местных разработчиков, вопрос образования специалистов, которые могли бы работать с новыми системами становится еще более актуальным, но при этом и решить его можно новыми методами. Создание внутренних учебных центров или институтов — это способ не только обучить сотрудников необходимым навыкам, но и удержать их в компании. Внутреннее обучение позволяет привлечь новичков, повысить уровень компетенций уже работающих сотрудников, а это в конечном итоге способствует развитию всей компании. Сотрудники в свою очередь получают профессиональное развитие и наращивают уверенность в своих силах.
Эти стратегии не являются панацеей, но могут помочь компаниям сгладить остроту проблемы дефицита квалифицированных кадров в ИТ-отрасли. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы, и выбор оптимального подхода зависит от конкретных условий и потребностей вашего бизнеса. Главный совет — не стесняться спрашивать, привлекая в том числе внешних экспертов. Ответы от разных специалистов позволят получить более точное и объективное представление о вариантах решения проблемы. А будущее любой компании всегда связано с цифровой трансформацией. Другого будущего у нас нет.
А как ваша компания решает проблему дефицита ИТ-специалистов? Какие инструменты эффективны, а какие нет?