Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Бизнес в Беларуси: специфика рынка


Организаторы технологических выставок рассказали, как белорусы реагируют на новые продукты и почему предпринимателям стоит идти в регионы страны


Эту статью написал участник сообщества

Андрей Наташкин

Андрей Наташкин

Основатель и СЕО Mirey Robotics

Mirey Robotics

Mirey Robotics

Организаторы детских технологических выставок

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Организаторы технологических выставок рассказали, как белорусы реагируют на новые продукты и почему предпринимателям стоит идти в регионы страны


Эту статью написал участник сообщества

Андрей Наташкин

Андрей Наташкин

Основатель и СЕО Mirey Robotics

Mirey Robotics

Mirey Robotics

Организаторы детских технологических выставок

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Рано или поздно перед каждым бизнесменом встает вопрос о том, как масштабировать свой проект на новых рынках. В голову сразу приходят страны Персидского залива, Китай или Индия. А что если попробовать свои силы на понятном и близком рынке Беларуси?

Основатель и CEO компании Mirey Robotics Андрей Наташкин поделится своим опытом запуска бизнеса в этой стране.

Насколько белорусский рынок похож на российский

Если вы решили заняться внешнеэкономической деятельностью и продвигать свой бизнес на новом рынке, то именно Беларусь — это очень близкая и понятная для нас страна, крайне удобная для первого подобного опыта. Отчасти ее можно назвать тренировочной площадкой для следующих шагов. Российские бизнесмены недооценивают местный рынок, сложно сказать с чем это связано, но по нашему опыту, это неверная позиция.

Население Беларуси около 10 млн человек, то есть в два раза меньше, чем в Москве. Поэтому сам по себе рынок сбыта небольшой, но при этом он очень компактный. Например, расстояние от Минска до любого крупного города Беларуси не более 400 км, что позволяет очень эффективно вести бизнес с точки зрения логистики.

Наша компания занимается организацией технологических выставок с 2017 года, большинство из которых передвижные. В 2018 году мы открыли первую интерактивную выставку роботов для детей и взрослых RoboPark в СНГ. Это был Казахстан. Второй страной как раз стала Беларусь. Компактность страны сильно сыграла нам на руку. Мы легко могли перенаправлять команду из одного города в другой.

Интерактивная выставка роботов для детей и взрослых RoboPark объединяет более 50 самых популярных роботов со всего мира, 5 техношоу, 8 зон виртуальной и дополненной реальности, робобокс, робофутбол, робозоопарк

Чего ждать от рынка Беларуси. Наш опыт позволяет не просто говорить о текущем положении дел, а проводить сравнительный анализ. Если анализировать рынок Беларуси шестилетней давности, то в целом мы получали аналогичные результаты с Россией. Единственное на тот период, уровень жизни в стране был чуть ниже, чем в РФ, поэтому нам пришлось немного снижать стоимость билетов.

Спрос на детские технологические выставки в полтора раза выше, чем в России

В 2024 году выставки были запущены в нескольких городах — Минск, Брест, Гомель. Мы увидели повышенный спрос на наш продукт. Результаты Беларуси в полтора раза выше, чем в России. Например, в Минске нашу выставку посетили 27 тысяч человек, в Гомеле — 14 тысяч, а в Бресте — 12 тысяч. Если рассматривать причины, то страна сейчас испытывает некий «голод» по развлекательным мероприятиям.

В семи городах мы открывали интерактивную выставку роботов для детей и взрослых PoboPark, далее мы привезли туда Парк космический приключений Космодрайф. Сейчас там функционирует Фестиваль для всех любителей конструктора Лего. Все три проекта себя прекрасно показали.

Характерной чертой рынка Беларуси является одинаковый уровень жизни как в крупных, так и средних городах. Мы этого сначала не понимали. И рассматривали только большие города. Только через некоторое время пришла идея запустить наши выставки в таких городах как Могилев, Бобруйск, Гродно. Результаты были очень хорошие.

Беларусь пережила сложные события, и людям физически нужно переключиться, чтобы разгрузить психику. Мы как раз создаем мероприятия с атмосферой доброго семейного досуга

Специфика целевой аудитории

Главная черта белорусов — это искренний интерес к чему-то новому. Среди других важных особенно выделяются еще две.

Очень позитивное отношение к продукту. Даже если вы сталкиваетесь с негативными комментариями, то это всегда будет конструктивно. Вам объяснят, что хорошего и плохого несет ваш продукт. В России часто бывает, что люди пишут негатив, не объясняя своей позиции. В Беларуси мы впервые увидели, что означает настоящая обратная связь, когда человек готов написать тебе целое полотно. Я бы даже сказал больше — это инструкция к действию.

На каком-то этапе мы поняли, что нужно использовать этот ресурс для улучшения бизнеса и запустили Telegram канал, который собирал все отзывы по нашим выставкам в Беларуси. Мы оперативно отрабатывали каждый отзыв. Прилетел негативный отзыв, мы буквально в течение часа организовали мини-собрание, выработали решение проблемы и внедрили его. Это идеально работающая система.

Этническая однородность. Работая в России, ты всегда должен держать в голове, что наша страна является многонациональным государством, где проживает более 190 народов. И безусловно маркетинговые креативы, которые прекрасно работают в одном городе, будут мало эффективны в другом. С Беларусью не так. Большинство жителей страны — это этнические белорусы. И вам не нужно адаптироваться под определенные культурные и национальные особенности того или иного город.

Подводные камни при запуске бизнеса

Нужно быть готовым, что столкнешься с огромным количеством бюрократии. Например, в стране постоянно меняются правила открытия ИП. Понятно, что у иностранцев и раньше были сложности с открытием ИП в стране, но был вариант сделать это совместно с местным партнером. Сейчас хоть с партнером, хоть без него можно оформить только ООО. Получается, что недоступна упрощенная система налогообложения. Зато вы столкнетесь с историей про дивиденды, которые выступают дополнительным налогом. Кроме того, в Беларуси очень строгая кассовая дисциплина и повышенная проверка документов. Любую бумажку будут смотреть под лупой и проверять несколько дней. И здесь дело не в том, что вам не доверяют. Это нормальная практика ведения бизнеса в стране.

Еще нужно отметить особенности размещения наружной рекламы. Каждый макет согласовывается в специальном ведомстве. Предприниматель может это делать самостоятельно, а может воспользоваться услугами рекламного агентства. Вывод такой — далеко не все креативы допустимы для использования Беларуси. Будьте готовы к отказам и правкам.

Процентная комиссия в билетных сервисах составляет 10% . Это в три раза выше, чем в России

Мы столкнулись с тем, что нам очень долго подключали интернет-эквайринг. В России эта процедура занимает 2-3 дня. В Беларуси мы ждали два месяца. Но тут сложно сказать, в чем была причина этого. Возможно, мы ошиблись с выбором банка. Из неприятных сюрпризов — крайне высокая 10-ти процентная комиссия в билетных сервисах. Примерно в три раза выше, чем в России.

Когда нужно пробовать свои силы на рынке

Среди наших предпринимателей Беларусь крайне недооценена. Я часто слышу, что это неинтересный рынок из-за того, что там совсем немного населения. Но если вы только пробуете свои силы на иностранных рынках, то это идеальный вариант. Потому что совершить там какую-то фатальную ошибку сложнее.

Страна будет интересна также и для тех, кто впервые пробует свои силы в бизнесе. Например, вы решили запускать свой проект в Москве или в Санкт-Петербурге. Это очень крупные мегаполисы с высоким уровнем конкуренции и, риск неудачи крайне высок. Посмотрите в сторону Минска Это идеальная площадка для того, чтобы проверить свои силы.

Менталитет людей очень близок к российскому. При этом люди там более позитивные. Это отражается и на бытовом уровне, и в бизнес-культуре
Андрей Наташкин
Андрей Наташкин

Я рассказал о нашем опыте запуска бизнеса в Беларуси. А как вы считаете, является ли этот рынок перспективным для российских компаний?


Больше по теме

Бренд — это больше чем логотип. Разбираем на примерах, что такое бренд, кому и зачем он нужен

Страх предпринимателя — это понимание, что вложения в бренд и продвижение продукта не приводят к ожидаемому эффекту и не находят отклика у целевой аудитории. Как это победить, рассказывает сооснователь IN-OUT.AGENCY

Новости