Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Что такое управленческий учет и как его вести


Управленческий учет помогает собственнику видеть реальную картину финансового состояния бизнеса и постоянно держать руку на пульсе. С помощью учета также можно понять, сколько денег вывести из компании без ущерба для бизнеса.

Разбираемся, чем управленческий учет отличается от бухгалтерского, кто его должен вести и как с его помощью улучшить бизнес-процессы на всех этапах.

Что такое управленческий учет

У каждого предпринимателя есть внутренняя оценка, как развивается его дело. Правда, она может быть неточной или даже ошибочной.

Петр — владелец небольшого суши-бара. Предприниматель считал все свои доходы и расходы в простой гугл-таблице. Из выручки от продаж в столбик вычитал все расходы за месяц.

Однажды Петр купил дорогое оборудование для кухни — печь. По тому же принципу, что и обычно, он из выручки вычел все свои расходы, в том числе всю стоимость печи. Получился серьезный убыток — 247 800 ₽. И теперь Петр сомневается, есть ли у него сейчас деньги в бизнесе, сколько можно тратить и как действовать, чтобы не прогореть.

Что такое управленческий учет
Что такое управленческий учет

Все расходы и доходы бизнеса предприниматель посчитал в одну кучу. При таком расчете сложно понять, сколько денег в обороте и может ли он что-то взять себе на личные расходы

Все расходы и доходы бизнеса предприниматель посчитал в одну кучу. При таком расчете сложно понять, сколько денег в обороте и может ли он что-то взять себе на личные расходы

Управленческий учет — это система записи всех операций бизнеса в финансовых таблицах. С помощью учета можно быстро понять, сколько вы получили и потратили, какие есть долги у бизнеса и партнеров и как в целом развивается дело.

«Управленческий учет нужен, чтобы взять под контроль все финансовые процессы в компании — понять текущее положение дел, оценить прошлые периоды. Учет позволяет сделать это в разрезе года, полугода, месяца — как удобно собственнику бизнеса».

Виктория Познанская

Виктория Познанская

Финансовый директор бюро «Нескучные финансы»

Чем управленческий учет отличается от бухгалтерского

Бухгалтерский учет — это тоже система записи финансовой информации. Ведут бухучет по требованию государства и по строгим правилам. Он регулируется законами, подзаконными актами и различными инструкциями, которые утверждают государственные органы. Бухучет включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах компании и приложения к ним.

Управленческий учет, в отличие от бухгалтерского, ведут по инициативе и в интересах собственников бизнеса. Его можно адаптировать под нужды конкретного бизнеса. Например, убрать неактуальные статьи или детализировать важные.

Основные различия бухгалтерского и управленческого учета
Виды учетаБухгалтерский учетУправленческий учет
Кому нужен
Государству
Собственнику бизнеса
Зачем нужен
Начислять налоги
Эффективно управлять бизнесом
Надо ли вести по закону
Да
Нет
Можно ли менять для своих целей
Статьи отчета определены законом, вносить изменения нельзя
Статьи можно адаптировать под специфику бизнеса
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 390 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Три вида управленческих отчетов

В управленческом учете есть три основных финансовых отчета — отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, управленческий баланс. Разберем их подробнее.

Отчет о движении денежных средств — ДДС. Он показывает движение денег в двух направлениях — поступления и выбытия — и позволяет увидеть реальное количество денег на счетах.

Благодаря этому можно предугадать кассовый разрыв — нехватку денег на операционную деятельность бизнеса.

ДДС отвечает на такие вопросы:

  • сколько денег на расчетных счетах было в начале месяца и осталось в конце;
  • какие поступления и выбытия по разным статьям и направлениям деятельности;
  • сколько перевели между своими счетами.

Например, в отчете о движении денежных средств владелец суши-бара видит, что свободных денег на конец июля всего 47 000 ₽. Этого мало для закупки новой партии товара.

Отчет о движении денежных средств
Отчет о движении денежных средств

В ДДС предприниматель видит количество денег на счетах на любой момент

В ДДС предприниматель видит количество денег на счетах на любой момент

Отчет о прибылях и убытках — ОПиУ — помогает понять, столько прибыли остается после всех расходов. Эти деньги можно вывести в качестве дивидендов или направить на развитие бизнеса. С помощью отчета легко выявить прибыльные и убыточные направления бизнеса.

ОПиУ отвечает на такие вопросы:

  • в каком месяце результаты бизнеса лучше, а в каком хуже;
  • какой размер чистой прибыли и на какие цели ее можно использовать;
  • какие у бизнеса расходы и как они влияют на прибыль.

В отчете о прибылях и убытках рассчитывают несколько видов прибыли: маржинальную, валовую, операционную — EBITDA, чистую, а также рентабельность по ним.

Петр решил открыть второе направление бизнеса — продавать пиццу. В ОПиУ он может отслеживать рентабельность и прибыль от каждого из направлений. Оказалось, пиццу продавать выгоднее, чем суши.

Отчет о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках

В ОПиУ можно отслеживать рентабельность каждого из направлений бизнеса. Рентабельность готовки пиццы — 80%, суши — 60%

В ОПиУ можно отслеживать рентабельность каждого из направлений бизнеса. Рентабельность готовки пиццы — 80%, суши — 60%

Управленческий баланс. Это таблица с данными о стоимости имущества и обязательствах компании. Статьи у бухгалтерского и управленческого баланса одинаковые, но разница в оценке имущества. Для целей бухучета стоимость рассчитывают по специальной методике с учетом амортизации, а в управленческом учете указывают реальную рыночную стоимость. Так собственник понимает, сколько денег он может получить, если продаст все свои активы и выплатит обязательства.

У Петра есть довольно старое оборудование — плиты, которые по бухгалтерии давно были бы списаны. В бухгалтерском балансе их не учитывают. А вот в управленческом балансе их отразить надо, ведь плиты можно продать.

Баланс также помогает оценить, на чьи деньги преимущественно развивается бизнес — собственные или заемные.

Петр не брал кредиты и не должен поставщикам. Он развивает бизнес на собственные деньги. Если предприниматель возьмет кредит и купит на него продукты, это отразится в строке «Запасы» раздела «Активы» и одновременно в строке «Обязательства» раздела «Пассивы» управленческого баланса.

Структура капитала в управленческом балансе
Структура капитала в управленческом балансе

Структура капитала в управленческом балансе. Сейчас у предпринимателя нет обязательств — то есть он никому не должен

Структура капитала в управленческом балансе. Сейчас у предпринимателя нет обязательств — то есть он никому не должен

Примеры, как управленческий учет помогает бизнесу

Когда предприниматель владеет всей финансовой информацией о бизнесе, он вовремя замечает как негативные тенденции, так и новые возможности. Финансовая отчетность помогает решить четыре основные задачи:

  • рассчитать эффективность бизнеса, то есть как сработала компания в текущем периоде;
  • оптимизировать расходы;
  • избежать кассовых разрывов — ситуации, когда нечем платить поставщикам и персоналу;
  • оценить, сколько дивидендов можно выводить из бизнеса.

Оценить эффективность бизнеса и оптимизировать расходы. Например, В ОПиУ можно сравнивать рентабельность продаж в динамике за несколько периодов.

После анализа расходов в управленческой отчетности владелец суши-бара понял, что он тратит много денег на оплату доставки через агрегаторы. Петр решил перестать работать с такой доставкой и нанял дополнительного курьера. Также предприниматель решил сменить поставщиков рыбы — закупка стала выгоднее.

Вскоре в ОПиУ он увидел результаты правильного управленческого решения — рентабельность по направлению суши выросла на 5%.

Сравнение рентабельности
Сравнение рентабельности

Рентабельность по направлению суши до оптимизации расходов — 60%

Сравнение рентабельности
Сравнение рентабельности

Рентабельность по направлению суши до оптимизации расходов — 60%

Рентабельность по направлению суши до оптимизации расходов — 60%
Сравнение рентабельности
Сравнение рентабельности

Рентабельность по направлению суши после оптимизации расходов — 65%

Сравнение рентабельности
Сравнение рентабельности

Рентабельность по направлению суши после оптимизации расходов — 65%

Рентабельность по направлению суши после оптимизации расходов — 65%

Предотвратить кассовые разрывы. Кассовый разрыв — это разница во времени между поступлениями и расходами. Если этот промежуток слишком большой, компания или ИП может вовсе остаться без денег и, например, не сможет заплатить налоги или арендную плату.

Управленческая отчетность поможет вовремя обнаружить возможный кассовый разрыв и предотвратить его.

В управленческом балансе Петр видит, что на расчетном счете компании всего 47 000 ₽. Оказывается, деньги застряли в дебиторской задолженности — 500 000 ₽. Это задолженность корпоративных клиентов, которым предприниматель давал отсрочки.

Как избежать кассового разрыва
Как избежать кассового разрыва

Чтобы избежать кассового разрыва, можно обзвонить корпоративных клиентов и попросить их перечислить деньги. А в будущем передоговориться на более быструю оплату

Чтобы избежать кассового разрыва, можно обзвонить корпоративных клиентов и попросить их перечислить деньги. А в будущем передоговориться на более быструю оплату

Оценить, сколько можно выводить из бизнеса. Бывает, у компании есть деньги на счетах, но предприниматель берет на личные расходы больше, чем может позволить бизнес.

Например, дивиденды в компаниях выплачивают из чистой прибыли. Но кроме дивидендов прибыль идет на развитие компании и пополнение резервных фондов. Благодаря отчету о прибылях и убытках можно оценить, какую сумму можно вывести.

Петр всегда брал одну и ту же сумму в качестве дивидендов — 150 000 ₽. Когда предприниматель начал вести управленческий учет, он увидел, что брал деньги в ущерб бизнесу.

Отчет о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках

Как видно из отчета о прибылях и убытках, чистая прибыль компании — 60 200 ₽. В такой ситуации выводить 150 000 ₽ собственнику на личные расходы неразумно

Как видно из отчета о прибылях и убытках, чистая прибыль компании — 60 200 ₽. В такой ситуации выводить 150 000 ₽ собственнику на личные расходы неразумно

Где ведут управленческую отчетность

Вести управленческую отчетность можно в Excel, Google Таблицах, 1С или в специальных сервисах финансовой отчетности.

Excel и Google Таблицы — электронные таблицы. Если финансовую отчетность готовит один человек, вести отчеты можно в Excel. Если же над отчетами работают несколько сотрудников, удобнее вести их в Google Таблицах. Можно настроить совместный доступ, изменения отображаются в реальном времени и сохраняются в облаке, доступна история правок.

1C. Чаще 1C используют компании, где всей отчетностью занимается бухгалтер. Сложность использования программы в том, что ее ее надо специально адаптировать под особенности управленческого учета. Сделать это могут только разработчики под заказ, это достаточно долго и дорого.

Главная страница расширения 1С для управленческого учета
Главная страница расширения 1С для управленческого учета

Так выглядит главная страница расширения 1С для управленческого учета

Так выглядит главная страница расширения 1С для управленческого учета

Программы для финансового учета — платные сервисы, которые работают по подписке, например ПланФакт, Финтабло. В них можно настроить интеграцию с интернет-банками и онлайн-бухгалтерией. Сервисы автоматически собирают данные со счетов и формируют отчеты.

Отчет о движении денежных средств сервиса «Финтабло»
Отчет о движении денежных средств сервиса «Финтабло»

Отчет о движении денежных средств сервиса «Финтабло»

Отчет о движении денежных средств сервиса «Финтабло»
Отчет о прибылях и убытках сервиса «ПланФакт»
Отчет о прибылях и убытках сервиса «ПланФакт»

Отчет о прибылях и убытках сервиса «ПланФакт»

Отчет о прибылях и убытках сервиса «ПланФакт»

Кто должен вести управленческий учет

Чтобы вести управленческую отчетность, нужно собирать финансовую информацию о бизнесе, переносить ее в отчеты, анализировать результат. Разберем, когда предприниматель может это делать самостоятельно, а когда стоит привлекать финансового менеджера.

Сбор данных. Для отчетов нужно собирать информацию обо всех сделках, продажах, тратах, отчислениях, задолженностях и любых других финансовых событиях. Это может делать сам собственник или его сотрудники — каждый по своему направлению.

У Петра в суши-баре продавцы в точках ведут отчеты по продажам, менеджер по снабжению следит за остатками продуктов, SMM-менеджер отчитывается о затратах на рекламу в интернете. Они ежедневно обновляют эти отчеты в гугл-таблицах, а Петр их проверяет.

Составление и анализ отчетов. Данные в отчетах должны быть полными и корректными, вести их надо непрерывно и внимательно, чтобы минимизировать ошибки. Например, при составлении балансового отчета важно учитывать каждую операцию дважды — в активах и пассивах.

Если количество финансовых операций в день небольшое и все бизнес-процессы на контроле, управленческие таблицы может заполнять сам предприниматель или директор компании.

Бывает, что руководитель теряется от обилия данных и не знает, как использовать их для управленческих решений. Тогда, скорее всего, понадобится отдельный специалист, который будет следить за актуальностью данных, составлять и анализировать отчеты. Это может быть бухгалтер, но есть опасность, что он запутается в особенностях бухгалтерского и управленческого учетов и исказит реальный результат работы бизнеса.

Эксперты советуют нанять финансового менеджера, если оборот компании больше 3 млн рублей, а число операций в ДДС превышает 30 в день. Менеджер может взять на себя самый сложный этап — создать систему управленческого учета в компании, разработать правила и инструкции для конкретного бизнеса.

«Чаще всего у владельца бизнеса с оборотом более 3 млн рублей в месяц не хватает времени фиксировать весь объем поступающей финансовой информации — ему еще нужно управлять бизнесом».

Виктория Познанская

Виктория Познанская

Финансовый директор бюро «Нескучные финансы»

Главное

  1. Управленческий учет — это система записи финансовых операций в специализированных таблицах. Они показывают, сколько вы получили и потратили, сколько должны вам, а сколько — вы, сколько вы можете взять на личные расходы, а сколько должно остаться в бизнесе.
  2. В управленческом учете три основных финансовых отчета — отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, управленческий баланс.
  3. Управленческий учет помогает рассчитать эффективность бизнеса, оптимизировать расходы, избежать кассовых разрывов, оценить, сколько денег можно выводить на личные расходы.
  4. Вести управленческую отчетность можно в Excel, Google Таблицах или в специальных сервисах финансовой отчетности типа Финтабло, ПланФакт, 1С.
  5. Заниматься управленческим учетом в компании может как сам собственник, так и финансовый менеджер — все зависит от размера бизнеса и количества финансовых операций.
Наталья Митькина
Наталья Митькина

В каких программах вы ведете управленческий учет? Делитесь в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации