Если вы запускаете онлайн-курс, у вас есть два варианта его размещения: на своей платформе или на готовой.
Работать со своей трудно и дорого: нужно много денег на техническую настройку и дизайн, придется нанимать команду, которая будет ее поддерживать. Такие затраты может позволить себе не каждый бизнес, многие начинают с минимальными вложениями и тестируют бизнес-идею.
Чтобы легко и недорого создать курс, можно использовать готовую платформу для дистанционного обучения — их иногда называют системами управления обучением, LMS или СДО. На них можно размещать материалы разных форматов, домашние задания, чаты, трансляции и форумы, настраивать фирменное оформление, создавать сайты и рассылки, принимать оплату. Взамен нужно оплачивать подписку — она меньше зарплаты любого члена команды разработки.
В этой статье рассказали, на какие параметры стоит обратить внимание при выборе платформы для онлайн-курсов, сравнили популярные площадки и подготовили краткий обзор одной из самых популярных в России СДО.
На что обратить внимание при выборе платформы
Есть восемь параметров, на которые стоит обратить внимание:
- лимит учеников;
- формат и стоимость подписки;
- количество тарифов;
- наличие и длительность пробного периода;
- лимит на количество курсов;
- защита от копирования;
- дополнительные возможности: можно ли сделать лендинг, настроить рекламу и автовебинары, принимать оплату, настроить аналитику, подключить CRM и делать рассылки;
- уникальные особенности.
Лимит учеников. У некоторых платформ для дистанционного обучения есть ограничение по количеству пользователей, которые могут одновременно проходить курс. Если ведете занятия на узкоспециальную тему — например, разработку архитектуры информационных систем, — 500 пользователей, скорее всего, хватит. А если открываете курс по подготовке к ЕГЭ по русскому языку для учеников со всей России — есть риск, что нет.
Формат и стоимость подписки. Бывают разные варианты подписки: на месяц, три месяца, полугодие и год. Если только открываете онлайн-школу, рекомендуем брать подписку на месяц или на три: при пересчете на месяц выйдет чуть дороже, чем при годовой подписке, но не придется отдавать большую сумму сразу. Если платформа предлагает только длительную подписку, подберите другую площадку. Когда наберете учеников и наладите процессы, сможете «переехать».
Некоторые платформы предлагают платить только за активных пользователей: это выгоднее. Если на курс зарегистрировалось 50 учеников, по статистике проходить его будут только 35—40 из них. При оплате за активных пользователей получится сэкономить и не платить за тех, кто не приступил к занятиям.
Количество тарифов. Необязательно выбирать платформу с разнообразием тарифов, но это удобно для запуска первого курса: скорее всего, вначале учеников будет немного, поэтому можно выбрать самый дешевый тариф и не переплачивать. Потом, когда школа подрастет, можно будет перейти на более дорогой тариф с большим количеством возможностей.
Обычно тарифы различаются лимитом учеников, дополнительными функциями и объемом хранилища. На последний параметр можно не ориентироваться.
Хранилище нужно для загрузки видеоуроков и других материалов. Но почти на всех платформах есть возможность прикреплять ссылки с YouTube или ВКонтакте: онлайн-школы загружают видео туда, а уже потом на страницу курса. Получается, что видео не занимает место в хранилище.
Наличие и длительность пробного периода. Пробный период — это срок, в который новый пользователь может бесплатно пользоваться полным или ограниченным функционалом платформы. Можно посмотреть интерфейс, оценить удобство личного кабинета, попробовать загрузить уроки и пригласить знакомых их пройти, чтобы увидеть, насколько удобно учиться. Если работать с платформой трудно, можно будет перейти на другую без лишних расходов.
Пробный период полезен еще и тем, что не нужно платить за время, которое потратите на настройку курса.
Лимит на количество курсов. У платформы может быть ограничение на количество курсов, например один пользователь может создать не более десяти. Если планируете создавать много обучающих программ, советуем обратить внимание на этот параметр.
Защита от копирования. Чтобы материалы курса не оказались в свободном доступе, они должны быть защищены. Можно ставить на видео водяной знак, но он не защитит от утечки в сеть и не всегда поможет в суде.
Многие платформы разрабатывают свои инструменты защиты или разрешают интегрировать сторонние, например Vinsoft LockPDF, который запрещает копирование и печать текста с PDF-файлов, или ИнфоПротектор, который защищает иллюстрации и видео от скачивания и копирования с помощью захвата экрана.
Дополнительные возможности. У некоторых платформ, помимо работы с материалами курса, есть дополнительные функции. Например, на GetCourse можно создать лендинг для привлечения клиентов и настроить автовебинар, а на iSpring — получить отчеты об активности клиентов: узнать, сколько времени они проводят в каждом разделе и как долго выполняют задания. Это помогает определить, какие материалы нравятся ученикам, а какие вызывают затруднения.
Чаще всего нужны такие функции:
- создать лендинг;
- настроить рассылку;
- настроить автовебинар;
- принять оплату;
- подключить CRM;
- работать в мобильном приложении;
- настроить аналитику.
Все эти опции можно получить с помощью сторонних сервисов, но дешевле и удобнее, если на платформе они уже есть.
Уникальные особенности. У крупных платформ бывают уникальные функции. Они помогают сделать курс интереснее, а его создание — легче.
Например, платформа «АнтиТренинги» работает на девяти языках. Если нужен тот, которого нет в списке, его добавят за две недели. Но главная особенность платформы — встроенная геймификация. Ученик может выбрать себе персонажа, который будет реагировать на его действия.
Чтобы найти особенности платформы, можно посмотреть лендинг и отзывы о ней.
Популярные платформы для онлайн-курсов
Мы сравнили пять популярных платформ для проведения онлайн-курсов, чтобы вам не пришлось собирать данные вручную. Если площадки, к которым вы присматриваетесь, не попали в наш обзор, можете составить для них сравнительную таблицу. Она поможет наглядно оценить возможности платформ и принять решение на основе объективных данных.
У всех платформ из нашего обзора нет лимита на количество курсов, есть мобильное приложение, защита от копирования и прием платежей. Информация актуальна на сентябрь 2023 года.
АнтиТренинги
Платформа для дистанционного обучения, на которой можно создать и разместить онлайн-курсы, открыть онлайн-школу или корпоративный университет.
Тарифы. У сервиса есть пять разных тарифов, например «Старт», «Любитель», «Профи». Они отличаются между собой стоимостью и набором опций. К примеру, тариф «Старт» стоит от 2180 ₽ в месяц за 30 активных учеников, в него входят вебинары и автовебинары, рассрочка для учеников. Тариф «Профи» стоит 9670 ₽ за 300 активных учеников, есть игрофикация обучения, конструктор тестов, можно добавить ваш фирменный стиль — настроить фон, цвета, формы.
На всех тарифах можно подключить дополнительные опции за отдельную плату.
Пробный период. 14 дней.
Через какие площадки можно проводить вебинары. Через YouTube, Vimeo и другие хостинги.
Есть ли CRM и аналитика. Встроенная CRM, можно настроить интеграцию с сервисами аналитики.
Особенности платформы. Можно добавить любой язык интерфейса, есть интеграция с другими сервисами, например amoCRM, Битрикс24, автопроверка домашних заданий и возможность отвечать голосовыми.
Недостатки платформы. Нельзя создать лендинг, у минимального тарифа много ограничений.
Unicraft
Сервис для корпоративного обучения сотрудников. В Unicraft можно создавать, хранить корпоративные базы знаний, запускать курсы и объединять их в программы, проводить аттестации.
Платформа подойдет как малому и среднему бизнесу, так и крупным корпорациям с большим количеством работников.
Тарифы. Платформа предлагает четыре тарифа. Стоимость базового тарифа начинается от 12 900 ₽ за 10 учеников. Вне зависимости от выбранного тарифа компания сможет создавать неограниченное количество курсов, смотреть статистику по обучению, обмениваться файлами, получать уведомления о различных событиях на платформе.
Пробный период. 14 дней.
Через какие площадки можно проводить вебинары. Через Zoom и Livedigital.
Есть ли CRM и аналитика. Нет.
Особенности платформы. Есть интеграция с SCORM, Tilda, Google Диском, YouTube, Rutube, Vimeo, есть личный аккаунт-менеджер, под задачи клиента могут разработать дополнительный функционал.
Недостатки платформы. Нет встроенного модуля оплаты.
iSpring
Платформа для онлайн-обучения сотрудников. iSpring включает в себя два продукта: iSpring Learn — сервис для корпоративного обучения и iSpring Suite — конструктор электронных курсов и тестов.
Тарифы. iSpring Suite включает в себя три тарифа. Базовый стоит 27 000 ₽ в год, профессиональный — 97 700 ₽ в год. У iSpring Learn есть два платных тарифа — Start и Business и бесплатный тариф — на нем можно обучать до 10 сотрудников.
Пробный период. 14 дней.
Через какие площадки можно проводить вебинары. Через сторонние сервисы, платно.
Есть ли CRM и аналитика. Можно настроить интеграцию с разными сервисами, например Microsoft Teams, Хантфлоу, amoCRM, Outlook.
Особенности платформы. Платформа выдает сертификаты о прохождении курса.
Недостатки платформы. Чтобы использовать все возможности площадки, нужно купить несколько продуктов.
Zenclass
Интернет-платформа, на которой можно создать собственную онлайн-школу без технических специалистов.
Тарифы. У Zenclass три тарифа: «Базовый», «Продвинутый» и «Премиум». Стоимость начинается от 2700 ₽, лимита по количеству учеников нет.
Пробный период. 14 дней.
Через какие площадки можно проводить вебинары. Есть встроенный видеохостинг с защитой, можно вставлять видео с YouTube и Vimeo.
Есть ли CRM и аналитика. Интеграции с CRM-системой нет. С аналитикой можно работать через вставку HTML-кода Яндекс Метрики, Google Analytics и подобными сервисами.
Особенности платформы. Можно создать урок с датой начала и конца, сделать первую ступень курса бесплатной, есть стоп-уроки: пока ученик не пройдет их, не сможет двинуться дальше.
Недостатки платформы. Нельзя создать домашнее задание с автопроверкой, нет CRM-системы и возможности ее интегрировать.
GetCourse
Платформа для запуска, продажи и проведения онлайн-курсов. На GetCourse продают свои курсы Ирина Хакамада, Виктор Дробыш, Павел Воля.
Тарифы. На GetCourse можно выбрать один из одиннадцати тарифов. Стартовый тариф стоит 4400 ₽ в месяц, профессиональный — 116 000 ₽ в месяц. Есть ограничения по количеству учеников: 1000 на минимальном тарифе, 400 000 — на максимальном.
Пробный период. 14 дней.
Через какие площадки можно проводить вебинары. Есть своя вебинарная комната.
Есть ли CRM и аналитика. Есть встроенная CRM, нет прямой интеграции с сервисами аналитики.
Особенности платформы. Есть доступ к урокам по расписанию, стоп-уроки, автоматическая воронка продаж, чат-бот.
Недостатки платформы. Чтобы сделать страницу красивой, нужно владеть HTML, CSS и JavaScript.
Собрали информацию о площадках в сравнительную таблицу.
Подготовили для вас обзор одной из самых популярных платформ для дистанционного обучения в России — GetCourse. Узнали у продюсера
Краткий обзор площадки на примере GetCourse
По данным GetCourse, на платформе работает 70% онлайн-школ.
«На мой взгляд, сегодня GetCourse — это самая функциональная платформа для образовательных онлайн-проектов. Здесь можно реализовать все самое необходимое для создания, запуска и продвижения онлайн-курсов и клубов по подписке. Полагаю, что в этом и заключается секрет популярности данной платформы. Эдакий формат „под ключ“».
Сергей Харьков
Продюсер онлайн-школ, автор курсов на GetCourse
Рассказываем о платформе на основе восьми параметров, о которых говорили выше.
Лимит учеников. У GetCourse есть ограничения по количеству учеников, для каждого тарифа они свои. В стартовом предусмотрен доступ для 1000 клиентов: это самый низкий лимит среди лидеров рынка. Максимально возможное количество студентов — 1 000 000.
Формат и стоимость подписки. На стартовом тарифе относительно высокая цена — 4400 ₽ в месяц. За дополнительную плату можно подключить особые возможности для мобильного приложения:
- массовые пуш-рассылки;
- закрытые чат-группы;
- дополнительную защиту контента;
- аналитику.
С дополнительными функциями на стартовом тарифе придется платить 5500 ₽ вместо 4400 ₽.
«Стоимость подписки кажется высокой на фоне конкурентов, но она полностью окупается: если подключаешь все сервисы, которые GetCourse предоставляет бесплатно, приходится платить сильно больше и возиться с интеграцией».
Сергей Харьков
Продюсер онлайн-курсов
На платформе нет возможности платить только за активных клиентов, но есть скидки при оплате подписки за три месяца или год: на старте неудобно платить за длительный тариф, но при росте онлайн-школы работать с платформой станет выгоднее.
Количество тарифов. У GetCourse 15 тарифов: это значит, что стоимость подписки будет плавно повышаться по мере роста числа учеников. Вместе с лимитом пользователей увеличивается объем хранилища, но мы уже говорили, что на старте на этот параметр можно не смотреть.
Пробный период. У платформы есть пробный период — 14 дней. Он дает возможность пригласить до 1000 учеников и отправлять до 50 писем в день. Учитываются только пользователи, которые входят в личный кабинет, а значит, вебинар можно транслировать и на более широкую аудиторию.
Лимит на количество курсов. У GetCourse нет ограничений.
Защита от копирования. Пока на платформе предусмотрен только один вид защиты данных — водяной знак. Это поможет, если ученик захочет сделать запись видеоматериалов курса с помощью программы для захвата экрана и распространить ее в сети. Водяной знак подскажет, кто поделился записью. Это работает так:
- Создатель курса размещает ролик на внутреннем хостинге платформы.
- Платформа предлагает добавить в видео два водяных знака. У ученика поверх видео сначала отобразится один знак, в течение ролика он сменится на другой: так надежнее. Для каждого ученика будет своя уникальная пара знаков — так создатель курса сможет отследить, кто выложил видео в общий доступ.
- Ученик открывает видео, делает запись экрана и выкладывает его на YouTube. Водяной знак он убрать не может.
- Создатель курса замечает свой урок на YouTube, видит на нем водяной знак и смотрит в личном кабинете платформы, кому из клиентов присвоили знак такой формы.
Когда клиент-нарушитель найден, можно попросить его удалить видео и взыскать с него неустойку за нарушение авторского права. У автора есть доказательства, которые можно предоставить в суде.
Дополнительные возможности. У GetCourse много внутренних инструментов для маркетинга.
«Вся маркетинговая часть проекта есть на площадке, и это очень удобно: не надо подбирать и оплачивать десяток сервисов, можно настраивать все своими руками».
Сергей Харьков
Продюсер онлайн-курсов
На платформе есть вебинарная комната, а еще можно ретранслировать эфиры из YouTube или других хостингов и настроить автовебинар: запись трансляции, которая будет запускаться в выбранные дни и часы.
Чтобы привлекать клиентов на автовебинар, нужен лендинг, а чтобы они могли купить курс — страница оплаты. Их можно создать с помощью встроенного в площадку конструктора сайтов.
«На платформе есть гибкий конструктор сайтов — можно создавать кучу страниц, привязывать свои домены, настраивать хостинг и вообще сделать уникальный сайт без особых технических навыков».
Сергей Харьков
Продюсер онлайн-курсов
После регистрации на вебинар клиентам направляют письмо с напоминанием. Для этого часто используют сервис email-рассылок: внутренний или интегрированный. У GetCourse есть свой, но только им не обойтись.
«Открываемость писем сильно снизилась, остается отправлять СМС, сообщения в Телеграме или во ВКонтакте, делать голосовую рассылку. На GetCourse можно настроить интеграцию этих сервисов.
Это работает так: клиент вводит свои данные при регистрации и попадает на страницу „Спасибо“. На экране появляется предупреждение, что письма могут не дойти или не открыться и лучше подстраховаться. Чтобы гарантированно получить сообщения, нужно подключить уведомления в один из мессенджеров. Ученик вводит данные, и они попадают в CRM-систему. Теперь можно настраивать триггерные письма и рассылку сообщений — шанс, что их прочтут, выше».
Сергей Харьков
Продюсер онлайн-курсов
На GetCourse простой интерфейс рассылок, и при грамотной настройке получится привлечь больше клиентов. Кроме способа рассылки можно задать сценарий: письма будут уходить по расписанию, через определенное время после вебинара или после триггера. Например, когда клиент зарегистрировался, зашел в вебинарную комнату, оставил заявку на курс или оплатил его. Если нужно, можно отправить сообщение вручную.
Чтобы принимать оплату, можно подключить одну из 25 платежных систем. Например, CloudPayments, ЮKassa или интернет-эквайринг от Т-Банк.
Уникальные особенности. У площадки есть несколько особых функций, их можно найти в отзывах пользователей:
- можно открывать доступ к урокам по расписанию;
- есть стоп-уроки: пока ученик не пройдет их, не сможет двинуться дальше;
- автоматическая воронка продаж;
- можно настроить бота в чате.
Не все из функций действительно уникальные, подобные есть и на других платформах. Самые интересные — автоворонка и бот.
Автоворонка — это сценарий, по которому клиента ведут от первого касания до покупки. Например, пользователь видит бесплатную образовательную рассылку, подписывается, после 9 писем из 10 получает предупреждение о завершении рассылки и скидку на продвинутую, затем последнее письмо и пару бонусных уроков из «дорогих» подписок.
Такую воронку трудно настроить самостоятельно: нужно привлекать специалиста. На GetCourse воронка легко настраивается без посторонней помощи: это поможет привлечь много клиентов и сэкономить на этом.
Другая необычная функция — бот для чата вебинара. Он контролирует, чтобы в нем не было людей, которые не оплатили курс. Это поможет спастись от неприятных комментаторов и не потерять сообщения от учеников в общем потоке.
«Когда оцените каждый параметр площадки, можно подвести итог. Например, GetCourse — недешевая платформа, но ее функционал может окупить стоимость подписки. Если подключать по отдельности все сервисы, которые в нее встроены, придется потратить больше.
С другой стороны, у нее неинтересный интерфейс, который трудно оптимизировать без знаний HTML, CSS и JavaScript. Если школе нужно уникальное оформление и нет специалиста, который может помочь, или у нее своя команда маркетологов, можно рассмотреть другой вариант. С более необычным дизайном и без лишних функций за меньшие деньги».
Сергей Харьков
Продюсер онлайн-курсов
Чему планируете обучать в своей школе? Делитесь в комментариях.