Хостел — это такой вид гостиницы, где постояльцу сдают спальное место в комнате на несколько человек, обычно на короткий срок. В одном номере хостела не должно быть больше 12 мест. Еще постояльцам хостела доступны помещения общего пользования. Например, гостиная, холлы или кухня.
Чаще всего в хостелах живут туристы. Но также снять место могут командировочные или те, которые приезжают на концерты, спортивные мероприятия, мастер-классы и тренинги.
В статье рассказываем, как подготовиться к открытию хостела и привлечь первых клиентов.
Чек-лист «Как открыть хостел»
Главное из статьи собрали в чек-лист, который поможет подготовиться к открытию хостела и ничего не пропустить. Работайте с чек-листом, пока читаете статью: двигайтесь по пунктам и ставьте галочки напротив того, что уже выполнили.
Как подготовиться к открытию хостела
Перед открытием хостела надо провести подготовительную работу. Вот основные шаги:
- Изучить потребности аудитории.
- Составить бизнес-план.
- Зарегистрировать бизнес.
- Выбрать систему налогообложения.
- Подобрать коды ОКВЭД.
- Открыть расчетный счет.
Рассмотрим каждый из пунктов.
Изучить потребности аудитории. В первую очередь нужно определиться, для кого вы хотите открыть хостел — туристов, людей, которые приезжают на мероприятия, работников в командировках или тех, кто трудится вахтами, в том числе и иностранцев.
Можно изучить подробнее, какие это люди: их социальное положение, хобби и интересы, что для них важно в хостеле. Для этого можно проанализировать отзывы на хостелы и гостиницы, которые находятся поблизости.
Составить бизнес-план. Бизнес-план — документ, в котором предприниматель подробно описывает будущий хостел как бизнес: расходы и доходы, состояние рынка, возможные конкуренты.
«В бизнес-плане надо предусмотреть несколько сценариев окупаемости хостела в зависимости от его загрузки. Мы делали расчеты для трех сценариев: 70%, 80% и 90% загрузки клиентами за год. То есть плохой, средний и хороший ход событий.
Бизнес-план обычно делают в самом начале, когда еще нет ни подходящего помещения, ни тщательно продуманной концепции. Поэтому не все сразу может идти по нему. В процессе его нужно корректировать. Например, мы не думали, что так часто будут ломать расходники. Поэтому затраты на них пришлось подкорректировать в бизнес-плане».
Даниил Матвеев
Совладелец хостела FORMA
Зарегистрировать ИП или открыть ООО. Если открываете бизнес без партнеров и не планируете привлекать инвестиции, достаточно стать ИП.
«Мы открывали хостел втроем. Чтобы в будущем не возникало конфликтов, мы решили сразу зарегистрировать ООО и разделить доли в зависимости от того, сколько кто вложил денег в бизнес. Всем, кто планирует открывать хостел вместе с партнерами, рекомендую выбрать этот вариант.
Открывать ООО еще и безопаснее, чем стать индивидуальным предпринимателем, так как ИП отвечает за долги не только имуществом бизнеса, но и личным, а компания — только имуществом, которое есть в бизнесе».
Даниил Матвеев
Совладелец хостела FORMA
Зарегистрировать бизнес можно лично в налоговой инспекции, в МФЦ, онлайн на сайте налоговой службы или через посредников. Например, через банк.
Выбрать систему налогообложения. Для хостела доступны три системы налогообложения: ОСН, УСН «Доходы» и УСН «Доходы минус расходы».
В Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан хостел может применять еще АУСН — автоматизированную упрощенную систему налогообложения.
На общей системе налогообложения начинающим бизнесменам работать невыгодно — сложнее вести учет и сдавать отчетность. Преимущество ОСН — нет ограничения по доходу и числу сотрудников, а на остальных системах налогообложения такие лимиты есть. Но обычно хостелы не работают на ОСН, так как, например, упрощенки достаточно и в лимиты все укладывается.
На УСН «Доходы» платишь налог от всего дохода, а расходы не учитываются. Поэтому обычно тут выгоднее работать, если затрат мало. Например, если помещение под хостел у вас в собственности и не нужно платить аренду.
На УСН «Доходы минус расходы» налог платится с прибыли — положительной разницы между доходами и расходами. Поэтому такая система выгодна, если у вас много расходов: арендная плата за помещение, зарплата персоналу, затраты на ремонт.
«Мы на упрощенке „Доходы минус расходы“, так как у нас помещение в аренде, а на это уходит существенная часть дохода. Советую выбирать эту систему налогообложения тем, у кого расходная часть — 60% и больше от выручки».
Даниил Матвеев
Совладелец хостела FORMA
Подобрать коды ОКВЭД. Коды ОКВЭД обозначают виды деятельности, то есть показывают государству, чем вы занимаетесь. Можно выбрать один основной и неограниченное количество дополнительных кодов.
Хостелу подойдут коды ОКВЭД:
- 55.10 «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания»;
- 55.20 «Деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания».
Кроме них советуем на старте добавить и другие коды ОКВЭД, которые могут пригодиться позже. Например:
- 47.78.3 «Торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов»;
- 79.90.2 «Деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг»;
- 56.10.1 «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания»;
- 47.25.1 «Торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах».
Открыть расчетный счет. Расчетный счет — это специальный счет в банке для бизнеса. Он нужен, например, чтобы получать деньги от клиентов, платить зарплату сотрудникам, аренду, налоги и взносы.
Если вы ИП и работаете только с наличными, можно расчетный счет не открывать. Но обычно это не очень удобно, так как есть люди, которым удобнее платить картой. А еще без счета не получится подключить систему онлайн-бронирования с предоплатой.
Как выбрать помещение под хостел
На поиск помещения обычно уходит один-два месяца. Искать его надо после того, как изучили свою аудиторию и составили бизнес-план. Так вы будете примерно понимать, будет ли это место пользоваться популярностью у гостей и какую сумму вы можете потратить, чтобы срок окупаемости был для вас приемлемым.
Помещение хостела должно отвечать ряду условий из законодательства. Полный список требований — в графах 4 и 5 приложений к положению, которое утвердило правительство. Например, к помещению хостела предъявляют следующие требования:
- Назначение помещения — нежилое или свободное.
- Высота потолков не ниже 2,7 м.
- Если по документам помещение чердачное, его не получится использовать — пожарная инспекция не разрешит.
- В плане БТИ должны быть указаны два эвакуационных выхода, которые ведут на улицу.
- Площадь помещения рассчитывается, исходя из того, сколько номеров вы хотите сделать и сколько кроватей в них разместить. Об этом расскажем подробнее в следующем разделе.
- Обязательно наличие хотя бы одного стояка канализации.
- Вентиляция в помещении.
- Холодное и горячее водоснабжение.
Этих требований нет в законе, но мы рекомендуем обратить внимание еще на такие критерии:
- Лифт.
- Договоры на коммунальные услуги напрямую с городом.
- Дополнительные стояки канализации.
Важно понимать, что это рекомендации, которые помогут сэкономить. Если один или два пункта не подходят, а в целом помещение вам нравится — его стоит рассмотреть. Идеальное помещение, подходящее по всем параметрам, найти сложно.
Лифт. Если он есть, можно арендовать помещение на любом этаже. Если лифта нет, то лучше размещать хостел не выше второго этажа, иначе гостям будет неудобно подниматься по лестнице с багажом.
Договоры на коммунальные услуги напрямую с городом. Желательно, чтобы все коммунальные услуги были по счетчикам и договоры были между собственником и городом. Если у собственника договор не напрямую с городом, а с управляющей компанией, ей нужно будет платить за услуги, а это дополнительные траты.
Дополнительные стояки канализации. Если захотите сдавать комнаты с собственным санузлом, понадобятся дополнительные стояки канализации. Их несложно сделать, если помещение расположено на первом этаже и есть подвал. Иначе придется обойтись теми стояками, которые уже есть.
Сколько помещений должно быть в хостеле
Комнаты в хостеле могут быть:
- многоместные с двухъярусными кроватями;
- отдельные номера с общим санузлом;
- номера с собственным санузлом, как в отеле.
Хостел может состоять из комнат одного вида или из разных.
Например, для восьмиместного номера с двухъярусными кроватями необходимо выделить 4 квадратных метра на одну двухъярусную кровать. То есть площадь комнаты должна быть не менее 16 квадратных метров.
Общие зоны, например ресепшен, можно разместить там, где нет окон.
Оборудовать кухню или нет — зависит от того, какую аудиторию хотите привлечь.
«По поводу кухни нет однозначного ответа. С одной стороны, наличие кухни привлечет дополнительных гостей. С другой стороны, это запах, который при отсутствии хорошей вентиляции будет по всему хостелу. А еще гости часто оставляют грязную посуду и испорченные продукты. Поэтому нужно будет еженедельно проводить ревизию холодильника».
Даниил Матвеев
Совладелец хостела FORMA
Какой ремонт сделать в хостеле
Качество ремонта зависит от того, на какую аудиторию вы ориентируетесь. Уже на этапе подбора помещения можно найти дизайнера, который быстро сделает черновую планировку для подходящего помещения.
«Лучше заплатить несколько раз за черновую планировку и убедиться, что помещение подходит, чем потом пытаться впихнуть невпихуемое. У меня было так: на первый взгляд показалось, что помещение подходит, а при замерах выяснилось, что номера не влезут».
Даниил Матвеев
Совладелец хостела FORMA
Дизайнер учитывает в проекте требования правительства к минимальному наполнению хостела, о которых мы говорили выше. Вот что должно быть в проекте от дизайнера:
- Обмерный план.
- Решение с расстановкой мебели.
- Размещение светильников.
- Размещение выключателей и их привязки к светильникам.
- Разводка розеток.
- Расстановка сантехники и вентиляции.
Еще советуем найти помощника, который понимает в ремонте, так как отсутствие качественного контроля во время ремонта может привести к неверным размерам номеров, протечкам или короткому замыканию в будущем.
Не рекомендуем экономить:
- на черновых материалах;
- на пожарной системе, вентиляции, электрике;
- на сантехнике и трубах;
- на бытовой технике.
Можно сэкономить:
- на плитке — ее лучше взять недорогую и крупную, такую быстрее класть, а потом проще мыть;
- на плинтусах — на них никто не смотрит;
- на краске — берите недорогую моющуюся;
- на декоре, например шторах, картинах;
- на розетках — они должны быть не самые дешевые, но и не эксклюзивные;
- на посуде и приборах, так как ее часто бьют или уносят «на память»;
- на компьютере для администратора — можно взять не самый дорогой, но он должен тянуть несколько окон в браузере;
- на ламинате — главное, чтобы он был максимально износостойкий.
Раз в год понадобится косметический ремонт: подкрасить стены, заменить плинтус, дверь или унитаз. Также будьте готовы к регулярным поломкам и впишите в вашу бизнес-модель процент от прибыли на расходники. Например, на замену замков в дверях, дозатора для мыла, шторок в душевых.
Какие документы надо получить перед открытием хостела
Перед тем как открыть хостел, надо пройти государственную классификацию, решить вопрос с миграционным учетом иностранцев и временной регистрацией граждан России, уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности.
Прохождение государственной классификации. Без нее работать не получится. Это нужно сделать перед открытием хостела, когда уже есть ремонт в помещении. Продлевать классификацию надо каждые три года.
Проводят классификацию аккредитованные коммерческие компании. Они могут попросить предоставить такие документы:
- копию устава, если у вас ООО, или лист записи в ЕГРИП о регистрации ИП;
- копию договора аренды или выписку из ЕГРН о праве собственности на помещение, в котором будет открыт хостел;
- копии документов, которые подтверждают то, что помещение соответствует правилам пожарной безопасности, — например, декларации пожарной безопасности, договора на обслуживание систем пожаротушения и сигнализации;
- копии договоров на холодное и горячее водоснабжение, канализацию, отопление, электроэнергию, вывоз твердых бытовых отходов.
Точный перечень документов для прохождения классификации рекомендуем уточнить в компании, к которой вы обратитесь за такой услугой.
«Проходить государственную классификацию сложно только в первый раз, так как нужно собрать много документов. В дальнейшем надо предоставить только недостающие документы.
В Москве сейчас прохождение классификации стоит около 30 000 ₽».
Даниил Матвеев
Совладелец хостела FORMA
Миграционный учет и временная регистрация. После прохождения аттестации надо решить вопрос с миграционным учетом иностранных граждан, которые будут жить у вас в хостеле. А гостям хостела с гражданством РФ, которые приехали из другого региона России, нужно делать временную регистрацию.
Если проигнорировать это требование, можно получить штраф. За неподачу сведений для миграционного учета бизнесу грозит штраф от 400 000 до 500 000 ₽ за каждого иностранца.
Штрафы за отсутствие регистрации россиян:
- для средней или крупной компании — от 250 000 до 700 000 ₽;
- малому бизнесу — от 125 000 до 350 000 ₽;
- ИП — от 2000 до 3000 ₽.
Заниматься оформлением миграционного учета и временных регистраций вручную каждый раз долго, поэтому можно заключить договор с МВД и специализированной организацией об электронной регистрации.
«Чтобы решить вопрос с миграционным учетом и временной регистрацией, я сходил в местное отделение МВД, которое занимается этими вопросами, и заключил с ними договор об электронной регистрации. Рекомендую заняться этим вопросом сразу после получения классификации.
Переговоры с МВД и настройка электронного документооборота обычно занимают две-три недели. В это время уже можно работать. Но каждого гостя придется вручную регистрировать в отделе, к которому прикреплен ваш адрес хостела».
Даниил Матвеев
Совладелец хостела FORMA
Уведомление Роспотребнадзора. Сразу после прохождения классификации надо сообщить Роспотребнадзору, что вы открываете хостел. Сделать это можно тремя способами:
- подать уведомление лично;
- выслать по почте заказным письмом с описью и уведомлением о вручении;
- отправить в электронном виде на их сайте. Для этого понадобится квалифицированная электронная подпись.
После уведомления Роспотребнадзора можно сразу запускать работу хостела — ждать одобрения из ведомства не надо.
Как нанимать сотрудников
Обычно в хостеле работают администраторы и горничные.
Администраторы. Для работы хостела 24/7 нужны минимум два администратора, а лучше три, работающих посменно. Их обязанности: размещение гостей в номерах, решение возникающих проблем с гостями.
«Я не рассматриваю сотрудников с постоянным проживанием в хостеле. У такого работника быстро стираются границы между работой и домом, и он ведет себя на работе, как дома. А еще не может полноценно отдохнуть, поэтому быстро перегорает».
Даниил Матвеев
Совладелец хостела FORMA
Можно нанимать сотрудника без опыта — в этой сфере администратора легко обучить. Но у него должно быть желание общаться с гостями и помогать им, работать с автоматизированными системами и площадками бронирования, кассой.
Горничные. Они убирают общие помещения и комнаты. Основную уборку надо проводить утром и днем, поэтому студенты, которые учатся очно, не подойдут.
Искать можно на HeadHunter, Авито, SuperJob и в тематических телеграм-каналах. Еще можно искать персонал через знакомых и друзей.
Как привлекать клиентов в хостел
Основные каналы привлечения клиентов в хостел:
- Сервисы онлайн-бронирований.
- Сайт хостела с модулем бронирования.
- Поисковики.
- Социальные сети.
Сервисы онлайн-бронирований. Сразу после открытия нужно подключить максимальное количество сервисов онлайн-бронирований. В этот момент важно создать поток гостей, сформировать репутацию в виде отзывов и начать получать первичную аналитику.
Сейчас популярны такие сервисы:
- Ostrovok.ru;
- Яндекс Путешествия;
- Bronevik.com;
- 101Hotels.com;
- TVIL.RU;
- Туту.ру.
Сайт хостела с модулем бронирования. Рекомендуем сайт запустить сразу. Его можно заказать с оригинальным дизайном или сделать самостоятельно в конструкторе.
На сайте должны быть:
- Удобная навигация.
- Простой и понятный модуль бронирования.
- Возможность использовать промокоды.
- Оптимизация под мобильные устройства, так как более 60% бронирований сейчас происходит через смартфоны.
После запуска сайта надо работать над мотивацией гостей бронировать номера напрямую у вас на сайте. Со временем часть номеров можно снять с продаж на сервисах бронирований и оставить только на сайте хостела, чтобы не платить сервисам комиссию.
«Сначала все заходят на сервисы бронирования и подбирают подходящий хостел. Затем начинают сравнивать стоимость на разных сервисах и на сайте хостела. Где дешевле, там и бронируют. Рекомендую создать на сайте спецпредложение с ценой на 5% ниже или другими выгодными условиями, например бесплатной отменой бронирования.
Есть категория гостей, которые не доверяют сайтам хостелов и предпочитают бронировать через сервис. Они часто бронируют на одну или две ночи. Приехав к вам по бронированию с сервиса, клиент убеждается, что у вас отличный сервис, и бронирует на более длительный срок. Для таких случаев разместите информацию на стикерах — промокод на скидку 10% при бронировании на сайте хостела».
Даниил Матвеев
Совладелец хостела FORMA
Поисковики. Разместите хостел на Яндекс Картах и 2ГИС. Чтобы был эффект, полностью заполните карточку хостела, добавьте фото и цены. Важно работать над репутацией и просить гостей оставить отзывы.
«Разместите стикеры метапоисковиков в общих зонах с призывом оставить отзыв. Поставьте цель по отзывам своей команде на месяц, например 10 отзывов. И потом отслеживайте результат по неделям.
Плохие отзывы вам и так напишут, а с хорошими обычно бывает проблема. Просите у гостей их оставить после каждого выезда».
Даниил Матвеев
Совладелец хостела FORMA
Социальные сети. На этапе концепции и ремонта продумайте места, где гости могут делать интересные фото и после отмечать хостел в социальных сетях. Например, большое зеркало в пол со стикером или диван с подсветкой в виде логотипа.
«Свяжитесь с фотографами, которые делают тематические сеты. Можно сдавать им номера под съемки с почасовой оплатой или даже бесплатно. Так вы получите качественный контент бесплатно».
Даниил Матвеев
Совладелец хостела FORMA
Для раскрутки социальных сетей можно предложить блогерам бесплатное проживание взамен на сторис или рилс. Еще можно просить гостей выложить фото с отметкой хостела, а взамен давать небольшую скидку или подарок.
Главное в статье
- Хостел — это бюджетная альтернатива отелям. В нем могут жить не только туристы, но и те, кто приезжает на мероприятия или обследование в больнице, а еще командировочные.
- Перед открытием хостела надо подготовиться. Например, зарегистрировать бизнес, составить бизнес-план и финмодель, составить портрет аудитории.
- Количество помещений зависит от планируемых типов номеров.
- На этапе подбора помещения нужно найти дизайнера, который быстро сделает черновую планировку для подходящего помещения.
- В хостеле обычно работают администраторы и горничные. Искать их можно на HeadHunter, Авито, SuperJob, в тематических телеграм-каналах и среди знакомых.
- Основные каналы привлечения клиентов в хостеле — сервисы онлайн-бронирований, сайт хостела с модулем бронирования, метапоисковики, социальные сети.
Предприниматели, расскажите, а что вас мотивирует работать?
Здравствуйте!
Да, системы пожаротушения нужно устанавливать обязательно.
Не понял насчет «системы пожаротушения» — это спринклеры, дренчеры и т.п.? Это обязательно устанавливать? Очень дорогое и сложное, ни разу не видел в отелях/хостелах.