Онлайн-образование — популярный тренд последних лет. 72% россиян, которые обучались чему-то в последние годы, делали это онлайн.
При этом организация онлайн-обучения не самая простая задача. Но благодаря современным технологиям часть рутинной и даже творческой работы можно поручить искусственному интеллекту. Процессы, которые раньше делали вручную, можно автоматизировать.
Разбираем, как усовершенствовать процесс онлайн-обучения при помощи нейросетей, чат-ботов и искусственного интеллекта.
Как искусственный интеллект помогает онлайн-школам
Вот как можно применять ИИ:
- использовать при приеме новых сотрудников;
- оптимизировать работу команды;
- автоматизировать проверку домашних заданий;
- повысить доходимость курсов;
- повысить возвращаемость студентов.
Разбираем подробно каждую ситуацию.
Как использовать ИИ при приеме на работу лекторов
Чтобы обучение было качественным и эффективным, нужно нанимать опытных специалистов. Но найти кадровика, который сможет собеседовать лекторов по разным темам, очень сложно.
Проблема. Чтобы собеседовать лекторов, которые хорошо ориентируются в теме, HR-специалист тоже должен знать этот предмет. А это часто бывает проблемой. Например, у онлайн-школы в штате нет программиста, который мог бы проверить квалификацию лекторов по машинному обучению.
И чем шире профиль онлайн-школы, тем сложнее найти кадровика, который сможет проверять навыки всех потенциальных кандидатов.
Решение. Тестовое задание, вопросы и критерии оценивания кандидата можно составить при помощи чат-бота. Мы уже рассказывали, как опытные продакт-менеджеры используют ИИ при найме сотрудников.
Еще, например, можно отправить текстовую расшифровку собеседования чат-боту и попросить оценить компетенцию кандидата. ИИ подскажет, правильно ли человек отвечал на вопросы, знал суть или лил воду, отвечал четко или сомневался.
Как оптимизировать работу команды в онлайн-школе
Основная идея оптимизации — делегировать часть обязанностей сотрудников искусственному интеллекту.
Проблема. В онлайн-обучении сложно спрогнозировать нагрузку на преподавателей. В какие-то периоды задач мало, а в другие, наоборот, большая загруженность.
Другая проблема — персонализация. Чтобы студентам было интереснее, они не «списывали» друг у друга и не искали решения в интернете, нужно делать индивидуальные задания для каждого студента. А это дополнительно усложняет процесс проверки и повышает нагрузку на сотрудников. Вместо найма новых людей можно воспользоваться ресурсами ИИ, это будет гораздо дешевле.
Решение. Нужно найти процессы, в которых ИИ может заменить человека, и начать их автоматизацию. Искусственный интеллект может помочь даже в сложном и на первый взгляд творческом процессе.
Например, преподаватель может составить несколько примеров для понимания материала, а чат-бот их размножит и сделает разнообразными: более легкими или, наоборот, сложными.
«В karpov.courses мы используем связку преподавателя с ИИ для создания контента. Искусственный интеллект помогает авторам делать более интересные и вариативные задания. У каждого студента будет уникальный пример, большинство из которых сгенерирует чат-бот по заданному лектором паттерну».
Михаил Серегин
Операционный директор и co-founder karpov.courses
Еще пример — работа службы поддержки. Первое время придется собирать базу знаний и ответов на вопросы вручную, но в дальнейшем по этой базе может работать ИИ.
«В нашей школе ИИ анализирует все ответы службы поддержки. Из них составляется актуальная база знаний, ответ из которой может предложить студенту чат-бот. Сотрудника поддержки зовут только в сложной и нестандартной ситуации. Если таких случаев будет несколько, чат-бот научится работать и с ними».
Михаил Серегин
Операционный директор и co-founder karpov.courses
Как автоматизировать проверку домашних заданий с помощью ИИ
Качественная и быстрая обратная связь повышает интерес студентов к курсам. И наоборот, когда задачи проверяются неделями, а преподаватель отвечает шаблонно — энтузиазм учеников падает.
Проблема. Ученики живут в разных часовых поясах и проходят курсы каждый в своем темпе. При этом каждому хочется получать быструю обратную связь, ответы на вопросы и проверку домашних заданий.
Решение. Если подключить к обучающей платформе ИИ, студент сможет задавать ему вопросы по домашнему заданию, отправлять на проверку отдельные части задачи и сразу же получать ответы.
Преподаватель, в свою очередь, выборочно проверяет работу ИИ, оценивает эффективность его ответов и вместе с разработчиками вносит поправки в работу платформы.
«Мы используем ChatGPT для проверки кода и вычислений. Например, ИИ показывает ученикам, где конкретно совершена ошибка, на каком этапе и из-за чего она возникла. Это помогает быстрее „починить“ исходный код.
Проверка заданий делится на ступени. Сначала ИИ просто показывает, есть ли ошибки в задании и сколько их. На следующем этапе чат-бот дает наводящие подсказки. Если после этого студент не может найти ошибку, ИИ подробно разбирает каждый случай, указывает важность ошибки и показывает, как правильно ее устранить.
Студент получает не только обратную связь в формате „правильно — неправильно“, но и подсказки, какие темы нужно дополнительно повторить, чтобы поправить свое решение».
Михаил Серегин
Операционный директор и co-founder karpov.courses
Как повысить доходимость курсов
Студенты не только присылают домашние задания на проверку, но и задают вопросы по теме или по процессу обучения. Чем быстрее они получат ответ, тем меньше вероятность, что они забросят обучение. А это один из факторов, который влияет на доходимость курсов.
Проблема. Студенты пишут в чат самые разнообразные вопросы: по теме обучения, по образовательному процессу или по смежным темам. Содержать профильных сотрудников, которые могли бы отвечать 24/7, дорого, а раздел «Вопрос-ответ» на сайте почти никто не читает.
Решение. Чат-боты со встроенной базой ответов решают эту задачу. Они отвечают в любое время суток и дают пользователю точечный ответ на его запрос.
Это важно с педагогической точки зрения. Если выдать пользователю большую базу знаний, скорее всего, он в ней потеряется. А если направить на конкретную главу или раздел, повышается шанс, что он разберется.
«В прошлом году мы внедрили несколько ИИ в тестовом формате. В результате нам уже удалось значительно снизить нагрузку на команду сопровождения, а студенты получили круглосуточного ИИ-помощника.
Сейчас мы продолжаем внедрять ИИ-решения, чтобы студенты учились более эффективно, а компания оптимизировала расходы на поддержку и организацию учебного процесса. Мы используем большие языковые модели в связке с нашими доработками».
Михаил Серегин
Операционный директор и co-founder karpov.courses
Как повысить возвращаемость студентов
В погоне за новыми пользователями многие забывают о том, что нужно продолжать взаимодействовать с теми студентами, которые уже проходили обучение. Чтобы ученики возвращались за новой покупкой и рекомендовали онлайн-школу друзьям, нужно постоянно анализировать обратную связь.
Проблема. Студенты проходят один курс и бросают обучение. Они или не видят полезность знаний или не умеют применять их на практике. Такие клиенты не будут покупать другие курсы и вряд ли будут рекомендовать кому-нибудь онлайн-школу. Организации сложно вручную отследить, почему так происходит, так как нужно обрабатывать большие массивы данных.
Решение. Нужно наладить сбор и аналитику статистики. Для начала это поможет создать профиль каждого студента и систему персональных рекомендаций. Например, студент долго проходит часть курса по программированию, где нужно искать ошибки в коде. Система замечает это и предлагает ему рекомендацию — мини-курс или вебинар по тестированию ПО.
Еще сбор статистики поможет определить слабые места в образовательном процессе и улучшить его. Например, если наблюдается большой отток студентов после какого-то сложного урока, возможно, стоит разложить его на несколько более простых, добавить поясняющий материал или попросить объяснить тему другого лектора.
Чтобы еще больше повысить ценность курсов для студентов, можно настроить чат-бот, который ищет небольшие проекты и подработки на биржах фриланса и предлагает их ученикам после окончания соответствующего раздела в обучении. Так студенты увидят, что полученные знания востребованы, и смогут сразу опробовать их на практике.
Данных со статистикой может быть настолько много, что бизнесу будет сложно обработать их и получить какие-то результаты. В таких ситуациях можно отдать аналитику на аутсорс. В статье про центры обработки данных мы рассказывали, как передавать статистику подрядчику и получать на выходе прогноз развития бизнеса с точностью выше 70%.
Главное
- ИИ может упростить работу онлайн-школы и снизить ее затраты.
- Чат-боты помогают проводить собеседование, предлагают вопросы для соискателей и оценивают их компетенцию.
- ИИ может генерировать разнообразные задания для студентов по шаблону преподавателя.
- При проверке домашних заданий чат-боты могут находить ошибки и постепенно подводить студентов к правильному решению.
- Чтобы студенты проходили курсы до конца, их нужно постоянно поддерживать и мотивировать. ИИ может отвечать пользователям в любое время, искать для них работу, а также собирать статистику для собственника бизнеса.
Поделитесь, какие удачные примеры использования ИИ в обучении вы встречали?