Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Что нужно знать про НПД для безопасного сотрудничества


Компании могут нанимать внештатных работников по договору ГПХ и платить за них налог и взносы, а могут сотрудничать с самозанятыми. С ними работать проще и можно сэкономить на отчислениях в бюджет. Правда, бывает непонятно, как работает налоговый режим самозанятых. Нужно ли бизнесу вникать в него? Есть ли какие-то особенности и риски? Как проконтролировать уплату налога и стоит ли это делать?

Рассказываем об основных нюансах, которые стоит знать бизнесу про налог самозанятых, чтобы быть подкованными и работать без опасений.

Основное про налог на профессиональный доход

Налог на профессиональный доход — НПД помогает физлицам легально получать доход от своей деятельности и проще, чем на других режимах налогообложения.

Налог с доходов от компании и ИП самозанятый уплачивает сам. Ставка — 6%. Других налогов и взносов нет.

Разберем на примере.

Компания нанимала электрика в штат. Иногда работы для него просто не было — и электрик просто просиживал время. При этом компания все равно платила ему зарплату и переводила в бюджет НДФЛ и страховые взносы.

Теперь компания нанимает электрика-самозанятого под проекты, например: провести электрику в офисе или подключить к электричеству поселок. Компания оплачивает только выполненную работу, без НДФЛ и взносов. Налог с дохода электрик платит сам — 6% от полученной суммы.

Налоги при работе со штатными сотрудниками и с самозанятыми
Налоги при работе со штатными сотрудниками и с самозанятыми

Сотрудничать с самозанятыми проще: бухгалтер просто оплачивает работу, а отчислять НДФЛ и страховые взносы не нужно

Сотрудничать с самозанятыми проще: бухгалтер просто оплачивает работу, а отчислять НДФЛ и страховые взносы не нужно

Если исполнитель только зарегистрировался самозанятым, у него есть специальный вычет в 10 000 ₽. Он снижает налоговую ставку с дохода от компаний и ИП 6% → 4%, пока не закончится.

Рассмотрим на примере.

Компания заплатила самозанятому 30 000 ₽ за проект. У исполнителя есть бонус 10 000 ₽, то есть он заплатит 4% с дохода от компании вместо 6%. Получится так: 30 000 ₽ × 4% = 1200 ₽.

Если самозанятый получает за проекты каждый месяц около 30 000 ₽, то налоговый вычет закончится через 8 месяцев: 10 000 ₽ / 1200 ₽ ~ 8,3 месяца. После этого он будет уплачивать 6% налога с дохода от компаний.

Самозанятые подойдут не для всех проектов. У исполнителей на НПД есть ограничения. Компаниям и ИП стоит о них знать, чтобы понимать, как работать с самозанятыми. Вот основные из них:

Кому подойдут самозанятые на НПД
Кому подойдут самозанятые на НПД

Примеры, когда с самозанятым можно сотрудничать, а когда — нет

Примеры, когда с самозанятым можно сотрудничать, а когда — нет

Особенности найма самозанятых

В работе с самозанятыми есть подводные камни, потому что формат сотрудничества отличается от штатного. Если работать с самозанятым как со штатным сотрудником, налоговая может доначислить НДФЛ, взносы, штрафы. Разберем основные ограничения.

Cамозанятые — граждане стран ЕАЭС: России, Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, и граждане Украины.

Работа с иностранными самозанятыми на НПД
Работа с иностранными самозанятыми на НПД

Работа только под конкретный проект или задачу. Компания может нанять самозанятого построить дом, доставить заказ или написать 30 текстов к определенному сроку. Если самозанятый систематически выполняет одни и те же обязанности, налоговая может заподозрить трудовые отношения.

Компании обычно сотрудничают с самозанятыми курьерами, водителями, слесарями, грузчиками, строителями, айтишниками, рекламщиками, преподавателями.

Разовая работа с самозанятыми на НПД
Разовая работа с самозанятыми на НПД

Нет ограничений в инструментах, месте и времени для выполнения задачи. Обязать самозанятого работать в офисе с 09:00 до 18:00 с понедельника по пятницу и строго на технике компании нельзя. Он может работать когда и где захочет, а чем — вопрос договорной: может согласиться на вашу технику или предложить свою. Главное — сделать задачу качественно и в срок.

Работа с самозанятыми на НПД без ограничений
Работа с самозанятыми на НПД без ограничений

Оплата работы — только за задачу или проект. Обычно работодатели платят сотрудникам ежемесячный оклад два раза в месяц. Самозанятым можно платить когда угодно, но только за определенный выполненный проект.

Оплата работы самозанятых на НПД
Оплата работы самозанятых на НПД

Нанять штатного работника самозанятым можно только спустя два года после увольнения. Уволить штатного сотрудника и перевести сразу на самозанятость нельзя.

Перевод штатного сотрудника на самозанятость
Перевод штатного сотрудника на самозанятость

Документы для сотрудничества

Обычно при найме физлиц компания заключает трудовой или гражданско-правовой договор. Он автоматически становится главным документом в сотрудничестве. Но в работе с самозанятыми и тут есть нюансы:

Главный документ для налоговой — чек от самозанятого. Он формирует его после того, как получил оплату, и отправляет заказчику любым удобным способом. Чек — это отчетность самозанятого перед налоговой.

По чеку компания или ИП может подтвердить в налоговой, что такие платежи — это не обычное вознаграждение физлицу. Если чека нет, налоговая может доначислить НДФЛ, взносы и штраф — 20% от недоимки.

Договор заключить можно, но необязательно. С самозанятыми можно сотрудничать по оферте. Это когда самозанятый публично размещает свое предложение, например на сайте, а компания или ИП просто заказывает и оплачивает услугу.

Если проект крупный, по желанию можно заключить договор ГПХ, например подряда. Главное, чтобы он не подразумевал посредническую или агентскую деятельность.

Риски при неуплате налога самозанятым

Налог с доходов самозанятый уплачивает сам. За просрочку штраф будет у исполнителя: 20% от суммы доходов в первый раз и на всю сумму при повторе. Допустим, компания заплатила вознаграждение 1 октября, а до 9 ноября исполнитель не сформировал чек — все, будет штраф.

Хоть за уплату налога отвечает самозанятый, бывает, появляются сомнения: а вдруг самозанятый по какой-то причине не уплатил налог с дохода? Вообще у заказчика рисков почти нет, кроме одной ситуации:

Переживать не за чтоЕсть риски для заказчика
Если при найме исполнитель уже был самозанятым. Скорее всего, он знает, что платить налоги — его ответственность. Если он не платит налоги с доходов от всех своих клиентов, у налоговой будут вопросы только к нему
Если исполнитель только встал на учет для сотрудничества с компанией и не понял, что должен сам платить налог. Из-за штрафов он может пожаловаться в налоговую инспекцию, а это может спровоцировать проверки компании или ИП

Как проконтролировать работу

Кажется здорово, что заказчику не нужно платить налоги и взносы. Но контролировать такое сотрудничество все же стоит. Вдруг исполнитель больше не самозанятый? Как вовремя получать чек и понимать, что налог от доходов с компании или ИП уплачен?

Если самозанятый снимает себя с учета без предупреждения, не присылает или ошибается в чеке, есть риск заплатить обычному физлицу — тогда бизнесу придется начислить НДФЛ и взносы. Этот риск можно контролировать.

Проверять статусы и чеки можно вручную:

  • Для проверки статуса запросить справку у самозанятого или проверить самостоятельно на сайте налоговой службы.
  • Чек проверить вручную по назначению платежа, ИНН заказчика и сумме платежа.

Можно каждый раз проверять статусы и чеки самозанятых вручную, а можно использовать специальный сервис выплат самозанятым. Он автоматизирует работу с исполнителями на НПД.

Такой сервис есть у Т-Банк Бизнеса. Компания просто переводит деньги самозанятым, а он полностью контролирует сотрудничество. Вот как это работает:

✅ Переводы только самозанятым. Сервис ежедневно обновляет статусы самозанятых. Если исполнитель снялся с учета в налоговой, при выплате сервис предупредит об этом — и платеж ему не пройдет.

Выплаты самозанятым через сервис Т-Банк Бизнеса
Выплаты самозанятым через сервис Т-Банк Бизнеса

С выплатами через сервис заплатить обычному физлицу не получится — только самозанятым

С выплатами через сервис заплатить обычному физлицу не получится — только самозанятым

✅ Всегда есть корректная отчетность для налоговой. Чеки автоматически формируются в налоговой по данным платежа, а оттуда уже приходят в личный кабинет сервиса Т-Банк. Скачать их можно в любое время.

Чеки выплат самозанятым в Т-Банк Бизнесе
Чеки выплат самозанятым в Т-Банк Бизнесе

Бухгалтер может скачать чеки в личном кабинете сервиса выплат в любое время

Бухгалтер может скачать чеки в личном кабинете сервиса выплат в любое время

✅ С согласия самозанятого уплачивает за него налог. Сервис может удерживать налог с каждой выплаты на специальный счет, если заказчику это нужно и исполнитель согласен. Тогда 13-го числа каждого месяца сервис перечислит его в налоговую за самозанятого.

Автоматическая уплата налога на профессиональный доход
Автоматическая уплата налога на профессиональный доход

С согласия исполнителя сервис может автоматически уплачивать налог за самозанятого

С согласия исполнителя сервис может автоматически уплачивать налог за самозанятого

С сервисом выплат самозанятым компании или ИП контролируют работу с самозанятыми и сотрудничают без опасений. При этом самозанятые не отвлекаются на бюрократические вопросы и могут уделять больше времени задачам.

Что запомнить

  1. Самозанятые сами платят налог с дохода от компаний и ИП — 6%.
  2. Если исполнитель только стал самозанятым, он временно платит налог с доходов от компании по пониженной ставке — 4%.
  3. Нанять самозанятых можно только на ту работу, которую он исполняет сам. Посредником или агентом лучше нанять обычное физлицо.
  4. Самозанятые — не штатные сотрудники. Нанять их можно только под разовую задачу или проект с фиксированным сроком и оплатой.
  5. Перевести штатных сотрудников на самозанятость нельзя.
  6. Главный документ при таком сотрудничестве — чек от самозанятого. Договор ГПХ оформить можно, но необязательно.
  7. За уплату налога отвечает самозанятый, у компании нет рисков из-за неуплаты.
  8. Контролировать сотрудничество можно самостоятельно вручную или поручить это специальному сервису выплат самозанятым.
Выплаты самозанятым для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Выплаты самозанятым для бизнеса

  • Платежи самозанятым в любые банки — по номеру счета, карты или телефона
  • Автоматически формируем чеки, акты и договоры
  • Проверяем статус самозанятых и уплачиваем налог
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Ирина Осипова
Ирина Осипова

Удобно ли вам нанимать для разовых задач самозанятых? Были ли сложности при оформлении выплат исполнителям на НПД?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации