Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как вести бизнес в России, если вы находитесь за рубежом


О чем нужно рассказать ФНС, как работать с документами и как избежать двойного налогообложения, если ваш бизнес остался в России, а вы — нет


Екатерина Болдинова

Екатерина Болдинова

Юрист, партнер Five Stones Consulting

Владелец бизнеса может переехать в другую страну и продолжить вести дела в России из-за границы. Это законно, но накладывает на владельца компании или предпринимателя ряд ограничений, связанных с налоговым и валютным контролем.

Рассказываем, с какими сложностями могут столкнуться владельцы компаний и предприниматели и как их избежать. Разобраться в законах нам помогала Екатерина Болдинова — партнер юридической фирмы Five Stones Consulting.

Мы разбираем ситуации, в которых бизнес остается в России, а доход поступает на российские счета. О том, что нужно делать, если владелец бизнеса решил перевести его в другую страну, читайте в нашем тексте про релокацию.

Как платить налоги, если ты резидент другой страны

Самое существенное изменение для человека, который долгое время пребывает за границей — смена налогового резидентства. По российскому законодательству налоговый резидент — это тот, кто пробыл в стране от 183 дней в течение года. При утрате резидентства НДФЛ на доходы от источников в России резко возрастает — обычно до 30% с суммы дохода. Если же человек остается резидентом, то его доходы за границей нужно декларировать и платить с них НДФЛ в России.

С утерей резидентства связана также утеря права на получение налоговых вычетов. Например, если резидент продает квартиру, которой он владел менее пяти лет, он должен заплатить 13% НДФЛ с разницы между ценой покупки и продажи квартиры, то есть у него есть право на вычет в размере понесенных расходов. Нерезидент в той же ситуации заплатит 30% от всей суммы, которую получит от покупателя квартиры.

Ставка НДФЛ
Налоговый резидент России13% — при доходе менее 5 млн рублей в год.
15% — с величины превышения годового дохода в 5 млн рублей
Нерезидент15% — с дивидендов российских компаний.
30% — с остальных доходов

Ставка 30% распространяется на виды дохода, полученные в России: например, от сдачи в аренду недвижимости. В 2023 году это не касается зарплаты и доходов по договору ГПХ: по налоговому кодексу вознаграждение за работу, выполненную за пределами РФ, считается зарубежным доходом, а значит, не облагается НДФЛ в России для нерезидентов, даже если источник доходов — российская компания или ИП. Достаточно указать в договоре, трудовом или ГПХ, что место выполнения работы — другая страна.

Страны по-разному смотрят на понятие резидентства. Можно стать налоговым резидентом другой страны, не успев прожить там и месяца.

«Например, в Германии человек считается налоговым резидентом с момента, когда он получил регистрацию по месту жительства внутри страны. Без прописки человек в Германии не может сделать практически ничего — ни открыть банковский счет, ни получить ВНЖ, поэтому те, кто приезжают туда надолго, очень быстро становятся местными налоговыми резидентами.

Пока человек не потеряет резидентство в России, он будет платить в России 13% и в Германии налоги со всех доходов — от 0 до 45% в зависимости от уровня дохода.

Например, в России он получает 150 000 ₽ в месяц от сдачи недвижимости в аренду, что по курсу на апрель 2022 года — около 22 тысяч евро в год. Значит, в России со своего дохода он должен был бы заплатить 13%, а в Германии — еще около 14% с этих же денег. Сейчас между странами действует соглашение об избежании двойного налогообложения, поэтому он вправе заплатить всю сумму в России, а после — вычесть уплаченную сумму из германского налога. Как только он утратит резидентство — ставка налога в России вырастет до 30%. Их нужно будет заплатить и засчитать в счет налога в Германии».

Екатерина Болдинова

Екатерина Болдинова

Партнер Five Stones Consulting

Нерезиденты должны платить в России налоги с доходов от источников внутри страны:

  • доход от сдачи в аренду российской недвижимости и другого имущества;
  • дивиденды от российских компаний;
  • зарплата или вознаграждение по договору ГПХ от российской компании, если местом выполнения работ или оказания услуг в договоре указана Россия.

Доходы из других стран, если человек перестал быть резидентом России, российскими налогами не облагаются.

Для ИП, которые используют упрощенную систему налогообложения, ставка не меняется. Даже после переезда за границу и утраты российского налогового резидентства предприниматель продолжит платить налоги по ставке 6% на УСН «Доходы» и 15% на УСН «Доходы минус расходы».

Аналогично не меняется налоговый режим для самозанятых. Если клиенты такого гражданина находятся в России, он должен платить налог на профессиональный доход — НПД — по ставкам 4 и 6%. Ставки касаются только доходов от профессиональной деятельности и только от российских заказчиков — нерезиденты не должны платить НПД с доходов от клиентов из других стран. Вместо этого нужно уточнить, как такие доходы облагаются в стране, резидентом которой вы стали.

Как избежать двойного налогообложения

Если предприниматель или владелец компании получил резидентство другой страны, но продолжает получать доходы из России, он должен платить налоги в обеих странах. Чтобы все доходы граждан не ушли на налоги, страны заключают соглашения об избежании двойного налогообложения — СИДН.

Соглашение позволяет заплатить налог с определенных источников дохода в одной стране и зачесть эту сумму в счет уплаты налога в другой. Если в одной из стран ставка выше, то нужно будет уплатить только разницу между налоговыми ставками.

«Дивиденды от российских компаний облагаются налогом в 13% для резидентов и 15% для нерезидентов. Если вы платите налог с дивидендов в России, но находитесь в одной из стран Европы, то там в большинстве случаев вы платите только дельту — разницу между налоговыми ставками».

Екатерина Болдинова

Екатерина Болдинова

Партнер Five Stones Consulting

Например, в Эстонии, Латвии и Литве налог на дивиденды выше, чем российский. Поэтому резиденту Эстонии нужно задекларировать доход и показать, сколько он заплатил в России, и доплатить лишь дельту. Если же по СИДН ставка налога на дивиденды ниже 15%, то российскому источнику выплаты надо представить документ о резидентстве — тогда налог посчитают по сниженной ставке.

На специальные налоговые режимы СИДН не распространяется. Поэтому ИП на УСН и самозанятым в любом случае придется платить налог как в России, так и по правилам, которые действуют в стране их резидентства.

Если соглашения об избежании двойного налогообложения нет, то нужно ориентироваться на местное законодательство. Есть юрисдикции, более и менее лояльные к налогоплательщику, и каждый смотрит по-своему на объем доходов, который может взять с человека.

В марте 2023 года Минфин и МИД предложили президенту приостановить СИДН со всеми странами, которые ввели экономические санкции против России. Если это произойдет, подоходный налог и дивиденды придется платить дважды.

Алена — ИП на общей системе налогообложения, она владеет салоном красоты в России, а живет в Нидерландах. С дохода в 100 000 ₽ в России она платит 13% НДФЛ — получается 13 000 ₽. Однако налог на этот доход начислят и в Нидерландах, так как СИДН между Россией и Нидерландами не действует. В Нидерландах ей придется заплатить еще 37% налога, с учетом страхового взноса. В итоге от дохода в 100 000 ₽ после уплаты налогов останется около 50 000 ₽.

Если бы салон Алены зарабатывал больше, например около 500 000 ₽ в месяц, то ставка в Нидерландах для нее поднялась бы до 49,5%. С учетом российского налога приходилось бы тратить на платежи государствам больше половины дохода.

Пока соглашения между Россией и другими странами продолжают действовать. Если Россия прекратит СИДН с недружественными странами, это коснется резидентов 38 государств. Сейчас в список входят все государства — члены Евросоюза, США, Канада и Австралия.

Можно ли открыть счет в иностранном банке

Каждый гражданин России и человек с видом на жительство в РФ — ее валютный резидент, независимо от того, сколько времени в году он провел за границей. Валютные резиденты по общему правилу должны сообщать в налоговую:

  • об открытии и закрытии зарубежных счетов;
  • о движении средств по зарубежным счетам.

Люди без статуса ИП могут не уведомлять налоговую об открытии или закрытии счета, если они намерены провести больше 183 дней за рубежом. Если на 31 декабря в год открытия или закрытия счета они провели вне России 183 дня, им также не нужно представлять отчет о движении денег по счетам.

Если они провели за границей меньше 183 дней, то подать уведомление об открытии или закрытии счета нужно не позднее 1 июня следующего года. В этот же срок нужно сдать отчет о движении денег, кроме случая, когда сумма переводов по счету менее 600 000 ₽ в год или эквивалентной суммы в валюте и счет открыт в стране, с которой налажен автоматический обмен налоговой информацией.

Правила для ИП строже: он должен подавать уведомления об открытии и закрытии счетов в течение месяца после действия со счетом. Их можно оформить на бумаге или в электронном виде, через личный кабинет налогоплательщика. Кроме того, он должен ежеквартально отчитываться о движении средств, независимо от оборота.

Если налоговую уведомить о зарубежном счете несвоевременно, она может начислить штраф — 1000—1500 ₽ для человека без статуса ИП. Если скрыть информацию совсем и налоговая узнает о счете, штраф вырастет до 4000—5000 ₽.

Для ИП штрафы строже: 5000—10 000 ₽ за нарушение срока уведомления и 40 000—50 000 ₽ за его непредставление.

За несоблюдение порядка представления отчетов о движении средств людям без статуса ИП грозит штраф 2000—3000 ₽, при повторном нарушении — 20 000 ₽. Для предпринимателей штраф выше: 4000—5000 ₽ при первом нарушении, и 30 000—40 000 ₽ — при повторном.

А за нарушение срока представления этих отчетов грозит штраф 300—3000 ₽ для граждан и 500—5000 ₽ для ИП.

Еще более серьезные штрафы грозят за нарушение правил валютного контроля. Сейчас на зарубежные счета запрещено зачислять валюту, полученную в виде дивидендов от российских АО либо при распределении прибыли российских ООО, товариществ и кооперативов.

Штраф за нарушение валютного законодательства — 20—40% от суммы незаконной операции.

С иностранными заказчиками можно работать и через российскую компанию, принимая оплату на российские счета. В этом случае нужно внимательно соблюдать правила валютного контроля.

Для работы с зарубежными клиентами будет удобнее зарегистрировать компанию за границей.

Нужно ли регистрировать бизнес за рубежом

Для работы с иностранными клиентами можно официально зарегистрировать бизнес за рубежом. Особенности налогообложения зависят от формы регистрации.

Компания. Предприниматель или владелец компании, который хочет работать с иностранными клиентами, может открыть компанию за рубежом. Если он не утратил статус налогового резидента, по российскому законодательству новое предприятие считается контролируемой иностранной компанией, или КИК.

Если доля российского учредителя более 25% или более 10%, притом что 50% компании принадлежит российским резидентам, то учредитель считается контролирующим лицом КИК. Налоги с доходов такой компании уплачиваются в месте, где она работает, но при этом у нее есть обязанность платить налоги и в России.

Иногда для снижения налоговой нагрузки российские резиденты вводят в уставной капитал компании контролирующих иностранных резидентов. Это позволяет компании считаться локальной без статуса КИК и не платить налоги в Россию. Такое поведение возможно, однако сопряжено с риском утраты контроля над компанией.

Если же человек утратил налоговое резидентство России, его компания не считается КИК. Можно работать с клиентами и платить налоги только там, где зарегистрирована компания.

ИП или самозанятость. Статус предпринимателя в разных странах различается. В Европе ИП, как правило, платят НДС, но ставки по НДФЛ для них ниже. На Кипре и в Германии есть статус самозанятых — с ним налогообложение еще легче.

Однако если человек зарегистрирован как ИП в России и в другой стране, он может подпасть под двойное налогообложение.

Влад — гражданин России и Израиля. В России он ИП на УСН, который работает с российскими клиентами, а в Израиле — эсэк, который работает с клиентами со всего мира. Как ИП на УСН, он обязан платить в России 6% со всех источников дохода, в том числе зарубежных. Переезд и утрата налогового резидентства этой обязанности для него не отменяет: нерезидентство касается только уплаты НДФЛ. В Израиле он также заплатит подоходный налог и страховые взносы с зарубежных контрактов. В итоге доходы от иностранных заказчиков будут обложены налогом дважды: и в России по ставке 6%, и в Израиле — от 10 до 50% в зависимости от уровня дохода.

Зарубежные налоги можно оптимизировать. В Европе большая и разветвленная система налоговых вычетов, которая позволяет снизить налоговое бремя. Например, есть фиксированные вычеты, вычеты на детей, на супругов и на рабочие расходы, к которым можно отнести даже расходы на канцелярию или покупку одежды.

Как вести дела в России

Предпринимателю или руководителю бизнеса, который намерен долгое время оставаться за границей, нужно заранее позаботиться о том, чтобы бизнес в России мог работать без его личного присутствия. Для этого можно:

  • перейти на электронный документооборот;
  • оформить доверенности на сотрудников;
  • наделить сотрудников правом подписи;
  • подготовить VPN.

ЭДО. Переход на ЭДО позволит обмениваться документами внутри компании, с контрагентами и налоговой. В зависимости от того, как вы планируете обмениваться документами, при работе с ЭДО также понадобится оформить электронную подпись.

Доверенности. Очень часто директора компаний оставляют одну доверенность — на главного бухгалтера. Это рискованно: если бухгалтер уйдет в отпуск или заболеет, работа встанет. Чтобы этого не произошло, доверенность лучше оформить на несколько человек.

Можно разделить зоны ответственности: например, бухгалтер представляет интересы директора в налоговой, юрист — в судах. Доверенность лучше оформить нотариально: с ней можно совершать сделки, которые нужно регистрировать в госорганах.

Право подписи. Зачастую руководители оставляют сотрудникам свою электронную подпись на флешке, но это незаконно. Вместо этого нужно наделить сотрудников правом подписи. Чтобы они им не злоупотребляли, можно установить в компании внутреннюю систему согласования, при которой человек может поставить подпись только после того, как директор дал ему распоряжение в установленной форме.

Другой вариант — оформить электронную подпись для доверенного лица. Это делают в аккредитованных удостоверяющих центрах.

Российский VPN. Некоторые государственные сервисы — например, личный кабинет налогоплательщика — могут нестабильно работать при подключении из-за рубежа. Чтобы не лишиться возможности работы с ними, будет полезно обзавестись российским IP-адресом. VPN можно купить или настроить самостоятельно через сервер, который находится в России.

О чем еще нужно уведомить государство, если вы за границей надолго

Граждане России должны сообщать государству о втором гражданстве, виде на жительство и его аналогах. Уведомление нужно направить в МВД. Сделать это онлайн нельзя: его принимают только письменно по месту жительства или месту пребывания в РФ либо через Почту России.

«Если человек живет в России, уведомление нужно направить в течение 60 дней после получения гражданства или ВНЖ. Если в день события он не был в РФ, то уведомление нужно будет направить в течение 30 дней после въезда в Россию».

Михаил Кратов

Михаил Кратов

Юрист

Если гражданин постоянно проживает вне России, то у него нет обязанности сообщать госорганам о получении ВНЖ или второго гражданства. Обязанность появится, если человек посетит Россию.

Бесплатно откроем валютный счет

Предложение Тинькофф

Бесплатно откроем валютный счет

  • Открытие и обслуживание — 0 ₽, без скрытых комиссий
  • Расчеты в юанях, долларах США, белорусских рублях, рупиях и других валютах
  • Помогаем с поиском поставщиков, таможней и логистикой
Подробнее

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Дмитрий Комаров
Дмитрий Комаров

Как вы готовите бизнес и сотрудников перед своим уходом в отпуск? Поделитесь приемами в комментариях.


Больше по теме

Бренд — это больше чем логотип. Разбираем на примерах, что такое бренд, кому и зачем он нужен

Страх предпринимателя — это понимание, что вложения в бренд и продвижение продукта не приводят к ожидаемому эффекту и не находят отклика у целевой аудитории. Как это победить, рассказывает сооснователь IN-OUT.AGENCY

Новости