Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Главные изменения в законах 2021 года: как они повлияли на бизнес


2021 год принес много изменений: новые условия спецрежимов, новые ставки налогов, новые виды отчетности — все это в условиях коронавирусных ограничений. Эксперты Т-Банк Бизнеса сделали обзор основных изменений законов, которые вступили в силу в 2021 году, и разобрали, как они повлияли на бизнес.

Отменили режим ЕНВД

Суть закона. ЕНВД — единый налог на вмененный доход. Компании и ИП на этом режиме платили налог не с фактического дохода, а с вмененного, независимо от того, сколько заработали. ЕНВД отменили с 1 января 2021 года.

Что это значит для бизнеса. До 1 января 2021 года все, кто работал на ЕНВД, могли выбрать один из специальных налоговых режимов — УСН, а ИП — еще патент или НПД. Тех, кто не подал уведомление в налоговую на переход, автоматически перевели на ОСН. Это самый сложный режим, на котором больше всего налогов и отчетности.

Что надо делать. Бизнес, который не успел определиться с выбором и попал в 2021 году на ОСН, может поменять его с 2022 года на УСН. Подать уведомление о переходе надо до 10 января 2022 года, так как 31 декабря, крайний срок, — выходной.

ИП на ОСН может перейти на патент или НПД с любой даты в течение года.

Чтобы выбрать налоговый режим, необходимо проверить, соответствует ли бизнес его условиям:

УсловиеУСНПатентНПД
Кто может использовать
ООО, ИП
ИП
ИП, самозанятые без статуса ИП
Когда можно перейти с ОСН
С 1 января 2022 года, если подать уведомление в налоговую не позже 10 января 2022 года
С любой даты
С любой даты
Годовой доход
Для сохранения права на УСН в течение 2021 года — до 200 млн рублей в год.


Для перехода компании с ОСН на УСН с 2022 года — 116,1 млн рублей за 9 месяцев 2021 года
60 млн рублей
2,4 млн рублей
Количество работников по трудовым договорам
Для сохранения права на УСН в течение 2021 года или перехода с 2022 года — до 130 человек
15 человек
0 человек
Остаточная стоимость основных средств
150 млн рублей

Ввели прогрессивную налоговую ставку по УСН

О чем речь. Упрощенная система налогообложения, или УСН, — это специальный налоговый режим для малого бизнеса. У упрощенки два подвида:

УСН «Доходы», когда налог платят со всех доходов компании или ИП и УСН «Доходы минус расходы», когда налог платят с разницы между доходами и расходами.

Раньше при превышении лимита годовых доходов по УСН ИП или компания автоматически слетали на общий режим. С 1 января 2021 года ввели новые переходные лимиты. Теперь упрощенец попадет на ОСН, только если в течение 2021 года заработал больше 200 млн рублей или нанял больше 130 сотрудников.

С момента превышения стандартного и до превышения переходного лимита действует повышенная ставка налога: на УСН «Доходы» — 8%, на УСН «Доходы минус расходы» — 20%. Понижать эти ставки регионам нельзя.

УсловиеСтандартный лимит по УСН в 2021 годуПереходный лимит по УСН в 2021 году
Годовой доход
До 150 млн рублей
200 млн рублей
Количество сотрудников
До 100 человек
До 130 человек
Налог на УСН «Доходы»
6% или сниженная ставка региона
8%
Налог на УСН «Доходы минус расходы»
15% или сниженная ставка региона
20%

В 2022 году лимиты доходов проиндексируют в 1,096 раза.

Что это значит для бизнеса. При росте выручки переход на ОСН для упрощенцев стал более плавным. Те, у кого превышение стандартного лимита по доходам или количеству сотрудников было временным, могут работать на упрощенке и дальше, но платить налог придется по повышенной ставке.

Что надо делать. Следить за доходом, чтобы правильно рассчитывать налог или подготовиться к переходу на более сложный налоговый режим.

Расширили список видов деятельности и лимиты по площадям на патенте

В чем суть закона. В 2021 году внесли поправки в гл. 26.5 НК РФ. Федеральный закон № 373-ФЗ от 23.11.2020 установил новые условия патентной системы налогообложения. Вот в чем их суть:

  • расширили список до 80 видов бизнеса. Например, теперь на патенте могут работать ИП — владельцы автостоянок или ИП, которые ремонтируют нежилые здания;
  • регионы могут выдавать патент на любые виды деятельности по своему усмотрению, кроме запрещенных — это деятельность по договорам простого товарищества или доверительного управления имуществом, производство подакцизных товаров, добыча и продажа полезных ископаемых, оптовая торговля, сделки с ценными бумагами;
  • увеличили лимит по площадям зала обслуживания для общепита и торгового зала розничных магазинов с 50 до 150 м²;
  • ввели ограничение по количеству автомобилей для грузоперевозок и пассажирских перевозок — не более 20 автомобилей в собственности или аренде;
  • сняли ограничение по потенциальному доходу — 1 млн рублей. Регионы могут увеличить его, но не более чем в 10 раз в зависимости от вида деятельности.

Что это значит для бизнеса. С 2021 года на патенте может работать больше предпринимателей. Так как регионы теперь могут устанавливать стоимость патента, какие-то из них стали дороже.

Что надо делать. Чтобы определиться, подходит ли патент для бизнеса, необходимо проверить, не входит ли бизнес в список запрещенных, учесть ограничения и посмотреть стоимость патента в конкретном регионе.

Разрешили ИП на патенте принимать к вычету страховые взносы

В чем суть закона. Раньше ИП платил страховые взносы и полную стоимость патента. С 2021 года стоимость патента можно уменьшить за счет страховых взносов.

В 2021 году страховые взносы такие:

  • фиксированные взносы ИП — 40 874 ₽. Из них 32 448 ₽ — на пенсионное страхование, 8 426 ₽ — на медицинское;
  • дополнительные пенсионные взносы ИП — 1% с потенциального дохода свыше 300 000 ₽.

Страховые взносы снижают налог, если они уплачены в период действия патента.

Что это значит для бизнеса. ИП без работников может уменьшить налог до нуля, ИП с работниками — не более чем наполовину.

страховые взносы уплачены перед покупкой патента → патент будет стоить меньше или вообще ничего;

страховые взносы уплачены после покупки патента → можно получить возврат на сумму уплаченных страховых взносов.

Что надо делать. Чтобы получить вычет, нужно подать в налоговую инспекцию уведомление об уплаченных страховых взносах. Без уведомления вычета не будет. Уведомление можно отнести в налоговую лично, отправить по почте или в электронном виде.

Ввели прогрессивную ставку НДФЛ

В чем суть закона. Раньше ставка налога на доход физических лиц — НДФЛ — у резидентов и некоторых резидентов была одной для большинства доходов — 13%. С 1 января 2021 года с доходов больше 5 млн рублей в год надо платить 15%.

Что это значит для бизнеса. По налоговому кодексу компании или ИП выступают налоговым агентом — это значит, что именно они обязаны исчислять, удерживать и платить НДФЛ за сотрудников и подрядчиков. Если доход сотрудника или подрядчика в этом году превысит 5 млн рублей, НДФЛ надо будет считать по ставке 15%.

Что надо делать. Допустим, сотрудник получает зарплату 500 000 ₽ в месяц. В октябре 2021 года его доход достигнет 5 000 000 ₽. Это значит, что с ноября НДФЛ надо считать по ставке 15%.

ЗарплатаСтавкаНДФЛ
За 10 месяцев с января по октябрь 2021 года
13%
500 000 ₽ × 10 месяцев × 13% = 650 000 ₽
Ноябрь 2021
15%
500 000 ₽ × 15% = 75 000 ₽
Декабрь 2021
15%
500 000 ₽ × 15% = 75 000 ₽
Всего за год
650 000 ₽ + 75 000 ₽ + 75 000 ₽ = 800 000 ₽

Увеличили количество товаров для маркировки

В чем суть постановления. С 2016 года в России постепенно вводится обязательная маркировка товаров. До 2021 года надо было маркировать такие группы товаров: табак, шубы, обувь, лекарства, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и покрышки, товары легкой промышленности, духи и туалетную воду.

С 1 января 2021 года нужно маркировать одежду и текстиль для дома, с 1 июня 2021 года — молочную продукцию, с 1 декабря 2021 года — минеральную природную воду.

Что это значит для бизнеса. Бизнесу, который работает с товарами из перечня маркировки, до ввода обязательной маркировки необходимо было встать на учет и подготовиться к тому, чтобы сканировать коды. А именно:

  1. Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак».
  2. Купить специальный сканер штрихкода, который считывает коды Data Matrix.
  3. Обновить прошивку на онлайн-кассе, чтобы она начала добавлять коды маркировки на чек. Для розницы: убедиться, что ОФД умеет передавать чеки в систему маркировки.

После этого можно работать с маркированными товарами — сканировать коды с каждой поставки.

Что надо делать. Ситуация с маркировкой меняется постоянно. Государство регулярно добавляет новые виды продукции и товарные группы. Важно отслеживать и проверять актуальную информацию по своему виду продукции. Проверить точный перечень товаров можно на сайте системы «Честный знак».

Ограничили список ИП, которым можно работать без онлайн-касс

В чем суть закона. Онлайн-касса — кассовый аппарат с фискальным накопителем. Фискальный накопитель записывает и хранит информацию о чеках и отправляет ее в налоговую по интернету. По закону предпринимателям, которые продают товары напрямую физлицам без статуса ИП, нужно такое устройство. За каждую покупку продавец обязан предоставить клиенту чек.

Раньше без онлайн-кассы разрешали работать ИП без сотрудников, которые сами оказывали услуги, выполняли работы или продавали товары своего производства. С 1 июля 2021 года такое послабление закончилось.

Правда, остались ИП, которым онлайн-касса не нужна:

1. ИП-самозанятые. Они платят налог на профессиональный доход, а чеки покупателям оформляют в приложении «Мой налог».

2. ИП в труднодоступной местности. Точный список населенных пунктов определяют региональные власти.

3. ИП, которые занимаются бизнесом из ст. 2 закона 54-ФЗ. Система налогообложения и наличие персонала не имеют значения.

4. ИП на патенте, кроме видов деятельности, перечисленных в п. 2.1 ст. 2 закона 54-ФЗ.

Что это значит для бизнеса. Теперь онлайн-касса нужна практически всем ИП и компаниям. За нарушение закона 54-ФЗ продавец может получить штраф или предупреждение.

Что надо делать. Купить оборудование — онлайн-кассу с фискальным накопителем.Онлайн-касса должна соответствовать требованиям 54-ФЗ. После этого необходимо заключить договор с оператором фискальных данных и зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой.

Ввели систему прослеживаемости товаров

В чем суть закона. С 8 июля 2021 года государство начало контролировать движение импортных товаров из списка прослеживаемости. Это товары, которые бизнес приобретает с целью последующей продажи или использует в своих коммерческих целях. Например, бытовые холодильники, автопогрузчики, бульдозеры, стиральные машины, мониторы и проекторы и прочее.

Что это значит для бизнеса. Компании и ИП, которые закупают за границей, перепродают, утилизируют, передают и вывозят из страны товары из списка прослеживаемости, должны сдавать в налоговую отчет об операциях с прослеживаемыми товарами.

Что надо делать. Проверить, относятся ли товары к категории прослеживаемых или нет. Это можно сделать в сервисе налоговой.

Получить КЭП теперь можно в налоговой

В чем суть закона. КЭП — это квалифицированная электронная подпись. Она нужна ИП и компаниям, чтобы сдавать отчетность, подписывать договоры, счета, участвовать в госзакупках, подключать онлайн-кассу.

Раньше КЭП выдавали в коммерческих удостоверяющий центрах — УЦ. С 1 января 2022 года выпускать сертификаты КЭП для ИП и руководителей компаний бесплатно будет налоговая. По факту налоговая начала выдавать сертификаты КЭП по новым правилам раньше, с 1 июля 2021 года.

Что это значит для бизнеса. Оформить и переоформить КЭП ИП или руководители компаний теперь могут в уполномоченной налоговой инспекции.

Что надо делать. Если КЭП выдана коммерческим удостоверяющим центром — проверить его аккредитацию. Если УЦ не сможет аккредитоваться до конца года, то с 1 января 2022 года КЭП перестанет работать.

Для оформления и переоформления КЭП в налоговой нужен комплект документов и токен:

  • документы: заявление на выпуск КЭП, для ИП — паспорт и СНИЛС, а для руководителя компании — паспорт, СНИЛС;
  • токен — USB-носитель ключевой информации для записи квалифицированного сертификата и ключа электронной подписи. Он должен быть сертифицирован ФСТЭК или ФСБ. Его можно купить в коммерческих аккредитованных УЦ или интернет-магазинах.

Разрешили учитывать коронавирусные затраты бизнесу на УСН «Доходы минус расходы»

В чем суть закона. В июле 2021 года внесли изменения в налоговый кодекс: у компаний и ИП на УСН «Доходы минус расходы» появилась возможность учитывать при расчете налога коронавирусные затраты.

Что это значит для бизнеса. Теперь можно учесть затраты на профилактику коронавирусной инфекции, ПЦР-тесты, анализ крови на антитела к COVID-19, а также на содержание помещений и инвентаря здравпунктов на территории работодателя.

Что надо делать. ИП или компаниям на УСН «Доходы минус расходы» можно уменьшить сумму налога за счет трат, которые они совершили начиная с 1 января 2021 года. Все расходы надо подтвердить документами.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 838 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Елена Сосновская
Елена Сосновская

А какие изменения в законах за последнее время больше всего повлияли на ваш бизнес? Делитесь в комментариях.


Больше по теме

Новости