2021 год принес много изменений: новые условия спецрежимов, новые ставки налогов, новые виды отчетности — все это в условиях коронавирусных ограничений. Эксперты Т-Банк Бизнеса сделали обзор основных изменений законов, которые вступили в силу в 2021 году, и разобрали, как они повлияли на бизнес.
Отменили режим ЕНВД
Суть закона. ЕНВД — единый налог на вмененный доход. Компании и ИП на этом режиме платили налог не с фактического дохода, а с вмененного, независимо от того, сколько заработали. ЕНВД отменили с 1 января 2021 года.
Что это значит для бизнеса. До 1 января 2021 года все, кто работал на ЕНВД, могли выбрать один из специальных налоговых режимов — УСН, а ИП — еще патент или НПД. Тех, кто не подал уведомление в налоговую на переход, автоматически перевели на ОСН. Это самый сложный режим, на котором больше всего налогов и отчетности.
Что надо делать. Бизнес, который не успел определиться с выбором и попал в 2021 году на ОСН, может поменять его с 2022 года на УСН. Подать уведомление о переходе надо до 10 января 2022 года, так как 31 декабря, крайний срок, — выходной.
ИП на ОСН может перейти на патент или НПД с любой даты в течение года.
Чтобы выбрать налоговый режим, необходимо проверить, соответствует ли бизнес его условиям:
Ввели прогрессивную налоговую ставку по УСН
О чем речь. Упрощенная система налогообложения, или УСН, — это специальный налоговый режим для малого бизнеса. У упрощенки два подвида:
УСН «Доходы», когда налог платят со всех доходов компании или ИП и УСН «Доходы минус расходы», когда налог платят с разницы между доходами и расходами.
Раньше при превышении лимита годовых доходов по УСН ИП или компания автоматически слетали на общий режим. С 1 января 2021 года ввели новые переходные лимиты. Теперь упрощенец попадет на ОСН, только если в течение 2021 года заработал больше 200 млн рублей или нанял больше 130 сотрудников.
С момента превышения стандартного и до превышения переходного лимита действует повышенная ставка налога: на УСН «Доходы» — 8%, на УСН «Доходы минус расходы» — 20%. Понижать эти ставки регионам нельзя.
В 2022 году лимиты доходов проиндексируют в 1,096 раза.
Что это значит для бизнеса. При росте выручки переход на ОСН для упрощенцев стал более плавным. Те, у кого превышение стандартного лимита по доходам или количеству сотрудников было временным, могут работать на упрощенке и дальше, но платить налог придется по повышенной ставке.
Что надо делать. Следить за доходом, чтобы правильно рассчитывать налог или подготовиться к переходу на более сложный налоговый режим.
Расширили список видов деятельности и лимиты по площадям на патенте
В чем суть закона. В 2021 году внесли поправки в гл. 26.5 НК РФ. Федеральный закон № 373-ФЗ от 23.11.2020 установил новые условия патентной системы налогообложения. Вот в чем их суть:
- расширили список до 80 видов бизнеса. Например, теперь на патенте могут работать ИП — владельцы автостоянок или ИП, которые ремонтируют нежилые здания;
- регионы могут выдавать патент на любые виды деятельности по своему усмотрению, кроме запрещенных — это деятельность по договорам простого товарищества или доверительного управления имуществом, производство подакцизных товаров, добыча и продажа полезных ископаемых, оптовая торговля, сделки с ценными бумагами;
- увеличили лимит по площадям зала обслуживания для общепита и торгового зала розничных магазинов с 50 до 150 м²;
- ввели ограничение по количеству автомобилей для грузоперевозок и пассажирских перевозок — не более 20 автомобилей в собственности или аренде;
- сняли ограничение по потенциальному доходу — 1 млн рублей. Регионы могут увеличить его, но не более чем в 10 раз в зависимости от вида деятельности.
Что это значит для бизнеса. С 2021 года на патенте может работать больше предпринимателей. Так как регионы теперь могут устанавливать стоимость патента, какие-то из них стали дороже.
Что надо делать. Чтобы определиться, подходит ли патент для бизнеса, необходимо проверить, не входит ли бизнес в список запрещенных, учесть ограничения и посмотреть стоимость патента в конкретном регионе.
Разрешили ИП на патенте принимать к вычету страховые взносы
В чем суть закона. Раньше ИП платил страховые взносы и полную стоимость патента. С 2021 года стоимость патента можно уменьшить за счет страховых взносов.
В 2021 году страховые взносы такие:
- фиксированные взносы ИП — 40 874 ₽. Из них 32 448 ₽ — на пенсионное страхование, 8 426 ₽ — на медицинское;
- дополнительные пенсионные взносы ИП — 1% с потенциального дохода свыше 300 000 ₽.
Страховые взносы снижают налог, если они уплачены в период действия патента.
Что это значит для бизнеса. ИП без работников может уменьшить налог до нуля, ИП с работниками — не более чем наполовину.
страховые взносы уплачены перед покупкой патента → патент будет стоить меньше или вообще ничего;
страховые взносы уплачены после покупки патента → можно получить возврат на сумму уплаченных страховых взносов.
Что надо делать. Чтобы получить вычет, нужно подать в налоговую инспекцию уведомление об уплаченных страховых взносах. Без уведомления вычета не будет. Уведомление можно отнести в налоговую лично, отправить по почте или в электронном виде.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Ввели прогрессивную ставку НДФЛ
В чем суть закона. Раньше ставка налога на доход физических лиц — НДФЛ — у резидентов и некоторых резидентов была одной для большинства доходов — 13%. С 1 января 2021 года с доходов больше 5 млн рублей в год надо платить 15%.
Что это значит для бизнеса. По налоговому кодексу компании или ИП выступают налоговым агентом — это значит, что именно они обязаны исчислять, удерживать и платить НДФЛ за сотрудников и подрядчиков. Если доход сотрудника или подрядчика в этом году превысит 5 млн рублей, НДФЛ надо будет считать по ставке 15%.
Что надо делать. Допустим, сотрудник получает зарплату 500 000 ₽ в месяц. В октябре 2021 года его доход достигнет 5 000 000 ₽. Это значит, что с ноября НДФЛ надо считать по ставке 15%.
Увеличили количество товаров для маркировки
В чем суть постановления. С 2016 года в России постепенно вводится обязательная маркировка товаров. До 2021 года надо было маркировать такие группы товаров: табак, шубы, обувь, лекарства, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и покрышки, товары легкой промышленности, духи и туалетную воду.
С 1 января 2021 года нужно маркировать одежду и текстиль для дома, с 1 июня 2021 года — молочную продукцию, с 1 декабря 2021 года — минеральную природную воду.
Что это значит для бизнеса. Бизнесу, который работает с товарами из перечня маркировки, до ввода обязательной маркировки необходимо было встать на учет и подготовиться к тому, чтобы сканировать коды. А именно:
- Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак».
- Купить специальный сканер штрихкода, который считывает коды Data Matrix.
- Обновить прошивку на онлайн-кассе, чтобы она начала добавлять коды маркировки на чек. Для розницы: убедиться, что ОФД умеет передавать чеки в систему маркировки.
После этого можно работать с маркированными товарами — сканировать коды с каждой поставки.
Что надо делать. Ситуация с маркировкой меняется постоянно. Государство регулярно добавляет новые виды продукции и товарные группы. Важно отслеживать и проверять актуальную информацию по своему виду продукции. Проверить точный перечень товаров можно на сайте системы «Честный знак».
Ограничили список ИП, которым можно работать без онлайн-касс
В чем суть закона. Онлайн-касса — кассовый аппарат с фискальным накопителем. Фискальный накопитель записывает и хранит информацию о чеках и отправляет ее в налоговую по интернету. По закону предпринимателям, которые продают товары напрямую физлицам без статуса ИП, нужно такое устройство. За каждую покупку продавец обязан предоставить клиенту чек.
Раньше без онлайн-кассы разрешали работать ИП без сотрудников, которые сами оказывали услуги, выполняли работы или продавали товары своего производства. С 1 июля 2021 года такое послабление закончилось.
Правда, остались ИП, которым онлайн-касса не нужна:
1. ИП-самозанятые. Они платят налог на профессиональный доход, а чеки покупателям оформляют в приложении «Мой налог».
2. ИП в труднодоступной местности. Точный список населенных пунктов определяют региональные власти.
3. ИП, которые занимаются бизнесом из ст. 2 закона 54-ФЗ. Система налогообложения и наличие персонала не имеют значения.
4. ИП на патенте, кроме видов деятельности, перечисленных
Что это значит для бизнеса. Теперь онлайн-касса нужна практически всем ИП и компаниям. За нарушение закона 54-ФЗ продавец может получить штраф или предупреждение.
Что надо делать. Купить оборудование — онлайн-кассу с фискальным накопителем.Онлайн-касса должна соответствовать требованиям 54-ФЗ. После этого необходимо заключить договор с оператором фискальных данных и зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой.
Ввели систему прослеживаемости товаров
В чем суть закона. С 8 июля 2021 года государство начало контролировать движение импортных товаров из списка прослеживаемости. Это товары, которые бизнес приобретает с целью последующей продажи или использует в своих коммерческих целях. Например, бытовые холодильники, автопогрузчики, бульдозеры, стиральные машины, мониторы и проекторы и прочее.
Что это значит для бизнеса. Компании и ИП, которые закупают за границей, перепродают, утилизируют, передают и вывозят из страны товары из списка прослеживаемости, должны сдавать в налоговую отчет об операциях с прослеживаемыми товарами.
Что надо делать. Проверить, относятся ли товары к категории прослеживаемых или нет. Это можно сделать в сервисе налоговой.
Получить КЭП теперь можно в налоговой
В чем суть закона. КЭП — это квалифицированная электронная подпись. Она нужна ИП и компаниям, чтобы сдавать отчетность, подписывать договоры, счета, участвовать в госзакупках, подключать онлайн-кассу.
Раньше КЭП выдавали в коммерческих удостоверяющий центрах — УЦ. С 1 января 2022 года выпускать сертификаты КЭП для ИП и руководителей компаний бесплатно будет налоговая. По факту налоговая начала выдавать сертификаты КЭП по новым правилам раньше, с 1 июля 2021 года.
Что это значит для бизнеса. Оформить и переоформить КЭП ИП или руководители компаний теперь могут в уполномоченной налоговой инспекции.
Что надо делать. Если КЭП выдана коммерческим удостоверяющим центром — проверить его аккредитацию. Если УЦ не сможет аккредитоваться до конца года, то с 1 января 2022 года КЭП перестанет работать.
Для оформления и переоформления КЭП в налоговой нужен комплект документов и токен:
- документы: заявление на выпуск КЭП, для ИП — паспорт и СНИЛС, а для руководителя компании — паспорт, СНИЛС;
- токен — USB-носитель ключевой информации для записи квалифицированного сертификата и ключа электронной подписи. Он должен быть сертифицирован ФСТЭК или ФСБ. Его можно купить в коммерческих аккредитованных УЦ или интернет-магазинах.
Разрешили учитывать коронавирусные затраты бизнесу на УСН «Доходы минус расходы»
В чем суть закона. В июле 2021 года внесли изменения в налоговый кодекс: у компаний и ИП на УСН «Доходы минус расходы» появилась возможность учитывать при расчете налога коронавирусные затраты.
Что это значит для бизнеса. Теперь можно учесть затраты на профилактику коронавирусной инфекции, ПЦР-тесты, анализ крови на антитела к COVID-19, а также на содержание помещений и инвентаря здравпунктов на территории работодателя.
Что надо делать. ИП или компаниям на УСН «Доходы минус расходы» можно уменьшить сумму налога за счет трат, которые они совершили начиная с 1 января 2021 года. Все расходы надо подтвердить документами.
А какие изменения в законах за последнее время больше всего повлияли на ваш бизнес? Делитесь в комментариях.