Создайте страницу бизнеса ВКонтакте и получите бесплатную поддержку

Подробнее

Бизнесу — про налог самозанятых: что нужно знать для безопасного сотрудничества


Собрали в одну статью все, что нужно знать бизнесу для безопасной работы с самозанятыми: кто и как платит налоги, как проверять статус и какие документы потребуются


Леонид Яковлев

Леонид Яковлев

Эксперт по праву

Поделитесь статьей

Собрали в одну статью все, что нужно знать бизнесу для безопасной работы с самозанятыми: кто и как платит налоги, как проверять статус и какие документы потребуются


Леонид Яковлев

Леонид Яковлев

Эксперт по праву

Поделитесь статьей

Обычно компании нанимали внештатных работников по договору ГПХ и платили за них налоги и взносы. Теперь можно сотрудничать с самозанятыми. С ними работать проще и можно сэкономить на отчислениях в бюджет. Правда, бывает непонятно, как работает налоговый режим самозанятых. Нужно ли бизнесу вникать в него? Есть ли какие-то особенности и риски? Как проконтролировать уплату налога и стоит ли это делать?

Рассказываем про основные нюансы, которые стоит знать бизнесу про налог самозанятых, чтобы быть подкованными и работать без опасений.

Основное про налог на профессиональный доход

Налог на профессиональный доход (НПД) — это относительно новый налоговый режим для физлиц и ИП. Его ввели в 2019 году в нескольких регионах России для теста, а с конца 2020 режим работает по всей России. Он помогает физлицам легально получать доход от своей деятельности проще, чем на других режимах налогообложения.

Налог с доходов от компании самозанятый уплачивает сам. Ставка — 6%. Часть этой суммы идет на ОМС. Других налогов и взносов нет. То есть компаниям выгодно работать с самозанятыми: нет лишней бюрократии, как при оформлении в штат.

Разберем на примере.

Компания нанимала электрика в штат. Иногда работы для него просто не было — и электрик просто просиживал время. При этом компания все равно платила ему зарплату и переводила в бюджет НДФЛ и страховые взносы.

Теперь компания нанимает электрика-самозанятого под проекты, например: провести электрику в офисе или подключить к электричеству поселок. Компания оплачивает только выполненную работу, без НДФЛ и взносов. Налог с дохода электрик платит сам — 6% от полученной суммы.

Если исполнитель только зарегистрировался самозанятым, у него есть специальный вычет в 10 000 ₽. Он снижает налоговую ставку с дохода от компаний 6% → 4%, пока не закончится.

Рассмотрим на примере.

Компания заплатила самозанятому 30 000 ₽ за проект. У исполнителя есть бонус 10 000 ₽, то есть он заплатит 4% с дохода от компании вместо 6%. Получится так: 30 000 ₽ × 4% = 1200 ₽.

Если самозанятый получает за проекты каждый месяц около 30 000 ₽, то налоговый вычет закончится через 8 месяцев: 10 000 ₽ / 1200 ₽ ~ 8,3 месяца. После этого он будет уплачивать 6% налога с дохода от компаний.

Самозанятые подойдут не для всех проектов. У исполнителей на НПД есть ограничения. Компаниям стоит о них знать, чтобы понимать, подходит ли самозанятый для работы. Вот основные из них:

Особенности найма

В работе с самозанятыми есть подводные камни, потому что формат сотрудничества отличается от штатного. Если работать с самозанятым как со штатным сотрудником, налоговая может доначислить НДФЛ, взносы, штрафы. Разберем основные ограничения.

Cамозанятые — только граждане стран ЕАЭС: России, Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии.

Работа только под конкретный проект или задачу. Компания может нанять самозанятого построить дом, доставить заказ или написать 30 текстов к определенному сроку. Если самозанятый систематически выполняет одни и те же обязанности, налоговая может заподозрить трудовые отношения.

Компании обычно сотрудничают с самозанятыми курьерами, водителями, слесарями, грузчиками, строителями, айтишниками, рекламщиками, преподавателями.

Нет ограничений в инструментах, месте и времени для выполнения задачи. Обязать самозанятого работать в офисе с 09:00 до 18:00 с понедельника по пятницу и строго на технике компании нельзя. Он может работать когда и где захочет, а чем — вопрос договорной: может согласиться на вашу технику или предложить свою. Главное — сделать задачу качественно и в срок.

Оплата работы — только за задачу или проект. Обычно компании платят сотрудникам ежемесячный оклад два раза в месяц. Самозанятым можно платить когда угодно, но только за определенный выполненный проект.

Нанять штатного работника самозанятым можно только спустя два года после увольнения. Уволить штатного сотрудника и перевести сразу на самозанятость нельзя.

Документы для сотрудничества

Обычно при найме физлиц компания заключает трудовой или гражданско-правовой договор. Он автоматически становится главным документом в сотрудничестве. Но в работе с самозанятыми и тут есть нюансы:

Главный документ перед налоговой — чек от самозанятого. Чек формирует самозанятый после того, как получил оплату. Он отправляет его компании любым удобным способом.

По чеку компания может подтвердить в налоговой, что такие платежи — это не обычное вознаграждение физлицу. Если чека нет, налоговая может доначислить НДФЛ, взносы и штраф — 20% от недоимки.

Договор заключить можно, но необязательно. С самозанятыми можно сотрудничать по негласному договору — оферте. Это когда самозанятый публично размещает свое предложение, например на сайте, а компания просто заказывает и оплачивает услугу.

Если проект крупный, по желанию можно заключить договор ГПХ, например подряда. Главное, чтобы он не подразумевал посредническую или агентскую деятельность.

Гайд: как работать с самозанятыми

Для бизнеса работать с самозанятыми удобнее, чем с исполнителями-физлицами, но есть подводные камни. Составили инструкцию, как их обойти.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Риски при неуплате налога самозанятым

Налог с доходов самозанятый уплачивает сам. За просрочку штраф будет у исполнителя: 20% от суммы доходов в первый раз и на всю сумму при повторе. Допустим, компания заплатила гонорар 1 октября, а до 9 ноября исполнитель не сформировал чек — все, будет штраф.

Хоть за уплату налога отвечает самозанятый, бывает, появляются сомнения: а вдруг самозанятый по какой-то причине не уплатил налог с дохода? Вообще у компании рисков почти нет, кроме одной ситуации:

Переживать не за чтоЕсть риски для компании
Если при найме исполнитель уже был самозанятым. Скорее всего, он знает, что платить налоги — его ответственность. Если он не платит налоги с доходов от всех своих клиентов, у налоговой будут вопросы только к немуЕсли исполнитель только встал на учет для сотрудничества с компанией и не понял, что должен сам платить налог. Из-за штрафов он может пожаловаться в налоговую инспекцию, а это может спровоцировать проверки компании

Как проконтролировать работу

Кажется здорово, что компании не нужно платить налоги и взносы. Но контролировать такое сотрудничество все же стоит. Вдруг исполнитель больше не самозанятый? Как вовремя получать чек и понимать, что налог от доходов с компании уплачен?

Если самозанятый снимает себя с учета без предупреждения, не присылает или ошибается в чеке, есть риск заплатить обычному физлицу — тогда бизнесу придется начислить НДФЛ и взносы. Этот риск можно контролировать.

Проверять статусы и чеки можно вручную:

  • Для проверки статуса запросить справку у самозанятого или проверить самостоятельно на сайте налоговой.
  • Чек проверить вручную по назначению платежа, ИНН компании и сумме платежа.

Можно каждый раз проверять статусы и чеки самозанятых вручную, а можно использовать специальный сервис выплат самозанятым. Он автоматизирует работу с исполнителями на НПД.

Такой сервис есть у Тинькофф Бизнеса. Компания просто переводит деньги самозанятым, а он полностью контролирует сотрудничество. Вот как это работает:

✅ Переводы только самозанятым. Сервис ежедневно обновляет статусы самозанятых. Если исполнитель снялся с учета в налоговой, при выплате сервис предупредит об этом — и платеж ему не пройдет.

✅ Всегда есть корректная отчетность для налоговой. Чеки автоматически формируются в налоговой по данным платежа, а оттуда уже приходят в личный кабинет сервиса Тинькофф. Скачать их можно в любое время.

✅ С согласия самозанятого уплачивает за него налог. Сервис может удерживать налог с каждой выплаты на специальный счет, если компании это нужно и исполнитель согласен. Тогда 13-го числа каждого месяца сервис перечислит его в налоговую за самозанятого.

С сервисом выплат самозанятым компании контролируют работу с самозанятыми и сотрудничают без опасений. При этом самозанятые не отвлекаются на бюрократические вопросы и могут уделять больше времени задачам.

Что запомнить

  • Самозанятые сами платят налог с дохода от компаний и ИП — 6%.
  • Если исполнитель только стал самозанятым, он временно платит налог с доходов от компании по пониженной ставке — 4%.
  • Нанять самозанятых можно только на ту работу, которую он исполняет сам. Посредником или агентом лучше нанять обычное физлицо.
  • Самозанятые — не штатные сотрудники. Нанять их можно только под разовую задачу или проект с фиксированным сроком и оплатой.
  • Перевести штатных сотрудников на самозанятость нельзя.
  • Главный документ при таком сотрудничестве — чек от самозанятого. Договор ГПХ оформить можно, но необязательно.
  • За уплату налога отвечает самозанятый, у компании нет рисков из-за неуплаты.
  • Контролировать сотрудничество можно самостоятельно вручную или поручить это специальному сервису выплат самозанятым.

Больше по теме