Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как оформить бизнес с партнером


Два закадычных друга решили вместе делать бизнес, ведь они столько всего прошли в жизни. Но бизнес пройти не смогли, в итоге потеряли и дружбу, и деньги. В статье — как такого не допустить


Роман Норман

Роман Норман

Управляющий партнер юридической компании «Норман и Партнеры»

Два закадычных друга решили вместе делать бизнес, ведь они столько всего прошли в жизни. Но бизнес пройти не смогли, в итоге потеряли и дружбу, и деньги. В статье — как такого не допустить


Роман Норман

Роман Норман

Управляющий партнер юридической компании «Норман и Партнеры»

Начать бизнес с партнером стоит с юридически грамотного оформления отношений. Чаще всего это открытие совместного ООО, где нужно составить устав общества и корпоративный договор. Они помогут обезопасить от потерь в случае конфликтов и упростят раздел бизнеса, если партнеры захотят разойтись.

Зачем делать бизнес с партнером

Бизнес с партнером может стать драйвером быстрого роста компании, а может — источником головной боли и конфликтов. Поэтому перед открытием общего дела надо взвесить все за и против и проговорить возможные сценарии развития событий.

Плюсы бизнеса с партнерами:

  • дополнительные ресурсы партнера: деньги, время, профессиональные качества;
  • распределение ответственности: отвечаю не один;
  • обратная связь: можно обсудить идеи, планы, стратегии, найти неочевидное решение совместно;
  • поддержка: с партнером можно поговорить, обсудить проблемы.

Минусы бизнес-партнерства:

  • репутационные риски: если партнер нарушил закон, попал в тюрьму или на его долю наложен арест, это усложнит ведение бизнеса;
  • согласование действий: важные решения о деятельности компании придется принимать сообща;
  • разделение денег: прибыль нужно делить на всех партнеров.

Самый распространенный способ оформления партнерства в бизнесе — это регистрация ООО, где партнеры выступают учредителями. Ни ИП, ни самозанятость вести с партнером не получится.

По закону учредителями в ООО может быть не больше 50 человек. Когда ООО регистрируют двое и больше учредителей, им надо провести общее собрание, оформить решение о создании сообщества и составить несколько документов.

Учредительный договор — он нужен, чтобы определить, на каких условиях партнеры будут начинать бизнес. В большинстве случаев после открытия ООО учредительный договор действовать перестанет и главным документом компании будет устав.

Устав — обязательный документ, без него ООО не зарегистрируют. В уставе прописаны правила деятельности компании, права и обязанности партнеров.

Корпоративный договор — это дополнительный документ, но он пригодится, чтобы упростить принятие решений по спорным вопросам. Его составляют по аналогии с брачным договором, прописывая все слабые места, где могут возникнуть конфликты между партнерами, и возможные пути решения этих

Дальше подробнее о том, как составить каждый из документов.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 58 829 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Как составить учредительный договор

В учредительном договоре партнеры обычно прописывают все, о чем они договорились на общем собрании до создания ООО:

  • условия, на которых открывают ООО;
  • размер уставного капитала общества;
  • размер и номинальную стоимость доли каждого учредителя;
  • размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале.

Мы не будем подробно описывать все пункты учредительного договора, но коснемся того, что относится к регулированию отношений между партнерами.

Распределение долей в уставном капитале. Оно может быть каким угодно, все зависит от договоренностей партнеров и степени их участия в бизнесе.

Андрей и Анатолий решили открыть сервис по ремонту телефонов. Оба партнера внесли одинаковую сумму на старте бизнеса. Они договариваются распределять доли в уставном капитале поровну — 50/50.

Другая ситуация. Иван и Алексей вместе начинают дело, но позиции у них разные. Иван внес 90% в уставный капитал и старт бизнеса, но не собирается заниматься операционной деятельностью в компании. Алексей же, наоборот, готов заниматься операционкой: он умеет чинить телефоны, хорошо общается с людьми и хочет заниматься привлечением клиентов. Но при этом не готов активно вкладываться деньгами. Тогда партнеры договариваются о неравном распределении долей — 90/10.

Какие должны быть доли у партнеров — решать им самим. Но сразу предупредим, что при распределении долей 50/50 есть риск тупиковых ситуаций и корпоративного конфликта в компании.

Чтобы выбрать генерального директора, нужно простое большинство голосов — больше 50%. То же простое большинство голосов нужно, чтобы одобрить крупную сделку. Если у двоих партнеров доли равные, но у них разные мнения насчет сделки или кандидатуры генерального директора и они не могут договориться, возникнет тупиковая ситуация. Такие ситуации проще решить с корпоративным договором, как его оформить — расскажем дальше.

Размер уставного капитала и порядок оплаты долей. Для открытия ООО нужно внести вклад в уставный капитал. Минимальный размер капитала — 10 000 ₽, но можно и больше. Верхней планки нет. Эти деньги учредители должны зачислить на расчетный счет компании.

Партнеры могут вносить в уставный капитал как деньги, так и имущество. Если хочется внести имущество дороже 10 000 ₽, допустим компьютеры, то независимый оценщик должен определить их стоимость и составить акт оценки имущества. Это дополнительные расходы, которые ложатся на учредителей.

Имуществом можно внести только часть уставного капитала: минимальный лимит — 10 000 ₽ — в любом случае должен быть внесен деньгами.

Распределение прибыли. Базово по закону распределение пропорционально долям. Но можно договориться о том, чтобы прибыль распределялась иначе, если все учредители с этим согласны.

После того как ООО зарегистрируют и все участники выполнят все свои обязательства по учредительному договору — например, один партнер внесет свои 50% уставного капитала деньгами на счет, а второй поставит компьютеры и мебель в офис, — учредительный договор действовать перестает.

Дальше работа компании будет регулироваться уставом.

Что прописать в уставе, если регистрируете ООО с партнером

Устав общества ー обязательный документ, без него налоговая не зарегистрирует ООО.

  • размер уставного капитала;
  • права и обязанности участников сообщества;
  • порядок перехода и передачи долей;
  • полномочия директора.

Партнеры могут выбрать типовой устав или попросить корпоративного юриста составить документ именно под их требования.

Типовые уставы можно посмотреть на сайте налоговой службы — там 36 вариантов и есть конструктор. Можно выбрать в зависимости от того:

  • может ли участник выйти из общества;
  • нужно ли согласие участников для перехода доли;
  • каков порядок перехода доли третьим лицам;
  • кто будет управлять обществом — только гендиректор или совет директоров;
  • как участники общества будут принимать общие решения.

В самом начале бизнеса можно пользоваться типовым уставом, а потом вносить в него изменения.

Обычно типовые уставы не любят инвесторы и инвестиционные фонды — в таких проектах устав составляют исходя из задачи и пожеланий партнеров.

Пример типового устава

Устав — официальный документ, который составляется согласно порядку, прописанному в законе. Поэтому некоторые договоренности в устав внести нельзя. Например, нельзя прописать способы разрешения тупиковых ситуаций, нельзя внести положение о запрете конкуренции, когда учредители договариваются о том, что они не открывают параллельные бизнесы. Все это можно и нужно прописать в корпоративном договоре.

Что прописать в корпоративном договоре

Корпоративный договор упростит решение конфликтов между партнерами и поможет в зале суда. По закону вы не обязаны его составлять, но юристы рекомендуют это делать — по аналогии с брачным договором.

Корпоративный договор незаменим, когда партнеры не могут прийти к общему решению по важным вопросам бизнеса. Вот главные слабые места, по которым чаще всего возникают конфликты между партнерами:

  • направление развития бизнеса;
  • назначение нового гендиректора и ключевых сотрудников;
  • заключение важных сделок, которые сильно влияют на работу бизнеса.

Когда партнеры не могут найти общего решения больше двух раз, юристы называют это тупиковой ситуацией, или дедлоком.

Четыре друга открыли компанию, доли поделили ровно — по 25% каждому. Прошло время, и один из партнеров предлагает привлечь банковский кредит, чтобы дальше развивать компанию. Второй партнер за, остальные — против. Привлечение кредита — это крупная сделка, чтобы ее совершить, нужно провести голосование на общем собрании участников и получить большинство голосов. Если партнеры не договорятся, они не смогут развивать бизнес — это называют дедлоком.

Если у ООО есть только устав, выйти из тупика практически невозможно: суд не будет разбирать конфликтную ситуацию, нужно искать медиатора или пытаться прийти к единому решению мирно. На практике это может затянуться на годы.

Если партнеры заранее позаботились о корпоративном договоре и прописали, как они будут действовать в той или иной ситуации и что будут делать в случае конфликтов, любую сложность во взаимоотношениях партнеров можно будет решить в зале суда.

Партнеры сами определяют, что должно быть прописано в корпоративном договоре. Для каждого партнерства он уникальный, и чаще всего к его составлению привлекают профессиональных юристов.

Все варианты предугадать невозможно — партнеры могут поссориться по любому поводу. Но для упрощения стоит прописать в корпоративном договоре вот такие пункты:

  1. Как партнеры будут привлекать финансирование.
  2. Какие сделки партнеры станут совершать.
  3. Как развивать бизнес.
  4. Как созывать общие собрания.
  5. Как выходить из тупиковых ситуаций.

Последний пункт — самый важный момент в корпоративном договоре, о нем расскажем подробнее.

Какие бывают механизмы разрешения тупиковых ситуаций

Механизм описывает, как партнеры могут цивилизованно разрешить острый конфликт. В этой ситуации могут быть разные варианты, ниже — самые распространенные.

Опционы сторон — различные способы обязательной купли-продажи долей, когда участники имеют право выкупа или продажи долей по рыночной или заранее согласованной цене при возникновении тупиковой ситуации.

Алексей и Анатолий с долями 50/50 не могут принять решение на общем собрании больше двух раз. Тогда Алексей имеет право выкупить долю Анатолия по заранее определенной цене или по рыночной цене на конкретную дату.

Русская рулетка. В тупиковой ситуации первая сторона предлагает купить долю у второй. Вторая имеет право принять предложение или в ответ направить свое предложение о выкупе по той же цене, и тогда первая сторона обязана будет его принять.

Техасская рулетка. Схожий с русской рулеткой механизм, когда стороны направляют друг другу предложения. Отличие в том, что при техасской рулетке разрешение спора о выкупе долей производится с участием эксперта. Каждый партнер отправляет предложение цены эксперту, и ставки вскрываются одновременно — побеждает тот, кто предложил больше. Победитель обязан выкупить у партнера долю по той цене, что предложил.

Ликвидация общества. Закрытие ООО — тоже один из способов разрешения тупиковых ситуаций, но он редко применяется на практике.

В корпоративном договоре можно предусмотреть срок, в течение которого стороны не имеют права применять вышеуказанные механизмы, например в течение двух лет после создания компании.

Что еще можно прописать в корпоративном договоре:

  1. Ограничить цену продажи — например, указать, что при любом сценарии развития бизнеса никто из партнеров не может продать долю дороже чем за 100 000 ₽.
  2. Ограничить распределение прибыли на определенный срок — например, первый год прибыль не распределяется между участниками, а направляется на развитие бизнеса.

Все эти ограничения направлены на то, чтобы избежать конфликтных ситуаций между партнерами в будущем.

За нарушение корпоративного договора партнера можно привлечь к ответственности, установленной этим же договором: заставить выплатить неустойку, принудить к исполнению прописанных условий, заставить продать свою долю по определенной цене или признать недействительным его решение, которое противоречит корпоративному договору.

Корпоративный договор — страховка для партнеров, которая позволит в будущем не рисковать деньгами и отношениями друг с другом. Его можно составить в любой момент — как на этапе создания общества, так и в процессе работы.

Нет единого шаблона, который подойдет любому бизнесу: каждое партнерство требует индивидуального подхода к документу. Главное — заранее продумать возможные пути выхода из тупика и обратиться к грамотному корпоративному юристу.

Запомнить

  1. Партнеры должны заранее договориться, как именно будут решать возможные конфликты.
  2. Детали взаимоотношений стоит прописать в корпоративном договоре, устава для решения тупиковых ситуаций будет недостаточно.
  3. Корпоративный договор по закону составлять не обязательно, но юристы рекомендуют это делать. Он упростит решение конфликтов между партнерами и поможет в зале суда.
Яна Сонина
Яна Сонина

У вас был опыт оформления бизнеса с партнером? Расскажите о своем опыте.


Больше по теме