Читатель Сергей спрашивает: «У меня магазин строительных материалов, планирую открывать еще два магазина. Нужны линейные сотрудники: продавцы-консультанты, грузчики, кладовщики. Как правильно составить вакансии для таких сотрудников, чтобы они не уволились через месяц?»
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Чтобы текст вакансии привлек кандидатов, покажите, что понимаете их потребности
Снизить риск текучки можно еще на этапе написания вакансии. Правильный текст поможет отсеять людей, которые не подходят вам или которым не подходите вы. Для этого нужно четко описать реальные требования и обязанности сотрудника.
В тексте вакансии подсветите интересы линейных сотрудников, выделите то, что их волнует. Например:
- Прозрачная система оплаты труда — понятно, какую зарплату будет получать человек на руки.
- Нет дополнительных обязанностей за ту же зарплату. Например, продавца-кассира волнует, будут ли просить выполнять обязанности грузчика.
- Работа на новом оборудовании и с инструментами работодателя. К примеру, кладовщик для считывания штрихкодов хочет пользоваться современным сканером, а не личным смартфоном.
- Удобное расположение — возле метро и остановок.
- Удобная униформа для работы за счет работодателя. Сотрудник может опасаться, что его обяжут покупать рабочую форму за свой счет или выдадут неподходящего размера.
- Комфортные комнаты для персонала, где можно оставить личные вещи, помыться и поесть.
Примерная структура объявления о работе с учетом этих ожиданий выглядит так:
- информация о компании;
- задачи сотрудника;
- требования;
- условия оплаты труда;
- условия работы и отдыха;
- комфорт на работе;
- обучение;
- будущее развитие в компании;
- дополнительные льготы.
Разберем каждый пункт.
Пишите понятно и с заботой о будущем сотруднике
Посмотрим, как может выглядеть текст вакансии для линейных сотрудников. Это примерный план, его можно корректировать под свою ситуацию.
Информация о компании — напишите, чем конкретно занимается ваш бизнес. Пишите о том, что касается позиции сотрудника.
«Магазин строительных материалов в Москве приглашает на работу продавцов-консультантов торгового зала. Мы пять лет продаем товары для ремонта квартир и офисов. У нас покупают обычные люди и профессиональные строители. Сейчас открываем два новых магазина».
Не нужно рассказывать в вакансии продавца-консультанта, что ищете инвесторов для выхода на зарубежный рынок. Эта информация не касается его обязанностей.
Задачи сотрудника. Напишите, что предстоит делать на работе. Когда человек прочитает вакансию, он должен ясно представлять свой рабочий день.
По задачам из правого столбца сложно представить, что конкретно предстоит делать. Например, человек может не понять, что значит «следить за чистотой»: нужно ли убираться самому или вовремя вызывать уборщицу. В левом столбце ясно, что убираться самому не придется, только протереть или подмести, если что-то разлилось или рассыпалось во время смены.
Требования. Сюда относят:
- опыт работы;
- образование;
- навыки.
Указывайте те требования, которые нужны, чтобы справиться с рабочими задачами. К примеру, если нужно знание программ, указывайте только те, с которыми человек будет работать.
- ✅ знание Excel — выгрузка отчетов из «1С: Торговля», дополнение их и отправка руководителю;
- ❌ знание MS Office — это 17 разных программ. Продавцу не нужно уметь пользоваться всеми.
Если нет требований к образованию и опыту работы, не пишите про это.
Условия оплаты труда. Напишите, сколько будете платить сотруднику, например: 60 000 ₽ + 1% от продаж. Если не готовы раскрывать точные цифры на этапе объявления, укажите структуру дохода. Например: «Доход до 100 000 ₽: оклад не менее 60% от дохода + % от продаж + квартальные премии за выполнение плана магазина».
Когда пишут не точную сумму, а «доход до 100 000 ₽: оклад + %», это беспокоит кандидатов. Кажется, что оклад маленький, а процент платят редко, при сложных условиях. Чтобы заранее снять это напряжение, укажите долю оклада в доходе. Большая доля оклада — стабильность для кандидата.
Условия работы и отдыха. Например, «График работы 2/2, смена с 10.00 до 22.00,
Еще укажите адрес рабочего места. Так человек поймет, будет ли ему удобно добираться до компании. Если смена заканчивается ночью, расскажите, как сотрудник сможет добраться домой. Например, что компания развозит сотрудников после ночной смены или компенсирует такси.
Комфорт на работе. Сюда относят условия, которые помогают работнику чувствовать себя лучше на рабочем месте. К примеру, комнаты отдыха, комната для курения, столовая.
Обучение. Расскажите, как помогаете новичкам разобраться в рабочих задачах. Это снизит опасения человека, что ему будет трудно на новом месте и он не справится. Например, для продавца-консультанта можно указать: «В первые три дня индивидуальный наставник даст всю информацию по стандартам продаж и товару».
Развитие в компании — какие перспективы роста есть у сотрудника на этой должности. Например, мерчандайзер может дорасти до директора магазина. Чтобы это не звучало абстрактно, объясните, какой путь для этого надо пройти. Например, нужно проработать минимум год, пройти внутреннее обучение и сдать аттестацию.
Дополнительные льготы. К примеру, в этом пункте пишут про подарки на Новый год детям сотрудников, скидки на товары компании, подарки на дни рождения.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
А вы сталкивались с текучкой кадров? Как вам удается удерживать сотрудников?