Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Можно ли арендовать вместо офиса квартиру для ведения бизнеса?


Читательница Татьяна спрашивает: «Я ИП, помимо прочего, работаю как психолог: даю клиентам консультации на дому. Могу ли я арендовать квартиру для психологических сессий? Какой договор нужно заключить, чтобы можно было учесть плату за аренду в затратах? У меня УСН „Доходы минус расходы“».

Снять квартиру для ведения бизнеса можно, но учесть арендную плату в расходах не получится

Закон разрешает работать в квартире — неважно, в своей или арендованной. Главное — не мешать соседям, соблюдать требования пожарной безопасности и санитарные нормы. Поэтому на дому можно проводить психологические сессии. А вот открыть хостел, гостиницу для животных или производство нельзя.

При этом квартира остается жилым помещением, ее назначение — проживание граждан. Даже если вы будете приходить в арендованную квартиру только работать, с точки зрения закона это все равно жилье, а не офис. Поэтому официальная позиция Минфина — предприниматель не может учесть в расходах траты на аренду квартиры, как бы важна для бизнеса она ни была.

Какие бы формулировки ни включал ИП в договор с арендодателем, безопасно отнести к расходам плату за аренду не получится: в случае проверки у налоговой все равно будут претензии. Работать в арендованной квартире можно, но учитывать арендные платежи как бизнес-траты нельзя.

Для аренды квартиры под бизнес подойдет стандартный договор найма

По закону есть два варианта, как заключить договор с арендодателем:

  • как физическое лицо, без упоминания ИП;
  • как ИП.

Рекомендуем заключить договор без упоминания статуса ИП — как физическое лицо. Этот вариант позволит законно заниматься разрешенными видами бизнеса — например, давать консультации как психолог. При этом платить налог с арендных платежей будет арендодатель — квартиросъемщику об этом беспокоиться не нужно.

Другое дело — заключить договор как ИП с арендодателем, у которого нет статуса самозанятого. Тогда предприниматель автоматически становится налоговым агентом: придется удерживать НДФЛ с арендной платы, перечислять его в бюджет и регулярно сдавать в налоговую отчеты по форме 6-НДФЛ. Это требует времени, а выгоды для ИП никакой: учесть аренду как бизнес-расходы все равно не получится.

Чтобы учесть арендную плату как расход, можно снять вместо квартиры апартаменты

Апартаменты — это квартира со статусом нежилого помещения. Расходы на аренду апартаментов можно учесть при расчете налоговой базы: вопросов у инспекторов не возникнет. Поэтому, если ИП работает на УСН «Доходы минус расходы», удобно арендовать именно апартаменты, чтобы уменьшать налогооблагаемую базу.

Вопрос эксперту

Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».

Наталья Гончарова
Наталья Гончарова

Как вы думаете, какой бизнес удобнее вести в квартире, а не в офисе?


Больше по теме

Новости