Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как бороться с недобросовест­ной конкуренцией на маркетплейсах?


Читательница Марина спрашивает: «Расскажите, как справиться с нездоровой конкуренцией на маркетплейсах. Кто-то три раза заказал на Ozon мой товар и отказался от него. Причем город доставки — Новый Уренгой. Видно, что это один и тот же человек. В итоге я потеряла деньги на доставке и мою карточку понизили в выдаче».

Скорее всего не получится наказать злоумышленника

Некоторые продавцы используют нечестные схемы для борьбы с конкурентами. Ситуация из вопроса — одна из таких. Схема работает так: конкурент заказывает товары в отдаленный регион, а потом отказывается от покупки. В итоге пострадавший продавец зря оплачивает логистику, теряет рейтинг, а карточка падает в выдаче из-за роста процента отказов.

Маркетплейсы считают манипуляции с рейтингом недобросовестной конкуренцией. Например, Ozon указывает в правилах, что за такие действия может заблокировать личный кабинет продавца.

Сложность в том, что доказывать вред от конкурента должна пострадавшая сторона. Например, нужно убедиться, что это не обычный покупатель случайно заказал товары, а конкурент. Но это сложно: обычно злоумышленники используют подставные аккаунты. Скорее всего, добиться компенсации не получится.

«Можно написать в поддержку маркетплейса и объяснить ситуацию. Есть небольшой шанс, что администрация рассмотрит вопрос в вашу пользу».

Анастасия Павлова

Анастасия Павлова

Основательница производства под брендом LeoHome, ведет полезные каналы про бизнес на маркетплейсах

Кодекс продавца маркетплейса Ozon
Кодекс продавца маркетплейса Ozon

Попытка влиять на отзывы, оценки и рейтинг — это недобросовестная конкуренция. За это Ozon может заблокировать личный кабинет

Попытка влиять на отзывы, оценки и рейтинг — это недобросовестная конкуренция. За это Ozon может заблокировать личный кабинет

Как подстраховаться от подобных ситуаций

К сожалению, не получится подстраховаться от действий конкурентов. Но можно минимизировать последствия и подготовиться на будущее. Вот что советуем сделать:

  • заложить в себестоимость товара потери от действий конкурента;
  • накопить резервный фонд;
  • продавать не только на одном маркетплейсе.

Заложить в себестоимость товара потери от действий конкурента. Обычно селлеры закладывают в юнит-экономику логистику товара до покупателя и обратно. При этом ориентируются на процент невыкупа в категории.

Сложность в том, что не получится заранее предугадать, что в следующем месяце бизнес столкнется с недобросовестной конкуренцией и процент невыкупа вырастет. Поэтому затраты, которые понесли в этом месяце, лучше вернуть в следующем.

Допустим, доставка одного товара стоит 700 ₽. Конкурент заказал и не выкупил три товара. Значит, потери составят 700 × 3 = 2100 ₽. Если у вас готова к продаже партия товара в 100 штук, нужно прибавить к цене каждого товара 21 ₽, чтобы покрыть убытки от действий конкурента.

Накопить резервный фонд. Если конкурент заказал товары, их не могут купить настоящие покупатели. Получается, продавец рассчитывал заработать какую-то сумму, но не получит ее. Придется ждать, когда товары вернутся на склад и станут снова доступны к покупке.

Есть риск, что может не хватить денег на закупку новой партии или оплату рекламы. То есть бизнес может попасть в кассовый разрыв. Избежать этого помогут накопления.

В планах селлера было продать партию весеннего товара к концу марта. А вырученные деньги вложить в закупку летнего ассортимента и успеть закупиться к началу следующего сезона. Его конкурент заказал большую часть партии в отдаленные регионы — деньги оказались заморожены в товаре. Чтобы успеть закупить следующую партию, селлер вынужден был быстро взять кредит. Если бы у него был резервный фонд, он сэкономил бы на процентах.

Продавать не только на одном маркетплейсе. Советуем выходить на другие площадки, развивать собственный интернет-магазин, соцсети. Тогда если с одним каналом продаж возникнут проблемы, остальные продолжат приносить доход. Такая диверсификация сделает бизнес устойчивее.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста

Вопрос эксперту

Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».

Алена Федорова
Алена Федорова

Были ли у вас неприятности с конкурентами? Как другие селлеры пытались навредить вашему бизнесу?

inkkom

Да, неприятности были. Именно такие, как описано в статье. Конкурент заказывает товар на Дальний Восток и не выкупает. Логистика зашкаливает.

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

inkkom, как удалось решить?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации