Читатель Сергей спрашивает: «Хотел снизить страховые взносы по налоговому маневру для ИТ, но ничего не вышло. По закону нужно, чтобы 70% от выручки шло за разработку ПО, а мы зарабатываем только 50%. Остальные доходы — реклама и услуги — никак не связаны с ИТ. Что делать, чтобы компания подходила под условие о выручке? Есть какие-то лазейки?»
Цифровизуйте услуги, сделайте отдельный договор на рекламу или откройте новое ООО для оказания рекламных услуг
Есть три способа изменить структуру доходов так, чтобы подпасть под налоговый маневр:
- Если не ИТ-услуги занимают большую долю в структуре доходов ИТ-компании, можно цифровизовать их: сделать так, чтобы их оказывали с помощью ПО. Тогда выручка будет подходить по условию. Ниже разберем это подробно.
- Если доходы от рекламы больше всего мешают получить льготы, пересмотрите ваш договор о продаже рекламы. Может быть, в нем есть несколько айтишных услуг — тогда их можно вынести в отдельные договоры и структура выручки будет подходить под налоговый маневр.
- Если первые два способа не подходят, откройте отдельную компанию, которая будет заниматься не ИТ-услугами, а, например, рекламой.
Дальше разберем каждый способ на примерах, но сначала вспомним, что такое налоговый маневр для ИТ.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Налоговый маневр для ИТ
Это ограничения и льготы, которые собраны в ст. 284 и 427 НК РФ. В этой статье речь пойдет только о двух льготах для ИТ-компаний:
- тариф страховых взносов с выплат сотрудникам 7,6%;
- ставка налога на прибыль 0%.
Этими льготами могут воспользоваться только компании, ИП они недоступны.
Кроме этого, нужно подходить по двум условиям. Первое — аккредитация компании при Минцифры. Второе — минимум 70% доходов нужно получать:
- от продажи ПО, электроники или баз данных;
- предоставления доступа к ПО;
- отчуждения исключительных прав на ПО и базы;
- разработки ПО, адаптации, модификации;
- установки, тестирования и обслуживания.
Обсудим, что делать, чтобы подходить по условию о выручке.
Способ 1. Цифровизовать услуги
Если сотрудники компании готовят документы вручную, можно разработать электронные шаблоны и формы для отправки. Рассмотрим на примере.
Ситуация. Компания «Тендеритто» бесплатно дает доступ к онлайн-сервису, который помогает найти тендер. Чтобы воспользоваться сервисом, клиенты оставляют свои контакты. Когда они находят нужный тендер, менеджеры «Тендеритто» предлагают сделать всю тендерную работу за них.
Компания зарабатывает только на том, что вручную подготавливает документы и подает заявку на тендер. Доходы от таких услуг не считаются доходами от ИТ-деятельности.
Решение. Сделать так, чтобы услуги стала частью онлайн-сервиса. Вот что для этого сделали в «Тендеритто».
Результат. Теперь компания зарабатывает на том, что предоставляет доступ к онлайн-сервису, а не оказывает услуги. Такие доходы подходят под условие о выручке.
Это законный способ подпасть под налоговый маневр для ИТ. «Тендеритто» не просто создала видимость сервиса ради экономии на налоге на прибыль и страховых взносах, а в корне изменила принцип работы.
Способ 2. Сделать отдельный договор на рекламу
Нужно сделать отдельный договор для каждой ИТ-услуги, если они объединяются между собой в одном договоре или вместе с рекламными услугами в договоре на рекламу. Рассмотрим на примере.
Ситуация. Компания «Вики-вики» помогает создавать wiki-сайты — это такие справочные для компаний, где много сотрудников. Клиенты «Вики-вики» платят за два сервиса. Первый — доступ к онлайн-платформе, в которой можно создать и настроить wiki-сайт. Второй — размещение рекламы на wiki-сайтах.
Половина выручки идет за доступ к платформе, а другая половина — за размещение рекламы. Такая структура доходов мешает соблюсти условие о выручке по налоговому маневру.
Решение. Юристы посмотрели договоры компании: всего их было два, а услуг было четыре. В одном договоре могло быть по две-три услуги. Например, плагин для рекламы мог тестироваться и модифицироваться, но эти услуги не выделяли отдельным договором, а вклеивали в договор на рекламу или на создание сайта.
Юристы выделили отдельный договор для каждой ИТ-услуги.
Результат. Компания снизила доходы от рекламы по бумагам. Теперь они не превышают 30%. Остальные 70% получают от ИТ-деятельности, а значит, компания подходит под условие маневра.
Это законный способ подпасть под налоговый маневр для ИТ. Компания не создавала дутые услуги для новых договоров. Она сделала договор для каждой услуги.
Способ 3. Открыть отдельную компанию
Если первые два способа не подходят, можно открыть отдельное юрлицо для продажи рекламы. Чтобы сделать это законно, нужно обратить внимание на несколько критериев. Если не учесть сразу все, инспекторы могут решить, что вы уходите от налогов, а потом — доначислить их.
Вот четыре условия, которые нужно учесть.
Доходы из разных мест. Нужно сделать так, чтобы клиенты у компании под рекламу были одни, а у компании под ИТ-деятельность — другие.
Сеня открыл компанию «Ромашка-ПО». Она разрабатывает CRM под заказ, а еще получает прибыль за размещение продавцов на своем маркетплейсе. Чтобы воспользоваться налоговыми ИТ-льготами, Сеня открыл вторую компанию «Ромашка-маркетплейс».
У Сени появился новый клиент — компания «Антоновские чехлы». Клиент заказал у Сени CRM и разместил свои товары на маркетплейсе «Ромашки». Теперь компании Сени могут признать незаконным дроблением бизнеса, потому что у обеих один и тот же клиент.
Можно открыть отдельную компанию, если у вас разные клиенты по двум разным видам деятельности: рекламе и продаже ИТ-услуг. Если клиенты одни и те же, не советуем открывать две компании: налоговая может решить, что вы так уходите от налогов.
Разные сотрудники. Нужно, чтобы в компании для рекламы были одни сотрудники, а в компании для разработки ПО — другие.
В «Ромашка-ПО» работают семь человек: четыре программиста, менеджер, руководитель и сисадмин Леша.
Когда Сеня открыл юрлицо для «Ромашки-маркетплейса», он не стал нанимать еще одного сисадмина. Сеня позвал Лешу следить за серверами «Ромашки-маркетплейса». Теперь компании Сени могут признать незаконным дроблением бизнеса.
Сделать два юрлица с одной и той же командой не получится.
Экономическая самостоятельность. Важно, чтобы одна компания могла работать, если другая закроется.
В «Ромашке-маркетплейсе» есть отдел продаж. Он отвечает за продажи и CRM, и размещений на маркетплейсе. Если «Ромашка-маркетплейс» закроется, «Ромашка-ПО» не сможет продавать ПО и может тоже закрыться. Это значит, что изначально бизнес поделили незаконно.
Каждая компания должна быть полностью самостоятельна.
Деловая цель. Деловая цель — это то, что делает бизнес, чтобы извлечь прибыль.
Если Сеня откроет дочернюю компанию только ради налоговых льгот, из этого ничего не выйдет. Налоговый инспектор в любом случае спросит, зачем он это сделал. Если он услышит Сенину цель, доначислит налоги. Экономия на них не может быть единственной целью действий бизнеса.
Деловая цель — сложное понятие. Давайте разберем на примере судебного дела, какую деловую цель могут счесть как реальную.
Учредитель доказал, что раздробил бизнес законно
Ситуация. Учредитель открыл два юрлица. Через одно, на УСН, продавал бытовую технику другим ИП в розницу. А через второе, на ОСН, — иные товары крупным организациям.
Проблема. Налоговую насторожило, что обе компании находятся по одному адресу. Инспекторы сочли, что учредитель открыл юрлицо на упрощенке, чтобы не платить НДС, налог на прибыль и другие налоги юрлица на ОСН. Налоговая хотела, чтобы компания выплатила почти 13 млн рублей налогов и пени.
Доводы бизнеса. Обе компании — это самостоятельные юрлица. У них разные сотрудники. Они продают разные товары разным клиентам в разных регионах. Учредитель открыл юрлицо на упрощенке, потому что так проще всего выйти на новый рынок. Такова была его деловая цель.
Решение. Суд встал на сторону учредителя и не стал доначислять налоги.
Иногда приходится пройти два-три суда, чтобы доказать, что компания разделена законно.
Сеня открыл третью компанию «Ромашка-реклама» — она помогает привлечь клиентов из поисковиков. У нее три клиента. Первый — это «Антоновские чехлы». Две остальные — это его же компании: «Ромашка-ПО» и «Ромашка-маркетплейс».
Получается, у «Ромашки-рекламы» две трети дохода — это выручка от материнской и дочерней компании. В суде могут сказать, что компании зависимы друг от друга и бизнес раздроблен незаконно.
Но нет точной цифры, как много заказов «Ромашка-реклама» может брать от дочерних и материнских компаний. Это не прописано в законе и остается на усмотрение суда.
Перед тем как разделять бизнес на несколько юрлиц, рекомендуем проконсультироваться с юристами.
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
Вы когда-нибудь меняли структуру доходов своей компании? Расскажите об этом опыте в комментариях.