Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Вопрос-ответРедактор: Олег Денисов

Налоговый маневр для ИТ: что делать, если не подходишь по условию о выручке

Чтобы ИТ-компании платить меньше налогов и взносов, нужно получить 90% выручки за ИТ-деятельность. Разбираем, что нужно, чтобы подойти под условие

Николай Андреев

Николай Андреев

Руководитель налоговой практики в ЮК «Зарцын и партнеры»

Читатель Сергей спрашивает: «Хотел снизить страховые взносы по налоговому маневру для ИТ, но ничего не вышло. По закону нужно, чтобы 90% от выручки шло за разработку ПО, а мы зарабатываем только 70%. Остальные доходы — реклама и услуги — никак не связаны с ИТ. Что делать, чтобы компания подходила под условие о выручке? Есть какие-то лазейки?»

Цифровизуйте услуги, сделайте отдельный договор на рекламу или отдельное юрлицо

Есть три способа изменить структуру доходов так, чтобы попасть под налоговый маневр:

  1. Если не ИТ-услуги занимают много места в структуре доходов ИТ-компании, можно цифровизовать их: сделать так, чтобы их оказывали с помощью ПО. Тогда выручка будет подходить по условию. Ниже разберем это подробно.
  2. Если доходы от рекламы больше всего мешают получить льготы, пересмотрите ваш договор о продаже рекламы. Может быть, в нем есть несколько айтишных услуг — тогда их можно вынести в отдельные договоры и структура выручки будет подходить под налоговый маневр.
  3. Если первые два способа не подходят, откройте отдельную компанию, которая будет заниматься не ИТ-услугами, а, например, рекламой.

Дальше разберем каждый способ на примерах, но сначала вспомним, что такое налоговый маневр для ИТ.

Налоговый маневр для ИТ

Это новые ограничения и льготы, которые собраны в ФЗ-265. В этой статье речь пойдет только о двух льготах для ИТ-компаний:

  • снижение страховых взносов за сотрудников с 30 до 7,6%;
  • снижение налога на прибыль с 20 до 3%.

Этими льготами могут воспользоваться только компании. ИП не могут совершить маневр, даже если подходят по критериям.

Кроме этого, нужно подходить по двум условиям. Первое — среднесписочная численность работников должна быть не меньше семи. Второе — 90% от оборота должно идти за такие вещи:

  • ПО, электроника или баз данных;
  • предоставление доступа к ПО;
  • отчуждение исключительных прав на ПО и базы;
  • разработка ПО, адаптация, модификация;
  • установка, тестирование и обслуживание.

Что делать, если не подходите по среднесписочной численности, мы рассказали в статье о налоговом маневре. Теперь обсудим, что делать, чтобы подходить по условию о выручке.

Способ 1. Цифровизовать услуги

Ситуация. Компания «Тендеритто» бесплатно дает доступ к онлайн-сервису, который помогает найти тендер. Чтобы воспользоваться сервисом, клиенты оставляют свои контакты. Когда они находят нужный тендер, менеджеры «Тендеритто» предлагают сделать всю тендерную работу за них.

Компания зарабатывает только на том, что вручную подготавливает документы и подает заявку на тендер. Доходы от таких услуг не считаются доходами от ИТ-деятельности.

Решение. Сделать так, чтобы услуги стала частью онлайн-сервиса. Вот что для этого сделали в «Тендеритто».

БылоСтало
Звонки по телефонуЧат с сотрудниками
Долго разбирались устно, какие документы нужны и в какие срокиРазработали шаблоны документов, сделали функцию «выбрать нужный шаблон» на платформе и разработали форму для отправки запросов
Сотрудники вручную составляли свои базы по тендерной документации Собрали на платформе общую базу данных по тендерной документации

Результат. Теперь компания зарабатывает на том, что предоставляет доступ к онлайн-сервису, а не оказывает услуги. Такие доходы подходят под условие о выручке.

Это законный способ попасть под налоговый маневр для ИТ. «Тендеритто» не просто создала видимость сервиса ради уменьшения налогов, а в корне изменила принцип работы.

Способ 2. Сделать отдельный договор на рекламу

Ситуация. Компания «Вики-вики» помогает создавать wiki-сайты — это такие справочные для компаний, где много сотрудников. Клиенты «Вики-вики» платят за две вещи. Первая — доступ к онлайн-платформе, в которой можно создать и настроить wiki-сайт. Вторая — размещение рекламы на wiki-сайтах.

Половина выручки идет за доступ к платформе, а другая половина — за размещение рекламы. Такая структура доходов мешает соблюсти условие о выручке по налоговому маневру.

Решение. Юристы посмотрели договоры компании: всего их было два, а услуг было четыре. В одном договоре могло быть по две-три услуги. Например, плагин для рекламы мог тестироваться и модифицироваться, но эти услуги не выделяли отдельным договором, а вклеивали в договор на рекламу или на создание сайта.

Юристы выделили отдельный договор для каждой ИТ-услуги.

Было два договораСтало четыре договора
Первый договор — доступ к платформе для создания сайта, тестирование и сопровождение работы сайта.

Второй договор — размещение рекламы. В нем еще была модификация сайта, которая нужна, чтобы на сайте в принципе можно было заниматься рекламой
Первый договор — доступ к платформе для создания сайта.

Второй договор — тестирование и сопровождение работы сайта.

Третий договор — модификация сайта.

Четвертый договор — размещение рекламы

Результат. Компания снизила доходы от рекламы по бумагам. Теперь они не превышают 10%. Остальные 90% идут за ИТ-деятельность, а значит, компания подходит под второе условие маневра.

Это законный способ попасть под налоговый маневр для ИТ. Компания не создавала дутые услуги для новых договоров. Она сделала договор для каждой услуги.

Эксперты ответят на ваш вопрос

Эксперты Тинькофф отвечают на вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.

Способ 3. Открыть отдельную компанию

Если первые два способа не подходят, можно открыть отдельное юрлицо для продажи рекламы. Чтобы сделать это законно, нужно обратить внимание на несколько критериев. Если не учесть сразу все, инспекторы могут решить, что вы уходите от налогов, а потом — доначислить их.

Вот четыре вещи, которые нужно учесть.

Доходы из разных мест. Нужно сделать так, чтобы клиенты у компании под рекламу были одни, а у компании под ИТ-деятельность — другие.

Предприниматель Сеня открыл компанию «Ромашка-ПО». Она разрабатывает CRM под заказ, а еще зарабатывает на размещении продавцов на своем маркетплейсе. Чтобы снизить страховые взносы на льготы, предприниматель открыл вторую компанию «Ромашка-маркетплейс».

У Сени появился новый клиент — компания «Антоновские чехлы». Клиент заказал у Сени CRM и разместил свои товары на маркетплейсе «Ромашки». Теперь компании Сени могут признать незаконным дроблением бизнеса, потому что у обеих есть один и тот же клиент.

Можно открыть отдельную компанию, если у вас разные клиенты по двум разным видам деятельности: рекламе и продаже ИТ-услуг. Если клиенты одни и те же, не советуем открывать две компании: налоговая может решить, что вы так уходите от налогов.

Разные сотрудники. Нужно, чтобы в компании для рекламы были одни сотрудники, а в компании для разработки ПО — другие.

В «Ромашка-ПО» работают семь человек: четыре программиста, менеджер, руководитель и сисадмин Леша.

Когда Сеня открыл юрлицо для «Ромашки-маркетплейса», он не стал нанимать еще одного сисадмина. Сеня позвал Лешу следить за серверами «Ромашки-маркетплейса». Теперь компании Сени могут признать незаконным дроблением бизнеса.

Сделать два юрлица с одной и той же командой не получится.

Экономическая самостоятельность. Важно, чтобы одна компания могла работать, если другая закроется.

В «Ромашке-маркетплейсе» есть отдел продаж. Он отвечает за продажи и CRM, и размещений на маркетплейсе. Если «Ромашка-маркетплейс» закроется, «Ромашка-ПО» не сможет продавать ПО и может тоже закрыться. Это значит, что изначально бизнес поделили незаконно.

Каждая компания должна быть полностью самостоятельна.

Деловая цель. Деловая цель — это то, что делает предприниматель на протяжении нескольких лет, чтобы извлечь прибыль.

Если Сеня откроет дочернюю компанию с целью снизить страховые взносы, из этого ничего не выйдет. Налоговый инспектор в любом случае спросит, зачем он это сделал. Если он услышит Сенину цель, может доначислить налоги. Для налогового инспектора снижение страховых взносов — это не деловая цель, а уход от налогов.

Деловая цель — сложное понятие. Разные суды по-разному понимают, чем она отличается от ухода налогов. Давайте разберем на примере судебного дела, какую деловую цель могут счесть как реальную.

Предприниматель доказал, что раздробил бизнес законно

Ситуация. Предприниматель открыл два юрлица. Через одно продавал бытовую технику другим ИП в розницу. А через другое — другие товары крупными организациями. Одна компания была на упрощенке, а другая — на общей системе налогообложения.

Проблема. Налоговую насторожило, что обе компании имеют один и тот же юридический адрес. Инспекторы сочли, что предприниматель открыл юрлицо на упрощенке, чтобы не платить НДС, налог на прибыль и другие налоги юрлица на ОСН. Налоговая хотела, чтобы компания выплатила почти 13 млн рублей в качестве неуплаченных налогов и пени.

Доводы бизнеса. Обе компании — это самостоятельные юрлица. У них разные сотрудники. Они продают разные товары разным клиентам в разных регионах. Предприниматель открыл юрлицо на упрощенке в другом регионе, потому что так проще всего выйти на новый рынок. Такова была его деловая цель.

Решение. Суд встал на сторону предпринимателя и не стал доначислять налоги.

А12-34527/18

Иногда приходится пройти два-три суда, чтобы доказать, что компания разделена законно. Сложности могут быть самые разные: в законах не прописаны все нюансы.

Сеня открыл третью компанию «Ромашка-реклама» — она помогает привлечь клиентов из поисковиков. У этой компании три клиента. Первый — это «Антоновские чехлы». Две остальные — это его же компании: «Ромашка-ПО» и «Ромашка-маркетплейс».

Получается, у «Ромашки-рекламы» две трети дохода — это доходы от материнской и дочерней компании. В суде могут сказать, что компании зависимы друг от друга и бизнес раздроблен незаконно.

Но нет точной цифры, как много заказов «Ромашка-реклама» может брать от дочерних и материнских компаний. Это не прописано в законе и остается на усмотрение суда.

Перед тем как разделять бизнес на несколько юрлиц, рекомендуем проконсультироваться с юристами.

Loading...

Сейчас читают

Читайте наш Telegram и будьте в курсе событий бизнесаЧитайте наш Telegram и будьте в курсе событий бизнеса
Читайте наш Telegram и будьте в курсе событий бизнеса

Разборы юристов, полезные статьи о бизнесе и личный опыт предпринимателей

Читать Telegram