Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Создайте страницу бизнеса ВКонтакте и получите бесплатную поддержку
ПодробнееПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Да, если товар по закону нужно маркировать
Эксперт по праву
Да, если товар по закону нужно маркировать
Эксперт по праву
Читатель Арсений спрашивает: «Хочу торговать на маркетплейсах, как определить, нужно ли маркировать товар? Как работать с маркировкой товаров для маркетплейсов?»
Товары маркируют, чтобы обезопасить покупателей от некачественной и контрафактной продукции.
Товары, подлежащие обязательной маркировке, регистрируют в системе «Честный знак» и наносят специальный цифровой код Data Matrix. По коду покупатель может получить информацию о товаре и его перемещениях:
На август 2022 года обязательно нужно маркировать 10 групп товаров:
Эти товары нужно маркировать в любом случае, независимо от того, где они будут продаваться — в офлайн-магазине, на своем сайте или на маркетплейсе.
Перемещение маркированного товара от производителя к продавцу нужно фиксировать в «Честном знаке» на каждом этапе оборота. Маркетплейс может быть участником оборота, поэтому передавать эти товары тоже нужно по особым правилам.
Возможны две ситуации:
C марта 2023 года все маркетплейсы будут обязаны становиться участниками оборота и сами выводить из оборота товары, обязательные к маркировке.
Разберем, как сейчас работать с маркированным товаром на популярных российских маркетплейсах.
Дважды в месяц — о том, как продавать на Wildberries, Ozon и Яндекс Маркете и зарабатывать больше.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
С маркетплейсом можно работать по схеме FBS или по схеме FBO.
При схеме FBS. Продавец хранит товар у себя, следит за новыми заказами, собирает и упаковывает их. А маркетплейс доставляет товары покупателям и занимается расчетами.
Ozon обязан печатать код маркировки на чеке, поэтому коды нужно указывать в личном кабинете при сборке заказа.
При схеме FBS продавец самостоятельно выводит товары из оборота в Честном знаке, перед тем как передать поставку на Ozon. Для этого нужно оформить в Честном знаке документ «Вывод из оборота» с причиной «Дистанционная продажа».
При схеме FBO. Оzon сам выводит товары из оборота при пробитии чека. Поставку передают на маркетплейс по УПД, универсальному передаточному документу. В нем надо указать коды маркировки товаров, которые входят в поставку.
Wildberries не требует передачи кодов маркировки и не становится участником оборота.
Если товар подлежит маркировке, нужно отметить это при формировании поставки и, если вы производитель или импортер, самому наклеить коды маркировки на товары.
Когда товары купили, Wildberries публикует отчет с их кодами в личном кабинете. В течение трех дней после этого продавец должен отметить в Честном знаке, что они вышли из оборота. Для этого нужно создать документ «Вывод из оборота» и указать «Продажа по образцам, дистанционный способ продажи» в качестве причины вывода.
Если вовремя не отметить, что товар вышел из оборота, можно получить штраф до 300 000 ₽.
На Яндекс Маркете передача кодов маркировки будет отличаться в зависимости от того, работает продавец по схеме FBY или по FBS и DBS.
Если продавец работает по схеме FBY. Если продавец заранее передает товары, чтобы сам маркетплейс занимался заказами, порядок действий такой:
Если продавец работает по схеме FBS и DBS. Если продавец сам обрабатывает заказы и доставляет их через маркетплейс или самостоятельно, коды маркировки нужно передавать так:
Если не указать коды, заказ нельзя будет перевести в статус «Готов к отгрузке» для DBS или «Передан службе доставки» для FBS.
Как действовать в случае возврата, зависит от того, сохранился код маркировки или нет.
Если покупатель вернул товар без упаковки или код стерся, помялся и не читается, товар придется перемаркировать, то есть заказать в Честном знаке новый код, и с ним выставить на продажу.
Если код остался цел и считается сканером, можно оформить возврат. Информация о возврате через онлайн-кассу поступит в ОФД, а оттуда обратно в Честный знак — и товар вернется в оборот.
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности