Читатель Владимир спрашивает: «Планирую выйти на Wildberries, а товары привозить из Китая. Прочитал про упрощенный способ доставки — карго. Насколько этот вариант безопасный и чем рискует бизнес, если пользуется услугами карго-перевозчиков?»
Карго — это незаконный способ доставки. За него бизнесу грозят штрафы
Карго — незаконный способ перевозки груза, когда товар не проходит таможню официально. Другими словами, это контрабанда. До конца не ясно, как именно работает схема, но вот что говорит эксперт.
Поскольку грузы не проходят границу официально, это позволяет сэкономить на таможенных платежах. Поэтому представители карго предлагают заказчикам доставить товары из Китая дешевле официального пути. Но никакие декларации они не оформляют, а за это владельцу товара грозит штраф — половина или двукратная сумма от цены товара. При этом товары могут конфисковать. К примеру, если товар стоил 100 000 ₽, штраф может быть от 50 000 до 200 000 ₽.
Есть и другие риски, с которыми сталкиваются пользователи карго:
- перевозчик может испортить товар и не возместить убытки, потому что нет договора;
- страхуют только часть груза, поэтому за потерю товара выплатят неполную компенсацию;
- не получится оформить разрешительные документы для выхода на маркетплейсы.
Разберем каждый риск по отдельности.
Товар могут испортить при транспортировке и не возместить убытки
Перевозчики карго не заключают договоры с получателями, так как работают незаконно. Если при транспортировке испортят товар, скорее всего, деньги за него не вернут — ведь договоренности нигде не зафиксированы.
При официальной доставке заказчик защищен юридически: у него есть договор с перевозчиком. Если же перевозчик откажется выполнять условия договора, заказчик может обратиться в суд за деньгами.
За потерю товара могут выплатить неполную компенсацию
Бывает, по вине перевозчика на таможне конфискуют весь груз, который находится в фуре. Если везти товары официально, логистическая компания возместит убытки и вернет потерянную сумму в полном размере. Представители карго, наоборот, могут вернуть заказчику только часть, потому что страхуют неполную стоимость товара.
Например, Олег заказал в Китае пятьдесят пар кроссовок на 50 000 ₽. Он оформил карго-доставку, оплатил страховку и стал ждать посылку. Товар он так и не получил: на границе всю партию конфисковали по вине перевозчика. В итоге за потерю товара Олегу возместили только 5000 ₽.
Не получится выйти на маркетплейсы
Если бизнес пользуется услугами карго, он не может торговать на маркетплейсах по двум причинам:
- нет таможенной декларации;
- нет маркировки «Честный знак».
Нет таможенной декларации. Маркетплейсы могут запрашивать у селлеров таможенные декларации на товары, а у Ozon предоставление декларации — это вообще обязательное условие, например, если продаете свои товары физлицам. Документ помогает площадке убедиться, что товар ввезли в страну легально. Декларацию можно получить только на таможне, поэтому, если товар доставили карго-перевозчики, подобную бумагу они предоставить не смогут — значит, продавец не сможет торговать на площадке.
Нет маркировки «Честный знак». На некоторых товарах вроде детских игрушек, бытовой химии и изделий из меха должна стоять специальная маркировка «Честный знак». С ее помощью потребитель может узнать, где и когда произвели продукцию. Получить маркировку можно только на товары, которые ввезли официально. А без Честного знака товар не допустят к продаже.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
Какой способ доставки вы бы выбрали — карго или официальный — и почему?