Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Почему российские салоны красоты теряют выручку


По данным исследования «Нескучных финансов» и сервиса «Точка Обороты», в первой половине 2023 года выручка салонов красоты и спа снизилась на 72% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Мы узнали у владельцев салонов красоты, насколько у них упала выручка и с чем они это связывают.

Татьяна Рогова, владелица салона красоты Choice, Аксай

Татьяна Рогова, владелица салона красоты Choice
Татьяна Рогова, владелица салона красоты Choice

По словам Татьяны, клиенты в ее салоне стали экономить и выбирать более бюджетные средства ухода

По словам Татьяны, клиенты в ее салоне стали экономить и выбирать более бюджетные средства ухода

Работать стали больше, а зарабатывать меньше. За последние два года доходы салона упали на 35%, клиентопоток уменьшился на 40%, потому что стало меньше мастеров.

Мастера в массовом порядке покидают салоны — за два года их число сократилось до 50%.

Это связано с возможностью работать «на себя» без контроля и надзора. У нас хорошие условия для мастеров. Мы предлагаем обучение за счет компании, корпоративные мероприятия, обслуживание внутри салона со скидкой 50%, новое оборудование. Но возможность работать на себя и быть свободным от трудового распорядка, графика работы, строгого контроля качества и сервиса перевешивает.

Только сокращение числа клиентов у самозанятого мастера может вернуть его в салон. Не все специалисты способны организовать пространство для приема клиента. Остается только ждать, когда клиент разочаруется в отсутствии сервиса и вернется в салоны.

Сотрудники салона загружены под завязку. На оставшихся в салоне мастеров приходится большее количество клиентов, но из-за нехватки персонала многим отказываем в обслуживании.

Еще заметно упало качество подготовки специалистов из-за сокращения часов обучения. Частные школы сами разрабатывают программу и принимают решение о скорости выпуска групп. Салоны испытывают кадровый голод, у них нет ресурса заменить ушедших работать «на себя» мастеров на молодых специалистов. Потому что для того, чтобы мастер мог оказывать качественные услуги, должно пройти не менее 2-3 лет.

Индустрия красоты становится неинтересной для инвестирования — работы много, а заработка мало. Предприниматели, которые готовы к масштабированию бизнеса, не спешат открывать новые точки, а ищут другие ниши для вложений. Владельцы сетей продают менее прибыльные точки из-за нехватки персонала и перенаправляют мастеров в более успешные локации. Сейчас можно наблюдать продажу готового бизнеса, которому всего два-три года. Я пока не думала о продаже бизнеса, но видела на Авито много объявлений о продаже салонов разного уровня.

Цены на расходные материалы выросли на 30-40%. Это сильно меняет маржинальность услуг, а соответственно, и стабильность прибыли.

Еще год в таком режиме продержимся. На этот период хватит ресурса, чтобы работать с минимально допустимой прибылью.

Возможно, через год самозанятые мастера поймут, что в салоне надежнее и спокойнее, потому что все риски и ответственность на себя берет предприниматель. Если этого не произойдет, еще больше предпринимателей будет отказываться от работы в бьюти-сфере. Новичкам будет трудно, потому что клиент «новой формации» практически не привязывается к месту, и с ним сложно установить долгосрочные отношения.

Дмитрий Кочев, совладелец сети салонов «Прядки в порядке», Киров

Дмитрий Кочев, совладелец сети салонов «Прядки в порядке»
Дмитрий Кочев, совладелец сети салонов «Прядки в порядке»

В салонах Дмитрия действуют промокоды и другие акции, но число клиентов все равно снижается

В салонах Дмитрия действуют промокоды и другие акции, но число клиентов все равно снижается

За январь — июль 2023 года доходы нашей сети упали на 27% по сравнению с прошлым годом. План в июле мы выполнили на 82%. Мы его уже корректировали в первом квартале, но даже после корректировок не смогли выполнить.

Клиентопоток уменьшился на 35% — люди стали реже посещать салоны и делать меньше процедур.

Причина кроется в снижении платежеспособности клиентов и оттоке населения из региона. У нас есть яркий пример. Мужская стрижка стоила 290 рублей, мы подняли ее стоимость до 320 рублей. Часть клиентов отказываются стричься, когда узнают об этом, или начинают реже приходить. На это, к сожалению, повлиять невозможно.

У нас есть стандартные акции, например шестая стрижка и маникюр бесплатно. В несезонные месяцы даем промокоды и дополнительные бонусы, эффект несущественный.

Системная проблема рынка — переход мастеров в самозанятые. Есть салон в одном из городов области с численностью населения около 55 тысяч человек, где из пяти мастеров остался один. И в других салонах мастера уходят, чтобы работать на дому.

Мы провели опросы среди мастеров, и часть из них призналась, что им выгоднее работать дома. Например, если стрижка в салоне стоит 350 рублей, мастер получает 50%. А у себя дома он стрижет клиента за 250 рублей — и забирает их себе. Так и клиенту дешевле. Я это понимаю, но как профессионал не одобряю. Важно помнить, что работа из дома запрещена СанПиНом, потому что невозможно создать у себя в квартире безопасные условия для оказания услуг. Но самозанятые мастера не заморачиваются — просто ставят кресло и зеркало.

Мы крупная сеть с региональной точки зрения — у нас 19 салонов. Более двух лет у нас работает учебный центр по подготовке и повышению квалификации парикмахеров и мастеров маникюра, самый крупный в городе. Люди приходят на обучение, но число мастеров, которые уходят из салонов, превышает их количество.

Все годы мы росли, а сейчас существенно падаем. Финальная маржинальность бизнеса меньше 5% от оборота. Если мы повысим зарплаты мастерам, то будем работать в убыток не несколько месяцев в году, а практически весь год. Выручка продолжит падение до тех пор, пока в стране не создадут условия, при которых уехавшие люди захотят вернуться.

Ляля Садыкова, член совета Ассоциации предпринимателей индустрии красоты, Санкт-Петербург

Ляля Садыкова, член совета Ассоциации предпринимателей индустрии красоты
Ляля Садыкова, член совета Ассоциации предпринимателей индустрии красоты

Ляля говорит, что еще на падение доходов салонов повлияли маркетплейсы, которые стали продавать профессиональную уходовую косметику

Ляля говорит, что еще на падение доходов салонов повлияли маркетплейсы, которые стали продавать профессиональную уходовую косметику

Мы тоже замечаем падение доходности. Оно связано в первую очередь с трансформацией рынка — с уходом специалистов в самозанятые. Вместе с ними уходит и клиентская база.

Мастерам выгоднее работать на себя, тем более новому поколению, которое любит свободу и независимость. Из-за цифровизации стало проще стать самозанятым, поэтому они идут на Авито, Профи.ру, размещают объявления со своими услугами за 300-400 рублей, платят 4% налога и работают на дому. Никто не несет ответственности за выполнение такой работы, а клиенты готовы рисковать ради экономии.

Кроме того, в больших городах люди высоко ценят свое время. Не каждый готов после работы идти в салон, человек идет к мастеру, который живет рядом. Но это хождение по домам — до первого конфликта с мастером или с соседями. Жилищный кодекс пока никто не отменял.

Также на падение выручки повлияли маркетплейсы. Там теперь массово представлены товары, которые клиенты раньше покупали в салоне — например, профессиональные шампуни. Если раньше дистрибьюторы отслеживали товары, то сейчас есть черный рынок, который никем не регулируется — люди ввозят и продают что хотят.

Бизнесу нужна стабильность и равные условия для всех на рынке индустрии красоты. Самозанятые работают на НПД и платят 4% налога. При этом им не надо соблюдать нормы СанПиН, требования по пожарной безопасности, делать аттестацию рабочих мест, как другим предпринимателям. Чем мастер в салоне отличается от мастера на дому? Почему, работая в салоне, он должен платить больше налогов? У меня нет ответа на этот вопрос.

Чиновники говорят, что в разных сферах бизнеса растут обороты. Обороты, может быть, и растут, но рентабельность снизилась, потому что расходная часть становится все выше и выше. Некоторые расходные материалы с начала СВО подорожали на 120%. Затратная часть увеличилась как никогда.

Пока мы живем в период турбулентности, сложно что-либо планировать. Цыплят по осени считают: будет осень — будет понимание, что ждет рынок и предпринимателей в частности. Каждый предприниматель в России — оптимист и верит, что рынок стабилизируется и можно будет планировать на несколько лет вперед. И не только рост оборотов, но и рост чистой прибыли — то, ради чего открывают и создают бизнес в России.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста
Юля Майорова
Юля Майорова

Какие меры предпринимаете, чтобы выручка вашего салона красоты росла?

Группа компаний ЮРАН

О какой безопасности в салоне здесь трындят хозяева? Безопасность как раз зависит от мастера, обработал он инструменты или нет? Ну так профессинальные инструменты или косметику или материалы можно и самому купить, а не ждать, когда хозяин тебе их выделит, причем купленные самые дешёвые, а высчитают как за элит класс. У меня есть знакомая, фартуки, одноразовые перчатки, накидки, используемые материалы и косметика МонПлатин. Ультразвуковая и хлорированная ванночка для инструмента. И доступные цены на стрижку и очередь в записи на две недели вперед. Мастеру, который умеет работать, ничего кроме зеркала, стула и угла 2х2х метра и не нужно. Кроме того, большинство приобретает сразу моечную раковину. О каком сервисе здесь болтают хозяева? Мне не нужен нафуфыренный ремонт, мне важнее доступность в цене и нормальные мастера. А ,нормальный мастер сейчас без проблем может пройти курсы онлайн, посмотреть И весь инструмент мастера можно уложить в один ящик.
Поэтому добивайтесь адекватных требований от государства, а не подстраивать всех под свою гребенку. Во всех странах Европы, как раз индивидуальные и семейные предприятия на первых этаэах домов, без всевозможных пожарных и потребнадзора и никаких страшных массовых отравлений, например нет. Потому, что люди, готовят как для себя и понимают индивидуальную ответственность. В частности , например пекари , которые делают торта на заказ. Она все пробует, поэтому и гарантирует качество продукта. А у нас, в частности в пищевом производстве или пекарне, куча непрофессионалов, огромное количество некачественного сырья, да и непрофессионалы зарплатуу просят небольшую, и поэтому никакой потребнадзор и СанПины не спасают от массовых отравлений в 250 человек. Разделяйте, уже, «мух и котлеты». Там где есть качество и ответственность- всегда выше маржа, сарафанное радио и постоянные клиенты.
У нас в компании тоже так, 80% клиенты, которые работают с момента создания, с 2004 года. И да, у нас никаких акций, просто адекватные, устраивающие людей цены и качество, за которое отвечаем.

Елена Шаркова

Группа, получается, если закрыть все салоны и парикмахерские, то скоро все население России будет по квартирам бегать, чтобы постричься. Кстати, пенсионеры, дети , в них вообще парикмахеры не заинтересованы, им подавай до дома дорогостоящие окрашивания и другие процедуры. А как быть простому населению, так и бегать по квартирам? В салонах действительно не остается мастеров и скорее всего ,какое то логическое завершение этому будет. А скорее назревает просто в этой нише коллапс.

Группа компаний ЮРАН

Елена, в Росии всегда так и было и в СССР ттоже. Многие оказывали услуги на дому. Даже партноменклатуре. Нет никакого коллапса не ждите, лишком узок круг профессий стал, где молодые девушки могут себя приложить. Поэтому это самый быстрый путь. Посмотрите в любом торговом центре просто тьма индивидуальных мастеров и между прочим с качеством гораздо луше, чем элитные салоны. Потому что, в элитном салоне ПАФОСНЯК никому не нужный, потрындеть приходят, похвастаться чем-нибудь и держит их там именно это, а еще золотые типа карты, мажорность, а мастер индивидуал, особенно профессиональный, заинтересован, чтобы клиент получил такую услугу, чтобы его устроило и он пришел еще раз. И безопасность услуги там будет на высоте.
В условиях турбулентности жизни именно это станет решающим, а не печатные копии картин Пикассо в фальшивых позолоченных рамах на стенах.
Поэтому, там где нет профессионала- все умрет. ну и хорошо.

rdm

Группа, то есть вы согласны, чтобы в соседней с вами квартире была парикмахерская? а как насчет шаурмы? ремонт обуви? Ключи на заказ? ну а что такого? Самозанятый умелец работает на дому. Шумит по расписанию.
А там глядишь и шиномонтаж подтянется.
Веселые соседи, счастливые друзья.
Удачи вам в вашем доме)))

Группа компаний ЮРАН

rdm, не передергивайте. все вопросы использования ЖИЛОГО помещения регулируются законодательством. Остальные вопросы- регулирует рынок и контролирующие органы.

Владимир Филимонов

Пусть на заводы идут! Пора делом заниматься!

Группа компаний ЮРАН

Владимир, вам в охранке виднее, в мониторах :))

Екатерина Петрова

Владельцы салонов красоты очень сильно преувеличивают свою значимость, начнем с того, что практически никто не готов платить за своего сотрудника налоги в виде «белой» зарплаты, платят в основном черную или в лучшем случае «серую» на уровне федерального МРОТ, если посмотреть документы это выглядит так, будто у работодателя работают низкооплачиваемые сотрудники. Это не противозаконно, хотя и подозрительно. А по сути это схема ухода от уплаты НДФЛ и страховых взносов за счет мастера. Мастера получают мизерный процент с услуг, да и еще с них же списываются расходы по себестоимости. Практически нулевая система лояльности, максимум можно пользоваться скидкой салона на косметику и услуги, ну и все на этом. Потом, уважаемые владельцы салонов красоты жалуются на отток работников. Сан книжку вешают тоже на самих работников, но если обратиться к Трудовому кодексу РФ, прохождение и мед осмотра и оформлении книжки оплачивает работодатель-он же несет ответственность за своевременное продление медкнижки сотрудников. Если начать проверять салоны красоты, которые заявляют что у них «сервис», в итоге можно ужаснуться. Зарабатывание денег выходит на первый план.

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Екатерина, здравствуйте!

Согласны, ситуация в салонах красоты действительно оставляет желать лучшего, и многие владельцы сталкиваются с трудностями в вопросах оплаты труда и условий для сотрудников.

Но стоит отметить, что есть и добросовестные владельцы, которые понимают важность соблюдения всех норм, ведь они сами когда-то работали в не самых лучших условиях.

Мы надеемся, что тенденция будет меняться в лучшую сторону, и с каждым годом будет все больше салонов, которые предлагают достойные условия как для сотрудников, так и для клиентов.

Спасибо, что поделились своим мнением!


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации