Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Ликер ликеру рознь


Арбитражный суд Москвы встал на сторону российских компаний — ликеро-водочного завода «Кристалл» и ретейлера WineStyle — в споре с немецким производителем Mast-Jägermeister SE. Зарубежная компания требовала запретить производить и продавать травяные ликеры, оформление которых по стилю напоминает популярный продукт истца — Jägermeister.

Какие аргументы приводили стороны и почему суд отказал в иске Mast-Jägermeister SE, разбираем в статье.

Что случилось

Mast-Jägermeister SE обладает исключительным правом на четыре товарных знака, ключевым и объединяющим элементом которых является этикетка травяного ликера Jägermeister. Из СМИ производитель узнал, что «Кристалл» начал выпускать травяные ликеры König Heiler в качестве замещения Jägermeister за счет низкой цены. При этом оформление этих ликеров сходно с оформлением Jägermeister до степени смешения.

Чтобы защитить свои права, Mast-Jägermeister SE обратился в суд. Компания потребовала запретить ответчикам использовать сходные обозначения и взыскать с них более 197 млн рублей компенсации за нарушение прав на свои товарные знаки.

ликер König Heiler
ликер König Heiler

Так выглядит бутылка российского ликера König Heiler

ликер König Heiler
ликер König Heiler

Так выглядит бутылка российского ликера König Heiler

Так выглядит бутылка российского ликера König Heiler
упаковка Jägermeister
упаковка Jägermeister

А это упаковка Jägermeister

упаковка Jägermeister
упаковка Jägermeister

А это упаковка Jägermeister

А это упаковка Jägermeister

Какие аргументы приводили стороны

Аргументы Mast-Jägermeister SE. Компания утверждала, что общее зрительное впечатление между оформлением бутылки ликера König Heiler и серией товарных знаков истца единое, а их обозначения сходны до степени смешения.

По данным юриста компании, сходство бутылок подтвердили больше 97% опрошенных социологами респондентов.

Аргументы российских компаний. «Кристалл» заявлял, что не копировал Jägermeister, а лишь стремился привести внешний вид своих напитков в соответствие с типичным видом травяных ликеров.

Компания представила в суд заключение патентного поверенного о том, что у обозначений отсутствует как фонетическое, так и семантическое сходство. А еще — результаты соцопроса, в котором 80% респондентов назвали внешний вид бутылок ликеров в целом типичным для оформления такого вида напитков. Только 10% участников этого опроса посчитали, что ликеры может производить одна компания, а значит, признаков копирования или имитации российским ликером немецкого нет.

Что решил суд

Арбитражный суд Москвы пришел к выводу, что потребители различают ликеры König Heiler и Jägermeister. Дизайн, форма, цвет бутылок, графическое исполнение и цветовая гамма этикеток типичны для ликеров, их используют разные производители. При этом бутылки König Heiler и Jägermeister различаются по длине, ширине, высоте горлышка, изобразительным элементам и шрифтам на упаковке.

Суд отметил, что наличие отдельных сходных элементов само по себе не свидетельствует о том, что товарный знак в целом ассоциируется с противопоставленными ему товарными знаками и обозначениями.

Суд изучил также результаты опроса АНО «Центр экспертных исследований рынка». Это исследование показало, что большинство потребителей способны верно распознать ликеры: уровень смешения между образцами не достигает порогового значения 20%, а уровень путаницы не достигает 10%. Несходными или скорее несходными обозначения назвали 92% респондентов.

В итоге суд полностью отказал Mast-Jägermeister SE в удовлетворении иска. Немецкий производитель может обжаловать это решение в течение месяца.

Мнение независимого адвоката

Адвокат бюро «Бельянский и партнеры» Ольга Ардушевская считает, что на решение суда повлиял уход Jägermeister из России.

«Суд отклонил любые доводы Jägermeister о несении им реальных или репутационных издержек из-за деятельности российских производителей, так как официальных поставок Jägermeister на территорию РФ нет, и Jägermeister длительное время не ведет на территории РФ реальной экономической деятельности.

Суд также указал, что отсутствие смешения между товарными знаками подтверждается пресс-релизом завода „Кристалл“, который позиционировал продукт как замещение продукции Jägermeister — травяной ликер, но по своему рецепту и по иной цене.

В то же время угроза смешения имеет место, когда потребитель считает, что оба продукта изготовлены одним производителем. В данном случае суд указал, что умысел на какое-либо смешение исключен.

Все это свидетельствует о том, что отказ от официальных поставок на российский рынок имеет хоть и не определяющее, но существенное значение».

Ольга Ардушевская

Ольга Ардушевская

Адвокат бюро «Бельянский и партнеры»

По мнению Ардушевской, в апелляции Mast-Jägermeister SE может помочь доказывание факта нарушения прав потребителей, а не производителя.

«На этикетке с лицевой стороны продукции Кристалла содержатся только надписи на английском/немецком языке, что не является обычным для российских производителей. Это может ввести потребителей в заблуждение».

Все это свидетельствует о том, что отказ от официальных поставок на российский рынок имеет хоть и не определяющее, но существенное значение».

Ольга Ардушевская

Ольга Ардушевская

Адвокат бюро «Бельянский и партнеры»

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 406 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Настя Гейн
Настя Гейн

Замечали, что конкуренты вас копируют? Как вы с этим боролись? Расскажите в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации