Лишь трети российских предпринимателей пригодился диплом вуза, показал опрос «Стартап Академии» Школы управления Сколково. При этом почти половина респондентов пожаловались, что им не хватает управленческих знаний.
В университете, как считают многие, нужных в бизнесе навыков не получить — образовательные программы слишком быстро устаревают. Есть и обратное мнение: вузы развивают интеллект и учат работать с информацией, что пригодится в любой сфере деятельности.
У Дениса Кутергина из YouDo и Анастасии Юсиной из Страта Фитнес принципиально разные взгляды на этот вопрос. Мы попросили их рассказать о своей позиции.
Денис Кутергин: бросил вуз и не спрашивает кандидатов об образовании
На пятом курсе я расторгнул контракт с вузом. Я учился по направлению «Спецсвязь» в Голицынском пограничном институте ФСБ. Там впервые познакомился с интернетом. Технология меня сильно захватила, стало интересно разобраться, как делают сайты и сервисы, — так я увлекся программированием.
Постепенно это переросло во фриланс, который стал приносить значительные деньги: за несколько дней я зарабатывал больше той зарплаты, которую мог бы получать за месяц, будучи офицером. Тогда я ушел из института — военнослужащие не могут заниматься коммерческой деятельностью. Решил выбрать онлайн-предпринимательство.
«Предпринимательству в институтах не учат»
Считаю, что диплом абсолютно ничего не значит. Важно, чтобы предприниматель продолжал обучаться и развиваться вне вуза. И чтобы профессия соответствовала твоей внутренней страсти: зачем получать диплом по направлению, с которым не готов связать свою жизнь? А технологическому предпринимательству в институтах не учат. Тем более в технологических отраслях все меняется очень быстро, и знания, полученные пять-десять лет назад в институте, устаревают.
В бизнесе мне помогли люди, которые делились опытом. Как правило, бизнес-партнеры. Социальный капитал в предпринимательстве сильно важнее, чем какие-либо навыки или даже финансовый капитал.
Еще я прокачивал софт-скиллы — это главное при управлении людьми. Например, прошел курсы по актерскому мастерству, стендапу, публичным выступлениям.
На деловых встречах о дипломах не говорят. В моем окружении — ребята, которые собирают команды, рискуют, придумывают, устраняют несовершенства в проектах, создают добавленную ценность продуктам. На успех в такой работе диплом не влияет никак. Никто даже не обсуждает, какое у кого образование.
Один из моих принципов — не спрашивать у кандидата об образовании. Меня интересует его потенциальная результативность. Есть ли у человека релевантный опыт? Сталкивался ли он с теми задачами, которые я ставлю? Если этого нет, человек будет ошибаться и учиться за мой счет. Это не хорошо и не плохо, просто я стараюсь искать людей, которые уже знают, как делать работу.
В технической отрасли есть фундаментальные функции, для выполнения которых важно образование. Но у меня много сотрудников, которые не получали нужные знания в институте, зато после прокачивали себя сами.
Анастасия Юсина: получила несколько высших и не любит «работать с дураками»
Если мне есть чем гордиться — это однозначно образование. Я окончила факультет журналистики МГУ, Парижский институт политологии — знаменитый Sciences Po — и МГИМО. Позже мой работодатель, компания Ericsson, оплатил мне образовательную программу Executive MBA в школе бизнеса Thunderbird в Аризоне. Затем я получила степень кандидата экономических наук и все еще планирую дописать докторскую. Я не хвастаюсь — так уж вышло.
Именно обучение в МГУ стало основой для всего того, что мне удалось сделать в карьере. Я окончила журфак в 1994 году — это было прекрасное время: свободомыслие, открытые границы, построение нового миропорядка, ощущение, что тебе открыт весь мир и что кругом только те, кто желает тебе добра.
В МГУ я научилась искать и анализировать информацию, задавать вопросы, находить подход к людям, доходчиво доносить до других свою точку зрения.
Обучение в МГУ и МГИМО, диплом самого престижного французского вуза и знание иностранных языков дали мне возможность в мои 20 лет не просто претендовать на должности в западных компаниях, а самой выбирать место работы. Получив опыт на позициях директора по маркетингу в Moulinex и топ-менеджера в Ericsson, в 2005 году я стала первой в России, кто привлек в свой фитнес-проект прямые западные инвестиции. Почему именно я? Потому что я могла говорить с инвесторами на их языке! Финансовом и иностранном.
А если сейчас мне не хватает навыков или ресурсов для работы, благодаря образованию я знаю, как найти людей или информацию, которые помогут решить вопрос здесь и сейчас.
«Будешь рисковать своими деньгами, наставишь шишек и сам поймешь, что надо учиться»
Любые знания можно получить не в институте. Но кто вам расскажет, какие именно знания нужны и в какой последовательности их получать? В предпринимательство можно пойти без образования — будешь рисковать своими деньгами, наставишь шишек и сам поймешь, что надо учиться.
Отсутствие высшего образования у кандидата в топ-менеджеры для меня — red flag. Если у нас заболел ребенок, мы ведь вызываем врача с образованием, а не идем к соседке, у которой много детей и есть опыт. Так и с менеджером, который будет рисковать моими деньгами.
Но диплом ради диплома не нужен — тут я согласна. Важно оценить, какие именно компетенции необходимы для выполнения задачи. Люблю поспрашивать по поводу диплома: что конкретно изучали, по каким учебникам, какой был любимый предмет в вузе. Прошу посоветовать книгу, которая максимально помогла в предмете разобраться. И все становится понятно: или вы получите ответы на вопросы, или бегающие глаза и несвязную речь — это покажет, что у кандидата нет нужных навыков и знаний.
Мотивационное письмо прошу писать от руки, чтобы увидеть, может ли кандидат писать без ошибок. А проверяю — с красной ручкой. Умение писать без ошибок — это маркер образованности человека.
Зачастую высшее образование непосредственно связано с интеллектуальным развитием человека. А я очень не люблю работать с дураками.
Как вы считаете, нужно ли высшее образование в бизнесе? Почему?
Станислав, это зависит еще от человека, который диплом имеет. На какой корабль он купил билет, в каком классе едет. На Титанике было много очень образованных людей...
Станислав, если Вы проанализируете образованности наших олигархов, то убедитесь в обратном. Ваше мнение противоречит практике.
Диплом ничего не значит?
Сто лет назад Россия была аграрной страной. Наши деды занимались производством сельскохозяйственных продуктов. Какое-либо образование было редкостью. У каждого были свои «университеты». Однако были и богатые, и бедные, успешные и наоборот. Каких больше? Сами знаете. С чем это связано, тоже можете предположить. Посмотрите на историю жизни своих родителей и их сверстников. Чего и почему они достигли, что создали или только потребляли. Попробуйте описать своё будущее через 15-20 лет. Спрогнозируйте свой образ после завершении карьеры. Кроме карьеры, кстати, есть еще семья и здоровье. Не менее важно и качество жизни. Мне можно возразить, сказав, что слишком много неизвестных факторов. Да, согласен. А теперь выбирайте, управлять обстоятельствами или быть их заложником. Если хотите первое, то ставьте цели и стремитесь к их достижению. Учитесь бегать на длинную дистанцию. Набор знаний и их форма могут быть разными, все зависит от того, какие цели вы ставите. Чтобы сделать жизнь осмысленной, достигайте свои цели, не забывайте, что за все вы заплатите своим временем и здоровьем. Я за образование двумя руками, но не отрицаю и его отсутствие. Любые знания не обедняют человека, а увеличивают возможности. При этом можно отметить реальность сегодняшнего дня — по специальности работает небольшой процент выпускников. На вопрос: «Пригодилось ли образование» — говорят, что нет. Поставленный вопрос носит манипулятивный и провокационный характер. Лучше поставить вопрос: «Что вы хотите достигнуть?», а следом: «Что необходимо для этого сделать?». С уважением к Вашему мнению, Сергей Ф.
filsemi, непрерывно учиться — полезный навык, который актуален и сейчас, и сто лет назад. Спасибо вам за мнение и развернутый комментарий.
Есть разница между образованием в МГУ и МГИМО и каким-нибудь региональным ВУЗом. В первом случае это действительно может быть качественное образование, которое поможет в карьере. Во втором — это часто просто корочка из картона.