В июле антимонопольная служба оштрафовала букмекера Pari за использование фотографии людей в рекламе азартных игр. Есть товары и услуги, в рекламе которых в принципе нельзя демонстрировать образ человека. Это не единственный риск — человек, фото которого бизнес использовал в рекламе без разрешения, может подать из-за этого судебный иск.
Узнали у эксперта, как использовать фото людей в рекламе и не нарушить закон.
Что говорит закон
Использовать фото людей в рекламе, на сайте или в соцсетях можно только с их согласия — закон охраняет право человека на изображение. Согласие можно получить в любой форме, которая позволит подтвердить его наличие, например письменно или в голосовом сообщении.
В некоторых случаях согласие не понадобится, но их список ограничен.
Важное уточнение: закон в принципе запрещает использовать изображения людей в рекламе алкоголя и азартных игр.
Можно ли использовать в рекламе изображения знаменитостей
Использовать фото звезды без ее согласия так же незаконно, как и размещать в рекламе фото обычного человека. Но бизнес это делает.
Можно ли использовать в рекламе фото клиентов
Это допустимо, но только с согласия клиента.
Разрешение можно не получать, если бизнес использует изображение, сделанное на публичном мероприятии или в общественном месте, а человек представлен не крупным планом, в профиль или со спины.
Как организовать фотосессию с моделью для рекламы
Несмотря на то, что закон прямо разрешает использовать изображение человека при позировании за плату, на практике у модели стоит взять разрешение.
Можно ли использовать изображения детей в рекламе
Есть прямой запрет на использование образов несовершеннолетних в рекламе продукции военного назначения и оружия, лекарств, а также в рекламе алкоголя и азартных игр — из-за запрета на размещение образа человека в такой рекламе в принципе.
В остальном закон ограничивает воздействие рекламы на детей, но не использование их образов.
Перед тем как использовать изображение ребенка в рекламе, нужно взять разрешение у его законного представителя — родителя, опекуна или попечителя.
Реальные предприниматели делятся опытом
- «Найдем инвестора — он отберет компанию». Сооснователь Restik о том, почему не получал прибыль четыре года
- С какими сложностями сталкиваются предприниматели: шесть историй
- «Терпела до последнего, а потом разом прощалась»: 4 истории про ошибки в найме
- Как остановить текучку кадров и справиться с внутренним кризисом в компании. Опыт Фикуса
- «Переключение контекста — одна из самых дорогих операций в голове». Герман Гаврилов об основах управления
Можно ли брать изображения людей из фотостоков
Фотографии из стоков брать можно, но нужно убедиться, что у стока есть права на использование изображения человека на конкретном снимке.
Безопасно ли брать фото из соцсетей
То, что человек разместил свою фотографию в соцсети, не дает другим права на свободное использование его изображения. Есть и другой риск: это нарушение авторского права того, кто сделал снимок человека.
Можно ли использовать изображения людей, сгенерированные нейросетями
В этом случае ограничений нет, так как это не реальные люди. Право на изображение могут защищать только субъекты правоотношений — физические лица. Однако в случае со сферами, где в принципе запрещено использовать изображение человека в рекламе, ограничения распространяются и на картинки от нейросетей.
Что грозит бизнесу за незаконное размещение фото человека в рекламе
Владелец бизнеса рискует получить гражданский иск о защите права на изображение. Если суд признает нарушение, придется прекратить использовать фотографию и выплатить компенсацию морального вреда. Ее размер устанавливает суд, в среднем на практике суммы варьируются от 10 000 до 50 000 ₽.
Если же образ человека появится, например, в рекламе алкоголя, бизнесу грозит административный штраф за нарушение рекламного законодательства. Для средних и крупных компаний — от 100 000 до 500 000 ₽, для малых предприятий — от 50 000 до 250 000 ₽, для ИП и руководителей компаний — от 4 000 до 20 000 ₽.
Если бизнес нарушит авторское право, правообладатель сможет потребовать от него компенсацию от 10 000 до 5 000 000 ₽ за каждый случай незаконного использования фотографии или видео. Это самый распространенный способ расчета компенсации, и чаще всего суды взыскивают 10 000—20 000 ₽ за одно незаконно использованное фото.
Что важно запомнить
- Нельзя использовать изображение человека в рекламе без его разрешения: это касается звезд, обычных людей и клиентов бизнеса. Исключения — фото, где человек снят в общественном месте и не крупным планом, со спины или в профиль, а также при позировании за плату.
- Брать фотографии из стоков может быть небезопасно: не факт, что сток получил разрешение на использование снимка. Брать фотографии людей из соцсетей без разрешения тоже нельзя.
- Есть сферы, где использовать изображение человека в принципе запрещено, например в рекламе алкоголя.
- Использовать в рекламе изображения людей, сгенерированные нейросетями, можно. Исключение — если нейросеть сгенерировала изображение конкретного человека без его согласия. Ограничения на использование изображений людей при рекламе ряда товаров распространяются и на ИИ-картинки.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Как вы подбираете фото с людьми для рекламы?