Иван Олейников — профессиональный лыжник-экстремал. Параллельно со спортивной карьерой он открыл и закрыл несколько бизнесов, а сейчас занимается прокатом спортивного оборудования.
Иван рассказывает, как ему удается развивать горнолыжную культуру в городе, где нет гор, и как прокат может конкурировать с шерингом.
Коротко о бизнесе
В четырнадцать лет пришел покататься на площадь и так и остался в спортивной тусовке
С подросткового возраста я занимаюсь экстремальными видами спорта. Я из Смоленска, у нас на главной площади все время тусовались скейтбордисты. Однажды попал к ним — и так и остался.
С 2003 года начал заниматься экстремальными горными лыжами, сноубордом. Меня заметили, я начал получать контракты от спонсоров — они дают оборудование и бюджет на сезон.
В общем, стал профессиональным спортсменом, который получает за это деньги. В 2010 году экстремальные лыжи только-только стали олимпийским видом спорта, я даже проходил отбор в сборную к Олимпиаде 2014 года.
В Смоленске нет гор и горнолыжных курортов — ни природных, ни искусственных. Но в городе много холмов, и на одном из них, под башнями крепостной стены, тренируются лыжники.
Мы сами ухаживаем за склоном: следим, чтобы на нем не было мусора после пикников, никто бы не разбирал трамплин на костры для шашлыка. Можем принести снег из соседнего оврага, если склон уже начал таять, а мы еще хотели в этот день потренироваться.
Обычно спортивная карьера заканчивается лет в тридцать. Даже если здоровье еще позволяет, становится труднее выдерживать конкуренцию. Молодые спортсмены осваивают твои трюки и придумывают новые, так что техника с каждым годом становится сложнее и сложнее.
Немного обидно, что приходится прощаться со спортивной карьерой. Меня успокаивает то, что в прошлом было много побед. Но остается зависимость от адреналина, теперь его не хватает. А спорт плавно переходит в новую стадию: тренерство или развитие бизнеса.
Открывал магазины уличной одежды, но они превращались в места для тусовок
Экстремальный спорт — это своя субкультура, тусовка. Ребята часто затевают небольшой бизнес для своих параллельно с тренировками: организуют фестивали, открывают магазины одежды или спортивного оборудования. К ним есть доверие в тусовке, поэтому покупатели идут.
Я несколько раз открывал магазины одежды для экстремалов. Как у обычных модников есть культовые бренды типа CHANEL, у экстремалов свои: VANS, Quicksilver, Osiris, DC, Billabong, Volcom, Etnies. Их я и хотел продавать.
В начале 2000-х мы с компаньоном открыли первый магазин, начинали с десяти пар кроссовок. Компаньон был из той же тусовки, но он не профессиональный спортсмен, так что подстраховывал бизнес, когда я на месяц уезжал на тренировки.
Расходы при открытии магазина одежды, цены на начало 2000-х
Все наши магазины закрылись. Первый просуществовал восемь лет, остальные жили по три года.
Проблема в том, что я живу в небольшом городе, для местных жителей эти бренды были довольно дорогими. Вот парень-школьник, еще учится, не работает. Он приходит ко мне поболтать и порассматривать культовую одежду. Но кеды стоили 5000 ₽, а у его мамы зарплата — 25 000 ₽. Купить он их не мог, у него каждый рубль на счету.
Когда курс доллара был стабилен, мы еще справлялись. Но когда он рос, мы понимали, что если пропорционально поднимем цены, никто ничего не купит. А если цены не повышать, прибыли не хватает. Чувствуешь досаду и разочарование: работаешь как обычно, а получаешь меньше.
Я уже так натерпелся, что сам заниматься магазинами больше не хочу. Сейчас готовлю площадку, чтобы предоставить ее другим ребятам, которые будут продавать одежду. Я называю это офлайн-маркетплейсом: даю пространство для рейлов и полок и делюсь опытом. Рассказываю, что может пойти не так, почему я закрывал магазины.
Решил открыть прокат лыж и сноубордов, но работать только зимой невыгодно
Когда завязал с магазинами, я подумал, что можно было бы открыть прокат. Видел две причины. Первая — у меня скопилось много зимнего оборудования, которое входило в бюджет от спонсоров. Я его не успевал укатать за сезон, а на следующий получал новое. Старое оставалось у меня.
Вторая причина — мои ученики. Я тренирую ребят как инструктор, и после нескольких занятий со мной они могли бы брать в прокате оборудование и отрабатывать технику сами.
По бумагам прокат — это мой проект, но друзья и жена во всем мне помогали, поэтому я всегда говорю, что это наш прокат и «мы сделали», а не «я».
Мы подумали, что открывать только зимний прокат невыгодно: нам надо будет тратиться на помещение, на рекламу и соцсети, а большую часть года дохода с проката не будет.
В нашем регионе бывают теплые зимы, так что если зима придет бесснежная и слякотная, клиентов не будет совсем. Мы решили, что нужно делать круглогодичный прокат: зимой сдавать лыжи и сноуборды, а летом — велосипеды.
Сняли помещение в центре города, на пешеходной улице. Я сам живу рядом, и мне было бы не в радость, если бы пришлось далеко ездить каждый день.
Парки и лесопарки уже несколько лет занятыми другими прокатчиками, и туда специально приезжают. А вот спонтанного проката, когда гуляешь по центру, увидел велосипед и решил прокатиться, у нас в городе еще не было. Поэтому подумал, что это хорошая мысль — открыть такой прокат.
Решили сделать акцент на городские велосипеды, потому что они эстетичнее смотрятся на центральных улицах. Нам удалось купить их по оптовым ценам — 10—15 тысяч рублей. Это цены лета 2021 года, сейчас такие велосипеды стоят дороже.
Первые дни велосипеды никто не брал, всем хотелось самокаты
Когда мы открывали прокат, я надеялся, что все сразу к нам пойдут. У меня много медийных знакомых в городе, они следили за подготовкой к открытию и рассказывали о прокате у себя в соцсетях. Кроме того, это пешеходная улица, каждый день мимо проходит много людей. Казалось бы, бери и катайся.
Первые несколько дней были пустыми: клиентов нет, велосипеды никто не берет. Те, кто подходил, спрашивали самокаты: кто-то хотел самокат, потому что это модно, кому-то было любопытно, как это — нажать на кнопку и ехать.
Тут у меня появился первый инвестор — знакомый, который предложил влиться в мой бизнес. Для этого он заказал электросамокаты, десять штук. В 2021 году эти самокаты стоили 30 тысяч, сейчас такие модели — в районе 60 тысяч.
Мы договорились делить пополам прибыль от оборота самокатов. Я подумал, что это нормальные условия и можно практиковать такие отношения с партнерами. Так что позже нашел еще одного человека, который тоже поучаствовал в проекте. Это мой проверенный компаньон и друг, с ним мы уже вместе открывали магазины одежды.
Как и с велосипедами, я снова выбирал городские модели. Можно купить именно прокатный инвентарь: неубиваемые самокаты, с мощными батареями, их обычно предлагают в шерингах. А есть брендовые самокаты, они изящнее. Я решил купить их, чтобы клиентам было приятнее кататься. Время покажет, сколько месяцев или лет они смогут прослужить в прокате.
На электросамокаты люди сразу стали приходить, иногда даже образуется очередь и нужно немного подождать.
Самое интересное: когда появились самокаты, велосипеды тоже перестали простаивать. Вот человек мечтал покататься на электросамокате. Берет его в прокате несколько раз, нафотографировался, накатался. Потом ему эти поездки надоедают или начинают казаться ленивыми, ведь по сути ты просто стоишь и ничего не делаешь. И уже для активной прогулки по городу человек приходит за велосипедом, хотя сначала велосипед брать не хотел.
После электросамокатов мы докупили сапборды — надувные доски для плавания по озерам. Было лето 2021 года, сапы продолжали набирать популярность, про них спрашивали, как во время открытия спрашивали про самокаты.
Мы решили рискнуть и купить их по «дорогой» летней цене. Обычно летний инвентарь покупают зимой, так получается чуть ли не в два раза дешевле. Но мы не зря заказали сапы: их стали бронировать на выходные для поездок на озера. Если погода хорошая, сап может окупиться за лето.
Какой-то инвентарь мы докупаем по чуть-чуть, по запросу клиентов. Например, кто-то спросил про лонгборды. Думаем, действительно, почему бы не добавить в прокат лонгборд.
Мне важно, чтобы у клиентов осталась радость от поездки, я сам этими эмоциями от них заряжаюсь. Для этого все оборудование всегда должно быть в порядке: на самокате ничего не гремит, канты на лыжах наточены, а скользяк на сноуборде запарафинен.
Мы можем не успеть за чем-то проследить, так что всегда просим клиентов рассказать, что понравилось, а что нет. Если неудобства были по нашей вине, даем скидку или дополнительное время проката в следующий раз.
Инвентарь для работы проката, цены на 2021 год
Если клиент что-то сломал, вместе с ним смотрим по прайсу, где это можно заказать дешевле
Если занимаешься прокатом, кроме закупки инвентаря нужно закладывать расходы на ремонт.
У инвентаря есть свои слабые места — то, что ломается чаще всего. Например, у электросамокатов часто ломаются крылья, потому что клиенты ставят на них ноги.
Недавно с крыльями случилась забавная история. Я заказал в типографии наклейки с картинкой в духе «Ноги не ставить». Мастер, который мне их распечатывал, предложил заламинировать их. Дескать, иначе надпись сотрут подошвами. Я возразил: ведь этими табличками я и прошу людей не ставить туда ноги, ничего не сотрется. В итоге мастер оказался прав — наклейки стерлись за пару дней. В следующий раз будем ламинировать.
Кроме ремонта, надо проводить регулярное техническое обслуживание инвентаря. Например, у велосипедов надо хотя бы раз в сезон регулировать тормоза и переключение передач, проверять давление в шинах. Мы платим 1000 ₽ за ТО одного велосипеда. Мастера — наши друзья, а так могло бы быть и дороже.
Что-то просто ломается со временем. Например, зимнее оборудование трескается, ботинки расклеиваются. Но бывает, что виноват клиент: например, уронил самокат набок и у него откололась ручка. Или въехал в глубокую лужу, поэтому электросамокат замкнуло.
Раньше я просил клиентов подписывать договор ответственности. По нему прокатное имущество нужно вернуть целым, без повреждений. Но потом мне надоело выносить им эти бумажки. Если я вижу, что в прокат пришла шумная компания, просто напомню им, как можно ездить, как нельзя и попрошу быть аккуратнее.
Если клиент возвращает инвентарь с поломкой, мы разбираемся, что и почему произошло. У электросамокатов есть бортовой компьютер, по которому можно посмотреть, когда произошла поломка.
Когда поломка по вине клиента, мы предлагаем ему оплатить сломанную делать и вместе с ним выбираем замену по прайсу. Так клиент видит, что мы не просим больше, чем стоит деталь, и не стремимся купить самую дорогую модель за его счет. Обычно отношения после этого не портятся, те же самые люди приходят к нам снова.
Конечно, иногда клиенты не признаются, что что-то сломали, или просто сами этого не замечают. Мы тоже можем что-то пропустить, когда принимаем инвентарь. Тогда просто покупаем детали сами, на это уходит примерно 5—10% от стоимости самоката за сезон. Чаще всего это покрышки, ручки газа и тормоза.
В августе 2022 года я планирую вернуться к правилам. Чтобы каждый раз не распечатывать для клиента договор, буду вести журнал. Распишу правила пользования и ответственности сторон, а клиенты будут ставить подпись, что они все прочитали и согласны с правилами.
Зимой клиентов меньше, но чек выше
Зимой и летом наш рабочий день проходит по-разному.
Летом все время нужно быть в прокате. Клиентов много, есть постоянные гости, но, конечно, много случайных людей, кто катается один раз. Всех запомнить не получится.
А зимой клиентов меньше, но это сплоченный круг людей, тусовка. Зимние клиенты более увлеченные: сложно представить, что от нечего делать человек вдруг возьмет лыжи и потащит их на холм. Так что зимой я знаю всех, кто у нас катается.
Средний чек зимой выше, чем летом: клиенты берут оборудование на целый день, то есть каждый клиент — это как минимум 800 ₽ в день, а летом могут взять лонгборд за 200 ₽. В выходной зимой выручка может быть около 10 000 ₽ в день.
Когда берут лыжи или сноуборды, мы не ограничиваем клиентов по часам. На склоне и так хватает стресса, а если еще и следить за временем и стараться скорее переодеться, это только испортит радость от катания.
И зимой и летом есть риски в плане погоды: летом пойдет дождь и никто не будет кататься, зимой все может растаять. Если по прогнозу погода может испортиться, мы предупреждаем клиентов, что не стоит брать инвентарь на несколько часов и уезжать далеко от нас. Иначе промокнут. Я считаю, что сводка погоды тоже входит в клиентский сервис, если ты заботишься о гостях.
Несколько месяцев в году мы не работаем вообще, это межсезонье: октябрь, ноябрь, март, апрель. Велосипеды и самокаты берут только в начале осени, и то если сентябрь теплый, дальше уже работать нет смысла. А весной начинают кататься в мае, зимой снег может лежать всего месяца полтора.
В этом году придумал, чем занять пустые месяцы, чтобы помещение не простаивало. Я уже рассказывал, что хочу дать пространство и передать свой опыт ребятам, которые только начинают работать с уличной модой и будут продавать одежду. Вот как раз в помещении проката мы приготовили место для их вешалок. Так что осенью не будем полностью закрываться до снега, будем работать как стоковый мультибрендовый магазин.
Сам работаю инструктором
Со многими клиентами, кто берет лыжи или сноуборд, я пару занятий работаю как инструктор. Небезопасно было бы просто выдавать оборудование новичкам и отпускать их на склон.
Однажды клиент попросил меня срочно научить его кататься. Сказал, что нужно что-то освоить буквально за несколько дней. Оказалось, что они с девушкой-лыжницей уезжают на горный курорт. Чтобы впечатлить девушку, парень хотел уже что-то уметь. Он был готов тренироваться целый день, хотя на занятиях ему было очень тяжело и ноги болели от ботинок.
Как вам идея бизнеса на прокате? Делитесь мнением в комментариях