Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Рассказать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как велокурьерская служба превратилась в ИТ-компанию и резидента «Сколково»

Герой несколько лет развивал прокат и курьерскую службу, а потом разработал сервис для прокатного бизнеса


Дмитрий Гусев

Дмитрий Гусев

Основатель компании «Юсфулсофт»

Дмитрий Гусев — основатель компании «Юсфулсофт», которая разрабатывает ПО для бизнеса: сервисы учета и автоматизации, мобильные приложения, маркетплейсы.

В статье Дмитрий рассказывает, как от бизнеса по прокату велосипедов он пришел к разработке своего продукта.

Коротко о бизнесе

КомпанияВелопортация → Юсфулсофт
Сфера бизнесаВелокурьерская служба → ИТ-компания
Оборот за 2022 год22 500 000 ₽ → 5 600 000 ₽
Старт работы бизнеса2015 → 2021
Город, где зарегистрирована компанияРостов-на-Дону
Как найтиСайт ВелопортацииСайт Юсфулсофта

Начал с проката велосипедов

Идея бизнеса возникла в 2009 году. В то время я был единственным человеком с велосипедом среди моих знакомых. Друзья часто брали у меня велик покататься, но не всегда отдавали вовремя, могли что-то поцарапать или вовсе сломать. Да и вместе покататься не получалось.

Однажды я сказал: «Ребята, мне самому нужен велосипед, возьмите себе напрокат». На что мне ответили, что никакого проката в Ростове-на-Дону нет. Я проверил. И правда, ни одного пункта проката велосипедов в миллионном городе! А ведь идея для такого бизнеса лежит на поверхности: велосипеды — это мастхэв для классного времяпрепровождения, на мой взгляд. Так я решил попробовать запустить первый прокат в городе.

У меня были небольшие сбережения, я купил на них два велосипеда в дополнение к моему, багажник на машину и написал объявление на «Авито». Через пару часов у меня уже был первый заказ. Но в 2009 году я еще работал по найму на фултайме, поэтому заказы на прокат мог брать только в выходные. Привозил велики с доставкой в нужное клиенту место и время. Когда заказов становилось все больше, просил помощи у близких, и они помогали развозить велосипеды.

Затраты на запуск проката велосипедов, 2009 год

Статья расходовСумма, ₽
Домен для сайта500
Инструменты и запчасти: насос, камера, ключи, шестигранники3500
Багажник на автомобиль5000
Велосипед, 2 шт.15 000
Итого24 000

Открыл в городе первые прокатные пункты и мастерскую

На первом фото — наш самый первый пункт проката в Ростове-на-Дону. На втором — мастерская, которую мы назвали «Кусты»

Курьерская служба «Велопортация» спасла в пандемию

К 2015 году вокруг проката сформировалось комьюнити велосипедистов, и в качестве эксперимента я решил запустить велокурьерскую службу. Сейчас это привычная вещь, но в то время мы были пионерами: насколько я знаю, в Ростове мы были первыми подрядчиками крупного сервиса по доставке еды из ресторанов.

Первые годы велокурьерская служба была почти не востребована: многие скептически относились к велодоставке. Чтобы это исправить, мы называли себя службой, которая приедет по любому адресу в любую погоду. В итоге стало понятно, что нам нужно заниматься аутстаффингом: мы предоставляли курьеров для разных компаний, брали на себя набор, обучение и контроль курьеров. Стали полноценным бизнесом для бизнеса.

В 2020 году грянула пандемия и спрос на доставку подскочил: люди сидели дома, стали чаще заказывать еду с помощью курьерских служб. Еще многие остались без работы, а нам как раз нужно было расширять штат курьеров. В итоге мы доросли с десяти до сотни курьеров — все это помогло постепенно прийти к обороту 22 500 000 ₽ в 2022 году.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Разработали приложение с велосипедными маршрутами и экскурсиями

Когда я развивал свои прокатные пункты, часто слышал вопросы: «А где покататься в Ростове?», «Что посмотреть в городе?» и тому подобное. Сначала мы печатали карты на бумаге, но я подумал, что неплохо было бы сделать приложение с подсказками, навигацией и местами, где можно интересно провести время.

Чтобы разработать приложение, мне не хватало знаний из ИТ-сферы. Поэтому я подал заявку на участие в «Южном ИТ-парке» в Ростове-на-Дону — это стартап-акселератор, который обучает предпринимателей и помогает молодым компаниям привлекать инвестиции.

Заявку на акселератор приняли. Я четыре месяца проходил обучение и узнал про методологии стартапов. Сам я не разработчик, поэтому информация из обучающей программы была для меня новой. Я-то раньше думал, что ученый и все знаю: все-таки у меня бизнес с 2009 года. Но в ИТ используются другие методы: кастдевы и проблемные интервью, проверки гипотез и минимально жизнеспособные продукты.

Я начал применять знания, и в 2018 году появилось мобильное приложение «Веловод». Мы называем его персональным гидом и велоэкскурсоводом: приложение умеет прокладывать маршруты специально под велопрогулки, пользователи делятся маршрутами с друзьями, проходят квесты и экскурсии.

Сейчас мы его уже практически не развиваем — просто поддерживаем работоспособность.

Выступаю на демодне стартап-акселератора «Южный ИТ-парк»
В приложении есть велосипедные маршруты по российским и зарубежным городам

Хотели автоматизировать бизнес и сделали свой сервис для автоматизации

Мы с командой искали сервис для автоматизации работы наших прокатных пунктов, но ни один нам не подходил: нигде не учитывались особенности прокатов. Например, классические CRM не учитывают движение инвентаря, там нельзя создавать календари бронирований и гибкие тарификации. Еще в них нельзя разделить доход от проката и от мастерской, а для нас это было важно, чтобы данные не смешивались и так далее.

Мы начали разрабатывать свое программное обеспечение. Сначала это был вопрос удобства: нам нужна была учетная система и мы делали ее для себя. Получился сервис:

  • с данными по всем клиентам проката с их предпочтениями;
  • учетом оборудования и движением инвентаря в реальном времени;
  • информацией о сотрудниках: когда они вышли и закончили смену, кому и что сдали в аренду;
  • контролем доходов и расходов.

Через сервис мы следили за поломками велосипедов, видели, какой инвентарь пользуется спросом, настраивали скидки клиентам и назначали зарплату сотрудникам.

Я понял, что сервис надо доработать, чтобы им могли пользоваться не только мы, но и другие прокатные бизнесы. Я использовал знания, полученные в ИТ-акселераторе и в результате работы над приложением «Веловод».

Провел опрос владельцев прокатов — тот самый кастдев, о котором рассказывали на акселераторе. В результате мы выяснили, какими программами для автоматизации они пользуются, чего им не хватает, что неудобно, какие функции им пригодились бы и зачем. Например, многие жаловались, что на составление договоров с клиентами уходит много времени. Так мы внедрили в наш сервис автоматическую генерацию документов и настройку шаблонов договоров.

Мы сделали минимально жизнеспособный продукт — первую версию сервиса, которую предоставили самым первым клиентам. Получили обратную связь и поняли, что делаем востребованный сервис, который нужен бизнесу, руководители прокатов готовы за него платить.

Сервис в итоге назвали Rent in Hand. По сути, это ERP-система, которая полностью автоматизирует все бизнес-процессы — от учета и отношений с клиентами до маркетинга и финансов. Благодаря этому владелец проката всегда в курсе всех доходов и расходов по каждому пункту проката, видит аналитику продаж, прогнозирует спрос, может за секунды генерировать договоры и другие нужные документы. Это помогает планировать ресурсы и быстрее принимать решения, например формировать бюджет на месяц или понять, кого из сотрудников премировать.

Пользователи сервиса — владельцы пунктов проката спортивного и строительного инвентаря, фототехники, праздничной одежды и туристического оборудования из России и других стран.

Наш сервис по автоматизации Rent in Hand включает CRM-систему, складской учет, оформление услуг по прокату, аналитику и многое другое

Продали прокат, стали резидентами «Сколково», развиваем ИТ-компанию

После доработки сервиса мы получили грант от Фонда содействия инновациям. Тогда мы зарегистрировали ООО «Юсфулсофт» и стали полноценной ИТ-компанией. После этого я полностью продал прокатный бизнес — все пункты проката и курьерскую службу.

В начале 2021 года мы стали резидентами «Сколково». Для этого подали заявку: описали проект и проблемы, которые он помогает решать, оценили рынок, указали опыт членов команды, рассказали о планах развития. Со второй попытки мы прошли отбор и нашу заявку на получение статуса резидента «Сколково» одобрили.

В конце 2022 года я решил подать заявление о включении нашего сервиса в реестр отечественного ПО. Мы прошли несколько этапов отбора и вошли в реестр. Для нас это знак качества продукта, который мы развиваем.

Сейчас мы внедряем в Rent in Hand алгоритмы искусственного интеллекта и машинного обучения, чтобы он стал интеллектуальным помощником бизнеса. Пока собираем датасеты и настраиваем модели. Мы хотим, чтобы алгоритмы учились на данных пользователей. Это позволит получать индивидуальные рекомендации для бизнеса на основе исторических данных, например прогнозы по выручке, посещениям и загруженности инвентаря.

Еще мы сделали интеграции с различными сервисами: CRM-системами, сторонними календарями, телефонией, сайтами. Например, если у бизнеса есть сайт, интеграция позволяет автоматически подгружать каталог оборудования с сайта в Rent in Hand и обратно.

Планируем освоить новые рынки и увеличить годовой оборот

За прошлый год мы подросли по количеству клиентов. Например, в 2021 году у нас было 25 клиентов, в 2022 — уже более 100. Мы плотно вышли на рынки СНГ: у нас есть пользователи в Казахстане, Беларуси, Армении, Азербайджане, а также в азиатских странах.

Перед нами стоит пул технических целей: внедрение новых функций, о которых просят пользователи, улучшение интерфейса. Следующая цель — масштабировать продукт на новые ниши. Хотим освоить рынок туристического бизнеса и букинга недвижимости.

В 2022 году оборот ИТ-компании был 5 600 000 ₽. В этом году хотим как минимум удвоить эту цифру.

Онлайн-банк для ИТ-бизнеса

Предложение от Т-Банка

Онлайн-банк для ИТ-бизнеса

  • Принимайте платежи со всего мира
  • Платите налоги в пару кликов с бесплатной онлайн-бухгалтерией
  • Выводите себе на дебетовую карту до 1 млн рублей и получайте кэшбэк
Подробнее

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Ирина Осипова
Ирина Осипова

Как думаете, что помогло Дмитрию Гусеву превратить обычный пункт велопроката в ИТ-компанию?


Больше по теме

Новости