Александр Смакотин и Владимир Костиков — ижевские музыканты и продюсеры. В 2016 году они запустили совместный проект. Начинали с детского музыкального лагеря в Ижевске, а через шесть лет провели похожий проект для взрослых в Санкт-Петербурге.
Герои рассказывают, как искать артистов для работы с детьми, почему выбирать площадку по фото плохая идея и для чего подписывать с участниками два договора.
Коротко о проекте
Запустили музыкальный лагерь с федеральными артистами
Наш проект называется «Учучуду Music Camp». Мы делаем его вдвоем, и у каждого есть свой бизнес кроме этого проекта. Я занимаюсь брендингом компаний и продюсирую музыкальные проекты. Владимир — организатор ивент-мероприятий, профессиональный музыкант, руководитель и преподаватель гитарной школы.
Мы живем в Ижевске, это небольшой город. Если ты крутишься в одной среде, так или иначе знаком с большинством специалистов этой области. Так получилось и в нашем случае.
Мы познакомились в 2015 году, а в 2016 решили запустить совместный проект — музыкальный лагерь для подростков «Учучуду Music Camp». Этот проект проходит в среднем два раза в год, и для каждого из нас скорее дополнение к основному бизнесу.
Фишка проекта — в участии федеральных артистов. К примеру, в 2022 году мы делали проект совместно с Дилярой Вагаповой из группы «Мураками», а до этого — с Василием Васиным из группы «Кирпичи», Светланой Сургановой, Владимиром Ткаченко из группы «Ундервуд».
Расскажу, как работает проект.
Задача участников проекта, подростков, — записать свой музыкальный трек. Для этого ребята разбиваются на команды и в течение недели работают с музыкантами, видеографами, дизайнерами, фотографами, стилистами, звукорежиссерами и промоутерами. Они слушают лекции и делают задания, каждое из них приближает к выпуску трека.
В начале недели команды придумывают концепцию: о чем будет песня, в каком стиле. Затем пишут текст по заданию приглашенной звезды, музыку к нему, записывают песню в студии, снимают видео. В последние дни проекта — готовят с дизайнером обложку трека и фотосессию команды. В итоге за неделю они проходят весь путь: от идеи до полноценной упаковки релиза.
У каждой команды получается трек, который мы публикуем на сайте Яндекс Музыки, раньше еще размещали на Spotify и Apple Music. Это то, что дети могут использовать в своем портфолио, если захотят прокачиваться в музыкальной карьере.
Мы видим, что те, кто участвовал в проекте, обгоняют своих сверстников-музыкантов, потому что лучше понимают, как продюсировать себя и делать так, чтобы их песни заметили и услышали.
В мае 2022 года мы сделали похожий формат для взрослых — Учучуду Music Weekend. Он прошел в Санкт-Петербурге с участием Светланы Сургановой. Его идея такая же, как у детского лагеря: участники записывают и выпускают песню вместе со звездой. Разница лишь в возрасте и продолжительности лагеря, он занимает пару дней и проходит в выходные.
Миллион рублей — оборот смены в Учучуду
В среднем участие в детской лагерной смене стоит 20 000 ₽. Сюда входят базовые расходы: аренда помещения, гонорар звезды и других кураторов смены, еда для детей. Но надо понимать, что расходы будут варьироваться в зависимости от того, с какой площадкой работаешь и какого гостя везешь.
Структура расходов на примере одной из смен — 800 000 ₽ в 2022 году
У нас есть установка, что проект должен зарабатывать. Если он не приносит денег, значит, неэффективен. Где-то нам нравилась наша прибыль, где-то нет, но в минус мы никогда не уходили.
Лицензированные помещения и двойной договор
В Учучуду Music Camp участвуют дети. На нас как на бизнес это накладывает риски и ограничения. Нам не нужна образовательная лицензия, потому что мы ведем развлекательную деятельность и не выдаем участникам сертификаты. При этом сама площадка должна быть лицензирована для работы с детьми — необходима образовательная лицензия, которая учитывает все нормативы санпина.
У нас были прецеденты, когда мы находили хорошую площадку, но она не была лицензирована, поэтому приходилось отказываться. Для нас лицензия — обязательное условие. В этом плане для подобных мероприятий здорово подходит детский лагерь. Если мы делаем смену с программой дневного пребывания, когда дети не остаются на ночь, смотрим площадки на базе образовательного бизнеса. К примеру, частные школы.
Юридически мы делим ответственность с площадкой. Если родители отправляют ребенка на отдых к нам в лагерь, мы подписываем с ними два договора — один с проектом, второй с площадкой. Площадка отвечает за соблюдение санитарных требований и безопасность. Мы — за наполнение лагерной смены.
Мы слышали мнение других предпринимателей, что два договора — это неправильно, но родителей такая ситуация совсем не парит. Они ни разу не говорили что-то в духе «У вас два договора, это как-то странно, поэтому мы отказываемся участвовать». Просто такой момент, который надо учитывать, в этом нет ничего страшного.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Мы выбираем артиста, который отдает себе отчет в своих поступках
Артисты в проекте выполняют роль менторов. Они делятся опытом и помогают ребятам в создании трека, поэтому так важно выбрать подходящего артиста.
В выборе артистов есть критерии.
Артист адекватный, соблюдает нормы безопасности и приличия — что касается алкоголя и прочих моментов. У нас подростковый лагерь, все участники несовершеннолетние. Артист должен понимать, с какой аудиторией его пригласили работать. Мы выбираем взрослого, который отдает себе отчет в своих поступках и понимает, что он работает с детьми, поэтому какие-то провокации и выход за рамки здесь неуместны.
Артист понятен двум поколениям. Дети едут, чтобы познакомиться с артистом и вместе записать трек, но решение о поездке принимают родители, они же платят деньги. Например, «Мураками» — одна из групп, которая понятна подросткам и родителям.
Артист состоялся в музыке. Начинающий исполнитель может быть классным автором песен, но не суметь прочитать лекцию, наполнить ее чем-то интересным.
Артист — пишущий автор. Это связано с одной из особенностей нашего проекта: мы обещаем, что участники за неделю напишут трек со звездой. В проекте артист рассказывает, как он это делает, и дает практическое задание.
Выбор артистов — всегда сложная задача. Фильтрация сильная, спектр сужается — искать непросто. Мы можем пережать в каком-то из критериев и выбрать, к примеру, того, кто не совсем понятен детской аудитории, но зато он профессиональный музыкант, у которого есть чему поучиться.
«Алло, привет, приезжай»
Мы выходим на артистов через знакомых и их концертных директоров. Личные связи помогают искать, но при этом общение проходит не на уровне звонка по телефону «Алло, привет, приезжай». Когда мы приглашаем артистов, с кем уже знакомы сами или через других музыкантов, коммуникация складывается более спокойная и удобная. Артист более открыт и быстрее понимает, что ему нужно сделать.
Когда артисты приезжают на наш проект, у них есть бытовые требования — райдер. По своей сути он мало чем отличается от концертного райдера: артиста нужно встретить в аэропорту, разместить в отеле, вкусно накормить. Это базовые вещи. Еще артисты запрашивают оборудование для выступления на площадке и для лекций. Мы сами музыканты, и для нас все требования объяснимы и адекватны.
Чаще всего мы работаем с артистами, с которыми общаемся в обычной жизни, поэтому закидонов в райдерах нет. Все спокойно, эти люди не чужие. Для нас предоставить питание — значит поехать по-дружески в ресторан, где мы общаемся, делимся эмоциями. Такая встреча с друзьями.
Выход в Питер дал возможность приглашать участников со всей страны
Мы ведем бизнес в Ижевске, это в Удмуртской республике. С 2016 года все смены проходили в регионе, но в мае 2022 мы впервые провели проект в другом городе — Санкт-Петербурге.
Когда ты делаешь проект в маленьком городе, ориентируешься на местную аудиторию: стоимость билетов, музыкальные интересы. Это ограничивает. В том числе в географии и охватах участников.
К примеру, когда мы делаем смену в Ижевске, ориентируемся на аудиторию Удмуртии и ближайших регионов. Приезжают подростки из Чайковского, Казани, но к нам не поедут из удаленных регионов. Если и тратить деньги на билеты, то город должен привлекать чем-то помимо проекта.
Питер — это точка притяжения и место, куда круто приехать на несколько дней. Когда мы вышли в этот город, получили возможность пригласить участников со всей страны. К нам приезжали из Новосибирска, Тюмени, Мурманска. Днем участники проводили время на проекте, а вечером гуляли по городу. Питеру есть что предложить.
Приезжаем на площадки и смотрим их лично, по фото — не вариант
Когда выбираем площадку для проекта, мы собираем информацию: берем список адресов, ездим изучать помещения, все щупаем там, смотрим аппаратуру, гуляем.
Нам надо увидеть, где люди будут слушать лекции, можно ли там сыграть концерт, записать музыку. Мы думаем, где выделить место для звукорежиссера или провести съемки, а где будут работать команды участников. Нужна возможность прийти и элементарно в ладоши похлопать, чтобы понять, как здесь будет идти звук, насколько помещение гулкое или глухое. Это процесс, который требует находиться в пространстве.
Приезжаем и видим, что прямо напротив коттеджа — кладбище
Есть история, как искали площадку для детского лагеря в Питере. Мы приезжали смотреть один лагерь в районе Озерков. Это была частная школа в отдельном коттедже. Предварительно смотрели фото и думали, что все подойдет. Но вот мы на месте и видим, что прямо напротив коттеджа — кладбище. У местных узнали, что там постоянно дежурит полиция, гоняет наркоманов. Вся эта атмосфера стала неприятным сюрпризом.
Другой пример — с кофе-брейком. Кажется, что это мелочь: для кофе-брейка подойдет любое пространство. Но нет, кофе-брейк может быть той еще проблемой.
Например, помещение для кофе-брейка слишком узкое, поэтому участники не смогут подобраться к столу. При этом ты не можешь выносить еду и кофе в основной зал — там дорогой ремонт и оборудование. И вот у тебя остается в качестве ресурса небольшая кухня где-то у входа. Так очень сложно организовать достойный кофе-брейк.
В России музыкальная сфера — это не бизнес
Мы уверены, что человек, занимающийся музыкой как бизнесом, должен быть погружен в сферу и очень ее любить.
Есть проекты частных музыкальных школ и курсов, которые для нас сомнительны. Проект открывают маркетологи, а в преподаватели берут посредственных музыкантов с начальными навыками. Качественная планка на таких курсах низкая, и о музыке там никто не думает. Лучше с таким подходом не трогать музыкальную сферу.
Вот Владимир, мой партнер по проекту, делал мастер-классы для ижевских музыкантов с артистами международного масштаба. В плане заработка эта история была очень рисковой. Ты понимаешь, что было бы классно хотя бы выйти в ноль, а еще лучше заработать. Заранее берешь энную сумму на организацию и морально с ней расстаешься. О заработке думаешь в последнюю очередь. Но ты делаешь это только ради того, чтобы привезти крутого музыканта в Ижевск, потому что иначе никто другой его в твой город не привезет. Такой жест доброй воли.
Наше направление требует преданности к сфере. В России музыкальная сфера — это не бизнес, а призвание, которое может приносить деньги. Если идти туда только с целью нажить состояние, то не стоит, там трудно заработать. К тому же получится настолько пошло, что лучше не начинать. Если же человека прет от музыки и он ничем другим заниматься не может, она может стать прибыльным делом.
Какой проект вы были бы готовы запустить ради идеи, даже если прибыль будет небольшой?