По данным ФНС, на июнь 2023 года в Республике Удмуртия зарегистрированы более 130 800 представителей малого, среднего и микробизнеса. Многие из них создают новые продукты и услуги, которые могут стать лидерами рынка. Рассказываем о некоторых из них.
Подростков учат писать музыкальные хиты
Александр Смакотин и Владимир Костиков — ижевские музыканты, продюсеры и предприниматели в музыкальной сфере. Александр занимается брендингом компаний и продюсирует музыкальные проекты. Владимир — организатор ивентов, руководитель и преподаватель гитарной школы. В 2016 году они запустили в Ижевске совместный проект — музыкальный лагерь «Учучуду Music Camp».
В музыкальном лагере подростки за неделю записывают свой первый полноценный музыкальный трек как авторы и исполнители. Так они в короткий срок проходят путь от идеи до полноценной упаковки релиза. Результат публикуют на Яндекс Музыке.
В помощь ребятам в лагере есть лекции и мастер-классы. Их проводят музыканты, видеографы, дизайнеры, фотографы, стилисты, звукорежиссеры и промоутеры.
В проект регулярно приглашают федеральных артистов. В «Учучуду Music Camp» лекции вели Диляра Вагапова из группы «Мураками», Василий Васин из группы «Кирпичи», Владимир Ткаченко из группы «Ундервуд» и Светлана Сурганова.
Организаторы выбирают артистов по нескольким критериям, основной из них — артист должен быть пишущим автором. Это связано с особенностями проекта: организаторы обещают, что участники за неделю напишут трек со звездой. В проекте артист рассказывает, как он это делает, и дает практическое задание.
В среднем участие в детской лагерной смене на 2022 год стоило 20 000 ₽. Сюда входят базовые расходы: аренда помещения, гонорар звезды и других кураторов смены, еда для детей. Оборот смены составляет примерно миллион рублей, а в год — до 3 млн рублей.
В мае 2022 года проект вышел за пределы Ижевска: лагерь организовали в Санкт-Петербурге. В нем участвовали взрослые молодые артисты, вместо недели обучение проходило по выходным.
Пошив нижнего белья для женщин
Мария Маслова создала в Ижевске производство женского хлопкового белья под брендом GreenBra. В 2022 году оборот компании достиг 40 млн рублей, а одним из продуктов стало белье для женщин, перенесших мастэктомию.
Прежде чем запустить новую модель в производство, предпринимательница провела исследование. Оказалось, что в России почти нет красивого и современного нижнего белья для женщин, у которых полностью или частично отсутствует грудь. Подобные модели выпускали крупные российские фабрики и продавали по стоимости около 700 ₽. Однако лекало такого белья было сконструировано 20 лет назад, модели старомодные и однотипные.
У европейских брендов белье красивое, стильное, качественное, но при этом дорогое: один комплект стоил от 7000 ₽.
Предпринимательница поставила себе задачу: создать бюстгальтер до 3000 ₽ с широким размерным рядом — обхватом груди от 70А до 105F. И у нее получилось: уже в октябре 2022 года компания выпустила несколько моделей под новым брендом GoodBra. В переводе с английского это значит «хороший, здоровый бюстгальтер».
Мария Маслова рассказывает о том, насколько важен продукт ее компании для российских женщин.
«Нижнее белье очень сильно влияет на самооценку. Рак молочной железы молодеет — многим заболевшим девушкам всего 25—30 лет. Они еще очень молодые и хотят чувствовать себя красивыми, сексуальными. Да и женщины в 50—60 лет тоже хотят носить красивое белье».
По мнению предпринимательницы, нижнее белье GoodBra помогает облегчить тяжелое психологическое состояние женщин, чтобы они снова могли чувствовать себя комфортно и сексуально притягательно.
Создание наклонных рабочих мест
Александр Зеленин — основатель проекта стендфитов «Стоя.рус». Стендфит — это наклонное рабочее место с возможностью раскачивания, золотая середина для тех, кто устает работать сидя за столом. На стендфите человек находится в полулежачем положении, его тело выпрямлено, но при этом не напрягается. Сутулиться попросту неудобно.
Идея создания стендфита пришла Александру в 2017 году, когда он пошел учиться дизайну. С учебой ничего не вышло, зато пришла идея сделать наклонное рабочее место для его больной на тот момент поясницы. Из эксперимента идея выросла в производство.
К 2022 году предприниматель продал стендфитов на 25 млн рублей. Их покупают компании, чтобы сделать комфортнее работу офисных сотрудников.
В Стоя.рус разработали продуктовую линейку под разный доход клиента. При этом 10% всех продаж приносят премиальные модели. Обычно их берут на подарки состоятельным заказчикам, у которых все есть и удивить их чем-то сложно. Так, например, клиентом компании стал Игорь Манн — известный российский маркетолог и экономист. В своих соцсетях он называет этот девайс для работы вертикальным гамаком.
Заготовка веников из дуба, липы и можжевельника
Иван Чернышов — владелец производства товаров для бани «Дубберай». Его основной товар — веники для бани. Их он вместе со своей командой вяжет из дуба, березы, клена, липы, пихты, эвкалипта и можжевельника.
Иван начинал бизнес в 2014 году. Тогда все делал буквально на коленке: первые веники вязал на балконе в квартире брата, а чуть позже — в съемном гараже. Для продаж сделал простенький сайт с ценами и настроил туда рекламу. Что-то продавал через сайт, что-то — на Авито. В первое время удавалось зарабатывать с продажи веников 20 000 ₽ в месяц, а уже через полгода вышел на прибыль в 80 000 ₽.
К 2017 году бизнес вырос до полноценного производства. Предприниматель открыл цех по сборке веников и товаров для бани в селе Красногорском.
Постепенно компания вышла на зарубежные рынки. Товары для бани покупали в Финляндии, США, Австрии, Израиле, Норвегии, Чехии, Франции, Японии, Тайване, Вьетнаме, Казахстане, ОАЭ и на Кипре.
В 2022 году бизнес достиг оборота 52 млн рублей в год. Большую часть оборота приносят оптовые заказы от банных комплексов, саун, баз отдыха — 65%.
Основной оборот среди частных клиентов приносит Wildberries. Об этом Иван Чернышов рассказывает так:
«Динамика продаж на маркетплейсах нам нравится, да и маржинальность там поинтереснее. В январе 2023 мы перешагнули за 2 млн рублей по обороту на маркетплейсах. В 2023 увеличим объем продаж на маркетплейсах, это в приоритете».
В этом году Дубберай начал развивать офлайн-продажи — компания открыла в Ижевске розничный магазин. Есть планы на развитие сети.
Обжарка кофейных зерен
Елена Наговицина вместе с мужем Сергеем более 10 лет зарабатывала на установке вендинговых автоматов с кофе — брали в аренду кофемашины, бесплатно устанавливали их в общепите, офисах и на заправках. Клиенты платили за зерно для кофемашин, на этом зарабатывал семейный бизнес. Но в 2020 году Елена решила рискнуть и открыла в Ижевске собственное производство по обжарке зерна — CUPSBURG COFFEE.
В компании Елена отвечает за операционные процессы: продажи, маркетинг, общение с партнерами. Муж руководит производственными задачами — всем, что касается обжарки зерна. Чтобы разобраться в процессах, он учился на обжарщика зерна и даже получил международную квалификацию.
Продажи собственного продукта занимают 50% от продажи всего зерна. Его предприниматели реализуют через маркетплейсы. Для этого пришлось пересмотреть часть бизнес-процессов, например разработать новую упаковку.
К августу 2022 года оборот компании составлял 19,1 млн рублей. В него входят доходы от вендинговых аппаратов — это направление предприниматели постепенно сворачивают, — а еще обжарка своего кофе.
Какие, на ваш взгляд, перспективы у бизнеса в регионах?