В рубрике «Реалити-шоу» на Бизнес-секретах мы следим, как предприниматель ставит цель и в течение месяца или двух идет к ней. У нас новый герой — Иван Семенов, совладелец мастерской по реставрации и продаже радиол.
В первом выпуске Иван расскажет, кто покупает ретропроигрыватели и что общего у реставрации мебели и радиол. Весной 2023 Иван планирует масштабировать бизнес, и для этого ему нужно запустить в производство новую модель проигрывателя. За этим мы и будем наблюдать в новых сериях реалити-шоу.
Коротко о герое реалити-шоу
Герой реалити-шоу. Меня зовут Иван Семенов. Вместе с другом Тихоном мы открыли в Томске мастерскую по реставрации радиол Lagom Woo. Радиола — это музыкальный центр времен СССР, который совмещает проигрыватель виниловых пластинок и радиоприемник.
Впервые я узнал о радиолах в детстве, ее купил мой отец, чтобы слушать виниловые пластинки. Мы часто включали проигрыватель на даче, и, думаю, что именно тогда у меня появилась любовь к винилу и радиолам. Позже, когда я был подростком, даже начал коллекционировать пластинки. Для меня винил — лучший источник звука, с цифровым форматом и не сравнить.
Цифры о компании
Цель на время реалити-шоу — запустить производство проигрывателя в ретростиле с современным наполнением и функциями.
План героя, который он составил 1 февраля 2023 года
Познакомился с реставратором винтажной мебели и придумал идею для бизнеса
Помимо страсти к винилу, у меня сохранилось еще одно увлечение из детства — работать руками и что-то мастерить. К примеру, я постоянно разбирал и собирал игрушки. Когда мои сверстники хотели стать космонавтами, я мечтал быть изобретателем. Поэтому после 11-го класса пошел учиться на инженера.
Я учился профессии 5 лет, но по специальности так и не поработал. Еще в университете понял, что профессия инженера не то, чем я хотел бы заниматься дальше, — мне просто стало скучно. Зато меня увлекала мысль о предпринимательстве. Я хотел совместить работу руками и бизнес. Но не понимал, чем именно мог заниматься, какое дело это могло бы быть.
В 2020 году, после окончания университета, я познакомился с Тихоном. Сейчас, в 2023, это мой бизнес-партнер. Когда мы познакомились, у Тихона уже был свой бизнес. Он занимался реставрацией винтажной мебели. В основном это столы, стулья, кресла и комоды из Восточной Европы второй половины двадцатого века.
Дела в бизнесе Тихона шли неплохо, заказы были. Но он хотел масштабировать бизнес, а с этим были сложности. Все усилия уходили на решение проблем с заказами, сырьем и процессом оценки.
❌ Не хватало заказчиков. В Томске заказов на реставрацию винтажной мебели практически не было. У нас небольшой город, на 2020 год около полумиллиона человек.
Из 500 тысяч жителей старинная мебель есть далеко не у каждого. А если и есть, то не все готовы ее реставрировать, потому что не видят в ней ценности. К примеру, стоит у кого-то бабушкин комод и воспринимается скорее как старье, которое только место занимает. Такую мебель вероятнее отправят на свалку, чем в мастерскую. Так что найти в Томске постоянных клиентов с винтажной мебелью Тихону было сложно, а браться за реставрацию современной ему было не интересно.
❌ Проблемы с логистикой. Большинство клиентов у Тихона были из Москвы и Подмосковья, а его мастерская — в Томске. Чтобы взяться за заказ, мебель нужно сначала отправить транспортной компанией в Томск, а после реставрации — обратно в Москву. Доставка была недешевой из-за больших габаритов и веса мебели — в среднем пересылка заказа в один конец обходилась в 8000 ₽. Да и срок доставки занимал 2 недели, заказчикам это казалось долгим.
В итоге московские клиенты Тихона зачастую выбирали других мастеров, кто работал ближе к столице. Так пересылка для заказчиков по цене и срокам была меньше.
❌ Затратная оценка работ перед реставрацией. Третья сложность — в оценке винтажной мебели. Не каждая старая мебель — винтаж. Иногда это и правда просто старье.
У винтажа есть свои критерии, но в них я вдаваться не буду. Скажу лишь, что понять только по фото ценность предмета не получается. Нужно посмотреть его лично: приехать к клиенту или попросить его переслать мебель в мастерскую. И даже если мебель винтажная, не факт, что ее можно отреставрировать. Получается, что сам процесс оценки становится слишком затратным: и по времени, и по деньгам.
Все эти проблемы мешали росту бизнеса.
Когда мы встретились с Тихоном в 2020, он не видел перспектив в развитии мастерской. Он не хотел закрывать бизнес, но как наладить процессы — не понимал. Тут я подумал, что его навык и увлечение реставрацией могут пригодиться в другом деле.
Я обратил внимание, что радиола — это тоже винтаж. К тому же этот формат проигрывателя внешне похож на шкаф, и принципы реставрации мебели к нему применимы. При этом реставрировать радиолы в какой-то степени даже проще.
✅ Радиол на рынке больше, чем винтажной мебели. Я посмотрел на объявления на Авито и понял, что достать радиолы для реставрации в Томске намного проще, чем винтажную мебель. Поэтому найти заказчиков мне будет проще.
✅ Проще наладить процесс доставки. Радиолы весят меньше и по габаритам компактнее, чем шкаф, комод или кресло. Так что их проще и дешевле пересылать заказчикам из Центральной России. Поэтому мы решили делать ставку на заказчиков из Москвы и Подмосковья.
✅ Процесс оценки в реставрации радиол не нужен. Мы хотели продавать клиенту вещь, которая будет служить ему долго. По нашему опыту, если не менять полностью всю техническую начинку, радиола прослужит до шести лет, а потом снова потребуется ремонт ее электронной части. Поэтому мы сразу решили, что будем менять полностью всю начинку радиолы, вне зависимости от поломок и дефектов. Так что заранее оценивать степень повреждения радиолы не надо.
Мы с Тихоном обсудили эти доводы, и он увидел в реставрации радиол больше перспектив, чем в реставрации мебели.
Осенью 2020 мы открыли свою мастерскую Lagom Woo, но изменили бизнес-модель. Наша идея — закупать радиолы в разных городах, реставрировать их в Томске и продавать как новый продукт.
От заказов только на реставрацию мы все же не отказались. Иногда их берем, но устанавливаем цену выше, чем на радиолу из наличия. Ниже я расскажу, в чем причина такого решения и как это бьется с бизнесом.
Как быть эффективным даже в конце года: советы из книг
Покупаем старые радиолы по всей России и реставрируем в Томске
Со стороны может показаться, что наш бизнес строится на перепродаже. Но это не так. По сути, мы делаем новую радиолу практически с нуля — используем оригинальные металлические детали от винтажных радиол и полностью заменяем технические элементы внутрянки.
У нас в команде есть сотрудник, который занимается закупками старых радиол. Он ищет на Авито радиолы и связывается с их владельцами. При покупке радиол мы ориентируемся только на их стоимость. Максимум, который мы готовы заплатить, — 6000 ₽. Покупать дороже невыгодно.
При этом состояние радиолы для нас не играет роли, мы все равно заменим всю внутрянку. Нам пригодятся даже те радиолы, которые внутри полностью поломаны и не работают. С них мы снимаем те части, которых не хватает на других радиолах. Например, как-то раз мы купили радиолу, у которой всю электронику прогрызли мыши, но проигрыватель пластинок был в идеальном состоянии. А на другой радиоле, наоборот, мыши съели проигрыватель, а все остальное осталось целым. Мы совмещаем сохранившиеся компоненты обеих радиол и делаем одну новую.
После того как наш мастер договорился с продавцом о покупке радиолы, мы обсуждаем ее отправку в Томск. С доставкой есть два варианта:
- Продавец сам отправляет радиолу транспортной компанией. Он привозит радиолу в офис транспортной, оформляет посылку.
- Мы договариваемся с транспортной об отправке. Представитель транспортной приезжает к продавцу, забирает радиолу и отправляет ее в Томск. В некоторых городах у нас есть знакомые, которые вместо транспортной компании забирают радиолы у владельцев и пересылают нам.
В обоих случаях за доставку радиолы платим мы. Разница в удобстве продавца — хочет он сам разбираться с отправкой или нет.
В мастерской у нас заняты двенадцать человек. Некоторые ребята совмещают сразу несколько ролей. Например, один наш мастер занимается сборкой радиол и в то же время закупкой материалов.
Реставрация радиолы состоит из двух этапов.
На первом этапе мы восстанавливаем внешний вид устройства. Например, меняем покрытие, изготавливаем новые элементы, красим, отмываем, полируем, меняем ткань.
Затем восстанавливаем работоспособность оригинальной электронной и механической начинки, добавляем Bluetooth, меняем головку звукоснимателя проигрывателя на современную, перестраиваем радиосигнал на современный FM-диапазон.
Наш подход к реставрации отличается от того, что я вижу у конкурентов. Конкуренты в основном лишь восстанавливают работоспособность радиолы и добавляют Bluetooth. Для нас важно совместить обновление технической начинки и внешнего вида самой радиолы.
К примеру, мы всегда меняем радиоткань. Она находится спереди радиолы и защищает динамики от пыли. В отличие от обычных тканей она полностью прозрачна для звука. По опыту, радиоткань — самый маркий элемент радиолы, и хотя бы одно пятно на ней точно найдется. Я считаю это внешним дефектом, поэтому мы не будем продавать клиентам радиолу с пятнами.
Мы подумали, что не все слушают винил. Некоторые просто хотят слушать музыку с телефона или стримеров. Поэтому к каждой радиоле мы с самого начала добавляли еще и Bluetooth. Покупатели часто отмечают, что это классное дополнение и им нравится современная функция в винтажной радиоле.
После ремонта мы продаем радиолы в среднем за 50 000 ₽. В месяц успеваем отреставрировать и продать примерно 30 радиол.
Расходы на ремонт радиолы и наша прибыль с продаж, 2022 год
Выше я писал, что обычно мы не берем заказы отдельно на реставрацию. Мы настроены на то, чтобы продавать уже готовый продукт. Нам это выгоднее — не надо вести долгие переговоры с клиентом, расспрашивать его о том, что он хочет получить в итоге, согласовывать результат.
Иногда мы делаем исключения и берем радиолу на реставрацию. Это, как правило, ситуации, когда радиола ценна как память. Например, мужчина подарил радиолу жене пятьдесят лет назад, и теперь это скорее напоминание о прошлом, чем функциональный проигрывать. Таких заказов у нас от силы 5% в месяц, остальные 95% — продажа из наличия.
Наша аудитория — ценители винтажа и памятных подарков
Больше всего наших клиентов находится в Москве — примерно 40%, остальные — из регионов. Некоторые живут в странах бывшего СНГ. Процесс доставки транспортными компаниями у нас хорошо налажен.
Всех клиентов делим на четыре категории. В процентном соотношении в структуре оборота они примерно равны. Опишу их подробнее.
Уже есть радиола. Такие покупатели знают, что такое радиола, и, скорее всего, когда-то даже пользовались ей. Например, она стояла у бабушки, и теперь внук хочет купить радиолу для себя, как напоминание о приятных моментах из детства.
Увлекаются винтажем. Эта часть клиентов любит украшать жилье старинными предметами интерьера, увлекается дизайном. Они считают, что радиола делает пространство уютнее, становится изюминкой, вызывает восторг у гостей.
Ищут оригинальные подарки. Чаще всего жена покупает радиолу в подарок мужу. Еще радиолы любят дарить родителям, которым она напоминает о молодости. Был даже случай, когда клиент купил у нас сразу десять одинаковых радиол в подарок своим друзьям.
Любят новшества. Хотя радиола — это винтажная вещь, у нее есть Bluetooth. Это вызывает диссонанс и в то же время интерес. Если человек любит необычные предметы, он — наш потенциальный клиент.
Задача на время реалити-шоу: за месяц хотим запустить производство проигрывателей
Нужно начать с предыстории.
Осенью 2022 к нам обратился клиент с просьбой сделать проигрыватель. Радиола у него уже была, и он хотел себе для разнообразия какой-то другой проигрыватель, но в похожем ретростиле. Мы решили попробовать и взялись за заказ.
Мы купили проигрыватель бренда Pro-Ject. Это современный проигрыватель виниловых дисков. Достали из него техническое наполнение и внедрили в корпус, который сами изготовили. Еще добавили наши стандартные функции: фонокорректор, усилитель звука и колонки.
Во время ремонта проигрывателя мы допустили инженерную ошибку — встроили колонки в проигрыватель. Так попросил сделать клиент. В итоге из-за такого расположения колонок портился звук — появлялся гул, если включить музыку громко. И хоть клиент остался доволен результатом, мне захотелось доработать модель.
К запуску производства нас подтолкнули и другие подписчики в социальных сетях. Они часто нас просят сделать что-нибудь более компактное, чем радиола, но в ретростиле. Все-таки радиола занимает достаточно много места. Ее габариты без ножек: 640 × 355 × 550 мм, а вес — 24 кг. Это как небольшой комод.
В соцсетях у нас есть подписчики, которые следят за тем, что мы делаем, но покупать радиолу не готовы. Например, кому-то она не подходит из-за размеров, или им не нравится внешний вид. Мы хотим охватить этот пул потенциальных клиентов — привлечь их новым проигрывателем, более компактным и внешне более современным. Так что, если мы сможем запустить в производство новую модель, сможем поработать с большей аудиторией и увеличить оборот.
Есть и еще одна причина для запуска своего производства — ограниченное количество радиол, которые можно использовать в качестве исходного материала для новых радиол. Насколько я знаю, в России радиолы не производят с 1977 года. Поэтому через несколько лет бизнес по реставрации радиол, мне кажется, может стать неактуальным — радиолы под реставрацию начнут заканчиваться, а те, которые уже были отреставрированы, не так часто ломаются.
Добавили в ретропроигрыватель подключение к Wi-Fi и изменили корпус
Поделюсь, в чем особенность нашей модели по сравнению с теми проигрывателями, что уже есть на рынке.
В отличие от радиолы в новом проигрывателе не будет радиоприемника. Знаете, это такой приемник, когда крутишь колпачок и вручную ловишь волну. Вместо этого мы планируем добавить в колонку Wi-Fi, чтобы клиент мог подключать их к стриминговым сервисам и слушать радио по клику.
Задачей по запуску производства занимаюсь в основном я. В нашем бизнесе Тихон отвечает за привлечение клиентов и продажи. Он подключится позже, когда нужно будет рассказывать клиентам о том, что у нас появился продукт. Тем не менее я советуюсь с ним по вопросам внешнего вида проигрывателя, мне важно учесть и его мнение, потому что он знает потребности наших клиентов лучше меня.
В разработке модели проигрывателя мне помогает отец. Он хорошо разбирается в электронике, поэтому может мне подсказать, когда возникают вопросы в этой части. Еще мне помогают сотрудники-инженеры. Если у меня возникают вопросы, я иду к ним.
К февралю 2023 мы почти вплотную приблизились к запуску производства.
Я нашел на Авито виниловый проигрыватель. Внешне он похож на тот, что мы сделали для клиента, да и стоит дешевле. Б/у модель обошлась в 5000 ₽. Решили, что для тестовых партий наших проигрывателей будем закупать их — пригодятся, чтобы использовать их техническую начинку. Чуть позже мы будем и начинку делать сами, но пока для тестовых моделей подойдет и б/у основа.
Я почти закончил собирать техническую начинку проигрывателя. В Китае заказал усилитель звука, фонокорректор и управляемую панель с Bluetooth. В России такие детали, насколько я знаю, не производят, а заказывать в Европе дороже, чем в Китае. Колонки мы изготавливаем сами. Их мы будем подключать к проигрывателю отдельно, чтобы не было гула. Все технические детали, которые я перечислил выше, уже готовы.
Еще мы подготовили чертежи корпуса и крышки. До середины февраля 2023 нам осталось заказать корпус, крышку и петли у подрядчиков. Дальше я вижу такой план действий:
- Забираем у подрядчика готовые детали и собираем проигрыватель.
- Тестируем собранный проигрыватель сами при помощи измерительного оборудования. Если замечаем сбои в работе, вносим доработки.
- Выпускаем еще несколько моделей и продаем их клиентам. Важный момент: мы будем обязательно уведомлять клиентов, что это пробная версия продукта. Вдобавок дадим гарантию не на три месяца, как мы обычно делаем, а на год.
- Если обратная связь от клиентов будет положительной, запустим массовое производство.
Продавать новый проигрыватель будем за 40 000 ₽. Это дешевле радиолы, потому что его себестоимость ниже. Поэтому наша прибыль будет такой же, как и с продажи радиол — порядка 20 000 ₽.
План на первый этап: заказать корпус проигрывателя
Мы записываем первый выпуск реалити-шоу 1 февраля 2023 года. В первой половине февраля мы планируем заказать у подрядчиков:
- корпус из дерева;
- крышку из акрила;
- печать петель на 3D-принтере.
Поясню чуть подробнее, для чего нужен каждый элемент.
Корпус прячет «внутренности» проигрывателя. Я уже разработал чертеж, который отдам подрядчику. Мы могли бы сделать корпус сами, но для этого нам нужен фрезерный станок с ЧПУ. А у нас его нет. В будущем, если спрос на проигрыватели будет расти, мы планируем купить себе станок и делать корпус самостоятельно.
Крышка защищает проигрыватель от пыли и царапин, ее еще называют пылезащитным колпаком. Мы планируем сделать крышку из акрила, это оргстекло. Крышку заказываем у того же подрядчика, что и корпус. Поэтому отдадим заказ вместе.
Чтобы соединить корпус с крышкой, нужны петли. В нашей мастерской нет оборудования для производства петель, поэтому их мы тоже будем заказывать у знакомого подрядчика. Нужно отвезти ему чертеж с размерами, а потом забрать заказ.
На момент реалити-шоу мы с Тихоном находимся в другом городе, поэтому с подрядчиками по всем заказам общается заведующий производства.
Процесс работы я вижу так: мы ставим завпроизводства задачу, даем требования к деталям. Он отдает заказ подрядчикам и отправляет нам фото готовых деталей на утверждение. Если нас все устраивает, мы даем отмашку, что деталь можно забрать к нам на производство.
План на неделю с 1 по 12 февраля
Все выпуски реалити-шоу с Иваном
О задаче и шагах героя читайте в статьях:
Иван придумал идею для бизнеса после знакомства с реставратором. Встречали ли вы людей, которые замотивировали вас на дело или вдохновили на интересную задумку? Если да, расскажите об этом в комментариях.