Владимир Козлов запускает краудфандинг, чтобы собрать деньги на производство трекера глюкозы AnnNIGM. Для Владимира и его команды это третий краудфандинг. За десять дней он планирует собрать не менее 450 000 ₽.
Во втором выпуске реалити-шоу герой рассказывает, зачем собирать предзаявки и как быть, если заказчики не понимают, что значит краудфандинг.
Итоги первого этапа: подготовили контент и собрали предзаявки на трекеры
С 2018 года мы развиваем проект AnnNIGM. Это трекер динамики глюкозы в виде клипсы. В 2022 мы впервые запустили тестовое производство клипс. Деньги на производство дважды собирали через краудфандинг. Подробнее о трекере и первых сборах я рассказал в первом выпуске реалити-шоу.
21 февраля 2023 стартует третий краудфандинг, или крауд, как я его называю. В течение трех недель мы готовили лендинг для сбора предзаявок и писали контент-план постов и рассылок. Задача этого этапа — подогреть интерес аудитории к заказу клипс.
Обычно мы начинаем прогрев за неделю до крауда: проводим прямые эфиры с подписчиками, рассказываем о новой версии трекера и о механике краудфандинга.
В этот раз мы запустили прогрев 15 февраля и уже в первый вечер получили 48 заявок на клипсы, а еще через 5 дней — 190 заявок. Если хотя бы половина этих людей дойдет до участия в крауде и купит клипсы, мы закроем цель краудфандинга и сможем отдать трекеры в производство.
План героя, который он составил 7 февраля
Доработали сайт и удвоили его конверсию
В прошлом выпуске я рассказал, что в рамках краудфандинга мы собираем деньги на производство трекеров. Для этого заказчик, или, в терминологии крауда, спонсор, оформляет заказ на краудфандинговой платформе. Если мы собираем как минимум 50 заявок, то отдаем все заказы в производство. А через 3 месяца, когда клипсы будут готовы, участники краудфандинга получают свои заказы. Так выглядит механика крауда для нашего проекта.
Перед запуском крауда на платформе мы собираем предзаявки. Это помогает нам понять интерес аудитории к продукту и прикинуть, сможем ли мы закрыть цель краудфандинга в этот раз.
Ключевой источник сбора заявок для нас — сайт. У нашего проекта есть соцсети, но мы используем их скорее для общения, чем для сбора заявок.
К 15 февраля, к началу прогрева, мы обновили страницу с описанием трекера. Работа с сайтом состояла из двух этапов: сбора аналитики и публикации контента на лендинге.
✅ Две недели собирали аналитику, чтобы понять боли клиентов. Первые пользователи клипсы появились в 2022 году, после первого краудфандинга. С этого момента мы отслеживаем, какие вопросы задают те, кто уже купил клипсу, кто только собирается купить или просто следит за развитием проекта.
Мы смотрим реакции и комментарии подписчиков в соцсетях. На основе этих данных фиксируем, что аудитория хочет знать о проекте, что непонятно и нужно подробнее объяснять. Так у нас собирается пул тем.
Отработать все вопросы одним сайтом мы не можем, это нереально. Если писать о трекере все подряд, что волнует клиентов, читать такое невыносимо долго. Так что мы заранее распределяем, что можем рассказать на лендинге, а что — позже в соцсетях.
✅ За неделю подготовили страницу. Когда мы собрали аналитику и поняли, что именно и в какой последовательности рассказать на странице, начали собирать лендинг. Как обычно, делали это своими силами, без помощи дизайнера.
Сборка сайта заняла неделю. Для нас это всегда работа в несколько подходов. Собираем страницу, берем паузу в пару дней, а потом снова возвращаемся к работе и свежим взглядом оцениваем контент. Обсуждаем внутри команды идеи по доработке и вносим финальные штрихи. В этот раз работали так же.
В итоге сайт получился классным, я доволен результатом. Хотя наверняка найдется, что в нем поправить. Почему я считаю, что сайт хорош? Поясню.
Я вижу, что посетители сайта задают нам вопросы, которые так или иначе уже отражены на странице. В основном это что-то уточняющее. То есть человек прочитал страницу, понял всю ключевую информацию и приходит к нам лишь с уточняющим вопросом. Например, нас просят выслать полную инструкцию к устройству или уточняют, как быстро включается трекер и начинает собирать данные.
Конверсия с сайта — 22%. Это доля посетителей сайта, которые оставили предзаявку на трекер и готовы участвовать в краудфандинге. Конверсия с нового сайта вдвое больше по сравнению с прошлой страницей, которую мы делали для краудфандинга осенью 2022 года. Это отличный показатель.
Подготовили страницу на Boomstarter
С готовым лендингом собрать страницу на краудфандинговой платформе можно в два счета. Напомню, мы проводим крауд на платформе Boomstarter.
Страница на платформе почти полностью дублирует все то, что мы рассказываем на своем сайте. Но есть два отличия — видео и описание лотов.
Для платформы мы записали новый ролик. Мы никогда не заморачиваемся сложным видеорядом: обычно снимаем мое обращение с описанием ключевых характеристик клипсы и миссии нашего проекта. Тут ничего сложного.
Отдельно сделали описание лотов. Это те позиции, которые мы предлагаем купить спонсорам. По финалу описание лотов выглядит просто, но это занимает время. Нужно кратко и понятно написать спонсорам, что они получат после оплаты лота. Особенно сложно донести мысль, когда среди лотов есть еще что-то кроме самого продукта. Например, подарки спонсорам, кто хочет сделать донат для проекта без покупки клипсы.
Общаемся с аудиторией по графику дежурств
Одна из важных доработок сайта, на мой взгляд, — добавление всевозможных способов для связи с нами. Нам важно быть в доступе для пользователей в любое время и удобным для него способом.
В прошлых версиях лендинга посетители могли задать вопрос только в окошке на сайте и перейти в телеграм-канал проекта. В этот раз посетитель может связаться с нами в Телеграме, Вотсапе, позвонить, написать на почту, задать вопрос через окошко на сайте или перейти в соцсети и спросить там.
Мы на связи круглые сутки, у нас даже есть график дежурств. Помню, за неделю прогрева самый долгий ответ был 20 минут. Вопрос пришел ночью, и мы его не сразу заметили. В среднем же на ответ уходит от 3 до 10 минут.
У нас есть внутренний чат, куда падают вопросы с разных каналов. В него автоматически подтягиваются сообщения из чат-бота, а вопросы из других каналов присылают наши ответственные за этот канал. Кто первый из нас заметит вопрос, тот и отвечает.
Когда сталкиваемся с новым вопросом, который раньше еще никто не задавал, мы вносим его в базу и добавляем ответ. Это помогает в следующий раз ответить на похожий вопрос быстрее.
Хоть у нас и есть база стандартных ответов, мы стараемся не писать формальными отписками, а вызывать человека на диалог. Мы хотим показать, что с ним общается участник проекта, а не бот. К тому же при живом общении часто после какого-то оргвопроса человек начинает делиться с нами идеями. К примеру, нам как-то прислали рисунок, как бы пользователь хотел улучшить трекер. Еще писали, что круто было бы совместить трекер с наушниками AirPods.
Продумали контент-план для прогрева и запуска краудфандинга
Мы уделяем много внимания ведению соцсетей. Для нас эти каналы — возможность отработать страхи и вопросы аудитории. В прошлые краудфандинги мы не уделяли контенту много времени. В первый крауд контент-плана вообще не было, а во второй мы писали посты спонтанно, не думая, помогает этот пост аудитории или нет. В этот раз все иначе.
На разработку контент-плана для соцсетей ушла неделя. Посты разбиты на темы и опираются на вопросы, которые за все время проекта мы чаще всего получаем от пользователей трекера и желающих его купить.
У нас три основных соцсети: группа во Вконтакте, телеграм-канал проекта и мой личный канал. Большая часть постов нацелена на Телеграм.
В зависимости от канала мы меняем подачу постов. К примеру, в телеграм-канале AnnNIGM пишем более рациональные тексты — с сухими цифрами, фактами. В своем канале я позволяю больше эмоциональной подачи и своей личной оценки.
Разделение постов позволяет нам найти общий язык с разными людьми. Если кому-то не нравится читать эмоции, но интересно следить за новостями трекера, он может подписаться на основной канал проекта. Если же подписчик хочет посмотреть закулисье, для этого есть мой канал.
Ниже на примере поста с ценой трекера покажу разницу.
Наш контент-план завязан на этапах краудфандинга. Так, ближе к запуску и в первые несколько дней после мы публикуем посты о цене и механике краудфандинга. В середине крауда, когда первая волна активности схлынет, будем публиковать разгрузочный контент, эмоциональные истории, которые подтолкнут к свободным донатам. В последние три дня краудфандинга мы публикуем посты об оставшихся трекерах и напоминаем аудитории, что клипсы вот-вот закончатся.
Если с условно продающим контентом все понятно, расскажу чуть подробнее про разгрузочный контент, который вовлекает аудиторию в середине крауда. Дам сразу пример.
Один из наших лотов — футболки. Спонсор может поддержать проект и задонатить 3000 ₽, а в подарок мы пришлем ему футболку с авторским принтом. У каждого рисунка — своя история. Мы хотим посвятить часть постов тому, откуда взялся каждый из этих рисунков, показать, что за картинкой скрыта классная история. К примеру, на одном из принтов я изобразил Антоху, упертого телефонного мастера из Подмосковья :)
Как быть эффективным даже в конце года: советы из книг
Самое сложное для аудитории — понять, что значит краудфандинг
Один из самых частых страхов, которые приходится отрабатывать в соцсетях, на лендинге и в общении с клиентами, — что такое краудфандинг. Мне кажется, людей пугает не столько механика, сколько почему-то само слово. Объяснить это себе я не могу. Но когда в диалоге заменяешь «участвуйте в краудфандинге» на «станьте спонсором», это как будто ломает какой-то барьер.
Получается, нам мало рассказать о трекере, мы обязательно объясняем, как выглядит краудфандинг глазами спонсора. В какой-то степени мы помогаем краудфандинг-платформам в популяризации их сервисов.
В первый вечер прогрева собрали 48 заявок
На прогрев аудитории мы выделили чуть меньше недели — с 15 по 20 февраля.
В среду 15 февраля в 19:00 мы запустили в телеграм-канале прямой эфир. В нем мы объявили старт сбора предзаявок. В первые часы после эфира мы получили через сайт 48 заявок. Всего за следующие пять дней — почти 200 предзаявок. Это самые теплые лиды — люди, кто заряжен участвовать в краудфандинге.
Для нас это отличные цифры. Если хотя бы половина из этих лидов дойдет до покупки, мы закроем цель краудфандинга и отдадим клипсы в производство. При этом я понимаю, что фактически заинтересованных еще больше.
Оформление заявки не обязывает человека покупать клипсу. Это скорее напоминание для него — мы просим оставить контакт, чтобы оповестить о начале краудфандинга сразу же после запуска. Кому-то эти напоминания не нужны, и они самостоятельно поставят напоминалку в календаре, без заявки на сайте.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
План на второй этап: провести краудфандинг и собрать 450 000 ₽ для производства трекеров
Следующий шаг — провести краудфандинг. 21 февраля платформа запускает сбор заказов, который продлится 10 дней. В это время у нашей команды будет две основные задачи: публиковать контент в соцсетях и отвечать на вопросы аудитории. Каких-то других оргзадач по приему заказов или оплат у нас нет — этим занимается платформа.
Дополнительно сделаем рассылки по почте и в мессенджерах. На старте краудфандинга и в конце точно будет рассылка по тем, кто оставлял заявки на сайте, но так и не оформил покупку.
Напомню, что по итогам краудфандинга мы хотим собрать 450 000 ₽. Это сумма для минимального заказа клипс, который мы отдадим на производство.
План на второй этап с 21 февраля по 3 марта
План на первый этап с 7 по 21 февраля — все выполнили
Другие выпуски реалити-шоу с Владимиром
О задаче и шагах героя читайте в статьях:
Какие страхи клиентов вам приходится отрабатывать чаще всего? Как вы это делаете?