Ежедневно сотрудники маркетплейсов обрабатывают тысячи заказов. Чтобы товары не перепутались и уехали к покупателю в нужный ПВЗ, важно их правильно маркировать.
В статье разбираемся, какие наклейки размещать на упаковке товара и как их правильно клеить.
Бесплатные курсы по маркетплейсам от Школы Бизнеса
В статье мы расскажем про основные моменты, которые касаются маркировки отправлений. Чтобы подробно изучить эту тему, советуем пройти наши курсы по маркетплейсам. В них мы с примерами объясняем, как работать со штрихкодами и этикетками, а еще даем пошаговый план выхода на площадки: от регистрации бизнеса до вывода денег.
Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Что надо разместить на товаре, чтобы отправить его на маркетплейс
Продавцы маркетплейсов обязаны промаркировать продукцию перед отгрузкой на склады, сортировочные центры или пункты приема — то есть разместить на товаре и упаковке опознавательные знаки, по которым сотрудники смогут его принять и внести в систему площадки.
Требования разных маркетплейсов к оформлению маркировки могут отличаться, но по общим правилам на упаковке товара должны быть:
- Наклейка со штрихкодом.
- Наклейка с кодом Data Matrix — если торгуете товарами, которые подлежат обязательной маркировке в системе «Честный знак».
- Ярлык маркировки — нужен только для торговли на Ozon по схеме FBS и Яндекс Маркета по схемам FBS и FBS-экспресс.
Наклейка со штрихкодом. Это главный опознавательный знак на упаковке, по которому сотрудники маркетплейса принимают и учитывают товар. Вот основные элементы, которые должны быть на наклейке со штрихкодом:
- штрихкод с «зеброй» и числовым кодом;
- артикул поставщика — как в карточке товара;
- артикул цвета — как в карточке товара;
- размер, если у товара есть размерный ряд, например для обуви или одежды. Если у товара несколько размеров, у каждого должен быть свой уникальный штрихкод на размер;
- срок службы или срок годности, если они есть у товара.
Можно добавить дополнительную информацию, например бренд, производителя, дату производства, контактные данные.
У маркетплейсов есть требования к размеру наклеек со штрихкодами.
Штрихкоды для Wildberries. Размер наклеек для FBS — 58 × 60 мм и 58 × 30 мм. Для FBO размер наклейки не имеет значения — главное, чтобы на ней считывался штрихкод, стандартно используют 58 × 40 мм.
Основные требования к штрихкоду:
- формат — EAN-13;
- оптимальная длина — не более 20 знаков;
- машиночитаемый, может содержать специальные символы, цифры, заглавные английские буквы;
- совпадает с кодом, который указан в личном кабинете.
Штрихкоды для Ozon. Размер наклеек для FBO — любой, но стандартно используют 58 × 40 мм. Для FBS можно использовать размеры 120 × 75 мм и 58 × 40 мм.
Ozon поддерживает штрихкоды в форматах:
- EAN-8, EAN-13, EAN-14 / GTIN-14;
- ISBN-10, ISBN-12;
- UPC-12.
В начале штрихкода нельзя указывать сочетания букв: BP, BX, BXDC, CB, CL, OZN, II, PL, PLDC, SC, SR, US. Система может обработать их неправильно.
На Ozon можно генерировать уникальные штрихкоды с префиксом OZN прямо в личном кабинете. Но для других маркетплейсов они не подойдут.
Штрихкоды для Яндекс Маркета. Размер наклеек для FBO — любой, но стандартно используют 58 × 40 мм; для FBS — 120 × 75 мм и 100 × 150 мм.
Для большинства категорий подойдут коды EAN-13, EAN-8, UPC-A, UPC-E или Code 128, для книг — ISBN.
Штрихкоды для Мегамаркета. У площадки нет строгих требований к размеру наклейки. Можно использовать типовые стикеры, например 58 × 40 мм, 58 × 60 мм или 58 × 30 мм. Подойдут форматы EAN, GTIN, UPC и ISBN.
Формировать наклейки можно в специальных сервисах, например BARCODER или Робот Валя. Нужно заполнить поля, загрузить шаблон на сайт, скачать наклейки и распечатать.
Печатать штрихкоды советуем на термопринтере — он печатает наклейки с высокой детализацией, работает намного быстрее и тратит меньше краски, чем обычные струйные или лазерные.
Наклейка с кодом обязательной маркировки. Она нужна, если продавец торгует продукцией, которая подпадает под обязательную маркировку в системе «Честный знак». Например, к таким товарам относятся домашний текстиль, обувь, шубы, меховые изделия.
Код маркировки нужно распечатать и наклеить на упаковку с товаром. Эту наклейку называют двумерным кодом Data Matrix.
Узнать, какие товары подпадают под обязательную маркировку, можно на сайте национальной системы прослеживания «Честный знак». На сайте заранее предупреждают, какие товары скоро нужно будет маркировать, и дают инструкции, как получить коды.
Ярлык маркировки. Если продавец торгует на Ozon по модели FBS и на Яндекс Маркете по моделям FBS или FBS-экспресс, вместо наклейки со штрихкодом понадобится ярлык маркировки — его нужно разместить на упаковке. Если заказ занимает несколько грузовых мест, наклейка должна быть на каждом из них.
На ярлыке указана необходимая информация для службы доставки — данные о покупателе, продавце и перевозчике, номер заказа, дата отгрузки и штрихкод, по которому сотрудники службы доставки будут идентифицировать заказ.
Готовые ярлыки-наклейки с заполненными данными продавец может скачать в личном кабинете Ozon и Яндекс Маркета или сформировать самостоятельно.
Где и как разместить наклейку со штрихкодом на упаковке
Наклейку со штрихкодом сканируют несколько раз: от момента оформления заказа покупателем до получения товара. Поэтому размещать стикер нужно так, чтобы сотрудники маркетплейса смогли быстро его найти. Если неправильно разместить наклейку со штрихкодом, сканер не сможет считать информацию о товаре, заказ попадет в обезличку, не доедет до покупателя и вернется обратно к продавцу.
Собрали рекомендации, как правильно промаркировать товар, чтобы он приехал по нужному адресу и не потерялся в дороге.
Размещать наклейку на видном месте. Тогда сотруднику склада не придется долго переворачивать товар, пока он найдет наклейку. Чем меньше товар трогают, тем больше вероятность, что упаковка не помнется и он приедет к клиенту в аккуратном виде.
Не стоит клеить штрихкод на углах или стыках коробки, потому что могут образоваться заломы, и сканер не сможет считать с него информацию.
Если предмет цилиндрической формы, штрихкод нужно клеить вертикально, а не горизонтально. Наклейка должна плотно прилегать к поверхности упаковки, чтобы в процессе доставки она не отделилась и не потерялась.
На наклейке не должно быть повреждений и пузырьков, иначе сканер может не считать информацию.
Следите, чтобы наклейка не перекрывала срок годности и описание товара. Если размещаете новую наклейку, она должна полностью закрывать старую или фабричный штрихкод.
Клеить несколько штрихкодов с разных сторон коробки. Упаковки могут соприкасаться друг с другом на складе или в процессе доставки — из-за этого некоторые наклейки могут стереться. Чтобы такого не произошло, лучше наклеить несколько дублирующих штрихкодов на другие стороны короба. Например, можно разместить одну наклейку на верхней части коробки, а другую — сбоку.
Добавлять штрихкод на каждую составную часть товара. Если товар состоит из нескольких частей, лучше размещать наклейки не только на упаковке, но и на каждом предмете, который входит в комплектацию. Иначе есть риск, что при возврате или приемке одна из вещей комплекта потеряется или сам комплект перепутается — например, шорты от одного костюма попадут к кофте от другого, и к следующему покупателю приедет уже неправильный комплект.
На внешней наклейке со штрихкодом можно дополнительно разместить надпись «КОМПЛЕКТ (ДЖИНСЫ + РЕМЕНЬ)». Это тоже повышает шанс, что товары не рассортируют по разным заказам при возврате.
Эксперт нашей статьи советует разделять составные заказы на несколько отправлений — тогда у каждого из них будет индивидуальная маркировка и вероятность потери товара снизится.
Проверьте, как считываются штрихкоды на наклейке
Когда разместите наклейки со штрихкодами на упаковке, нужно проверить с помощью сканера или приложения для смартфона, например «Сканера QR-кода», как они считываются. Наклейки могут выглядеть правильно, но распознаваться не будут. Если с этикеткой-наклейкой все в порядке, после считывания на экране должны появиться цифры вашего штрихкода.
Если объем продаж большой, а поставки регулярные, вместо приложения можно использовать сканер для считывания штрихкодов. Он надежнее, быстрее и функциональнее, с его помощью можно занести коды товаров в систему «Честный знак» или в любую другую базу.
С какими сложностями и ошибками могут столкнуться селлеры при работе со штрихкодами
Начинающие продавцы на маркетплейсах часто допускают ошибки при генерации, печати и наклеивании штрихкодов. В результате сотруднику склада сложно считать информацию сканером, товары путаются и теряются. Собрали в список наиболее частые ошибки:
- Мало свободного места вокруг QR- или штрихкода.
- Неверно выбрали формат штрихкода или этикетки в целом, изображение сильно растянуто.
- Механическое повреждение наклейки — царапины, вмятины, намокание, — или наклейка неправильно приклеена.
- Стикеры напечатаны на пленке с глянцевой поверхностью. Она создает блики и отражает свет, поэтому ее не могут считать большинство сканеров.
- Стикеры напечатали на бумаге с низкой плотностью и качеством.
Еще по невнимательности продавцы могут приклеить бар-код не на тот товар. Например, штрихкод для смартфона по ошибке клеят на зарядное устройство.
Чек-лист: как промаркировать товар, чтобы он не потерялся
Еще раз собрали рекомендации, как маркировать товары для маркетплейсов:
- На упаковке товара нужно обязательно размещать наклейку со штрихкодом. В отдельных случаях понадобится код обязательной маркировки и ярлык маркировки.
- Если продавец торгует товарами, которые подлежат обязательной маркировке в системе «Честный знак», код маркировки Data Matrix нужно распечатать и разместить на упаковке с товаром.
- Для торговли по моделям FBS и FBS-экспресс на Ozon и Яндекс Маркете еще понадобятся ярлыки маркировки.
- На наклейке со штрихкодом должен быть штрихкод, который указан в карточке товара на маркетплейсе.
- Чтобы заказ не потерялся и дошел до покупателя, нужно маркировать отправления на видном месте. Не стоит размещать наклейку на углу или стыке коробки: при транспортировке могут образоваться заломы, и штрихкод не получится считать.
- На упаковках цилиндрической формы штрихкод нужно клеить вертикально, а не горизонтально.
- На один короб стоит наклеить сразу несколько штрихкодов. Если один случайно сотрется, сотрудники смогут опознать товар по другой наклейке.
- Если товар состоит из нескольких частей, нужно клеить штрихкод не только на основной товар, но и на аксессуары.
- После печати наклеек нужно проверить, считывается ли на них штрихкод. Это можно сделать с помощью приложения или специального сканера.
Какие принтеры для штрихкодов вы используете? Делитесь опытом в комментариях.