Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Обязательная маркировка товаров: для каких товаров и как к ней подключиться


В России многие потребительские товары подпадают под обязательную маркировку. Это значит, что те, кто работает с товарами из этого списка, будут передавать сведения о движении товаров в систему «Честный знак».

Разбираемся, что такое маркировка, какие товары есть в перечне. А еще — кто должен этим заниматься и как бизнесу к этому подготовиться.

Что такое маркировка товаров

Если товар подлежит маркировке, это значит, что на каждую единицу производитель или импортер должен прикрепить марку с уникальным кодом или напечатать код на упаковке товара. Код позволяет отследить, кто и когда его произвел или ввез в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится.

Например, вы производите кроссовки в России. Теперь ваша обязанность — получить на каждую пару кроссовок уникальный код и прикрепить марку с кодом на все коробки, которые выпускаете.

Наносить марку на товар обязан производитель или импортер при ввозе товара в Россию. Товар, находящийся в стране без маркировки, считается контрафактным.

Какие товары обязательны к маркировке

Первой ввели маркировку меховых изделий — она работает с 12 августа 2016 года. В дальнейшем маркировка распространилась и на другие категории. Например, с 2019 года ввели маркировку на сигареты и папиросы.

Собрали в таблицу товары, подлежащие маркировке.

Вид товараСрок, с которого надо маркировать
Шубы и меховые изделия
с 12 августа 2016 года
Сигареты и папиросы
с 1 июля 2019 года
Остальная табачная продукция
с 1 июля 2020 года
Обувь и лекарства
с 1 июля 2020 года
Парфюмерные товары и фотооборудование
с 1 октября 2020 года
Шины
с 1 ноября 2020 года
Одежда и текстиль для дома
с 1 января 2021 года
Молочная продукция
с 1 июня 2021 года
Упакованная вода
с 1 декабря 2021 года
Табак для употребления путем нагревания и смеси для кальянов
с 15 марта 2022 года
Жидкости для электронных сигарет
с 25 декабря 2022 года
Пиво и слабоалкогольные напитки, упакованные в кеги
с 1 апреля 2023 года
Напитки безалкогольные, соки
с 1 сентября 2023 года
Гигиенические средства и антисептики
с 1 сентября 2023 года
Медицинские изделия
с 1 сентября 2023 года
БАДы
с 1 сентября 2023 года
Пиво и слабоалкогольные напитки, упакованные в стеклянную и полимерную упаковку
с 1 октября 2023 года
Икра лососевых и осетровых видов рыб
с 1 мая 2024 года
Велосипеды
с 1 сентября 2024 года

Как устроена система маркировки

Система маркировки позволяет отследить и проверить каждую единицу товара во всем товарообороте страны — узнать, откуда конкретно этот товар появился и на каком этапе продажи сейчас находится.

Закон о маркировке. Система маркировки товаров основывается на законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ. Но это не единственный документ, где можно прочитать все про маркировку, — их много, для каждой категории товара свои нормативные документы.

Оператор системы маркировки. Ее разработкой и поддержкой занимается Центр развития перспективных технологий — ЦРПТ. Они запустили единую систему «Честный знак», в которой учитывается оборот всех товаров.

ЦРПТ генерирует коды — их производитель или импортер должен заказать и оплатить. Стоимость одного кода — 60 копеек с учетом НДС. Исключение — жизненно необходимые лекарственные средства стоимостью до 20 ₽. Коды для них бесплатные.

Национальный каталог товаров. Все маркированные экземпляры система добавляет в национальный каталог товаров. Это часть платформы «Честный знак», куда любой человек может зайти, ввести код с марки и узнать все про товар, который держит сейчас в руках.

Национальный каталог товаров с маркировкой «Честный знак»
Национальный каталог товаров с маркировкой «Честный знак»

Пока в каталоге есть не все промаркированные товары, зарегистрированные в Честном знаке, но он постоянно пополняется

Пока в каталоге есть не все промаркированные товары, зарегистрированные в Честном знаке, но он постоянно пополняется

Зачем в России внедряют маркировку. Система маркировки помогает государству бороться с контрафактными товарами и выявлять подделки, а обычным покупателям дает возможность избежать покупки некачественного товара.

Что такое код маркировки и как он выглядит

Товар маркируют двумерным кодом Data Matrix — его можно нанести на упаковку, ярлык или товар. Знак маркировки товаров содержит информацию о продукте и состоит из двух частей:

  1. Код идентификации: это позиция товара в системе и национальном каталоге товаров.
  2. Код проверки, или криптохвост: генерируется оператором.
Пример кода Data Matrix
Пример кода Data Matrix

Код маркировки на обувной коробке

Код маркировки на обувной коробке

По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата производства, материал, срок годности, процесс перехода товара по цепочке перепродажи, дата и место продажи.

Информация о товаре в приложении «Честный знак»
Информация о товаре в приложении «Честный знак»

Покупатель после сканирования может прочитать всю информацию и сверить ее с самим товаром

Покупатель после сканирования может прочитать всю информацию и сверить ее с самим товаром

Кто и когда обязан подключиться к ЭДО

Передавать сведения в систему маркировки товаров «Честный знак» можно только через операторов электронного документооборота — ЭДО. Договор можно заключить с любым оператором ЭДО, который участвует в этой системе. Напрямую подавать сведения больше нельзя.

В электронном документообороте задействованы все участники оборота маркируемых товаров: производители, импортеры, дистрибьюторы, оптовые компании и розничные продавцы. Если у покупателя нет ЭДО, так как он не обязан с ним работать, продавец должен подать сведения самостоятельно через личный кабинет системы маркировки.

Как подключиться к системе маркировки

Процесс подключения зависит от типа участника оборота. Разберемся подробнее.

Для производителей и импортеров. Надо зарегистрироваться в системе маркировки, чтобы вы могли заказывать коды и вводить их в оборот, подключить ЭДО и подготовить оборудование для нанесения кодов на товар.

План действий:

  1. Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак». Для этого нужна усиленная квалифицированная электронная подпись, УКЭП.
  2. Описать товары в каталоге. Реестр формируют в каталоге маркированных товаров в личном кабинете системы «Честный знак».
  3. Заказать коды на все выпускаемые товары.
  4. Купить оборудование для маркировки товара — принтер для печати наклеек, если вы будете клеить коды, или настроить процесс печати кодов прямо на упаковке товара.
  5. Выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор. Оператор должен участвовать в системе «Честный знак».
  6. Выбрать интегратора — компанию или поставщика, который помогает с маркировкой, — и типографию, если не будете печатать коды сами.
  7. Убедиться, что все покупатели могут принимать документы по ЭДО. Если у контрагентов разные операторы ЭДО, нужно удостовериться, что у операторов есть соглашение о роуминге.
  8. Встроить маркировку в процесс работы производства. Нанести ее на товар, а потом ввести товары в оборот внутри системы. Для этого нужно поменять им статус в личном кабинете.
  9. Протестировать маркированные образцы продукции. Это можно сделать бесплатно в специальной лаборатории «Трекмарк» от оператора ЦРПТ.

Для оптовых поставщиков. Бизнесу, который работает с товарами из перечня маркировки, надо зарегистрироваться в системе «Честный знак» и выбрать оператора ЭДО. План действий такой:

  1. Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак». Для этого понадобится УКЭП.
  2. Обновить программное обеспечение для товарного учета до последней версии.
  3. Выбрать техническое решение для внедрения маркировки.
  4. Выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор. Оператор должен участвовать в системе «Честный знак».
  5. Убедиться, что все покупатели могут принимать документы по ЭДО. Если у контрагентов разные операторы ЭДО, нужно настроить роуминг.

Также в системе «Честный знак» должны работать общепит и госучреждения. Для них есть отдельная пошаговая инструкция — она похожа на инструкцию для оптовой торговли.

Для розницы. Надо зарегистрироваться в системе маркировки, выбрать оператора ЭДО, купить специальный сканер и обновить прошивку на онлайн-кассе.

Чек-лист «Как магазину подключиться к системе маркировки товаров»

Собрали все шаги в короткий чек-лист. Его можно скачать и распечатать, чтобы ничего не забыть при подключении розничного или интернет-магазина к системе маркировки.

Порядок действий такой:

  1. Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак». Для этого нужна УКЭП.
  2. Обновить программное обеспечение для товарного учета до последней версии.
  3. Выбрать техническое решение для внедрения маркировки. Нужно подключить сканер 2D-штрихкода.
  4. Выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор. Оператор должен участвовать в системе «Честный знак».
  5. Убедиться, что все покупатели могут принимать документы по ЭДО. Если у контрагентов разные операторы ЭДО, нужно настроить роуминг.
  6. Купить специальный сканер штрихкода, который считывает коды Data Matrix, чтобы в систему «Честный знак» поступили сведения о выбытии конкретно этой единицы товара.
  7. Обновить прошивку на онлайн-кассе, чтобы она начала добавлять коды маркировки на чек. И убедиться, что ваша касса поддерживает формат фискальных документов — ФФД версии 1.2 — и умеет передавать чеки в систему маркировки.

Что такое ЭДО и как он работает, расскажем дальше.

Как работает ЭДО в маркировке

Работа в ЭДО с маркировкой зависит от вида участника — производитель, импортер или дистрибьютор.

Для производителя или импортера. Сведения о маркированной продукции надо передать в систему «Честный знак» в виде универсального передаточного документа — УПД, который организация или ИП подписывает УКЭП.

Производитель действует так:

  • маркирует продукцию кодом специальной кодировки Data Matrix;
  • формирует исходящий УПД;
  • указывает в нем коды маркировки;
  • подписывает УПД электронной подписью;
  • через оператора ЭДО подтверждает сделку в Честном знаке, отправляет товар и УПД оптовику-дистрибьютору. Срок — три дня с даты отгрузки, но не позднее дня передачи конечному потребителю.

Для дистрибьютора. Когда маркированный товар получает дистрибьютор, он сверяет качество и количество товара с данными, которые указаны в УПД. Для этого нужно отсканировать код маркировки 2D-сканером.

Если данные совпадают, дистрибьютор подписывает УПД производителя, а после формирует исходящий УПД для розницы. Переход товара новому владельцу, то есть розничному магазину, автоматически фиксируется в Честном знаке.

Сервис ЭДО проверяет, что производитель и дистрибьютор подписали документ и они зарегистрированы в Честном знаке. Если все в порядке, система ЭДО сама отправляет в Честный знак подписанный документ.

Но данные могут не совпадать, например в УПД указаны неверные коды, суммы, количество товара. Тогда дистрибьютор может:

  • запросить уточнение по данным УПД у производителя товара;
  • принять товар частично;
  • отклонить поставку товара.

Для розничного магазина. Сотрудник магазина сверяет данные маркированной продукции с данными во входящем УПД. При продаже продукции коды маркировки передает в чеке ККТ через ОФД.

Что будет, если не маркировать товар

За продажу продукции из перечня обязательной маркировки без кода должностному лицу и бизнесу грозит штраф и конфискация товара.

Состав правонарушенияШтраф для должностного лица или ИПШтраф для малого предприятияШтраф для средней или крупной компанииСтатья КоАП РФ
Производство без маркировки
от 5000 до 10 000 ₽
от 25 000 до 50 000  ₽
от 50 000 до 100 000 ₽
ч. 1 ст. 15.12
Продажа без маркировки
от 5000 до 10 000 ₽
от 25 000 до 150 000 ₽
от 50 000 до 300 000 ₽
ч. 2 ст. 15.12
Если на товаре есть маркировка, а в чеке — нет
от 1500 до 3000 ₽
от 2500 до 5000 ₽
от 5000 до 10 000 ₽
ч. 4 ст. 14.5

Что надо знать о маркировке

  1. Маркировку на товар наносит производитель или импортер, коды надо заказывать в системе маркировки.
  2. ЭДО — это электронный документооборот. Перейти на него должны все производители и продавцы маркированных товаров. Подавать сведения об обороте напрямую в систему маркировки нельзя.
  3. Чтобы начать работать с электронным документооборотом, зарегистрируйте личный кабинет у оператора ЭДО.
  4. Вместе с маркированным товаром вместо бумажной накладной вы будете получать универсальный передаточный документ — УПД.
  5. При приемке товара нужно сверить коды маркировки с кодами в УПД. Если данные сходятся, подтверждаете приемку, если нет — пишете поставщику, что нужно исправить.
  6. Убедитесь, что покупатель может принимать документы по ЭДО и зарегистрирован в Честном знаке. Если он не зарегистрирован в системе ЭДО и системе маркировки, Честный знак не обработает такой УПД и переход права собственности не произойдет.
Бесплатная регистрация ИП

Предложение от Т-Банка

Бесплатная регистрация ИП

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно откроем счет для бизнеса после регистрации
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Анастасия Волошенко
Анастасия Волошенко

С какими сложностями столкнулись при маркировке товаров? Поделитесь опытом в комментариях.

ll-85

нужно ли положение или приказ или инструкция о порядке маркировки для работников

Александр Парахин

ПА-МА-ГИ-ТЕЕЕ!!!
Ещё и это падает на Предпринимателя!
Уф... Малому бизнесу конец!


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации