Кирилл Слепов с детства мечтал стать моряком. Он учился на военно-морского офицера, а потом с партнером открыл производство моторных лодок из композитных материалов. Цена такой лодки начинается от 5 000 000 ₽, покупают их в основном бизнесмены и топ-менеджеры, для которых такие покупки — атрибут успешной жизни.
В статье Кирилл рассказал, как придумал такой бизнес и зарабатывает на нем.
Коротко о бизнесе
Кто в пять лет не хочет быть моряком?
Я вырос в городе на воде. Дед у меня был военным человеком — танкистом, служил где-то в Европе, а карьеру заканчивал уже в гражданской обороне в Чистополе.
У военных в те времена было все нормально с деньгами, поэтому у нас стояла дача на берегу реки Камы и моторная лодка «Прогресс».
Советские моторы — это когда ты день ездишь, а два разбираешь, налаживаешь что-то, ищешь запчасти. И это было целое развлечение — возиться с мотором. Соседи по чуть-чуть выпивали, разбирали мотор, потом собирали, таскали на лодку. Я все время крутился рядом и к этой теме прикипел.
Мне всегда хотелось что-то собрать своими руками: мопед, багги, моторную лодку. В этом деле выручали журналы типа «Катера и яхты», «Моделист-конструктор». Не которые сейчас, где одна коммерция и реклама, а настоящие — с чертежами и советами.
Я постоянно листал журналы, и у меня внутри все кипело, горело, так хотелось построить что-то свое. В итоге что-то собирал. И даже хотел мотор от бензопилы засунуть в лодку, да найти не смог.
Дядя у меня тоже военный человек — военно-морской офицер, служил во Владивостоке. Вот мне пять лет, он приезжает в форме и заряжает: «Хочешь быть моряком?» А кто в пять лет моряком не хочет быть? Конечно хочу!
Надо брать ситуацию в свои руки, а не ждать звание и корабль
С мыслью о море я пошел в первый класс и уже на линейке всем рассказывал, что буду военно-морским офицером. У меня вообще других мыслей не было. Я жил с этой мечтой все 10 лет школы и 5 лет в Военно-морском инженерном институте.
Но оказалось не все так радужно.
На пятом курсе стало понятно, что служить особо негде: ни корабля, ни свободных офицерских должностей на флоте практически не было. Долго думал, как быть дальше: то ли ждать, пока ситуация изменится, то ли что-то предпринять.
Начал читать попсовую литературу по бизнесу и личностному росту, одна из первых книг была Роберта Кийосаки. Читал с телефона, на маленьком таком экранчике, да еще и под одеялом, потому что на службе телефоны запрещены. И у меня щелкнуло: надо ситуацию брать в свои руки, а не ждать, что тебе дадут звание и корабль.
После выпуска я уволился с флота. Мне удалось разорвать контракт без санкций, и я уехал в Казань. А там вспомнил, что вообще-то мне нравятся лодки.
Работал в водной сфере, а воды не видел
Я приехал в Казань с большими амбициями. У меня был опыт службы, на руках диплом инженера-электрика, и мне казалось, что передо мной все двери должны открываться сами.
Сначала хотел устроиться на завод инженером. Ходил на разные собеседования, где мне давали понять, что ничего не выйдет из-за каких-то внутренних правил. Я был настроен уверенно. А еще после чтения книг по личностному росту самоуверенность до небес взлетела. Но у меня был хороший багаж знаний, так что это меня как-то оправдывает.
Как-то пришел на собеседование в салон Yamaha. Он был рядом с домом, я все время ходил мимо и думал зайти посмотреть, потому что мне он очень нравился.
Дальше странная история. Я пришел устраиваться инженером в Yamaha, но оказалось, что им нужен механик. А в разговоре мы вообще выяснили, что они планируют открывать магазин с оборудованием для яхт и катеров. И я вроде идеально подхожу на роль человека, который этот магазин запустит.
Магазин, который я открыл с нуля, стал моим первым местом работы. Это была новая компания от салона Yamaha. Там работало всего три сотрудника: директор, бухгалтер и я. Нетрудно догадаться, кто выполнял всю работу с товаром и продажами. Мне пришлось стать и менеджером, и кладовщиком, и разнорабочим.
Я проработал в магазине два года. Все очень хорошо получалось, но меня угнетало одно: вроде бы работаю в водной сфере, а воды так и не вижу. Продаю лодки, моторы, комплектующие. Рассказываю покупателям, как их использовать и какое удовольствие от всего этого можно получать. Но сам на воде практически не бываю. Тогда я понял, что мне такое не подходит, и стал искать для себя другое решение.
Понял, что есть два варианта. Первый — вернуться на флот. Там как раз все стабилизировалось: начали строить корабли, появились вакансии. Но для возвращения надо было заполнить тонны бумажек и найти людей, которые за тебя поручатся. Это было очень сложно. Второй вариант — пойти инженером на завод, по специальности. Такое решение я и принял.
В Казани активно развивалась компания по производству стеклопластиковых катеров Velvette Marine. В 2022 году это самая известная и крупная фирма такого профиля в России. Оттуда уходил инженер-конструктор. Ему искали замену, меня порекомендовали на эту должность, и я решил попробовать.
На собеседования в Velvette Marine и тестовые задания ушло полгода, но потом удалось получить работу. Так я ушел в производство. Получается, что сначала продавал лодки, а потом стал их производить.
На заводе проработал почти 8 лет, прошел путь от инженера-конструктора до директора компании. Мне постоянно было всего мало, и я совал нос во все дела. Вызывался ездить на выставки, участвовал в спусках и перегонах лодок, хотя все это не входило в мои обязанности. Я не просил ни денег, ничего — просто во всем участвовал. Видимо, благодаря этому мне поручали все большее количество ответственных дел и решений.
В 2017 году у Velvette Marine сменились собственники, и меня назначили директором. Мы начали продавать катера в Европу, открыли дизайнерский шоурум, запустили сайт с полноценным конфигуратором, как у автомобилей, начали снимать обзоры на YouTube. Сейчас это есть у всех, но тогда мы были одни из первых.
В марте 2020 года, перед самой пандемией, я решил уйти. К тому моменту мы с собственниками компании по-разному видели ее развитие. Я хотел делать другие лодки и по-другому видел производственные процессы, но спорить и ругаться мне не хотелось, проще было уйти. Принял это решение очень быстро и ушел в никуда — запасного аэродрома у меня не было.
У друга стоял пустующий завод, и он позвал к себе
Вместе со мной с производства уволились еще несколько ребят. Мы перебрались в Петербург, арендовали ангар и три месяца ремонтировали и тюнинговали катера. Мне казалось, что в этом будет много свободы и творчества, но все вышло наоборот: приходилось делать только то, о чем тебя просит заказчик. Да и больших денег, как я понял, в этой сфере не заработать.
К концу лета 2020 года у меня полностью сформировалось желание снова заняться производством, но уже самостоятельно. Я дозрел.
Я вспомнил, что перед моим отъездом в Петербург один из друзей детства,
Площадка оказалась настоящим заводом советской постройки, площадь —
Мы проговорили три дня и ударили по рукам: решили строить лодки. Осталось всего ничего: привести завод в порядок, спроектировать и построить лодки, наладить продажи и маркетинг.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Первые полтора года мы ничего не зарабатывали
Мы с другом стали партнерами 50 на 50% и открыли компанию по строительству лодок. Я — директор: привожу свою команду, занимаюсь конструированием, разрабатываю стратегию развития. А мой партнер Виталий — инвестор: дает площадку и финансирует проект. Тандем, на мой взгляд, идеальный, потому что в мою работу никто не вмешивается. При этом мы проводим совещания, чтобы определить новые направления, где нужно финансирование.
Первые полтора года мы не зарабатывали, а только вкладывали. Чистыми деньгами вложили где-то 20 млн рублей, это немного для производства нашего масштаба. В основном деньги ушли на материалы и оборудование.
Затраты на открытие компании, 2020 год
У нас не было мешка денег, да и вложения были не единоразовые: как только появлялись деньги — мы инвестировали в бизнес. Плюс я знал, где можно купить нужное оборудование подешевле или взять вовсе бесплатно, — это тоже помогало обойтись меньшим бюджетом.
Мне кажется, когда начинается какое-то дело, каждый должен чем-то рискнуть. Мой партнер рисковал деньгами, которые накопил. Если бы ничего не получилось, они бы ушли в пустоту. А я поставил на карту свое имущество: продал машину и квартиру, себе купил что попроще, оставил деньги на жизнь, а разницу вложил в развитие бизнеса.
Сломал дверь и положил ее на железное основание — вот и офисный стол
Когда строишь лодки, на их качество влияет много чего: ровный пол, хороший свет, вентиляция, температура, влажность в помещении. Есть производства лодок, где растет только благосостояние собственника, а производственные площади находятся в ужасном состоянии. Все это отражается на конечном продукте, атмосфере в коллективе и ценообразовании.
Произвести дешевую лодку в холодном ангаре или темном гараже — легко. Постоянно выполнять гарантийные вопросы, которые связаны с качеством, и ходить по судам — вот что по-настоящему сложно. Нельзя экономить на качестве и условиях труда, все эти «расходы» настигнут в самый неподходящий момент.
Зато наличие офиса и красивого стола ни на что не влияет. Представьте, приходит клиент и говорит: «Блин, ты такой крутой директор, у тебя такой красивый стол, давай я куплю лодку». Так вот — это иллюзия, и так ничего не продать.
Мой первый стол — деревяшка. Я выломал старую дверь, положил на железное основание — вот и офисный стол серьезного человека. На нем я делал первые заказы на металл, фанеру, шпаклевку. Сначала даже электричества не было, поэтому интернет — c телефона, а освещение — от фонарика.
Ко мне в «кабинет» приходили клиенты, и никого он не смутил. Гораздо важнее, что я мог показать материалы, работников, саму сборочную линию. Это внушало куда больше доверия.
Лодка строится, как игрушка из папье-маше
Мы делаем стеклопластиковые лодки из композитных материалов. Получается такой «пирог»: у него много слоев различной плотности и жесткости.
Лодку можно сравнить с фигуркой из папье-маше, которые делали в детстве. Помните, брали яблоко, натирали его воском, сверху клеили бумажки, вымоченные в клее? Здесь технология один в один. Только вместо яблока у нас есть форма — матрица.
Процесс изготовления лодки делится на этапы и выглядит это так:
- Натираем форму различными составами — разделителями на основе воска. Это нужно, чтобы потом легко достать изделие из формы.
- Красим матрицу в тот цвет, который в итоге хотим получить у готовой лодки.
- Слой за слоем наносим на матрицу стекломатериалы. Например, рубленый стекломат и рогожу. Это такие стеклянные нити, их называют стеклопластик.
- Все это закладываем в форму и пропитываем смолой.
- Раскатываем материал по форме валиками много-много раз, пока не наберется нужная толщина корпуса. Чем толще корпус, тем жестче лодка.
- Дальше ждем, пока идет полимеризация: смола твердеет, лодка становится жестче.
- Достаем изделие из матрицы и вырезаем в нем отверстия: под остекление, иллюминаторы, оборудование. В основном делаем это лобзиками, болгарками, дрелями и шуруповертами.
- Когда вырезали все отверстия, начинаем сборку. Лодку собираем в раскрытом виде. Так проще везде залезть, закрутить все болтики.
- Когда собрали две половинки, склеиваем лодку. Для этого используем турецкие материалы с морской спецификацией. Я знаю, что некоторые верфи экономят и используют самодельные клеи или шпатлевки на основе смол. Это дешевле, но через один-два сезона лодка может начать расслаиваться. С нашими лодками такого не происходит.
- Дальше идет финальная сборка. На лодку устанавливаем остекление, мебель, навешиваем двигатель. Полируем все части.
- Когда лодка полностью собрана, проверяем все системы: что все работает, ничего не течет и не отлетает. Например, проливаем водой, чтобы проверить, что нигде нет течи.
- А потом идет предпродажная подготовка. Лодку вычищаем, моем и полируем.
- Все — можно отгружать.
Полный цикл строительства лодки у нас занимает 20 рабочих дней. Это при условии, что все материалы уже лежат на складе, мы просто берем их и начинаем строить. Если материалов нет, мы их заказываем и ждем вплоть до трех месяцев. Тогда цикл строительства увеличивается и занимает месяца четыре.
На срок влияют еще два фактора. Первый — финансирование. Например, если клиент сразу платит 60% и больше, мы фиксируем для него стоимость лодки, быстро закупаем материалы и начинаем строить.
Еще один фактор — очередь. В месяц мы можем строить 2—3 лодки. Сейчас загружены до февраля. Но еще есть возможность заказать лодку к сезону: мы возьмем заказ сейчас, построим лодку в феврале и отдадим в марте.
При строительстве может быть миллион ошибок, часто лодки даже поворачивают не туда
Прежде чем отдать лодку клиенту, мы тщательно проверяем, все ли работает.
Часто бывает такое, что человек купил где-то лодку без мотора, поставил мотор сам, поворачивает направо — а лодка поворачивает налево. В лодке есть множество элементов, которые можно перепутать с правого на левый борт и по направлению движения. Поэтому без выходного контроля отдела технического контроля и проверки всех систем отдавать лодку нельзя.
Приведу пример с люками. Как правило, они сажаются на герметик и могут давать течь. Причины тут две: или герметик некачественный, или его мало. Часто заранее об этом не узнать, поэтому нужные испытания.
Все, что можно пролить водой и испытать в стенах верфи, обязательно нужно проверить. Чтобы еще лучше контролировать качество, мы планируем построить испытательный бассейн.
На производстве много ручного труда, и я создаю для него условия
Наша стратегия такая: лучше создать комфортные условия для работы, чем постоянно переделывать лодки или нанимать людей, потому что сотрудники ушли.
Мелкие верфи часто собирают лодки просто в гаражах. Может, лодка и получится неплохой, но возможны нюансы. Представьте, вы отдали автомобиль для покраски двери. Пришли в гараж, посмотрели — вроде все нормально. А потом вышли на улицу, и на солнце заметно, что дверь вообще не того цвета. То же самое с лодкой: будут хорошие условия труда — скорее всего, будет качественный продукт, а будут плохие условия — тут уж как повезет.
У нас большое производство и сформированы производственные линии. Напыление, ламинация, обрезка, сборочная линия — для всего этого есть свое оборудованное место. Это повышает качество и влияет на безопасность труда.
Я стараюсь создать на производстве такую атмосферу, чтобы ребятам хотелось туда приходить. У нас есть душевые, комната отдыха и небольшой спортзал. Часть сотрудников — хоккеисты, поэтому после работы мы часто играем в хоккей в составе местной команды.
У нас хорошая команда. Почти все — спортсмены. В компанию пришли сами, мы никого не тянули и не приглашали из других фирм. Ребята приходили, им нравилось — оставались. Были и те, кто уходил — в основном из-за проблем с дисциплиной. У нас с этим строго: есть обязанности, распорядок дня, у работников не должно быть вредных привычек.
Девушка-конструктор заставила нас поднять лодку и заново все рассчитать
У меня нет ответа на вопрос, кто работает лучше: мужчина или женщина. Но приведу пример. У нас работает Ксения — инженер-конструктор. Она супердотошная к измерениям, и это нас выручает бесконечно. Ксения как-то заставила нас поднять лодку и заново все рассчитать. Потому что где-то там что-то не сходилось. Хотя обычно в таких ситуациях просто цифры подгоняют, а не заново все считают.
У Ксении такой же дотошный подход к комплектующим. Обычно при расчетах берут средние значения из прайс-листов магазинов. А она буквально взвесила все комплектующие и вывела свои значения. Я офигел от такой работы. Это же сколько времени она вложила! Зато я на 200% уверен в наших лодках — они точно не подведут. Для меня ее отношение к работе — признак профессионализма, и это не имеет отношения к полу. Она просто классно работает.
Лодки покупают для семьи, отдыха с друзьями и как атрибут успешной жизни
Наши лодки стоят от 5 млн рублей, за полгода с презентации первой модели на Moscow Boat Show 2022 в «Крокус Экспо» мы продали шесть корпусов. На рынке это считается приличным результатом.
Наша модель на рынке уже год. География ее эксплуатации такая: Казань, Москва, Нижний Новгород, Ижевск, Чистополь и Владивосток. В новом сезоне мы уже выпустили обновление модели 745 Crew Cabin и планируем расширить географию продаж.
О своих клиентах не буду говорить, но расскажу о некоторых трендах.
Лодки среднего размера покупают как альтернативу даче или загородному дому. На таких катаются семьей или с друзьями, проводят бизнес-встречи.
Лодку считают признаком успешной жизни. Поэтому их часто берут владельцы бизнеса, чиновники разных рангов и топ-менеджеры предприятий. Даже если ты не сильно хочешь лодку, но у друзей эта лодка есть, тебе хочется попробовать — втягиваешься и покупаешь.
Как правило, сначала берут лодку меньшего размера — метров 5—6, а потом «растешь» — покупаешь лодку 7, 8, 12 метров. Это похоже на покупку жилья: сначала берешь однокомнатную квартиру, а потом доходишь до загородного дома.
Пускаем на завод и показываем реальное производство
У нас нет особых каналов для продвижения, все стандартно: участвуем в профильных выставках и даем рекламу в интернете. Отличие в том, как мы это делаем.
Одно из новшеств — мы пускаем клиентов на производство. Не только в красивые кабинеты, а прямо на сборочные линии, в зону покраски — везде, где будущему владельцу интересно пройтись и посмотреть. Так смогли получить двоих покупателей. Один их них сказал, что сначала сомневался, потому что у нас бренд совсем молодой. А когда увидел, что мы сами все производим, убедился, что не обманем, потому что явно увлечены своим делом.
Когда покупатель заказывает лодку, ему же интересно, как ее строят, кто там работает, что за материалы используют. Я считаю, владелец лодки имеет право все посмотреть — поэтому мы все без проблем показываем.
Многие верфи не пускают к себе на завод. Мое мнение — скрывать там нечего, никаких секретов в этой сфере нет. Ты можешь зайти на YouTube и разобраться, как все устроено. Другое дело, как это применить на практике: знать и делать — это разные вещи.
В строительство лодок нет смысла идти ради быстрых денег
Меня спрашивают: «Сколько стоит ваша лодка?» Я говорю: «В среднем 10 000 000 ₽, это уже со всей комплектацией». От такого ответа у собеседника сразу доллары в глазах, как у Скруджа Макдака: «Нифига себе, одну лодку продал — и сразу на кармане столько денег!» Но это не так.
По моей оценке, если вкладываться в новый бизнес по строительству лодок, первую прибыль, которую сможешь забрать себе, получишь лет через пять. Первые полтора-два года ты придумываешь модель и ее строишь, потом на этой основе строишь лодки для продажи, еще через год о тебе узнают и начинают доверять. И остается два года для продаж.
При этом за пять лет нужно уже запускать другой модельный ряд, а это все по новой. В общем, в строительство лодок нет смысла идти ради быстрых денег.
На октябрь 2022 года мы зарабатываем с одной лодки минимум 15% — это чистая прибыль. Оборот компании за первый год — 50 000 000 ₽.
Мы планируем первые три года расти в два раза год к году.
Планы по приросту годового оборота
Пока у нас только одна модель лодки. План такой: в следующем сезоне выпускаем еще одну, дальше планируем каждые два года выпускать по модели. Так у нас планово сформируется модельный ряд, который закрывает потребности разных категорий клиентов.
А как вам пришла идея бизнеса? Поделитесь в комментариях.