Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Когда продавцу на маркетплейсах нужно нанимать помощников


В бизнесе на маркетплейсах рано или поздно наступает момент, когда продавцу нужно нанимать помощников. Часто у селлеров возникает вопрос: как понять, что этот момент настал? На что ориентироваться?

Спросили об этом у экспертов. А еще узнали, где искать помощников и как лучше их оформить документально.

Как понять, что нужен помощник

Нужно проанализировать показатели бизнеса, выписать все задачи и понять, сколько часов в день вы тратите на них. Например, может оказаться так, что вы работаете больше 15 часов в сутки, а времени на отдых не остается.

Есть и другие ситуации, при которых точно нужен помощник:

  1. Делаете много, но бизнес не развивается.
  2. Ничего не успеваете.
  3. Увеличились объемы продаж.
  4. Собираетесь выходить еще на один маркетплейс.
  5. Перед вами стоят задачи, для которых нужен конкретный навык.

Делаете много, но бизнес не развивается. Опросы продавцов на маркетплейсах показывают, что большинство рутинных задач предпринимателям приходится выполнять самостоятельно. Например, 60% продавцов ежедневно тратят несколько часов на работу с заказами и написание отзывов.

Операционную работу нельзя игнорировать, но из-за нее страдают другие задачи, например поиск новых поставщиков или инвесторов для развития производства, выход на другие площадки. Иногда получается, что руководитель старается только поддерживать работу бизнеса, а не развивать его. Поэтому для операционной работы лучше нанять помощника.

Ничего не успеваете. Каждый день у вас переработки, а выходной удается устроить крайне редко. В некоторых случаях это нормально. Например:

  • на старте бизнеса, когда много важных задач — настроить бизнес-процессы, разобраться с бухгалтерией, заключить договоры с поставщиками;
  • при форс-мажоре, например, если затопило склад или поставщик прислал не тот товар;
  • во время распродаж, когда спрос повышается и надо увеличивать отгрузки.

Старайтесь, чтобы продолжительность рабочего дня не превышала 8—9 часов. Переработки чреваты выгоранием и потерей интереса к бизнесу.

Увеличились объемы продаж. Маркетплейсы растут быстрыми темпами. Поэтому если у вас налажены процессы, продажи автоматически увеличиваются. В какой-то момент вы понимаете, что сложно обработать текущее количество заказов в одиночку.

Отчасти эту проблему можно решать с помощью автоматизации, например подключить CRM-систему.

Но если хотите сохранить темпы роста бизнеса или увеличить их, нужен помощник. Даже для работы с CRM-системой нужен специалист, который разберется в программе и наладит процессы.

Собираетесь выходить еще на один маркетплейс. По статистике Tinkoff Data, подключение второго маркетплейса дает троекратное увеличение дохода продавца.

Но у каждого маркетплейса своя специфика работы: свои правила упаковки, особенности оформления карточки, методы продвижения. Для изучения этой информации нужно дополнительное время. Поэтому лучше нанять человека, который будет отвечать или за определенный маркетплейс, или за конкретную задачу, например работу с отзывами на всех площадках.

Перед вами стоят задачи, для которых нужен конкретный навык. Например, это может быть дизайн инфографики, съемка товаров или работа с блогерами. В таком случае выгоднее будет нанять специалиста, чем самому осваивать навыки дизайнера, фотографа или менеджера по работе с блогерами.

«Если планируете развивать бизнес, сотрудника нужно нанимать как можно раньше. Буквально если на старте вы знаете, что полгода будете тестировать бизнес, а потом выйдете на определенный доход, нужно сразу ставить в планы наем помощника. Так специалист будет профессионально расти вместе с вашим бизнесом и его эффективность будет максимальной. Конечно, есть риск, что он от вас уйдет, но ведение любого бизнеса связано с риском».

Лина Гриценко

Лина Гриценко

Селлер на маркетплейсах, эксперт по операционным процессам и команде

Какие задачи делегировать, а какие делать самому

Не все стоит делегировать помощнику. Есть задачи, которые должен делать руководитель бизнеса:

  • стратегическое планирование. Сюда относится постановка бизнес-целей и долгосрочных планов развития, анализ их выполнения. Например, по плану нужно было увеличить продажи в высокий сезон в три раза, а по итогам рост — ×1,5. Продавец анализирует, почему так произошло, перестраивает процессы, например переходит с FBS на FBO;
  • сложные задачи. Например, выбор новой ниши для торговли — сложная задача, ее стоит делать самому;
  • антикризисные мероприятия, форс-мажор. Когда с российского рынка уходит ключевой поставщик или меняется законодательство в сфере торговли, руководитель сам должен принять решение, что сделать, чтобы бизнес мог работать дальше;
  • управление персоналом. В малом и среднем бизнесе контроль за сотрудниками — это чаще всего ответственность руководителя;
  • посещение мероприятий, например конференций. На таких встречах руководитель лично может познакомиться с новыми людьми и наладить деловые связи.

Для удобства собрали примеры, какие задачи можно делегировать, а какие выполнить самому.

Не стоит делегироватьМожно делегировать
Выбор новых ниш

Решение о выходе на новую площадку

Расчет юнит-экономики, окупаемости

Поиск поставщиков, переговоры и заключение соглашений

Контроль отчетности
Упаковка товаров

Заполнение карточек

Работа с отзывами

Контроль остатков

Оформление поставок

Сбор аналитики по конкурентам

Лучше заранее составить список задач, которые хотите делегировать, — так вы поймете, какого специалиста искать. Например, если нужен помощник для ответов на отзывы и заполнения карточек, нужен человека с навыками копирайтинга. А если собираетесь делегировать рекламу, ищите специалиста в продвижении, который умеет ее настраивать и анализировать результаты.

Если вам нужен специалист, который хорошо знает специфику работы на маркетплейсах и решает широкий круг задач — ищите менеджера по маркетплейсам. Они проходят специальные обучающие курсы и часто у них уже есть опыт работы с продавцами.

Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Телеграм-канал: 32 346 читателей

Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Где искать помощника для работы на маркетплейсах

Есть несколько вариантов:

  • тематические телеграм-каналы;
  • биржи фриланса;
  • сайты для поиска работы;
  • Авито;
  • онлайн-школы по работе на маркетплейсах.

Телеграм-каналы, например «Работа на маркетплейсах» или «Менеджеры для маркетплейсов». Обычно в них можно найти не только постоянного сотрудника, но и подрядчика для выполнения разовых работ, например дизайнера инфографики. Размещение вакансии платное, цена — около 400 ₽.

В телеграм-каналах в одной ленте находятся и вакансии, и резюме. Чтобы найти сотрудника, используйте хэштеги, например #ищу_работу

Биржи фриланса, например FL.ru или Freelance.ru. Взаимоотношения работодателя и специалиста контролирует биржа: через сайт вы ставите задачу, обозначаете время и оплачиваете заказ.

На сайте FL.ru специалистов по маркетплейсам можно искать во вкладке «Реклама и маркетинг»

Сайты для поиска работы, например hh.ru. Если вы хотите разместить свою вакансию, нужно заплатить. Цена размещения зависит от региона и начинается от 1000 ₽. На сайте можно найти специалиста на полный рабочий день или совместителя.

Авито. На этой доске объявлений можно разместить вакансию бесплатно. На Авито сотрудник может откликнуться без резюме, поэтому сервис чаще всего используют для быстрого поиска рабочих специальностей: водителей, упаковщиков, кладовщиков.

В вакансии на Авито достаточно указать минимум ключевой информации: график, частоту выплат, опыт, основные требования к кандидату

Онлайн-школы по работе на маркетплейсах. В них можно искать менеджеров маркетплейсов. Обычно руководство таких курсов заинтересовано в трудоустройстве выпускников, и вам могут предложить одного или несколько специалистов на выбор.

Чтобы разместить предложение о работе на разных электронных ресурсах, составьте текст вакансии. Кратко расскажите о своем магазине, на каких маркетплейсах вы торгуете, перечислите обязанности кандидата: что он должен уметь и знать, укажите график работы и зарплатную вилку.

Чем подробнее вы распишете в вакансии требования, тем меньше вопросов будут задавать кандидаты. Так на поиск сотрудника уйдет меньше времени

Как оформить помощника

Многим новичкам кажется, что нанимать помощника — это сложно: много обязательств и бумажная волокита. Это не всегда так. Есть два варианта, как оформить помощника: заключить трудовой договор и нанять работника в штат или использовать договор ГПХ.

Наем в штат. Этот вариант подойдет для сотрудников, которые будут работать полный рабочий день и получать фиксированный оклад. Такого работника легче контролировать: в трудовом договоре зафиксированы его обязанности и рабочее время. Если он не выполняет обязанности, не выходит на работу или регулярно опаздывает, есть возможность наложить дисциплинарное взыскание.

«Если мы нанимаем менеджера по маркетплейсам или менеджера по рекламе, ему приходится давать пароли от личного кабинета. Недобросовестный сотрудник может навредить своему работодателю: поменять пароль и украсть аккаунт, вывести деньги. Я знаю случай, когда менеджер из мести селлеру выставлял слишком большие скидки, и бизнес работал в минус. Если у вас заключен трудовой договор, сотрудник понимает, что за проступок вы можете не только оштрафовать, но и уволить его по статье. В этом случае трудовой договор отчасти помогает обезопасить свои данные».

Лина Гриценко

Лина Гриценко

Селлер на маркетплейсах, эксперт по операционным процессам и команде

Но с трудовым договором много сложностей: нужно вести кадровую документацию, оплачивать взносы на пенсионное и медицинское страхование, страхование на случай временной нетрудоспособности и несчастных случаев, ежегодный отпуск и больничные.

Выплачивать зарплату штатному работнику придется в любом случае, даже если бизнес простаивает и прибыли нет.

Договор ГПХ. Обычно договор гражданско-правового характера стоит заключать, если работа разовая — даже когда она повторяется регулярно. Например, когда продавцу нужно раз в три месяца оформить 50 карточек товаров, он обращается к специалисту.

Специалиста на ГПХ сложно контролировать: он сам определяет, в какое время и в каком режиме выполнять обязанности. Если продавец требует выходить на работу по определенному графику, работник может пожаловаться в трудовую инспекцию. Отношения признают трудовыми и наложат на предпринимателя штраф.

«Мы устанавливаем для своих упаковщиков сдельное вознаграждение, платим за каждую упакованную коробку. Мне удобно таким образом считать юнит-экономику. Я знаю, какая часть стоимости каждого товара идет на зарплату работников».

Камилла Гарифуллина

Камилла Гарифуллина

Основатель и владелец бренда спиртовых чернил Marten Kunitsa

Главное

  1. Есть несколько ситуаций, когда продавцу маркетплейсов стоит нанимать помощников. Например, делаете много, но бизнес не развивается, ничего не успеваете, увеличились объемы продаж или собираетесь выходить еще на один маркетплейс.
  2. Делегировать лучше непрофильные и рутинные задачи, а стратегические, сложные и антикризисные вопросы оставлять за собой.
  3. Помощника можно искать в специализированных телеграм-каналах, на сайтах для поиска работы, на Авито, на биржах фрилансеров.
  4. Если сотрудник будет работать полный рабочий день и у него будут пароли от личных кабинетов, лучше нанять его в штат: так будет легче контролировать. Если работник должен выполнять разовую работу, его лучше оформить по договору ГПХ.
Алена Федорова
Алена Федорова

Как вы работаете: в одиночку или с помощниками? В какой момент вы наняли своего первого сотрудника?


Больше по теме

Новости