Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как отрабатывать возражения клиентов, чтобы они покупали ваш продукт


Представьте ситуацию: клиент интересуется товаром, спрашивает о цене, сроках и условиях доставки, уточняет характеристики или наличие на складе. Продавец отвечает на все вопросы, но клиент отвечает что-то вроде «Для меня этого дорого» или «Ну, мне надо подумать, с женой посоветоваться. Не могу пока решить». В этот момент продажа срывается.

Аргументы вроде «Я подумаю», «Мне не подходит продукт» или «Слишком высокая цена» — это возражения, которые появляются у клиентов перед покупкой товара.

«Самый большой стресс клиенты испытывают в момент принятия решения. Это может быть страх сделать неправильный выбор или страх переплатить на пустом месте. Это чаще всего и вызывает возражения.

Если мы понимаем эти страхи, можем более точечно работать с ними и с возражениями».

Виталий Говорухин

Виталий Говорухин

Эксперт по продажам в переписке

Продавцы часто воспринимают возражения клиентов как что-то негативное: отказ, нежелание купить товар или несогласие. Но на самом деле возражения показывают, что человек уже заинтересован в продукте и готов сделать заказ.

«Возражение — это не проблема и не отказ. У продавца при возражениях клиента должен включаться азарт — отработать и закрыть сделку.

Возражение легко можно заменить на сомнение — человек сомневается перед тем, как что-то купить. Нужно отрабатывать возражения с установкой, что мы просто помогаем клиенту развеять сомнения».

Настасья Белочкина

Настасья Белочкина

Сооснователь HyperScript.ru, эксперт по прямым продажам

В статье разбираемся на конкретных примерах и формулировках, какие бывают возражения клиентов и как с ними работать.

Виды возражения клиентов

Вот основные виды возражений клиентов:

  • не устраивает цена;
  • нет доверия к магазину или бренду;
  • нужно посоветоваться с родственником или другом.

Не устраивает цена. Например, клиент считает, что товар слишком дорогой, а он планировал потратить меньше. Или наоборот: смущает слишком низкая цена.

Михаил пришел в мебельный магазин — планировал купить шкаф за 40 000 ₽. В магазине ему понравился шкаф за 80 000 ₽. Продавец рассказал о шкафе — товар качественный, свои функции выполняет. Но у Михаила просто нет 80 000 ₽ на шкаф. Он отказывается от покупки.

Нет доверия к магазину или бренду. Клиент может отказаться от покупки, потому что пока не доверяет магазину или бренду. Он хочет сначала изучить информацию и отзывы о компании, а потом оформлять покупку.

Михаил заглянул в мебельный магазин «Дубоил», ему понравился шкаф за 80 000 ₽. Шкаф подходит Михаилу по размеру и цвету, цена устраивает. Но Михаил раньше никогда не слышал о магазине «Дубоил» — сначала он хочет узнать больше о магазине, почитать отзывы, поэтому отказывается от покупки прямо сейчас.

Клиент не сам принимает решение о покупке товара. Бывает, что товар не вызывает возражений или сомнений, но для решения человеку нужно мнение кого-то еще — жены, друзей, руководства.

Михаилу понравился шкаф за 80 000 ₽, и он уже готов оформить покупку. Но сначала нужно узнать, что о шкафе думает жена: вдруг ей что-то не понравится. Михаил отказывается от сделки сейчас с аргументом «Мне нужно посоветоваться».

Если клиент называет правдивую причину отказа — это истинное возражение, и сразу понятно, как с ним работать. Нужно выяснить, что именно тревожит и не устраивает клиента, и отработать этот аргумент. Конкретные формулы и скрипты мы разберем в разделе ниже.

«Важно разобраться, что конкретно не устраивает клиента. Даже простое возражение „дорого“ бывает разным. Дорого, потому что сейчас нет денег; дорого, потому что клиент не увидел ценности продукта; дорого, потому что на рынке есть намного дешевле; дорого, потому что человек в целом не понимает, сколько должен стоить такой товар».

Настасья Белочкина

Настасья Белочкина

Сооснователь HyperScript.ru, эксперт по прямым продажам

Помимо истинных возражений бывают и ложные. При ложных возражениях клиент называет причину, которая на самом деле не влияет на решение о покупке. Например, говорит, что ему не нравится цвет шкафа, а на самом деле его не устраивает цена. Или говорит, что ему нужно посоветоваться с кем-то, но на самом деле ему не понравился товар.

Распознать ложные возражения можно по фразам-индикаторам:

  • «Я подумаю»;
  • «Мне это не подходит»;
  • «Мне ничего не нужно».

Еще чтобы выявить ложное возражение, можно спросить клиента о цене, потому что это важный фактор при принятии решения о покупке.

«Чтобы выявить ложные возражения, можно прямо спросить клиента: „Как вам по деньгам? Это совпадает с вашими ожиданиями по цене?“»

Виталий Говорухин

Виталий Говорухин

Эксперт по продажам в переписке

Всегда ли нужно отрабатывать возражения клиентов до конца

Нужно ли «дожимать» клиента до сделки — вопрос сложный. Одни эксперты говорят, что всегда нужно отрабатывать возражения и идти до конца. Другие считают иначе — если клиенту не подходит ваш продукт, лучше прямо сказать об этом и посоветовать что-то другое.

«У меня более мягкий подход: я считаю, что продажи любой ценой не нужны. Во многих компаниях бесконечные метрики, фокус на цифрах и планы продаж.

Но, например, в обучающих курсах бывает такое: человек вроде и купить хочет, и деньги есть, но его проблему курс не решит. Такому клиенту не нужно продавать любой ценой: нет ничего хорошего, если человека буквально затащили в обучающую программу, которая ему на самом деле не нужна».

Виталий Говорухин

Виталий Говорухин

Эксперт по продажам в переписке

Мы можем дать общий совет: выясните потребность клиента. Если ваш продукт закрывает эту потребность — продавайте, если нет — отступите и посоветуйте другой товар, который эту потребность закроет.

«Кажется, что когда советуем клиенту что-то другое, мы недополучаем прибыль. Но на самом деле сохраняем хорошие отношения с человеком: ему будет приятно общаться с нами, не будет ощущения, что мы что-то навязываем. Когда покупатель запомнил нас как классный магазин, есть большая вероятность, что он посоветует нас другим».

Виталий Говорухин

Виталий Говорухин

Эксперт по продажам в переписке

Формула для отработки возражений

Главное в работе с возражениями — предвосхитить их. То есть поработать над продуктом и его презентацией так, чтобы возражений у клиента было меньше. Например, показывать покупателю, как продукт решит его задачи, из чего складывается цена.

Чтобы возражений было меньше, нужно прислушиваться к клиентам и собирать от них обратную связь. Например, покупатель часто говорит, что продукт дорогой → покажите, что клиент получит за эту цену.

«Возражений может быть много, если бизнес использует агрессивный маркетинг: креативы и реклама взвинчивают ожидания клиентов.

В итоге к вам приходит много нецелевых клиентов, которые ждут слишком многого и не готовы платить деньги за продукт».

Виталий Говорухин

Виталий Говорухин

Эксперт по продажам в переписке

Если возражение все-таки возникло, его нужно отработать по такой формуле: присоединение → аргумент → попытка сделки. Рассмотрим каждый этап отдельно.

Формула отработки возражений
Формула отработки возражений

Формула отработки возражений стандартная, но на каждом этапе есть нюансы

Формула отработки возражений
Формула отработки возражений

Формула отработки возражений стандартная, но на каждом этапе есть нюансы

Формула отработки возражений стандартная, но на каждом этапе есть нюансы

Присоединение. Нужно присоединиться к клиенту, показать, что вы на его стороне. То есть нужно не согласиться с возражением, а именно встать на сторону покупателя. Вот как можно выразить присоединение:

  • «Я понимаю, важно подумать»;
  • «Я понимаю, цена — это важно»;
  • «Я понимаю, сравнить — это важно. Хорошо, что вы пытаетесь сэкономить»;
  • «Да, понимаю, возможно, у вас что-то изменилось».

С точки зрения психологии присоединение для человека выглядит так: «Ты прав, и я не собираюсь с тобой спорить, я на твоей стороне». Когда это происходит, покупатель не настраивается на спор и готов дальше обсуждать условия сделки.

Аргумент. Он показывает клиенту, почему ему все-таки нужно выбрать ваш товар или услугу. В качестве аргумента могут быть:

  • дополнительная ценность продукта — если клиенту не хватило выгоды или пользы;
  • калькуляция — показать клиенту, что он может купить более дешевый продукт, но в итоге это получится даже дороже;
  • история из жизни, кейс в формате «Да, я тоже раньше думал, что… но потом случилось вот это…»;
  • мемы, картинки — эмоциональный контент привлекает внимание и тоже может помочь продаже.

Еще важно учитывать портрет клиента — это женщина или мужчина, менеджер или собственник бизнеса. У каждого будут свои задачи и опыт. Например, в работе с мужчинами срабатывают сравнения с автомобилем: «Страховка — это как запасное колесо на машине. Хорошо ведь, если оно есть?» В работе с женщинами такой аргумент, скорее всего, не сработает.

Попытка сделки. Когда клиенту привели аргумент, нужно попытаться закрыть сделку — то есть оформить продажу. Можно назначить встречу или предложить оплатить товар.

Вот несколько примеров отработки возражения.

Как давать обратную связь
Как давать обратную связь

Во втором сообщении менеджер присоединяется к клиенту, показывает дополнительную ценность и совершает попытку сделки

Как давать обратную связь
Как давать обратную связь

Во втором сообщении менеджер присоединяется к клиенту, показывает дополнительную ценность и совершает попытку сделки

Во втором сообщении менеджер присоединяется к клиенту, показывает дополнительную ценность и совершает попытку сделки
Пример обработки возражения
Пример обработки возражения

Менеджер присоединяется к клиенту, показывает, почему оплатить пакет выгоднее, и предлагает вводный урок

Пример обработки возражения
Пример обработки возражения

Менеджер присоединяется к клиенту, показывает, почему оплатить пакет выгоднее, и предлагает вводный урок

Менеджер присоединяется к клиенту, показывает, почему оплатить пакет выгоднее, и предлагает вводный урок

При работе с возражениями человек может испытывать стресс

Мозг рефлекторно воспринимает возражение как противодействие. Поэтому отрабатывать возражения может быть страшно: потеют руки, появляется ком в горле, падает и зажимается голос, напрягаются плечи или поджимаются пальцы на ногах. Это нормальная реакция организма, и с ней можно справиться.

Первый шаг в работе со стрессом — успокоить дыхание. Самый простой способ — дышать по квадрату. Представьте мысленно четыре стороны квадрата: одна сторона — вдох, вторая сторона — пауза, третья сторона — выдох, четвертая сторона — пауза.

Еще 17 способов справиться со стрессом показываем в отдельной статье.

6 приемов в работе с возражениями

Есть шесть приемов, которые прямо и косвенно помогут увеличить продажи и выстроить с клиентом более теплый и доверительный контакт:

  • показывать, а не рассказывать;
  • доносить ценность;
  • узнать, что важно в продукте;
  • поставить себя на место клиента;
  • использовать эмоциональный контент;
  • просить обратную связь у клиентов, которые вас не выбрали.

Показывать, а не рассказывать. Когда клиент задает вопросы, менеджеры часто рассказывают ему о продукте. Но эффективнее показать доказательства.

Маша работает в бьюти-сфере и хочет пройти обучающий курс по настройке рекламы. Менеджер может начать ей рассказывать: «Наш курс подходит вам, потому что мы разбираем то-то и то-то, а еще у нас учатся ребята из бьюти-сферы, и у них классные результаты».

А можно сразу показать Маше доказательства: кейсы и отзывы учеников, прислать скриншоты из программы, где видно, что разбирают именно проблематику бьюти-сферы.

Чтобы подготовить такие доказательства, нужно собирать вопросы клиентов и делать на их основе базу знаний по продукту.

«У меня есть несколько закрытых телеграм-каналов — я использую их как папки. В них хранится 120 отзывов на разные продукты: книга, тренинг, курс. В разных каналах отзывы на разные продукты.

Когда клиент спрашивает, например, можно ли заниматься с телефона, отправляю скриншот из личного кабинета на телефоне. „А что в домашнем задании?“ — Показываю скриншоты домашних заданий».

Виталий Говорухин

Виталий Говорухин

Эксперт по продажам в переписке

Доносить ценность. На этапе общения с клиентом нужно выяснить, какие у него задачи и проблемы, — а потом показать, как именно он решит свою задачу с помощью продукта.

Вот что нужно выяснить у покупателя:

  • какие проблемы и задачи он хочет решить;
  • где учился;
  • в какой точке сейчас находится, например как он владеет навыком или какая физическая форма;
  • что нравится в обучении, а что нет.

Исходя из полученной информации нужно рассказать клиенту о продукте.

«Мне нравится термин „желаемое светлое будущее“. То есть когда человек что-то покупает, у него есть одна основная потребность, вокруг которой все крутится.

Предположим, девушка хочет пройти марафон похудения. Если копнуть в ее потребности глубже, окажется, что основная ее задача — делать красивые фото для соцсетей. Тогда в презентации продукта нужно показать, что благодаря программе марафона девушка сможет делать классные фотографии».

Виталий Говорухин

Виталий Говорухин

Эксперт по продажам в переписке

Если ценность не ясна, цена не важна. Если ценность ясна, цена тоже не важна.

Узнать, что важно в продукте. Чтобы подготовить себя к работе с возражениями, в процессе общения с клиентом спросите: «Иван, а что для вас важно кроме цены?» Покупатель поделится, что его беспокоит в продукте.

Поставить себя на место клиента. Спросите себя: «А человек получает удовольствие от общения с вами? Ему приятно и интересно общаться — или он хочет побыстрее закончить диалог и никогда больше со мной не разговаривать?»

Исходя из ответа можно скорректировать стиль общения: сделать его менее навязчивым или продающим.

Стиль общения
Стиль общения

Эксперта статьи клиенты благодарят просто за стиль общения

Эксперта статьи клиенты благодарят просто за стиль общения

Использовать эмоциональный контент. Когда уже пообщались с клиентом о его задачах и проблемах, можно использовать эмоциональный контент.

Например, можно присылать видеокружочки, если общаетесь с клиентом в Телеграме. Они «включают» клиента эмоционально — ему нравится общение, и шансы на продажу выше.

Просить обратную связь у клиентов, которые вас не выбрали. Это относится к работе с возражениями косвенно, но может быть полезно в долгосрочной перспективе.

Если клиент спрашивал о продукте и не купил, нужно вернуться к нему через несколько недель и аккуратно спросить, какой продукт он в итоге купил и где, что думает о нем. Можно прямо спросить: «Анастасия, добрый день! Поделитесь, как вам программа, которую вы в итоге купили?»

Этот прием помогает:

  • продолжить контакт с клиентом — аккуратно напомнить о себе и показать интерес;
  • быть в рынке — знать о трендах, стоимости услуг, интересных фишках конкурентов.

В таком диалоге не нужно ничего продавать клиенту, чтобы не вызвать негатив. Достаточно просто поинтересоваться, как дела.

Какие бывают ошибки в работе с возражениями

Самые частые ошибки в работе с возражениями:

  • бояться возражений;
  • спорить с клиентом;
  • концентрироваться на продукте, а не на пользе для клиента;
  • не давать права сказать «нет».

Рассмотрим подробнее каждую ошибку.

Бояться возражений. Если продавец боится возражений и принимает их на свой счет, клиент чувствует неуверенность. Диалог на равных не получается, аргументы путаются, и в итоге сделка срывается.

Как работать с возражениями
Как работать с возражениями

Продавец не уверен в своей позиции, и клиент не встанет на его сторону

Как работать с возражениями
Как работать с возражениями

Продавец не уверен в своей позиции, и клиент не встанет на его сторону

Продавец не уверен в своей позиции, и клиент не встанет на его сторону
Обработка возражений
Обработка возражений

Продавец чувствует себя уверенно и говорит с клиентом на равных

Обработка возражений
Обработка возражений

Продавец чувствует себя уверенно и говорит с клиентом на равных

Продавец чувствует себя уверенно и говорит с клиентом на равных

Спорить с клиентом. Если спорить с клиентом и указывать на его неправоту или некомпетентность, он будет остро реагировать. Когда человек находится в позиции защиты, продать ему что-то не получится, а вот испортить отношения — легко.

Спор с клиентов
Спор с клиентов

Продавец спорит с клиентом — и клиент спорит в ответ

Спор с клиентов
Спор с клиентов

Продавец спорит с клиентом — и клиент спорит в ответ

Продавец спорит с клиентом — и клиент спорит в ответ
Как обработать возражение
Как обработать возражение

Продавец не спорит с клиентом, а соглашается с ним

Как обработать возражение
Как обработать возражение

Продавец не спорит с клиентом, а соглашается с ним

Продавец не спорит с клиентом, а соглашается с ним

Концентрироваться на продукте, а не на пользе для клиента. Часто продавцы и предприниматели акцентируют внимание на своем продукте и рассказывают о его достоинствах, характеристиках.

Вместо этого лучше рассказать, как продукт решит проблемы клиента. Возможно, за время диалога у покупателя изменились потребности — и об этом тоже можно спросить.

Как понять потребность клиента
Как понять потребность клиента

Продавец рассказывает о товаре, но не пытается выяснить потребности клиента

Продавец рассказывает о товаре, но не пытается выяснить потребности клиента
Потребности клиента
Потребности клиента

Продавец спрашивает о потребностях клиента — и выясняет, что клиент решил купить другой товар

Потребности клиента
Потребности клиента

Продавец спрашивает о потребностях клиента — и выясняет, что клиент решил купить другой товар

Продавец спрашивает о потребностях клиента — и выясняет, что клиент решил купить другой товар

Иногда продавцы или менеджеры так сильно концентрируются на продукте, что клиенты перестают что-либо понимать. Например, предприниматель предлагает услуги по интернет-маркетингу и разговаривает терминами «конверсия», «воронка», «сплит-тестирование», «ROI-ставка». Для клиента это непонятные слова, поэтому он не купит продукт.

Не давать права сказать «нет». Люди не любят выбор без выбора. Если насесть на клиента слишком сильно, он может просто выйти из коммуникации.

✅ Например, если что-то предлагаете клиенту, можно сказать:

— «Иван, давайте спишемся послезавтра и примем какое-то решение» → продавец не говорит заранее, что клиент согласится, а только предлагает принять решение;

— «Иван, подскажите, есть ли предварительное решение? У нас осталось всего две недели для подготовки» → продавец интересуется, принял ли клиент хотя бы предварительное решение, и показывает, что времени для подготовки осталось немного.

Главное в статье

  1. Возражение — это аргумент клиента, который мешает ему оформить покупку. Возражения могут быть истинными, когда клиент называет правдивую причину отказа, и ложными, когда клиент не называет настоящую причину отказа.
  2. Главное в работе с возражениями — предвосхитить их. То есть поработать над продуктом и его презентацией так, чтобы возражений у клиента было меньше.
  3. Отработать возражение можно по такой формуле: присоединение → аргумент → попытка сделки.
  4. На этапе присоединения нужно показать клиенту, что вы на его стороне. То есть нужно не согласиться с возражением, а именно встать на сторону клиента.
  5. Аргументация показывает клиенту, почему ему все-таки нужно выбрать ваш товар или услугу. В качестве аргумента могут быть, например, дополнительная ценность продукта или калькуляция выгоды.
  6. Когда клиенту привели аргумент, нужно попытаться закрыть сделку, то есть оформить продажу. Нужно предложить клиенту назначить встречу или оплатить товар или услугу.
  7. Самые частые ошибки, которые встречаются при работе с возражениями: бояться возражений, спорить с клиентом, концентрировать на продукте, а не на пользе для клиента.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 838 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Наталья Неженцева
Наталья Неженцева

А как вы работаете с возражениями клиентов? Поделитесь в комментариях.


Больше по теме

Новости