Еще несколько лет назад собственным мобильным приложением мог похвастаться только крупный бизнес — банки, маркетплейсы и другие игроки с внушительной выручкой. Через приложение можно сделать практически все: купить кофе, записаться на стрижку, подарить цветы не выходя из дома. Бизнес следует за запросом клиентов на цифровизацию. С мобильных устройств россияне совершают более 70% всех покупок в интернете, из них почти 80% — через приложение, а не через сайт, выяснили эксперты Яндекса и GfK.
Мобильное приложение удобно для всех. Для клиента это легкий доступ ко всем продуктам, а для компании — хороший канал маркетинга и оптимизация бизнес-процессов. Но создание собственного решения — удовольствие не из дешевых и разумно лишь тогда, когда соответствует потребностям вашей компании.
Разобрались, как понять, что мобильный сервис — мастхэв именно для вас. В этом нам помогли эксперты российских ИТ-компаний, которые специализируются на разработке приложений:
- Руководитель проектов Surf Юлия Давыдова.
- Операционный директор CleverPumpkin Владислава Ларкина.
- Генеральный директор Mad Brains Олег Чебулаев.
- Директор Инфинити Максим Миронов.
- Руководитель WINFOX Рустам Мухамедьянов.
- Основатель и генеральный директор Spider Group Сергей Соляник.
- Основатель Purrweb Александр Шульгин.
Эксперты рассказали о пользе приложений для бизнеса, показали отрасли, где спрос на них наиболее значителен, и раскрыли тонкости и стоимость разработки таких сервисов.
Как приложение помогает бизнесу
Мобильное приложение для бизнеса — это инструмент, который помогает:
- удерживать клиентов;
- расширять маркетинговые возможности;
- собирать данные и аналитику;
- оптимизировать бизнес-процессы.
Удерживать клиентов. Быстрый доступ ко всей продукции и сервисам, удобный интерфейс и дополнительные функции повышают лояльность покупателей, рассказывает Миронов. Это канал, где вы можете быть рядом с клиентом 24/7. Через приложение удобно развивать программу лояльности: изучать клиентов, выстраивать с ними более персонализированное общение, вовлекать и удерживать их, подтверждает Мухамедьянов. Это удобно и для самих покупателей: не нужно носить с собой стопку пластиковых карт, потому что виртуальная всегда под рукой.
Расширять маркетинговые возможности. Через мобильный сервис бизнес может быстрее уведомлять клиентов об акциях и новинках, говорит Миронов. Дополнительный канал продаж в виде приложения помогает расширить аудиторию и добиться конверсии в два-пять раз выше, чем на сайте, делится Давыдова.
Собирать данные и аналитику. Один из самых эффективных каналов маркетинга — персонализированные предложения. В приложении можно анализировать поведение покупателя: какие категории товаров он смотрит чаще других, какими разделами приложения пользуется и по каким дням наиболее активен, перечисляет Ларкина. Все эти данные позволяют предлагать пользователю контент, адаптированный лично под него. Например, делать персонализированные офферы в пуш-уведомлениях, в том числе ограниченные во времени, и вести по разным воронкам удержания, отмечает Шульгин.
Оптимизировать бизнес-процессы. Компаниям B2С-сегмента приложения помогают автоматизировать процесс оформления заказов, снизить нагрузку на поддержку и ускорить взаимодействие, говорит Миронов. Эти преимущества улучшают операционные показатели, сокращая издержки, — если увеличивается скорость работы сотрудников, но при этом снижается влияние человеческого фактора, бизнес теряет меньше денег, объяснил Шульгин. Мухамедьянов делится конкретным кейсом: менеджер по продажам недвижимости тратил 65% своего рабочего времени на составление презентаций для клиентов, обновление информации о ценах и скидках, а после запуска приложения почти полностью освободился от этих задач, так как сервис стал выполнять их сам.
У B2B-компаний очень востребованы приложения для внутреннего пользования, которые позволяют автоматизировать рутинные процессы и организованно подойти к решению HR-задач, добавил Чебулаев. Например, мобильные сервисы запускают для оцифровки документооборота, упрощения и ускорения согласований, найма и обучения сотрудников, контроля работы подрядчиков, повышения KPI, рассказала Давыдова.
Каким компаниям не обойтись без приложения
Приложения больше всего подходят для бизнеса, где есть регулярные продажи и транзакции с клиентами. Например, кафе выгоднее отстраивать свою систему доставки через мобильные сервисы, чтобы не делиться маржой с агрегаторами, а парикмахерским и салонам красоты важно работать над удержанием клиентов и поддерживать контакт с ними, объясняет Шульгин.
Есть ряд универсальных признаков, которые укажут, что вашей компании будет полезно собственное приложение:
- более 60% заходов клиентов на сайт происходит с мобильных устройств;
- клиентам требуется функционал мобильных устройств: геолокация, камера, пуш-уведомления, Bluetooth, NFC;
- клиентам нужен доступ к информации о вас в офлайн-режиме: например, к карте с адресами магазинов. Мобильное приложение также может кэшировать данные и быстро синхронизировать их при появлении сети;
- ваш бизнес активно использует геймификацию, то есть элементы игры для вовлечения пользователей.
Еще один признак — ваши конкуренты используют в своей работе мобильное приложение, постоянно его развивают и улучшают, а клиенты напрямую задают вам вопрос, нет ли у вас собственного сервиса, говорит Чебулаев. Дело в том, что для некоторых сфер бизнеса мобильное приложение уже стало не просто преимуществом, а базовым ожиданием пользователей, отметила Ларкина. Среди таких сфер:
Ретейл и e-commerce. Сфера онлайн-коммерции — маркетплейсы и интернет-магазины — основана на мобильных технологиях, рассказывает Давыдова. В этом секторе наблюдается наибольший спрос на приложения, соглашается Чебулаев. Цифровая коммерция в России растет в геометрической прогрессии — по итогам первой половины 2024 года объем продаж в интернете увеличился на 41% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, следует из данных Ассоциации компаний интернет-торговли. В формат приложений переходит весь шопинг — будь то предметы первой необходимости, нишевые товары или luxury-категория, обратил внимание Чебулаев.
Такому бизнесу обычно нужно приложение для клиентов с каталогом товаров и фильтрацией, корзиной, оформлением заказа и историей покупок, перечисляет Соляник. Мобильный сервис также позволяет рассылать персональные предложения, формировать рекомендации, проводить онлайн-платежи со смартфона и обезопасить чувствительные личные и финансовые данные, отмечает Давыдова. Иногда может также потребоваться мобильное ПО для сотрудников, где они смогут вести документооборот, добавляет Соляник.
Финансовые услуги и банкинг. Без приложения сейчас не могут обойтись компании, предоставляющие любые финансовые услуги, — банки, страховые, МФО, инвестиционные компании, говорит Соляник. Через приложение люди открывают счета, управляют ими и покупают продукты. Клиентам важно иметь под рукой информацию о своих финансах и операциях, в случае с банками важна также функция оплаты и переводов, отметил Чебулаев.
Туризм и путешествия. Здесь важны бронирование, персонализированные предложения и связь с клиентом в режиме реального времени, рассказал Миронов. Один из клиентов Mad Brains — сеть отелей APEIRONSPACE — с помощью приложения превратила свои гостиницы в уникальное место без стойки регистрации, рассказал Чебулаев. Через смартфон стали выполняться все необходимые шаги: бронирование, заселение, заказ еды и дополнительных услуг и управление номером — свет, телефон, кондиционер. Приложение обеспечило выход на рынок новой бизнес-модели — отеля с полной автоматизацией, резюмировал эксперт.
Обучение. Для этого сектора важны функции оплаты, удобный доступ к материалам, личный кабинет и система уведомлений, объясняет Миронов. Наиболее востребованы приложения у компаний, запускающих специализированные курсы и школы иностранного языка, рассказал Чебулаев. Но иногда сервисы создаются для обучения и по более узкопрофильным направлениям: например, в портфолио его компании есть приложения с курсами для фармацевтов, кардиологов, ревматологов.
Медицина. Здесь помимо быстрой записи и оплаты еще нужна возможность хранения результатов анализов и заключений, а также проведения онлайн-консультаций, отмечает Миронов. Частая проблема клиентов клиник — большое количество бумажных документов. Мобильный сервис успешно ее решает, собирая все нужное в одном месте. Особенно «медицинские» приложения удобны, если в них есть опция сканирования файлов, говорит эксперт.
Развлечения. Видео- и стриминговые сервисы и соцсети, которые выбирают платную подписку и рекламу как модель монетизации, также нуждаются в собственном приложении, считает Давыдова. Их целевая аудитория должна постоянно получать цепляющий и качественный контент, адаптированный под мобильные устройства. Чтобы заключить контракты с топовыми медиабрендами, таким компаниям нужна собственная платформа, которая работает быстро и «тянет» высокие нагрузки.
Логистика и доставка. Здесь достаточно вспомнить Яндекс Go с его сервисами такси и доставки, говорит Чебулаев. Приложение помогает отслеживать заказы в реальном времени, улучшать маршруты и мгновенно уведомлять об изменении статуса заказа.
Чтобы понять, как приложение повлияет на экономику компании и сможет ли окупиться, поставьте себя на место клиента и оцените, как ему будет удобнее взаимодействовать с вами, советует Ларкина. Если ваш бизнес не предполагает частых покупок и не ориентирован на мобильный трафик, возможно, сайта будет достаточно, допускает Шульгин.
Кому поручить разработку
Если вы решили обзавестись собственным мобильным сервисом, первым делом нужно выбрать грамотных разработчиков. Создать приложение можно тремя способами:
- Нанять разработчиков в штат и сделать продукт внутри компании, то есть инхаус.
- Найти фрилансеров для разработки.
- Поручить создание сервиса ИТ-компании на аутсорсе, которая специализируется на разработке цифровых продуктов или приложений.
Внутренняя команда разработки — это очень дорого и чаще всего не под силу малому и среднему бизнесу, предупреждает Соляник. Чтобы сделать приложение, нужна команда из десяти дорогостоящих и дефицитных специалистов, которыми еще надо уметь управлять и обеспечивать их регулярной загрузкой. Инхаус-разработка подходит для крупных компаний, которым важно держать разработку под контролем и интегрировать ее в бизнес, считает Чебулаев.
Привлечение фрилансеров — не очень надежный вариант, так как не предполагает никаких гарантий. Кроме того, такие специалисты выполняют только оговоренный объем задач и зачастую не готовы поддерживать продукт после релиза, говорит Мухамедьянов.
Один фрилансер с разработкой не справится: под разные задачи нужно несколько специалистов, которых придется искать по отдельности. Зато если постараться, можно найти разработчиков, которые возьмут за работу меньше, чем студия-подрядчик. Понять, сколько стоит ИТ-специалист на фрилансе, помогут профильные порталы вроде FL.ru и Freelance.ru, советует Мухамедьянов.
Самостоятельная ИТ-компания на аутсорсе — самый подходящий вариант для небольших компаний, говорят эксперты. Готовая опытная команда экономит вашему бизнесу время и усилия на наем собственных сотрудников и управление ими, говорит Ларкина. Аутсорсинговые ИТ-компании уже имеют отлаженные процессы, что позволит быстрее и эффективнее справиться с проектом. Агентство-подрядчик хорошо разберется в вашем рынке и узнает конкурентов, подробно расспросит о ваших пожеланиях заказчика, чтобы создать продукт, отвечающий вашим потребностям, отмечает Соляник.
Какое приложение выбрать
Компании предстоит разобраться, какой тип приложения подойдет ей больше всего по объему функционала и стоимости разработки. Приложения можно поделить на три вида:
- Нативные.
- Кросс-платформенные.
- Прогрессивные веб-приложения, PWA.
Первые две категории специалисты создают «вручную». Нативные приложения пишут под конкретную операционную систему — iOS или Android, а кросс-платформенные универсальны. PWA-технология работает иначе — она визуально и функционально преобразует сайт в приложение с адаптацией под Android и iOS-устройства пользователей.
Нативные приложения самые производительные и качественные, но дороже остальных, говорит Ларкина. Они идеальны для компаний, ориентированных на долгосрочное развитие продукта и высокий уровень пользовательского опыта. Еще один плюс нативных сервисов — возможность реализовать любую функциональность, например включить элементы виртуальной или дополненной реальности и интерактивные карты или интегрировать IoT-устройства, отметила эксперт. Это устройства, подключенные к интернету и обменивающиеся данными с облаком и между собой, например умная колонка.
В студии Purrweb разработка нативного приложения будет стоить от 5 до 12 млн рублей, а на его создание потребуется от 3 до 6 месяцев — цена и срок зависят от дизайна, количества и сложности функций, а также специфических особенностей проекта. В CleverPumpkin за разработку приложения на одной платформе возьмут от 4 млн рублей, а все работы займут от 3 до 5 месяцев. За это время проект проходит все этапы: исследовательская часть, подготовка документации, отрисовка дизайна, написание кода, тестирование и публикация первого релиза в магазинах приложений.
Кросс-платформенные приложения экономичные, оперативные в разработке и универсальные. Они дают возможность написать один код и запустить сразу два мобильных приложения — на iOS и Android. Часто такие приложения создаются через платформу Flutter — бесплатный и открытый набор средств разработки мобильного пользовательского интерфейса, созданный компанией Google. Разработчики пишут код приложения для одной платформы, например для Android, а затем переиспользуют до 80—95% кодовой базы проекта, чтобы адаптировать приложение под iOS. За счет этого существенно уменьшаются сроки и стоимость создания приложения по сравнению с нативным, рассказала Давыдова. Кросс-платформенная разработка подходит для проектов с базовым интерфейсом и ограниченным набором функций, и такие приложения часто имеют более низкую производительность по сравнению с нативными, добавила Ларкина.
В агентстве «Инфинити» стоимость такого сервиса начинается от 1 млн рублей и также зависит от требований к функциональности. В WINFOX цена типового решения тоже стартует от 1 млн рублей, а приложения с нуля — от 3 млн. В Mad Brains кросс-платформенное приложение с базовым набором функций будет стоить от 1,5 млн рублей. Средний срок создания кросс-платформенного приложения — от 2 месяцев, но в некоторых компаниях могут создать сервис быстрее. Например, в WINFOX срок разработки типового решения начинается от 20 рабочих дней.
Существует также комбинация кросс-платформенного и нативного подходов — например, эту технологию используют в компании CleverPumpkin, рассказала Ларкина. Такие приложения на 15—25% дороже сервисов, полностью сделанных через Flutter, но обеспечивают баланс между качеством и экономией и подходят компаниям, которым важна как производительность, так и оптимизация затрат.
Веб-приложения стоят дороже — около 3,5 млн рублей. Они запускаются через браузер, но имитируют поведение нативных приложений. За созданием PWA чаще обращаются банки, так как они скачиваются в обход магазинов приложений, напрямую с сайта компании, и им не страшны санкции App Store и Google Play, рассказала Давыдова. Такие сервисы работают в офлайн-режиме, загружаются за секунду и занимают менее 1 МБ в памяти смартфона, при этом выглядят привычно для пользователя. Тем не менее PWA имеют свои ограничения — например, неполный доступ к контактам, календарю, NFC и Bluetooth, отмечает Чебулаев. Еще один недостаток веб-приложений в том, что они хуже справляются с высокой нагрузкой.
Эксперты сходятся во мнении, что для малого и среднего бизнеса оптимальный выбор — кросс-платформенные приложения. На это есть несколько причин:
- они экономичны — затраты на их разработку и поддержку до 50% ниже, чем у двух нативных для разных ОС;
- создать их быстрее, так как они имеют единый код;
- кросс-платформенные приложения легче обновлять и поддерживать: правки придется вносить только в один код, а не в две версии — для Android и iOS.
Такого сервиса будет достаточно для большинства рядовых задач: бизнес-процессы малых и средних компаний хорошо изучены разработчиками, а коммуникация с клиентами строится по схожим сценариям, поэтому их легко перенести в мобайл, объясняет Мухамедьянов. Кроме того, для создания кросс-платформенного сервиса просто найти разработчиков — специалистов по таким приложениям на российском рынке достаточно.
Некоторые компании предлагают реализовать кросс-платформенное мобильное приложение на Flutter сразу с адаптацией под веб — например, такая опция доступна в компании Surf. Так клиент получает сразу три продукта: мобильное приложения под iOS, мобильное приложение под Android и веб-приложение, PWA. По стоимости это на 30% дороже, чем реализовать только одно мобильное приложение, но в совокупности это дешевле реализации трех продуктов разными командами, говорит Давыдова. К тому же бонусом клиент получает защиту от блокировок в магазинах приложений, отметила она.
Если вам нужно приложение с большим потенциалом для развития и нестандартными бизнес-процессами, лучше выбрать нативную разработку — в ней можно реализовать любые «хотелки», рекомендует Соляник. Этот путь следует выбирать тем, кому важны не столько скорость и стоимость, сколько отказоустойчивость или уникальная функциональность, добавила Давыдова.
Если приложение нужно запустить в кратчайшие сроки, можно купить готовый продукт. Такие сервисы разрабатываются под конкретную бизнес-нишу и собираются из готовых модулей за две-три недели с учетом нужд конкретной компании, рассказывает Шульгин. С каждым годом на рынке становится все больше готовых приложений — например, приложение для сферы кафе и ресторанов можно собрать в Quick Resto, а для работы с поставщиками — в Choco.
Преимущества таких сервисов не только в скорости создания, но и в привлекательной модели оплаты: как правило, она складывается из экономичной стоимости разработки — а она в разы дешевле, чем запуск индивидуального проекта, — и последующей подписки. Например, запуск готового приложения для цифровой торговли AppCart от Mad Brains будет стоить от 300 000 ₽, подписка — от 50 000 ₽ в месяц, рассказал Чебулаев.
Готовое решение может быть хорошим вариантом для малого бизнеса, потому что затраты здесь минимальные, а решения уже есть для многих ниш, считает Соляник. Минусы готовых приложений в том, что они типовые, и если захочется что-то менять в сервисе под собственный запрос, не факт, что разработчики согласятся быстро это сделать, говорит Шульгин.
Главное
- Мобильное приложение — это инструмент, который позволяет повысить удержание клиентов, и дополнительный канал маркетинга с опцией персонализированных предложений для покупателей.
- Мобильные сервисы помогают с оптимизацией бизнес-процессов — как внутренних, так и тех, что касаются взаимодействия с клиентом.
- Приложения больше всего подходят для бизнеса, где есть регулярные продажи. Дополнительные признаки того, что вам нужен мобильный сервис, — частые посещения сайта с мобильных устройств и потребность клиентов в доступе к информации в офлайн-режиме, геолокации, камере и другому функционалу смартфона.
- Для разработки приложения можно нанять специалистов в штат, найти фрилансеров или обратиться к ИТ-компании на аутсорсе. Для малого и среднего бизнеса первый вариант неоправданно дорогой, а второй — слишком ненадежный. Помощь профильного агентства по разработке приложений будет оптимальным выбором с умеренными затратами и высоким результатом.
- Наиболее популярны у бизнеса кросс-платформенные, нативные и прогрессивные веб-приложения, PWA. Небольшим компаниям лучше всего подойдет первый тип — такие сервисы создаются быстро, сравнительно недорого стоят и проще обновляются. В России стоимость кросс-платформенных сервисов начинается от 1—1,5 млн рублей, а средний срок разработки — от 2 месяцев. Но для проектов с большим потенциалом развития, где важна производительность и надежность, стоит выбирать нативные технологии.
Уже решили, нужно ли вам мобильное приложение?