Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Гайд для предпринимателей по созданию медицинского приложения


Разработчики и кофаундеры приложения для людей с ожирением Slimmer делятся пошаговой инструкцией, как создать медицинское приложение, получить лицензию и учесть все правовые нормы


Эту статью написал участник сообщества

Александра Смолик

Александра Смолик

Фаундер CHILLICODE и кофаундер приложения для людей с ожирением Slimmer

Владимир Двуреченский

Владимир Двуреченский

Кофаундер приложения для людей с ожирением Slimmer

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Разработчики и кофаундеры приложения для людей с ожирением Slimmer делятся пошаговой инструкцией, как создать медицинское приложение, получить лицензию и учесть все правовые нормы


Эту статью написал участник сообщества

Александра Смолик

Александра Смолик

Фаундер CHILLICODE и кофаундер приложения для людей с ожирением Slimmer

Владимир Двуреченский

Владимир Двуреченский

Кофаундер приложения для людей с ожирением Slimmer

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Медицинские приложения, в отличие от well-being-платформ, имеют много стандартов, которым необходимо соответствовать. Приложение Slimmer, реализованное командой CHILLICODE совместно с руководителем центра бариатрической медицины ФМБА в Ростове-на-Дону Максимом Буриковым, помогает пациентам с ожирением в подготовке к бариатрической операции и реабилитации через динамическое наблюдение и формирование здорового образа жизни после. Медицинские данные пациентов и врачебные советы, которые есть в приложении, налагают на него особую ответственность. Такие сервисы должны соответствовать законодательству в области безопасности хранения информации о пациентах.

Об этих правилах при разработке медицинского приложения рассказывают подробнее разработчики и кофаундеры приложения для людей с ожирением Slimmer Александра Смолик и Владимир Двуреченский.

Выгоды и перспективы для разработчиков в medtech

В третьем квартале 2023 года российские медтех-компании суммарно заработали более 10 млрд рублей. Среди лидеров рейтинга крупнейших технологических компаний в области медицины от Smart Ranking оказались не только производители ПО и оборудования, но и телемедицинские фирмы, онлайн-платформы с советами и консультациями от врачей, онлайн-сервисы для поддержки здоровья. В прошлом году в них активно инвестировали государственные и частные компании — очевидно, такая тенденция сохранится и в 2024.

Чем медтех-приложения привлекают пользователей?

  1. Онлайн-пространство позволяет преодолеть расстояния для оперативной помощи людям из отдаленных регионов.
  2. Снижается стоимость услуг для пациентов, и увеличивается экономическая эффективность в условиях дефицита персонала.
  3. Приложения позволяют осуществлять постоянный мониторинг пациентов и обнаруживать изменения в их здоровье, а также потенциально опасные ситуации. Особенно это важно после хирургических вмешательств. Лечащий врач может быстро и эффективно принять меры.
  4. Благодаря постоянной коммуникации создаются доверительные отношения между специалистом и пациентом. Это повышает уровень лояльности людей к учреждению и медицине в целом.
  5. Приложения наблюдения позволяют собирать и анализировать данные об историях болезни и обследованиях. Далее такие данные можно использовать для более точного определения требований и потребностей пациентов, улучшения качества медицинских услуг.

Благодаря всем этим факторам медтех сегодня показывает стабильный рост и привлекает финансирование. Несмотря на сложности при создании, медицинские мобильные приложения нужны рынку и медицинской сфере в целом. Рост пользователей позволит монетизировать сервисы и вносить платный функционал, переводить некоторые услуги в дистанционный формат, а анализ большого количества данных поможет корректировать методы лечения.

Перед началом разработки приложения

Прежде чем начать делать медицинское приложение, стоит определиться с несколькими пунктами.

Реальная проблема пациентов. Она не решается существующими способами или находится вне зоны доступа лечебного учреждения. Например, в месте проживания пациента нет докторов нужной специальности.

Актуальная идея. Она сможет решить выбранную проблему. К примеру, упростить мониторинг пациентов после операции.

Конкурентные преимущества. Нужно изучить рынок медицинских услуг, чтобы понять, что нового вы можете ему предложить. В нашем случае это была возможность для пациентов, живущих в отдаленных регионах, консультироваться с врачами в приложении для объективизации состояния после операции.

Команда. Она должна быть компетентной в создании медицинских приложений. Нужно обратить внимание на опыт и осведомленность команды в вопросах законодательства в этой сфере. Стоит сразу ознакомиться с правовыми нормами хранения медицинской информации.

Шаг 1. Выбрать технологический стек

На старте придется выбирать одно из двух.

Делать упрощенную версию MVP (минимально жизнеспособный продукт) и сразу тестировать его на аудитории, а в случае, если гипотезы не подтверждаются, оперативно его переделывать.

Реализовывать продукт по результатам глубоких исследований и опросов аудитории, сразу выбирать оптимальный стек и архитектуру.

Решение будет зависеть не столько от пожеланий команды, сколько от специфики области разработки и существующих в ней требований к приложениям. Например, если продукт не соответствует стандартам безопасности, его не пропустят на платформы.

Мы ставили цель как можно быстрее запустить MVP, опираясь на главные потребности пользователей, дорабатывать приложение и расширять его функционал. Это выход, если еще нет видения конечного продукта. В таком случае поначалу можно использовать кросс-платформенный стек (мы применяли его для выхода на App Store и Google Play). Постепенно приложение можно усложнять за счет добавления новых функций и разделов и адаптировать его под каждую платформу.

Шаг 2. Проработать стандарты безопасности

Требования по защите персональных данных пациентов и конфиденциальности медицинской информации должны стать отправной точкой разработки. Кроме того, нужно подтвердить безопасность приложения для пациентов — предоставить клинические рекомендации, а также указать на регалии врача в команде.

Помимо медицинских норм, также важны общепринятые форматы данных и протоколы коммуникации, которые позволяют обмениваться информацией и интегрироваться в МИС (медицинскую информационную систему).

Команде разработчиков стоит узнать о требованиях регулирующих органов разных стран к медицинским приложениям — например, FDA (Агентство по контролю за продуктами питания и лекарствами США) или EMA (Европейское агентство по лекарственным препаратам). Не нужно забывать, что популярные зарубежные платформы, работающие в РФ, подчиняются своему законодательству. Соблюдать эти нормы также важно, если команда планирует делать приложение сразу для нескольких рынков.

Критерии безопасности медицинских данных стоит учитывать при разработке приложения.

Закон о порядке передачи медицинской информации — HIPAA (для приложений, которые будут использоваться во всем мире, в частности в США) и GDPR (для ЕС). Этот закон устанавливает обязанности и ответственность (наказания в виде штрафов) для разработчика, в частности, он защищает медицинские данные пациентов.

Шифрование. Оно должно быть по современным стандартам безопасности.

Возможность для пользователей управлять доступом к их данным и изменять настройки приватности.

Анонимность данных. Эта мера снижает вероятность утечки данных и обязательна по закону.

Безопасность серверов. Использование современных методов физической и технической безопасности, регулярное обновление программного обеспечения и отслеживание несанкционированного доступа в системе.

Пользовательское соглашение. В нем описана политика конфиденциальности медицинской информации. Пользователи должны понимать, как их данные будут собирать, использовать и защищать.

Обучение персонала в вопросах конфиденциальности и работы с медицинскими данными пациентов в приложении. Причиной утечки может стать банальный человеческий фактор, но его вероятность можно снизить.

Шаг 3. Интегрировать потребности пользователя в дизайн

Юзер-френдли интерфейс поможет пользователям с разными навыками разобраться в приложении. Как интегрировать потребности аудитории в дизайн:

  • опираться на опыт лечащих врачей;
  • провести исследование запросов и проблем пациентов.

У нашего продукта уже был сайт, поэтому навигацию приложения мы оформили похожим образом. Сначала оно было дополнением к разработанному продукту, но с ростом количества пользователей перешло в отдельный продукт.

Применение принципов UX/UI помогло сделать приложение понятным и удобным. Но процесс оформления продолжался и после релиза.

Разработанные пользовательские сценарии мы тестировали на потребности и ожидания реальных пациентов, удобство использования и доступность интерфейса. По результатам обратной связи продолжали вносить изменения.

После релиза всегда важно продолжать отслеживать, какие функции приложения наиболее востребованы, через аналитику данных в сервисах. Это поможет вовремя исправлять ошибки и обновлять функционал по обратной связи юзеров.

Так приложение выглядело на начальных этапах. В нем даже появилась система мотивации и персонаж поддержки, оценивающий успехи юзеров, — котик Бари
Вот так выглядит наше приложение сегодня. Сейчас оно на этапе глобального редизайна

Шаг 4. Организовать релиз приложения в магазин

В медтехе действует жесткая система модерации для приложений. Поэтому сложности появляются практически на каждом этапе, особенно когда приложение уже готово и нужно договориться о допуске на платформу. Если в технической части лагов нет, они, вероятнее всего, возникнут в юридической.

В случае со Slimmer нам пришлось открывать ООО для медтех-сегмента, при этом в едином государственном реестре юридических лиц гендиректором медицинского приложения должен значиться врач. Мы назначили на пост врача — специалиста в области продукта, а также предоставили данные, подтверждающие компетентность приложения: общие клинические сведения, регалии доктора.

И даже потом возникали сложности с App Store. Полгода общения с модераторами: каждый раз мы натыкались на новые препятствия, причем каждый раз приходилось заново объяснять, кто мы и почему у нас есть право на то, что мы делаем.

Уровень сложности прохождения этого «квеста» зависит от платформы для релиза. С Google Play, например, у нас не было никаких проблем.

После релиза важно непрерывно отсматривать отзывы на платформе и решать проблемы пользователей.

Мы стараемся оперативно отвечать на комментарии клиентов, у которых возникли трудности при взаимодействии с приложением

Шаг 5. Разработать маркетинговую стратегию

Каким бы идеальным ни был код, мэтча продукт — пользователь не произойдет, пока целевая аудитория о вас не узнает и не услышит ваши ценностные предложения. При выстраивании стратегии нужно идти от проблемы, которую решает приложение. Например, в нашем случае это распространенность ожирения в России. Говоря о нем, мы можем предлагать свой инструмент как помощь для борьбы с этой проблемой.

Коммуникация с медицинским сообществом. Она будет дополнительной действенной поддержкой для вас. Если продукт действительно решает проблему пациентов, можно рассказывать о нем в сообществах, предлагать оценить коллегам работу специалистов в приложении. Это не только повысит узнаваемость продукта, но и поможет выйти на искомую целевую аудиторию.

Собственные социальные сети. Это важный инструмент для повышения лояльности, осведомленности о функциях продукта, информирования пользователей о трудных и узкопрофильных темах. Благодаря соцсетям пользователи будут оперативно узнавать про обновления в функционале приложения.

Например, у Slimmer есть свой телеграм-канал

Вместо выводов

Медицинское приложение — это эффективный способ обмена информацией между врачом и пациентом, он должен быть комфортным и безопасным.

Именно за это отвечает качественная разработка. Важно не останавливаться на минимально удовлетворительном результате и продолжать совершенствовать функционал в соответствии с запросом пользователей.

Развитие сферы медтеха важно для пациентов, не имеющих доступа к нужным врачам. Цифровые продукты — это инструменты, способные сделать квалифицированную помощь экономически и территориально доступной, а значит, и привлечь большее количество пользователей. Это причина, по которой бизнес начинает интересоваться медтех-сервисами и инвестировать в них.


Больше по теме

Новости