У понятия «ИТ-консалтинг» нет четких границ. В России обычно так называют помощь компании-консультанта в работе с ИТ-продуктами, сайтом, хранением и безопасностью данных, корпоративными системами. Другими словами, в сферу входят ИТ-задачи обычного бизнеса и значительная часть деятельности ИТ-компаний.
О том, какие задачи помогает решать ИТ-консалтинг, нам рассказали представители двух компаний:
Рассказываем, какому бизнесу полезен ИТ-консалтинг и сколько это стоит.
В чем суть ИТ-консалтинга
ИТ-консультанты — это команда специалистов в технологиях, программах и бизнесе. Они нужны, когда у заказчика не хватает собственных компетенций — нужны узкие специалисты или экспертный взгляд со стороны. Кейсы консультантов обычно связаны с бизнесом и ИТ одновременно.
Отдельную задачу «изменить программный код» или «написать код для новой программы», как правило, решают программисты на аутсорсе. Причем таким разработчикам нужно готовое техзадание — анализ они не проводят. Бизнес-задачу «увеличить рентабельность» или «сформировать стратегию бизнеса» поможет решить обычная консалтинговая компания.
В ИТ-консалтинг же обращаются, когда для решения бизнес-задачи нужно изменить ИТ-структуру компании, что требует сильной экспертизы в технологиях.
Чтобы узнать, какие шаги помогут компании достичь цели, консультант собирает информацию всеми доступными способами. Например, рассчитывает объем и динамику рынка, проводит опросы целевой аудитории бизнеса, анализирует конкурентов или проводит у них тайную закупку.
Виды ИТ-консалтинга
Начальный уровень ИТ-консалтинга — ИТ-аудит. Консультанты анализируют состояние программ, продуктов, приложений и ищут слабые места. Эксперты не анализируют весь бизнес, не изменяют и не внедряют программы — лишь дают оценку. Например, компания может запросить ИТ-аудит перед масштабированием: проверить, выдержит ли программа нагрузку и что может пойти не так.
ИТ-консалтинг же, в отличие от ИТ-аудита, предполагает работу с достижением различных целей компании. ИТ-консультантов условно можно разделить на две категории:
- Консультанты, которые дают рекомендации и прогнозы по всему бизнесу или отдельному ИТ-продукту. Они помогают определить векторы развития, но не занимаются разработкой или внедрением программного обеспечения.
- Консультанты, которые непосредственно работают с информационными технологиями — прорабатывают архитектуру, подбирают подходящее ПО, внедряют его и интегрируют с другими системами компании.
Прежде чем выбирать ИТ-консультанта, нужно понять, какие задачи компания хочет на него возложить. Только после этого можно выбирать подходящего исполнителя на основе его кейсов.
Еще ИТ-консультанты отличаются и по профилю работы. Есть отраслевой профиль: банки, нефтяная отрасль, строительство, e-com и другие. Есть функциональный профиль: маркетинг, операционная деятельность, системы аналитики, хранение данных и другие направления.
Запрос компании, которая обращается в ИТ-консалтинг, может быть конкретным — например, запустить бизнес в Техасе. Цель может быть более абстрактной — стать лучшей компанией на рынке. В обоих случаях консультант дает ответ на вопрос: «Что и как нужно делать». Эти рекомендации консультанты подкрепляют анализами рынков и конкурентов, исследованиями целевой аудитории и мнениями экспертов индустрии. Также консультанты рассчитывают экономический эффект предлагаемых изменений.
Чем ИТ-консалтинг отличается от обычного консалтинга
Традиционные консалтинговые компании помогают руководителям почти по всем вопросам бизнеса: как увеличить прибыльность, провести реструктуризацию, оптимизировать затраты. Некоторые вопросы тесно переплетаются со сферой ИТ-консалтинга — к примеру, поиск точек роста и снижение операционных затрат.
Другими словами, в обычную консалтинговую компанию можно обратиться, чтобы узнать особенности рынка. А ИТ-консультант поможет понять, какие технические решения помогут этой особенностью воспользоваться.
Иногда в ИТ-консалтинг обращаются с классическими бизнес-запросами, которые, возможно, лучше адресовать классическому консалтингу. В основном так делают ИТ-компании из-за доверия к коллегам по цеху.
Собрали в таблицу несколько примеров, какой из видов консалтинга более подходящий в зависимости от ситуации бизнеса. А ниже более подробно рассмотрим задачи ИТ-консалтинга.
Кому и когда полезен ИТ-консалтинг
ИТ-компании могут обращаться в ИТ-консалтинг почти по любому вопросу. Обычный бизнес — если вопрос хотя бы частично связан с информационными технологиями.
Вот восемь основных запросов, с которыми компании приходят к ИТ-консультантам.
1. Поиск точек роста. Подразумевает развитие бизнеса в новой нише или на новом рынке. Наиболее экспертную помощь в этом вопросе ИТ-консультанты дают ИТ-компаниям. Например, компания не лидер в своем сегменте, и она хочет понять, как ей догнать топовых игроков. Консультант проанализирует компанию, конкурентов и даст рекомендации, за счет чего можно выиграть.
2. Выход на международный рынок. Консультант оценивает, в какую страну лучше выходить и как адаптировать продукт для нового рынка. С таким запросом обычно приходят ИТ-компании.
3. Решение бизнес-задач без программирования или с минимальным использованием кода. Например, компания хочет, чтобы сотрудники могли, используя хранилище данных, собирать отчеты любой сложности. А не только программисты могли работать с корпоративными аналитическими системами.
4. Решение бизнес-задачи с помощью ИТ-системы. Консультант разберется в задаче бизнеса и поможет подобрать систему. Например, систему сбора, обработки, анализа данных, финансовой аналитики, управления рисками, клиентской или производственной аналитики, CRM и другие.
Не обязательно знать, какая именно система подойдет лучше всего. ИТ-консультанту достаточно понимать, что бизнес хочет получить от этой системы в итоге.
Онлайн-магазин хочет проанализировать клиентскую базу, чтобы лучше узнать целевую аудиторию и увеличить число покупателей. Записи о клиентах хранятся в таблицах в Excel, причем у каждого отдела она своя. На сбор и анализ данных уходит много времени.
Чтобы таблицы не тянули бизнес назад, нужна более совершенная система. Консультант сможет подобрать подходящую для онлайн-магазина программу, а если нужно — доработать и адаптировать ее.
5. Импортозамещение. В 2022 году иностранные правообладатели массово начали уходить из России и прекращать поддержку ПО в стране. Из-за этого бизнес, который использует иностранное ПО, начал испытывать трудности.
6. Оценка ИТ-рынка. Чаще всего это нужно ИТ-компаниям, которые хотят проанализировать конкурентов, определить свою долю рынка и найти способы увеличить ее.
Еще оценка рынка нужна бизнес-акселераторам и венчурным фондам, чтобы на ее основе выбирать потенциально прибыльные проекты.
7. Тестирование новых продуктов. Актуально для компаний, которые хотят расширить свою продуктовую линейку. Например, чтобы выйти на новую целевую аудиторию или просто повысить качество и конкурентоспособность продукта, но на это внутри компании не хватает рук.
8. Подготовка к привлечению инвестиций. Часто с такой задачей обращаются в классическую консалтинговую компанию. Однако ИТ-компаниям может быть полезнее именно ИТ-консалтинг, потому что специалисты такой компании, скорее всего, лучше разбираются в отрасли. Например, когда нужно проанализировать конкурентов, технологии, которые они используют, и показать, почему имеющееся у бизнеса решение не имеет аналогов.
В рамках услуги консультанты строят финансовую модель, проводят анализ рынка и описывают траекторию развития компании. Дополнительно они могут помочь с самим привлечением инвестиций. Например, разместить информацию о компании на онлайн-площадках, найти контакты инвесторов или выступать от лица бизнеса при заключении сделки.
Сколько стоит ИТ-консалтинг
ИТ-консалтинг — недешевая услуга, потому что это всегда проектная деятельность. Цена зависит от объема проекта, сложности задач и от экспертности ИТ-консультанта. На декабрь 2022 года стоимость ИТ-консалтинга обычно стартует от 100 000 ₽ — это цена консультации.
Консультация подразумевает серию бесед на неделю, месяц, а иногда на полгода. Ценник обусловлен тем, что за час-два качественную консультацию не провести. Специалист просто не успеет разобраться в бизнесе и самой задаче. Любая консультация подразумевает большой объем работы. В итоге ИТ-консультант сможет найти слабые места бизнеса, его технической составляющей, предложить вектор развития.
Иногда бизнесу нужен долгосрочный консалтинг в серии проектов. Например, сначала проанализировать бизнес, найти его слабые места и точки роста. Затем разработать и внедрить систему. После этого, как правило, требуется клиентская поддержка внедренных систем и даже аутсорс специалистов, работающих с внедренной системой. Такие проекты могут требовать нескольких сотен тысяч в месяц, а по итогу вылиться в десятки миллионов.
Как подготовиться к работе с ИТ-консультантом
Главное при обращении к ИТ-консультанту — понять, какой результат вы хотите получить. В идеальном варианте нужно дать консультанту четкие бизнес-требования — цели и показатели, которых компания хочет добиться, или набор функций ИТ-системы, которая нужна бизнесу.
Например, цель бизнеса — продавать больше. Она довольно абстрактная: продажи можно нарастить десятками разных способов, далеко не каждый из которых подходит конкретному бизнесу. Общую цель можно конкретизировать: повысить эффективность рекламы на 15%.
В первом случае ИТ-консультанту понадобится больше времени, чтобы вникнуть в специфику бизнеса, а это обойдется дороже. С другой стороны, консультант сможет найти неочевидные способы повышения роста продаж, о которых компания не задумывалась.
С каким запросом вы бы обратились к ИТ-консультантам?