Изготовитель должен предоставлять потребителю полную информацию о продукте. Например, его срок годности и состав. Для этого используют этикетки — опознавательный знак, который нужно размещать на всех товарах.
В статье разбираемся, какую информацию нужно указать на этикетке и как ее правильно оформить, чтобы не получить штраф.
Статья будет полезна производителям товара и импортерам. Если закупаетесь в России и перепродаете товары, нужно проверить, чтобы на этикетке была вся нужная информация.
Что такое этикетка товара и зачем она нужна
Этикетка — это опознавательный знак, который продавец размещает на товаре. Есть разные виды этикеток, например графическое изображение, наклейка или навесной ярлык.
Этикетка нужна, чтобы проинформировать покупателя об основных характеристиках продукта, например составе, дате производства, сроке годности.
Какая информация должна быть на этикетке
По закону у покупателей должна быть возможность изучить основные характеристики товара перед покупкой. Информация, которую нужно указать на этикетке, зависит от вида товара — например, у некоторых товаров есть срок годности, а у других нет.
Все, что нужно указать на этикетке, прописано в законе «О защите прав потребителей» и подзаконных нормативных актах.
Вот что обязательно должно быть на этикетке для товара любой категории:
- наименование товара;
- наименование и адрес изготовителя, продавца или импортера, если товар привезли из-за границы;
- контактные данные поставщика — наименование или ФИО, адрес, телефон или электронная почта. Самозанятые могут указать адрес проживания;
- страна производства;
- состав;
- срок службы или годности;
- размер или объем;
- знак EAC — он подтверждает, что товар соответствует техническим регламентам Евразийского экономического союза, ЕАЭС. Знак можно скачать в интернете и добавить на этикетку.
Есть несколько параметров, которые указывают на этикетке опционально:
- штрихкод;
- артикул;
- товарный знак;
- код Data Matrix.
Штрихкод. Чаще всего используются коды EAN-13 или Code 128. Но, например, для книг нужно указывать код ISBN — он заменяет обычный штрихкод.
Артикул. Это буквенно-цифровой код, который присваивают товару, чтобы отличить его от других в ассортименте, например, по цвету, размеру, производителю и другим характеристикам.
Товарный знак размещают, если бизнес его зарегистрировал. Если вы не регистрировали товарный знак и продаете ноунейм-товары, которые привезли, например, из Китая, название бренда на этикетке лучше не использовать — так можно нарушить чьи-то авторские права. Правообладатель может обратиться с претензией и потребовать от нарушителя компенсацию.
Маша закупила в Китае партию футболок, открыла магазин и назвала его «Всемайки», но товарный знак не зарегистрировала. Петя тоже закупил в Китае партию футболок, открыл магазин, назвал его «Всемайки», но зарегистрировал товарный знак. Теперь Петя стал правообладателем названия и потребовал от Маши компенсацию за нарушение авторских прав — Маше пришлось выплатить деньги, а еще сменить название магазина.
Код Data Matrix — для товаров, которые подлежат обязательной маркировке в системе «Честный знак». Код позволяет отследить движение товара от производителя или импортера до потребителя.
Дополнительно можно указать на этикетке сайт и контакты для связи — это пригодится, если покупатель захочет напрямую связаться с продавцом и дать обратную связь.
Если товар привезли из-за рубежа, информацию на упаковке нужно перевести на русский язык и наклеить этикетку с этими данными поверх данных иностранного производителя.
Как оформить этикетку для разных категорий товаров
Разберемся, что указывать на этикетке для следующих категорий товаров:
- продукты питания;
- одежда;
- обувь;
- косметика;
- бытовая техника и электроника.
Продукты питания. Требования к этикеткам продуктов питания самые строгие. Они прописаны в разделе 3 государственного стандарта о пищевых продуктах — ГОСТ Р 51074-2003.
Вот что должно быть на этикетке продуктов:
- наименование товара. Оно должно четко сообщать покупателю, какой именно продукт он покупает. Например, нельзя написать просто «ягода», нужно написать, какая именно — «черника». Если у товара есть специфическое свойство, это тоже нужно указывать на этикетке. Например, «сублимированные ягоды», «пастеризованное молоко», «стерилизованные сливки»;
- масса или объем. Массу пишут в граммах и килограммах, объем — в литрах и миллилитрах. Если продукт находится в жидкости, например вяленые томаты в масле, указывают массу основного продукта — то есть томатов;
- пищевая ценность — это калорийность, количество белков, жиров и углеводов;
- назначение — для детских и диетических продуктов. Например: «Продукт предназначен для детского питания»;
- способ приготовления — для концентрированных продуктов и полуфабрикатов. Например: «Сухое картофельное пюре нужно развести горячей водой»;
- условия хранения. Например: «Хранить в холодильнике при температуре
от +2 до +6 градусов»; - срок годности. Например, «годен до…» или «использовать до…». Если срок годности меньше трех месяцев, нужно указать год, месяц и дату, до которых продукт нужно употребить. Если срок годности больше трех месяцев, указывают год и месяц изготовления. Вместо конкретных дат можно указать период, в течение которого нужно съесть продукт. Например: «Годен 5 суток с даты изготовления» или «Употребить в течение 12 часов после вскрытия упаковки»;
- состав. В нем нужно перечислить все ингредиенты, которые входят в продукт, в порядке убывания: чем ближе к началу списка ингредиент, тем его больше в продукте. Например, в составе замороженных котлет есть мясо курицы, мука, крахмал, соевый белок и много других ингредиентов. Мясо на первом месте, значит, его в продукте больше всего.
В составе нужно также указать биологически активные добавки, ароматизаторы, пищевые красители, усилители вкуса.
Если в составе продукта есть аллергены, например глютен, орехи, кунжут, соя, об этом нужно обязательно предупредить на этикетке. Это важно для людей с непереносимостью конкретного продукта.
На этикетке продукта питания нельзя указывать:
- наименование, которое может ввести потребителя в заблуждение. Например, называть растительный маргарин сливочным маслом;
- ингредиент в составе продукта, если использовали только ароматизатор, который имитирует его вкус или аромат. Например, нельзя писать «клубничный йогурт», если в составе нет ягод, а только ароматизатор. Нужно писать «йогурт с ароматом клубники»;
- формулировку «экологически чистый».
Одежда. Требования к этикеткам для одежды регулирует ГОСТ 10581-91. В этом же документе указано, на какие части одежды нужно прикреплять бирки с информацией для потребителей. Например, на пальто или жакете этикетку крепят на низ рукава, на брюках — на замок застежки-молнии или на шлевку пояса.
На этикетке для одежды должна быть следующая информация:
- модель изделия. Модель — это одинаковые по виду и качествам, но разные по цвету изделия. Например, модель кроссовок New Balance 574 в красном или оранжевом цвете;
- размер;
- цвет;
- наименование изделия по ГОСТу 17037-2022. В нем перечислены все наименования одежды, для удобства есть иллюстрации. Например, на рисунках подробно показано, чем внешне ветровка отличается от парки, анорака, бомбера и косухи;
- состав изделия. Например «95% хлопок и 5% лайкра».
Дополнительно можно указать месяц и год пошива.
На любой одежде есть специальный вшитый ярлык-лента с рекомендациями по уходу за одеждой. Эти знаки можно продублировать и на бумажной этикетке.
Обувь. Этикетку для обуви обычно наклеивают на коробку. Вот что на ней должно быть:
- что за обувь и для кого. Например, «туфли женские» или «кроссовки детские»;
- модель изделия;
- размер;
- цвет;
- материал верха, подкладки, стельки и подошвы обуви;
- защитные свойства — для специальной обуви — например, от скольжения или пониженных температур.
Дополнительно можно указать полноту обуви, месяц и год пошива.
Косметика. Требования к этикетке косметической продукции регулирует
- наименование продукции и ее назначение. Например: «Очищающий гель для умывания». Детская косметика должна содержать в названии слова «детская» или «для детей» и информацию о том, с какого возраста ее можно использовать. Например: «Шампунь для детей с трех лет»;
- объем или массу;
- цвет и/или тон — для декоративной косметики и окрашивающих средств;
- массовую долю фторида — для средств гигиены полости рта, например зубной пасты с соединениями фтора;
- срок годности. Если он больше 30 месяцев, нужно указать допустимое время использования после вскрытия упаковки. Можно использовать формулировку «годен до», но тогда не нужно указывать дату изготовления;
- меры предосторожности. Чаще всего указывают «не использовать в пищу» и «избегать попадания в глаза»;
- способы применения продукта. Например: «Наносить каждый вечер на чистую кожу лица, не смывать»;
- список ингредиентов — указывают в порядке убывания концентрации. Например, если в средстве преобладает вода, а потом масла, на первом месте должна стоять вода;
- информацию, куда направлять претензии по качеству товара;
- номер партии или специальный код, которые позволяют идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции. Эта информация в первую очередь нужна производителю: если товар окажется бракованным, можно будет легко изъять из продажи конкретную бракованную партию, а не всю продукцию целиком.
Информация на этикетке косметики должна быть четкой и несмываемой в течение всего срока годности товара. Например, этикетка геля для душа не должна смываться водой.
Бытовая техника и электроника. На этикетке таких устройств нужно указывать:
- информацию об энергетической эффективности товара. Например, уровень потребления электроэнергии у бытовых приборов. Это может быть класс А, А++, В;
- назначение товара и область применения. Например: «Ручной отпариватель для одежды предназначен только для бытового использования»;
- правила хранения, транспортировки, безопасного и эффективного использования, ремонта, утилизации. Например: «Устройство нельзя утилизировать с бытовыми отходами»;
- потребительские свойства и характеристики товара;
- информацию об обязательной сертификации;
- массу, размер, состав или комплектность;
- гарантийный срок.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Какие штрафы грозят за неправильное оформление этикетки
Продавец должен соблюдать основные требования и верно указывать обязательную информацию о товаре на этикетке — иначе можно получить штрафы.
За этикетку без данных об изготовителе Роспотребнадзор может оштрафовать:
- ИП и руководителя компании — от 3000 до 4000 ₽;
- малое предприятие — от 15 000 до 20 000 ₽;
- средние и крупные компании — от 30 000 до 40 000 ₽.
Если указать на этикетке ложные или некорректные сведения о товаре, например написать неправильный срок годности, можно получить штрафы:
- для руководителя компании или ИП — от 12 000 до 20 000 ₽;
- для малых предприятий — от 50 000 до 250 000 ₽;
- для средних и крупных компаний — от 100 000 до 500 000 ₽.
Если завысить на этикетке вес или объем товара, штрафы составят:
- для ИП или руководителя компании — от 10 000 до 30 000 ₽;
- для малых предприятий — от 10 000 до 25 000 ₽;
- для средних и крупных компаний — от 20 000 до 50 000 ₽.
Главное
- У каждого товара должна быть этикетка. Это может быть наклейка, графическое изображение на коробке или навесной ярлык.
- Главная задача этикетки — проинформировать покупателя об основных свойствах товара. Бизнесу правильно оформленная этикетка поможет избежать штрафа от Роспотребнадзора.
- Перед тем как формировать этикетку, рекомендуем изучить требования закона «О защите прав потребителей». В нем прописана основная информация, которую продавцы обязаны размещать на этикетке.
- Для отдельных категорий товаров — продукты, одежда, обувь, бытовая техника, косметика — есть дополнительные требования к содержанию этикетки.
- Для продовольственных и непродовольственных товаров требования к этикетке сильно отличаются. Например, к продуктам питания они намного строже, чем к одежде.
- Если обязательной информации на этикетке нет или она неверная, магазину грозит штраф. Самые большие штрафы можно получить за введение покупателей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара — до 500 000 ₽ для средней и крупной компании.
Расскажите, для какого товара делаете этикетки?
Марина, когда-нибудь сталкивались со штрафами за неправильное оформление? Или с какими-то трудностями?
Нужны ли этикетки для косметичек ручной работы ?
Валерия, добрый день! Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей).
Состав этой информации перечислен в п. 2 ст. 10 закона. В отношении косметичек должно быть указано, из чего сделан товар, как за ним ухаживать, кто изготовитель.
Платья на девочек-подростков