Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Рассказать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как придумать артикул и присвоить товару


Объясняем, что такое артикул товара и зачем он нужен для торговли на маркетплейсах и в собственном магазине


Максим Димитров

Максим Димитров

Основатель марки одежды для независимых людей Cave

Объясняем, что такое артикул товара и зачем он нужен для торговли на маркетплейсах и в собственном магазине


Максим Димитров

Максим Димитров

Основатель марки одежды для независимых людей Cave

Артикул — буквенно-цифровой код, который присваивают товару, чтобы отличить его от других в ассортименте, например по цвету, размеру, производителю и другим характеристикам. Встретить артикулы можно в карточке товара на маркетплейсе или в интернет-магазине, в накладных, на этикетке.

В статье рассказываем, зачем нужен артикул, из чего он состоит и как правильно его составить, чтобы товар было проще опознать.

SKU = Артикул

Часто встречается термин SKU — Stock Keeping Unit — складская единица учета. Это то же самое, что и артикул.

Зачем товару нужен артикул

Артикул товара — не обязательная информация. Например, магазины с небольшим ассортиментом могут вообще не использовать артикулы, а ориентироваться только на название или описание продукта. Однако с ростом ассортимента без артикулов будет сложнее опознать товар.

Покупатель хочет обменять черные штаны на синие меньшего размера. При этом все вещи хранятся на одном складе в непрозрачных упаковках. Пока продавец не вскроет их, он не узнает, где черные штаны, а где — синие.

Артикулы сделают поиск товара легче. Но есть еще причины, по которым их следует внедрить:

  1. Проще отслеживать остатки товаров. Можно узнать, сколько товаров осталось на складе, что есть в наличии, а что нужно дозаказать.
  2. Легче управлять остатками. Если используете штрихкоды с артикулами, можно сканировать каждую единицу товара, чтобы автоматически обновить данные о количестве в системе учета. Например, магазин отправил товар покупателю, а перед этим отсканировал штрихкод. Теперь количество в системе уменьшится на одну единицу.
  3. Можно быстрее ответить на вопросы покупателей. При обращении в поддержку покупатели могут использовать названия товаров или их описания. Но клиент может ошибиться и неправильно запомнить название, или у магазина окажется несколько вариантов товара с одинаковым названием. Если есть артикул, покупатель сможет назвать его или прислать в чат со службой поддержки, чтобы сотрудники оперативно нашли по нему информацию.
  4. Можно ускорить процесс обмена и возврата. Представьте, что покупатель хочет обменять товар, и пишет в чат «Хочу обменять красное платье Afina 42-го размера на такое же 44-го размера». Из этого сообщения сотрудник не поймет, о каком именно платье идет речь, придется уточнять детали.

А вот если покупатель напишет «Хочу обменять красное платье, артикул AF42RD», менеджер сразу поймет, какую вещь имел в виду клиент, и быстро найдет в системе нужный товар.

Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Телеграм-канал: 32 487 читателей

Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Из чего может состоять артикул

Артикулы могут быть простыми и состоять только из цифр, например 45796872, а могут быть составными и содержать буквы и символы, например DRBL44W или 7FS2023. Их можно комбинировать, чтобы учитывать в артикуле больше параметров, которые помогают опознать конкретный товар, например:

  • страна производства;
  • производитель или поставщик;
  • год и месяц выпуска;
  • размер;
  • цвет;
  • материал;
  • категория;
  • сезонность — для одежды и обуви;
  • любая другая информация, которая кажется компании важной, — пол, возраст, коллекция, принт.

Для каждого возможного значения параметра можно придумать свой код.

Страна производства. Обычно используются телефонные коды стран, например Россия — 7, Китай — 86, или буквенные сокращения, например RUS — Россия, CN — Китай, GER — Германия.

Производитель или поставщик. Производители могут придумать собственные обозначения и использовать в артикулах название бренда. Например, Annemore — ANM. Дистрибьюторы могут использовать аббревиатуры названия компаний, у которых закупают товары. Например, LN — Lenovo, FS — Farmstay.

Год и месяц выпуска. Можно записать полностью, например «июль 2022 года» — «072022». Если указан только год, можно сократить до последних двух цифр, например «2023» — «23».

Размер. В зависимости от размерной сетки можно указать числовые значения, например 42, 44, 46 или буквенные — XS, S, M.

Цвет. Чтобы различать цвета одной модели товара, можно присвоить сокращенные буквенные обозначения. Например, RED — красный, GRN — зеленый. Для сложных оттенков можно использовать коды из палитры Pantone. Например, синий может иметь значение BL или 306 по Pantone.

Материал. Для тканей легче всего использовать следующие обозначения: S — silk — шелк, C — cotton — хлопок, W — wool — шерсть.

Категория. Например, SH — shoes — обувь, T — toys — игрушки. Можно сузить до типа товара. К примеру, P — пальто, K — крем.

Сезонность. Для одежды и обуви важно обозначить сезон. Можно использовать обозначения по первым буквам, например SM — summer — лето, W — winter — зима или цифры: 1 — зима, 2 — весна, 3 — лето, 4 — осень.

Если товар демисезонный, значения можно сочетать. Например, «осень-зима» обозначить FW или 41.

Дополнительная информация. Продавец может указать в артикуле другие данные, которые покажутся ему важными. Например, для одежды и обуви может быть актуально обозначить коллекции: B — basic — базовая, LTD — limited — лимитированная, CP — capsular — капсульная. Можно также добавить обозначение пола, возраста, комплектации.

Значения, которые можно включить в артикул
Пример, как может выглядеть артикул для женского платья
Вот так выглядит артикул в карточке товара на Wildberries. Маркетплейс самостоятельно присваивает числовой артикул. Но при этом он отличается от артикула продавца, который тот указывает на этикетке
А вот этикетка от товара, который вы видели выше в карточке. Продавец самостоятельно составил артикул, чтобы использовать его внутри компании
Пример артикула в карточке товара интернет-магазина косметики. Можно увидеть, что в самом начале продавец использует первые буквы из названия бренда

Как составить артикул

Универсального формата или строгих требований к созданию артикула товара нет. Но есть определенный алгоритм, которому можно следовать. Разберем по шагам.

Шаг 1. Опрелелиться с длиной артикула. Оптимальная длина — 6—12 символов. Если делать артикулы слишком короткими, в них не поместится вся необходимая информация, если слишком длинными — их будет сложно прочитать. Однако есть некоторые категории, для которых может понадобиться длинный артикул. Например, для электроники, у которой много разных параметров.

Шаг 2. Определить, какие значения нужно включить в артикул. Длина артикула будет зависеть от того, какие характеристики важны компании, чтобы отследить их по артикулу. Например, для одежды и обуви это может быть бренд, пол, тип, размер, цвет, для монитора — диагональ, тип матрицы, крепления для кронштейна.

На написание одной характеристики нужно в среднем два символа. Значит, в артикул длиной 12 символов можно включить 5—6 параметров.

Старайтесь включать в артикул только важные значения и не перегружать его — иначе можно запутаться. Если торгуете только женской обувью, не нужно включать в артикул значение «пол», а если весь ассортимент магазина производится в России, нет смысла присваивать код страны производителя.

Шаг 3. Присвоить код каждому параметру. Артикулы на товары должны быть стандартизированы внутри одного магазина. Если один сотрудник будет обозначать желтый цвет одной буквой Y, другой — сочетанием YW, а третий — ЖЕЛ, возникнет путаница.

Чтобы такого не произошло, можно создать шифры для каждой характеристики, которые будут использоваться в артикулах. Для удобства советуем составить таблицу.

Тип товараЦветМатериалРазмерСезон
J — джемпер
H — худи
R — рубашка
P — платье
D — джинсы
Y — юбка
SW — свитер
K — куртка
RD — красный
BLU — голубой
GN — зеленый
YLW — желтый
BL — черный
GR — серый
WH — белый
C — хлопок
W — шерсть
S — шелк
L — кожа
LN — лен
V — вискоза
40
42
44
46
48
50
52
54
01 — зима
02 — весна
03 — лето
04 — осень
0203 — демисезон: весна-лето
0104 — демисезон: осень-зима

Эти коды нужно использовать для всех товаров — даже если в ассортименте несколько разных категорий. Например, у серых кроссовок и серых наушников должно стоять одинаковое обозначение цвета — GR.

Дальше с помощью таблицы можно сформировать артикулы к товарам. Например, для осеннего джемпера 44-го размера красного цвета из шерсти артикул может выглядеть так — JRDW4404.

Магазину не всегда нужно самостоятельно составлять артикулы. Если продавец торгует уникальным товаром, например косметикой определенного бренда, можно взять артикулы у производителя или поставщика. Но если продукция не уникальна или ее привозят разные поставщики, а характеристики играют ключевую роль, стоит придумать артикул. Это убережет продавца от пересортицы и лишней работы в случае смены поставщика, ведь одинаковые товары будут с одним и тем же артикулом.

Чек-лист: как правильно обозначить артикул

Собрали рекомендации, как сформировать артикулы на товары, чтобы их было легко читать и понимать.

  1. Стараться не использовать буквы, которые можно спутать с символами и цифрами, например «О» можно принять за «0», «I» за «1».
  2. Использовать в названии артикула буквы одного алфавита — кириллицы или латиницы, чтобы не запутаться. Если компания продает только на российском рынке и не планирует выходить за рубеж, можно использовать только кириллицу.
  3. Использовать и буквы, и цифры. Если артикулы состоят только из букв, их можно принять за часть описания товара, если только из цифр — их можно спутать с UPC или EAN.
  4. Обозначать каждую характеристику не более чем 2—3 символами. Например, BRW — коричневый или KR — кроссовки.
  5. Указывать информацию в порядке убывания важности. Например, производитель — тип товара — цвет — размер. Второстепенные значения можно оставить в описании товара.
  6. Не перегружать артикулы и указывать в них только те данные, которые помогут быстро найти и опознать товар.
  7. Не начинать артикулы с цифры «0», потому что она может не отобразиться в некоторых программах.
  8. Использовать шрифты без засечек, например Arial или Verdana, чтобы буквы не сливались между собой.
  9. Если нужно разделить характеристики в артикуле, лучше использовать нижнее подчеркивание «_». Такие знаки, как, например, дефис «-» или косая черта «/» могут некорректно считываться в программах.

Если артикулы получаются короткими, от разделительных знаков можно отказаться. Это избавит от путаницы и сократит время набора при поиске.

Главное

  1. Артикул — условное обозначение, которое присваивается товарам для их идентификации.
  2. Артикул нужен магазинам, чтобы быстрее искать товары, отслеживать остатки и управлять ими, упростить процесс обмена и возврата.
  3. Артикулы могут быть простыми и состоять только из цифр, а могут быть составными и содержать буквенные обозначения и символы.
  4. В артикул можно включить такие значения — страна производства, цвет, размер, тип товара, сезон, материал и любые другие параметры, которые помогут продавцу быстрее опознать товар.
  5. Чтобы составить артикул, определитесь с оптимальной длиной, решите, какие значения хотите включить в артикул, и присвойте код каждому параметру.
Яна Сонина
Яна Сонина

Делитесь, как создаете и присваиваете артикулы для товаров.


Больше по теме

Новости