Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Создайте страницу бизнеса ВКонтакте и получите бесплатную поддержку
ПодробнееПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Объясняем, что такое артикул и зачем он нужен для торговли на маркетплейсах и в собственном магазине
Основатель марки одежды для независимых людей Cave
Объясняем, что такое артикул и зачем он нужен для торговли на маркетплейсах и в собственном магазине
Основатель марки одежды для независимых людей Cave
Артикул — буквенно-цифровой код, который присваивают товару, чтобы отличить его от других в ассортименте, например по цвету, размеру, производителю и другим характеристикам. Встретить артикулы можно в карточке товара на маркетплейсе или в интернет-магазине, в накладных, на этикетке.
В статье рассказываем, зачем нужен артикул, из чего он состоит и как правильно его составить, чтобы товар было проще опознать.
Часто встречается термин SKU — Stock Keeping Unit — складская единица учета. Это то же самое, что и артикул.
Артикул товара — не обязательная информация. Например, магазины с небольшим ассортиментом могут вообще не использовать артикулы, а ориентироваться только на название или описание продукта. Однако с ростом ассортимента без артикулов будет сложнее опознать товар.
Покупатель хочет обменять черные штаны на синие меньшего размера. При этом все вещи хранятся на одном складе в непрозрачных упаковках. Пока продавец не вскроет их, он не узнает, где черные штаны, а где — синие.
Артикулы сделают поиск товара легче. Но есть еще причины, по которым их следует внедрить:
А вот если покупатель напишет «Хочу обменять красное платье, артикул AF42RD», менеджер сразу поймет, какую вещь имел в виду клиент, и быстро найдет в системе нужный товар.
Артикулы могут быть простыми и состоять только из цифр, например 45796872, а могут быть составными и содержать буквы и символы, например DRBL44W или 7FS2023. Их можно комбинировать, чтобы учитывать в артикуле больше параметров, которые помогают опознать конкретный товар, например:
Для каждого возможного значения параметра можно придумать свой код.
Страна производства. Обычно используются телефонные коды стран, например Россия — 7, Китай — 86, или буквенные сокращения, например RUS — Россия, CN — Китай, GER — Германия.
Производитель или поставщик. Производители могут придумать собственные обозначения и использовать в артикулах название бренда. Например, Annemore — ANM. Дистрибьюторы могут использовать аббревиатуры названия компаний, у которых закупают товары. Например, LN — Lenovo, FS — Farmstay.
Год и месяц выпуска. Можно записать полностью, например «июль 2022 года» — «072022». Если указан только год, можно сократить до последних двух цифр, например «2023» — «23».
Размер. В зависимости от размерной сетки можно указать числовые значения, например 42, 44, 46 или буквенные — XS, S, M.
Цвет. Чтобы различать цвета одной модели товара, можно присвоить сокращенные буквенные обозначения. Например, RED — красный, GRN — зеленый. Для сложных оттенков можно использовать коды из палитры Pantone. Например, синий может иметь значение BL или 306 по Pantone.
Материал. Для тканей легче всего использовать следующие обозначения: S — silk — шелк, C — cotton — хлопок, W — wool — шерсть.
Категория. Например, SH — shoes — обувь, T — toys — игрушки. Можно сузить до типа товара. К примеру, P — пальто, K — крем.
Сезонность. Для одежды и обуви важно обозначить сезон. Можно использовать обозначения по первым буквам, например SM — summer — лето, W — winter — зима или цифры: 1 — зима, 2 — весна, 3 — лето, 4 — осень.
Если товар демисезонный, значения можно сочетать. Например, «осень-зима» обозначить FW или 41.
Дополнительная информация. Продавец может указать в артикуле другие данные, которые покажутся ему важными. Например, для одежды и обуви может быть актуально обозначить коллекции: B — basic — базовая, LTD — limited — лимитированная, CP — capsular — капсульная. Можно также добавить обозначение пола, возраста, комплектации.
Универсального формата или строгих требований к созданию артикула товара нет. Но есть определенный алгоритм, которому можно следовать. Разберем по шагам.
Шаг 1. Опрелелиться с длиной артикула. Оптимальная длина — 6—12 символов. Если делать артикулы слишком короткими, в них не поместится вся необходимая информация, если слишком длинными — их будет сложно прочитать. Однако есть некоторые категории, для которых может понадобиться длинный артикул. Например, для электроники, у которой много разных параметров.
Шаг 2. Определить, какие значения нужно включить в артикул. Длина артикула будет зависеть от того, какие характеристики важны компании, чтобы отследить их по артикулу. Например, для одежды и обуви это может быть бренд, пол, тип, размер, цвет, для монитора — диагональ, тип матрицы, крепления для кронштейна.
На написание одной характеристики нужно в среднем два символа. Значит, в артикул длиной 12 символов можно включить 5—6 параметров.
Старайтесь включать в артикул только важные значения и не перегружать его — иначе можно запутаться. Если торгуете только женской обувью, не нужно включать в артикул значение «пол», а если весь ассортимент магазина производится в России, нет смысла присваивать код страны производителя.
Шаг 3. Присвоить код каждому параметру. Артикулы на товары должны быть стандартизированы внутри одного магазина. Если один сотрудник будет обозначать желтый цвет одной буквой Y, другой — сочетанием YW, а третий — ЖЕЛ, возникнет путаница.
Чтобы такого не произошло, можно создать шифры для каждой характеристики, которые будут использоваться в артикулах. Для удобства советуем составить таблицу.
Тип товара | Цвет | Материал | Размер | Сезон |
---|---|---|---|---|
J — джемпер H — худи R — рубашка P — платье D — джинсы Y — юбка SW — свитер K — куртка | RD — красный BLU — голубой GN — зеленый YLW — желтый BL — черный GR — серый WH — белый | C — хлопок W — шерсть S — шелк L — кожа LN — лен V — вискоза | 40 42 44 46 48 50 52 54 | 01 — зима 02 — весна 03 — лето 04 — осень 0203 — демисезон: весна-лето 0104 — демисезон: осень-зима |
Эти коды нужно использовать для всех товаров — даже если в ассортименте несколько разных категорий. Например, у серых кроссовок и серых наушников должно стоять одинаковое обозначение цвета — GR.
Дальше с помощью таблицы можно сформировать артикулы к товарам. Например, для осеннего джемпера 44-го размера красного цвета из шерсти артикул может выглядеть так — JRDW4404.
Магазину не всегда нужно самостоятельно составлять артикулы. Если продавец торгует уникальным товаром, например косметикой определенного бренда, можно взять артикулы у поставщика. Но если продукция не уникальна или ее привозят разные поставщики, а характеристики играют ключевую роль, стоит придумать артикул. Это убережет продавца от пересортицы и лишней работы, если поставщик сменится, ведь одинаковые товары будут с одним и тем же артикулом.
Собрали рекомендации, как сформировать артикулы на товары, чтобы их было легко читать и понимать.
Если артикулы получаются короткими, от разделительных знаков можно отказаться. Это избавит от путаницы и сократит время набора при поиске.
Дважды в месяц — о том, как продавать на Wildberries, Ozon и Яндекс Маркете и зарабатывать больше.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности