Цифровые финансовые активы — стремительно набирающий популярность инвестиционный инструмент. Хотя история ЦФА не насчитывает и трех лет, объем этого рынка уже перевалил за 200 млрд рублей, и каждый год он притягивает десятки новых компаний. Бизнес видит в цифровых активах привлекательный способ получения финансирования — это быстро, дешево и надежно.
ЦФА построены на новых технологиях финансового рынка, и работа с ними многим кажется непростой задачей. Но устройство этого инструмента кажется сложным лишь на первый взгляд.
Вместе с финансовыми экспертами и участниками рынка разобрались, почему не стоит бояться ЦФА и как с их помощью пополнить капитал предприятия.
Об особенностях, плюсах и минусах этих активов нам рассказали представители платформ по выпуску ЦФА «Токеон» — входит в группу Промсвязьбанка, «Атомайз» — входит в группу Т-Банка, аналитики инвесткомпании «БКС Мир инвестиций» и рейтингового агентства «АКРА».
Что такое ЦФА
ЦФА, или цифровые финансовые активы, — это цифровые права, привязанные к различным активам и оформленные через запись в сети блокчейн. По сути, это цифровые аналоги договоров займа, векселей, акций и облигаций.
Блокчейн — это распределенная база данных всех транзакций, проведенных участниками системы. Преимущества такой сети в том, что она децентрализована и не может контролироваться кем-то одним. Все данные доступны каждому из участников, и их нельзя незаметно изменить для всех остальных.
Сделки совершаются через смарт-контракты — алгоритмы, которые автоматически выполняют условия сделок и записывают информацию в распределенный реестр. Такое устройство блокчейна делает выпуск и учет цифровых прав прозрачным и надежным.
ЦФА можно выпустить на самые разные активы: золото, бриллианты, товары, ценные бумаги. Они также могут закреплять определенные обязательства эмитентов перед инвесторами, например выплату процентов или часть прибыли, право на получение товара или услуги. При этом важно понимать, что ЦФА — это не криптовалюта и средством платежа они не являются. Они лишь закрепляют за своим владельцем право на актив.
Выпуском и учетом ЦФА занимаются специализированные платформы — операторы информационных систем, ОИС. Сейчас в реестре Банка России 11 таких операторов. Они размещают ЦФА, регистрируют сделки и совершают расчеты по ним.
Вот у каких компаний сейчас есть лицензия ОИС:
- Национальный расчетный депозитарий.
- СПБ Биржа.
- СберБанк.
- Т-Банк.
- Альфа-Банк.
- Еврофинанс Моснарбанк.
- Атомайз.
- Лайтхаус.
- Мастерчейн.
- Токеон.
- ЦФА Хаб — входит в экосистему МТС.
Закон «О цифровых финансовых активах» появился в январе 2021 года, а пилотные выпуски ЦФА состоялись в 2022 году. С тех пор российские компании активно наращивали объемы выпуска, что позволило увеличить общий размер рынка по итогам августа 2024 года до 217 млрд рублей. Это в четыре раза больше, чем в конце 2023 года. Количество состоявшихся размещений оценивается в 650—700. ЦФА выпускают как финансовые институты — в первую очередь банки, — так и нефинансовые компании, в том числе малый и средний бизнес.
По оценке АКРА, к концу 2026 года рынок ЦФА может удвоиться и достичь 500 млрд рублей.
Так как рынок ЦФА еще молодой, наибольшей популярностью у бизнеса пока пользуются простейшие ЦФА — аналоги облигаций, рассказал аналитик БКС Мир инвестиций Даниил Болотских. Они составляют 95% от всех выпущенных цифровых активов, оценивают в АКРА. С помощью таких «цифровых облигаций» компания берет у инвесторов определенную сумму в долг. Каждый ЦФА закрепляет право покупателя на «кусочек» этой суммы, она равна номинальной стоимости ЦФА, и определенный процент за пользование этими деньгами — купон. Ставка купона может быть фиксированной или плавающей — привязанной к определенному показателю, например к ключевой ставке. Он выплачивается либо в течение всего срока обращения, либо при погашении долга. Выплата номинала тоже может быть как периодической — перечисление стоимости ЦФА инвестору по частям, — так и единовременной.
Чаще всего через ЦФА бизнес занимает у инвесторов деньги на короткий срок — до 6 месяцев, рассказал Болотских. Процентные ставки таких выпусков близки к ставкам по обращающимся на Мосбирже облигациям публичных компаний. Средневзвешенная доходность выпусков с фиксированной ставкой и дисконтных ЦФА, в которых цена покупки ниже номинала, составила 16,46% в первой половине 2024 года, следует из оценок ЦФА Хаб. Средневзвещенная разница между ставками плавающих выпусков и ключевой ставкой ЦБ была на уровне +2,18 процентного пункта.
Чем ЦФА лучше облигаций
Выход на биржу с классическими облигациями — сложный, долгий и дорогой процесс, говорит руководитель группы рейтингов проектного и структурированного финансирования АКРА Тимур Искандаров. Требуется подготовка и регистрация эмиссионной документации, уплата комиссий посредникам и проведение премаркетинга. Этот процесс может занимать от нескольких месяцев до года, отметили в Атомайзе. При этом из-за сложности процедур и человеческого фактора в процессе выпуска бумаг нередко возникают ошибки. Что касается затрат: обычно выпуск облигаций обходится компаниям в десятки миллионов рублей — при этом значительную долю составляют комиссии посредников.
Кроме того, у бирж есть требования к капитализации эмитента — не менее 100 млн рублей, среднегодовому росту выручки — не менее 20% и уровню корпоративного управления, рассказали в Атомайзе. В совокупности со сложной эмиссией это фактически закрывает доступ для большинства компаний среднего и малого бизнеса.
У ЦФА есть преимущества, критичные для небольших компаний, отметил Искандаров.
Простота и скорость процедур и более низкие затраты. Решение о выпуске формируется платформой автоматически, а размещение происходит в момент нажатия инвестором кнопки «Купить». При этом посредником выступает только сама платформа. Эти преимущества делают ЦФА удобным инструментом для привлечения краткосрочной ликвидности, считает Искандаров.
Выпустить ЦФА можно кратно быстрее ценных бумаг. Это занимает от одного дня до нескольких недель, отметили в Атомайзе. Все операции автоматизированы через смарт-контракты, включая прием платежей от инвесторов и исполнение обязательств по ЦФА, например процентные выплаты и распределение средств при погашении. Это позволяет сократить документооборот и операционные затраты. Кроме того, регуляторные требования к эмитентам ЦФА мягче, чем на биржевом рынке, и это открывает рынок для небольших, но интересных имен с качественной бизнес-моделью, в том числе никогда не выходивших на биржу.
Сумма выпуска ЦФА зависит от индивидуального профиля компании, но она все равно в разы меньше стоимости выпуска облигаций. Например, платформа «Токеон» берет 50 000 ₽ за рассмотрение заявки компании и, если размещение состоялось, — комиссию в полпроцента от объема выпуска, говорил генеральный директор платформы «Токеон» Максим Хрусталев на сентябрьском форуме «Цифровые активы». По его словам, это стандартный тариф для рынка.
Какому бизнесу подойдут ЦФА
По мнению Хрусталева, ЦФА наиболее актуальны для компаний, которые:
- привлекают инвестиции на развитие от физических лиц;
- готовятся выйти на рынок облигаций или стать публичной компанией;
- испытывают трудности с привлечением банковского финансирования из-за сложности или инновационности продукта.
Привлекают инвестиции на развитие от физических лиц. Для этой категории МСП цифровые активы решают проблему взаимодействия с физлицами, объясняет Хрусталев. Платформа берет все на себя: договоры и расчеты происходят автоматически в электронном виде через платформу, при этом комиссий за расчеты с инвесторами нет. В обычной рыночной практике расчеты с физлицами обходятся недешево и могут достигать 3—5% от суммы транзакции.
Кроме того, платформа полностью берет на себя функцию налогового агента, освобождая бизнес от необходимости заполнять налоговые декларации своих инвесторов и подавать их в налоговую. Если компания напрямую работает с инвесторами, она сама рассчитывает доход каждого, удерживает из этого дохода налог, уплачивает его в бюджет и подает декларацию в ФНС, пояснил Хрусталев.
Готовятся выйти на рынок облигаций или стать публичной компанией. Им выпуск ЦФА позволяет в комфортном темпе проходить подготовительный этап: постепенно выстраивать отношения с инвесторами, добавлять прозрачности в бизнес-процессы и раскрывать финансовые показатели, отметил гендиректор Токеона.
Испытывают трудности с привлечением банковского финансирования из-за сложности или инновационности продукта. Создателям сложных и инновационных продуктов банки выдают кредиты неохотно. Как правило, кредитные организации стремятся минимизировать риски, предпочитая финансировать понятные и проверенные направления. ЦФА же позволяют таким компаниям привлекать финансирование от частных инвесторов, которые верят в идею и готовы ее поддержать.
С начала работы Токеона в декабре 2022 года малый и средний бизнес уже разместил там 30 выпусков ЦФА, рассказал Хрусталев. Сейчас эта платформа — лидер по числу выпусков МСП. При этом 90% таких эмитентов уже разместили ЦФА повторно или планируют сделать это.
На Токеоне размещались компании из разных сфер экономики: услуги лизинга, инвестиции в недвижимость, финтех-сервисы, разработка ИТ-решений, товары для красоты и здоровья и финансовые услуги. Среди эмитентов были и компании более узкой специализации, например автоматизированная оценка и выкуп золотых и серебряных изделий, разведение рыбы и виноделие. Инвесторами чаще всего выступали физлица со статусом квалифицированного инвестора. Обычно эмитенты приводили их сами: покупатели ЦФА были знакомы с бизнесом эмитента и понимали его преимущества, пояснил Хрусталев.
Выпуск ЦФА малыми эмитентами только набирает обороты, говорит Искандаров. Ликвидность рынка и количество инвесторов пока еще относительно малы. По мнению эксперта, их рост сдерживает отсутствие единого подхода платформ к оценке кредитоспособности МСП. Вторая проблема — ограничения на инвестирование в ЦФА для неквалифицированных инвесторов. Им доступны не все активы, а общая сумма вложений за год не может превышать 600 000 ₽.
Значимой проблемой рынка ЦФА является и то, что в России до сих пор не выработан единый подход к организации вторичного рынка, где инвесторы могут торговать друг с другом, считает Болотских. Все дело в технологии блокчейн: если права на традиционные облигации учитываются в депозитариях и репозиториях, между которыми налажено взаимодействие, участники рынка ЦФА пока не договорились, как организовать обмен информацией. На эту проблему не раз указывал Банк России, поэтому она не остается подвешенной в воздухе — на рынке активно идет разработка концептуальных решений, рассказал аналитик.
Как работают ЦФА
По закону выпускать ЦФА могут любые юрлица и ИП — требований к уровню дохода и состоянию бизнеса нет. Но чтобы быть уверенной в платежеспособности эмитента и его деловой репутации, каждая платформа предъявляет собственные критерии оценки бизнеса. Обычно требования, которые устанавливают платформы, заимствуются из практик фондовых бирж.
Например, платформа Т-Банка «Атомайз» оставляет за собой право отказать компании в выпуске ЦФА, если обнаружит:
- факты, указывающие на ухудшение финансовой устойчивости;
- основания для мер по предупреждению банкротства;
- факты, создающие риск потери деловой репутации, например несоблюдение антиотмывочного законодательства, санкции со стороны контролирующих органов, уголовные дела против топ-менеджеров.
Чтобы выпустить ЦФА, бизнесу нужно сделать следующее:
Шаг 1. Подать заявку оператору и дождаться ее рассмотрения. ОИС используют специальные скоринговые методики для принятия решения о допуске, с помощью которых оценивают надежность эмитента. Обычно заявку рассматривают за несколько дней.
«Цифровой формат упрощает привлечение капитала, но не снижает объем ответственности эмитента: он несет обязательства перед инвесторами ЦФА точно так же, как и на классическом фондовом рынке».
Платформа «Атомайз»
Шаг 2. Обсудить с платформой параметры выпуска. Например, обеспечение, структуру инвесторов, сроки исполнения обязательств и другие.
Шаг 3. Подготовить документы на выпуск. В них входит договор оказания услуг по выпуску, обращению и погашению цифровых прав, лицензионный договор и решение о выпуске.
Шаг 4. Подготовить решения о выпуске ЦФА — аналог проспекта эмиссии на фондовом рынке. Там прописывается количество выпускаемых ЦФА, вид и объем прав, аудитория инвесторов, цена приобретения, способ оплаты и другие параметры выпуска. Этот документ готовит сам оператор, опираясь на пожелания эмитента.
Шаг 5. Опубликовать решение о выпуске ЦФА на своем официальном сайте. Решение также публикует платформа, чтобы его изучили инвесторы. Параллельно с этим все параметры выпуска фиксируются в смарт-контракте. Как правило, МСП работают с готовыми смарт-контрактами, отметили в Атомайзе. Например, у этой платформы есть восемь шаблонов на выбор, но параметры выпуска можно настроить и вручную.
Со всеми необходимыми шагами по регистрации, выпуску, бухгалтерскому и налоговому учету ЦФА можно ознакомиться в бесплатном руководстве для эмитентов от Атомайза.
Все дальнейшие процессы по выпуску автоматизированы. В них входит подача инвесторами заявок на приобретение ЦФА, распределение активов между инвесторами, зачисление средств от размещения на кошелек эмитента за вычетом комиссии платформы и запись данных о результатах размещения в блокчейне в обезличенном формате. По истечении срока обращения ЦФА также происходит автоматическая выплата стоимости погашения на кошельки инвесторов.
Процесс выпуска важен, но центральная задача эмитента иная: донести до инвесторов ценность своего финансового инструмента и объяснить, почему им стоит вкладываться в его ЦФА, — сказал Хрусталев. Без этого успешная продажа цифровых активов невозможна: нужно раскрывать информацию, проводить встречи и делать «дорожное шоу» — на фондовом рынке так называют этап подготовки к выходу на биржу, в ходе которого компания рекламирует себя потенциальным инвесторам, — считает гендиректор Токеона.
Главное
- ЦФА — это цифровые права, привязанные к различным активам и оформленные через блокчейн.
- Наибольшей популярностью у бизнеса пользуются простейшие ЦФА — аналоги облигаций. С их помощью компании берут у инвесторов деньги в долг по ставкам, близким к ставкам классических долговых бумаг.
- ЦФА — более удобный инструмент долгового финансирования для МСП, чем облигации. Выпуск классических бондов — сложный, долгий и дорогой процесс.
- Больше всего ЦФА подойдут тем компаниям, которые привлекают инвестиции на развитие от физлиц, готовятся выйти на рынок облигаций или стать публичной компанией, испытывают трудности с привлечением банковского финансирования из-за сложности или инновационности продукта.
- Для выпуска ЦФА компании нужно пройти несколько этапов: подать заявку платформе, обсудить с ней параметры выпуска, подготовить необходимые документы и опубликовать решение о выпуске, где инвесторы смогут найти всю нужную им информацию. На каждом этапе эмитенту будет помогать платформа. Сбор заявок, выпуск ЦФА и зачисление денег происходят автоматически и не потребуют участия компании.
Задумывались о выпуске ЦФА?
По биржевым облигациям для МСП компаний субсидируется 2/3 ключевой ставки, плохо что на ЦФА эта льгота не распространяется
А какая платформа будет после слияния с Росбанком — сохранится название Атомайз или будет Т-Банк?