Закатный бранч — компания, которая организует выездные ужины под открытым небом, где люди знакомятся, общаются, проводят время за мастер-классами или просто наслаждаются природой. Проект родился в 2020 году, в разгар пандемии. В первый летний сезон основатели Закатных бранчей Даша Затравкина, Гайк Барлах и Дима Иуанов организовали пять ужинов на природе, на которые собрались их друзья и друзья их друзей. Через полтора года к проекту присоединилась Маша Ревинская.
В 2024 году Закатные бранчи проводятся по всей России — от чайных плантаций в Сочи до холмов с видом на Волгу в Казани. Сами бранчи в изначальном понимании теперь составляют лишь 10% от общего оборота, остальные 90% — это доход от частных мероприятий.
Мы поговорили с Дашей Затравкиной и Машей Ревинской про то, где в ивент-сфере водятся деньги, как бороться с сезонностью и почему при низком пороге входа в эту индустрию выживают далеко не все проекты.
Коротко о бизнесе
Наша задача — познакомить человека с человеком вне социальных ролей
Гастроужины под открытым небом — популярная история. В чем ценность именно вашего продукта? Чем он отличается от остальных?
Даша. Глобально ценность нашего проекта в том, что в центре стоит человек. Наша задача — познакомить человека с человеком вне социальных ролей, вне рабочего контекста или бизнеса. Вопрос из серии «Кем ты работаешь?» они могут задать в любом другом месте, потому что он довольно очевидный.
Само мероприятие и кухня для нас вторичны, тогда как для других проектов это главное. Например, рестораны, которые делают выездные ужины, привлекают гостей своей гастрономией — это их сильная сторона. У нас она тоже классная, но основная ценность в самом хостинге. Гости приезжают к нам, чтобы за длинным столом встретить новых интересных людей, которые похожи на них. У нас есть хост, который помогает всем сплотиться, завязать беседу, — и все сближаются, разговаривая на определенную тему и разделяя ужин друг с другом.
Даша, ты рассказывала, что на первые бранчи вы собирали только своих друзей. Как со временем ужины с друзьями переросли в полноценный бизнес?
Даша. Да, поначалу Закатный бранч задумывался как дружеский проект. Наша задача состояла не столько в том, чтобы всех накормить, сколько просто собраться и пообщаться, познакомить наших друзей друг с другом. Первое событие мы провели в 2020 году, после того как отменили карантинные меры. Нашим друзьям все очень понравилось, а те, кто не попал на первый бранч, стали спрашивать, когда следующий. Так за первый сезон мы сделали целых пять мероприятий.
Это были бесплатные мероприятия?
Даша. За донейшен. А потом, после окончания первого сезона, мы посидели и подумали, что было бы здорово из этого создать что-то серьезное — потому что мы сами влюбились в это дело. Но стать бизнесом в привычном понимании у нас получилось только тогда, когда в конце второго сезона, зимой, ко мне и сооснователю проекта Гайку Барлаху присоединилась Маша.
Расскажи, как это было? Для чего вообще проекту через полтора года потребовался еще один человек?
Даша. Сначала Маша была нашим гостем: мы познакомились на втором или третьем бранче в 2020 году. Через год она пришла к нам, чтобы отпраздновать день рождения, — мы организовали классный праздник в поле. А еще через несколько месяцев поговорили и решили, что Маша отлично дополнит нашу команду. У нас с Гайком был на это запрос: ни у меня, ни у него не хватало компетенций, которые позволили бы масштабировать проект. В целом мы справлялись, но нам как раз нужен был партнер, с которым можно было бы развивать все это дальше. А Маше не хватало классного проекта, который будет не про диджитал, а про людей. В общем, мы сошлись потребностями.
Маша. Во всех компаниях, в которых я работала и работаю, я всегда отвечаю за рост, деньги, бизнес, партнерства — за взрослые делишки, как мы шутим внутри. Я увидела, что у ребят прикольная идея, у которой есть потенциал, и поняла, что смогла бы в нее привнести бизнес-видение. К тому же мне очень нравился сам проект, я чувствовала, что он может стать моей отдушиной. Я не готова бросать ИТ, это мой большой драйвер, но второй драйвер — это люди, а бранчи как раз про людей. Поэтому я в какой-то момент пришла к Даше и сказала: «Даша, давай я стану вашим партнером и сделаю так, что про Закатный бранч узнают все». Так и получилось.
Открыв бизнес в ивент-сфере, многие вскоре обнаруживают себя в горящем поезде
На первый взгляд, порог входа в ивент-сферу довольно низкий: это не производство, которое требует больших вложений на старте. Значит ли это, что предприниматели, которые заходят в этот бизнес, в какой-то степени застрахованы от финансовых рисков?
Маша. Ты права, порог входа действительно низкий. Чаще всего люди, которые заходят в ивенты, очень горят идеей. Это супер. Но дальше, если мы берем среднестатистический путь, в какой-то момент многие обнаруживают себя в горящем поезде, который несется на всех парах: всё в огне, они в огне, а денег нет.
У меня в бэкграунде работа с большим количеством разных ивентов: я занималась развитием билетной платформы. Поэтому знаю, что метафора горящего поезда — это такой срез по рынку. Причина в том, что чаще всего люди, которые делают мероприятия, очень творческие. Они редко считают. Реально очень мало людей понимает, как строится их юнит-экономика, из чего у них собирается OPEX, как вообще считается их прибыль.
«Лучше вы будете считать что-то экстра, чем вы что-то недосчитаете»
Поэтому если вы запускаете проект в сфере ивентов — пожалуйста, посчитайте все. Лучше вы будете считать что-то экстра, чем вы что-то недосчитаете. Мне кажется, если бы на начальном этапе люди все просчитывали, меньше бизнесов бы прогорало.
Даша, а вы с командой считали на старте проекта?
Даша. Мы считали плохо. Пример про людей с горящими глазами, который приводит Маша,— это во многом мой пример: я легко загораюсь и тогда мне ужасно хотелось делать что-то пусть маленькое, но прикольное. Поэтому мы развивали исключительно один продукт — открытые бранчи, куда по билету мог попасть любой желающий. И у нас была конкретная, понятная задача — продавать на них билеты. При этом мы выставляли очень маленький чек, и по факту в нашей бизнес-модели не было заложено практически никакой маржи. Прибыль была очень маленькая, потому что мы тогда оценивали себя кратно ниже рынка.
Но на самом деле нам это дало возможность безопасно и много ошибаться. Цена для клиента была низкая — поэтому мы могли себе позволить работать из позиции «Прости, чувак, но это стоило 50 000 ₽ — чего ты хотел за эти деньги?». Мы были свободны и набивали шишки, при этом все равно даже на первых порах старались делать все классно и допускать минимум ошибок.
А сейчас, когда мы работаем совсем за другие деньги, цена ошибки гораздо выше.
Маша. Подождите, давайте еще раз. Сейчас мы местами прозвучали как две сухие черствые девчонки, которые вообще все поняли в этой жизни. Сейчас будет минутка вдохновения.
Есть одна книга — The Passion Economy. Я не уверена, что она переведена на русский, но текст написан очень простым английским языком. Это книга про то, как стремительно растет рынок экономики впечатлений в развитых странах. Да, Россия пока относится к странам с развивающейся экономикой, но многое из описанного в книге применимо и к нам.
Ивенты — очень перспективный сегмент экономики, и он будет расти еще очень долго, а доход даже маленьких компаний может увеличиваться в геометрической прогрессии, практически вертикально. Поэтому если вас драйвят мероприятия, если вы чувствуете, что приносите миру счастье, — надо смело в это впрыгивать. Не бойтесь, это классно! Просто не забывайте считать.
Рассылка: мероприятия для бизнеса
Каждые две недели присылаем анонсы вебинаров, мастер-классов и конференций, которые помогут развивать свое дело
Деньги в нашей индустрии находятся в B2B и частных событиях
Сейчас вы проводите не только открытые мероприятия по билетам, но и частные. Какую долю оборота занимает каждое из направлений?
Даша. Сейчас частные события занимают большую часть нашего оборота: по моим ощущениям, процентов 90 — это корпоративы, дни рождения, свадьбы и только процентов 10 — открытые мероприятия.
Притом первый сезон мы вообще не смотрели в сторону частных мероприятий: не знали, что там можно делать и зачем это вообще кому-то нужно. Нам было классно и уютно в нашем небольшом мирке. Но его нельзя было назвать бизнесом. А вот когда мы открыли для себя праздники и B2B-направление, то поняли, что на самом деле деньги в нашем бизнесе — именно в частных событиях. Сейчас это кажется довольно очевидным, но для меня в свое время это стало настоящим инсайтом.
Как и когда вы поняли, что нужно целиться в B2B и закрытые ивенты?
Маша. В третьем сезоне у нас увеличился чек на открытые ивенты, мы вышли на самоокупаемость. Но у нас довольно большой OPEX, и мы начали думать над тем, где у нас могут лежать интересные, более высокие доходы. Так появились свадьбы и дни рождения, но они занимают от силы 40%, а основное направление — это закрытые мероприятия для больших брендов, например таких, как Т-Банк, Сбер, ВкусВилл, Davines. Ценность для нас не только в доходе, но и в креативной реализации: задачи всегда разные. Да, остается некий фрейм в виде Закатного бранча с красивым столом, вкусной едой, диалогами больше про людей, чем про работу. Но всегда есть что-то новое: добавляются нереальные декорации или классные активности, от плетения венков до пения хора.
Даша. Мы все чаще делаем выбор в пользу частных событий, это более маржинальное направление. А открытые мероприятия для нас стали чисто маркетинговой историей для поддержания изначальной ценности, которую мы когда-то закладывали в проект. Они хорошо работают в качестве первого касания с гостями: например, ребята хотят заказать у нас большое мероприятие, но пока не уверены, стоит ли с нами вообще связываться. Поэтому приходят знакомиться с форматом и уже потом приглашают нас провести праздник.
Есть ли методы продвижения, которые в вашем случае не сработали?
Даша. Мне кажется, мы ничего такого не использовали, что у нас работало бы плохо. Возможно, были какие-то неудачные коллаборации — мы на них потратились, но не получили результата, который ожидали. Но сейчас мы как раз думаем над новыми методами продвижения, потому что далеко не все нами опробованы.
А какие инструменты продвижения хорошо себя показывают?
Даша. Я бы выделила три инструмента. Во-первых, у нас круто работает сарафанное радио. Во-вторых, мы активно сотрудничали с инфлюенсерами и продолжаем это делать — многие из них давно друзья бренда. А третье — целевые коллаборации. Например, мы третий год коллабимся с Силой ветра — эта история приносит профит и нам, и ребятам.
Наверное, все остальное тоже работает, просто оно работает гораздо слабее, к тому же мы не вливали много денег в рекламу. Контекстная реклама на миллионы, спецпроекты в СМИ — не наша история. Того объема, о котором я рассказала, в принципе хватает на наши нужды. Но сейчас, так как мы активнее заходим в B2B-направление, планируем быть поинициативнее и ищем другие способы.
Бизнесы с налетом аутентичности сложнее всего масштабировать
Какие главные сложности вы видите в своем бизнесе?
Маша. Для меня это точно масштабирование. Любой операционный бизнес тяжело масштабировать — неважно, это ивент-сфера или какая-то другая.
Даша. Я согласна, потому что конкретно в нашем случае это не просто ивент-бизнес, а бизнес с неким налетом аутентичности и довольно сложный продукт. Он тяжело масштабируется, и поэтому я не могу продавать франшизу на него: он просто потеряет какую-то часть себя.
Тем не менее ваши мероприятия проходят не только в Москве и Петербурге. Как выглядят ивенты, которые вы проводите в других городах?
Даша. Этим летом был спецпроект — мы были «с гастролями» в Екатеринбурге, в Сочи, в Нижнем Новгороде. Мы очень хотели бранч в лавандовом поле — и когда узнали, что в Нижнем Новгороде есть такое, не смогли отказать себя в удовольствии там оказаться. Но для нас действительно основные направления — Москва и Петербург, все остальное — по возможностям.
Насколько важно ваше непосредственное участие в мероприятиях?
Даша. На самом деле все мероприятия делает наша команда. Я с каждым годом езжу все меньше и меньше. В этом году я была только на тех мероприятиях, куда впервые выходили новые продюсеры: они только-только зашли в проект и мне нужно было проконтролировать, что они все делают правильно.
Команда уже работает автономно, ребята с нами много лет. Непосредственно на мероприятиях мы не нужны. Единственный, кто участвует в них стабильно много, — это наш третий партнер Гайк, потому что он ведет эти мероприятия. Мы очень долго искали кого-то на роль хоста — и поняли, что лучше, чем мы сами, никто не сможет принимать гостей. Поэтому Гайк взял эту роль на себя: ему очень нравится, гостям очень нравится. Получается, что в основном мы с Машей занимаемся, скажем так, будущим, а Гайк отвечает за настоящее, за неповторимый опыт гостей.
Вас пытались копировать?
Маша. О да. Мы называем это «вдохновляться». Это супер, что мы драйвим всех настолько, что люди вдохновляются и делают свои «закатные бранчи». Доходит до смешного. В этом году, например, большое количество наших гостей присылали нам в личку скриншоты афиш с вопросом: «Ребята, это вы делаете бранчи в Веретьево?» А их делали не мы. Оказалось, что люди, которые их проводили, даже назвали свои мероприятия так же — «Закатный бранч». Слава богу, у нас есть зарегистрированный товарный знак.
Даша. Да, Маша понимает про это что-то, к счастью.
Нас пытаются копировать, но мы на опыте можем прикинуть, получится или нет. Есть проекты, которые пытались, но не смогли и закрылись, есть проекты, которые идут по схожей модели, но привносят что-то от себя. Это не копипаст, на такое очень любопытно смотреть. А если копипаст — ну невозможно сделать его качественно.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Новые направления позволяют побороть сезонность и легче проходить кризисы
Ваш пятый сезон завершился — вы уже подводили его итоги?
Даша. Так складывается, что у нас каждый сезон гораздо мощнее, чем предыдущий. В этом году у нас увеличилась команда, вырос чек, мы планируем открыть новое направление.
Новое направление — это какое?
Даша. За время существования Закатного бранча мы вырастили внутри несколько мини-бизнесов. Например, у нас есть декораторская команда — классные сильные девчонки, которые спокойно могут реализовать абсолютно любую декораторскую задачу. Их часто приглашают на сторонние проекты. Еще у нас есть свой кейтеринг, который тоже время от времени обслуживает другие ивенты.
Маша. Следующий логичный шаг — это развитие проката. Из года в год мы много инвестируем в оборудование и уже накопили склады с классным стаффом, который хотим сдавать во временное пользование. Это, например, безумно красивые креманки для фруктов, стулья…
Даша. На самом деле там позиций 50. В какой-то момент, снимая уже второй склад, мы поняли, что можем кому-то сдавать это оборудование. К тому же все равно в нашем бизнесе есть сезонность. Например, мы сильно загружены с мая по сентябрь, а также в зимние праздники. Это самое изобильное время. А октябрь, ноябрь и часть января — это время просадки, когда ничего особенного не происходит. В эти месяцы шеринг позволит получать доход и окупать часть позиций. Мы пока еще не запустились, но планируем сделать это до конца года.
Как выглядит ваша работа в низкий сезон?
Даша. Мы все время чем-то заняты, потому что, как только закончился сезон, тебе нужно собирать следующий, проводить работу над ошибками, готовиться к новому. А еще очень хочется отдохнуть. Например, для нас октябрь — это всегда отпускной месяц, когда мы стараемся ничего не делать. Правда, не всегда получается.
Маша. Даша раньше любила рассказывать смешную историю. Каждый октябрь она уходила в отпуск и объявляла: «Я этот месяц не работаю». Как-то так сложилось, что два года подряд ровно через три дня я звонила ей со словами: «Алло, Даша, у нас в процессе подтверждения спонсорство на сезон, у тебя есть сутки, чтобы все придумать». Даша придумывала, ждала, что сейчас выдохнет, но тут снова звонила я: «Подожди, у нас есть правки». В общем, как-то так выглядел наш «отпускной» октябрь.
Даша. В этом году мы получаем много заявок на осень, поэтому в какой-то степени нам удается эту сезонность побороть.
«Ивент-индустрия первая идет в лес, когда случается кризис»
Какую специфику кроме сезонности вы видите в событийном бизнесе?
Маша. Давайте будем честны: ивент-индустрия первая идет в лес, когда случается кризис. Например, февраль 2022 года стал для нас одним из самых стрессовых периодов, это была точка неизвестности, мы не понимали, что делать. К тому времени у нас были заказы на лето, но в какой-то момент все забрали свои деньги со словами: «Извините, ребята, мы вообще теперь не знаем, будет ли у нас свадьба в этом сезоне». И мы ждали, пока туман уляжется и станет понятно, что вообще делать. Собственно, как и все.
В тот момент у вас не возникало мыслей приостановить или вообще закрыть проект?
Даша. Нет, ни разу. Потом заявки стали понемногу возвращаться, потому что люди осознали, что в сложные времена важно быть вместе, общаться с единомышленниками, цепляться за тех, кто тебе близок по духу. Если это свадьбы — отмечать их изо всех сил. Ведь, возможно, это будет первый и последний раз, когда люди соберутся таким составом.
Маша. Я бы еще сказала, что события последних 4—5 лет внесли определенные тренды в коммуникацию. Во время ковида появился большой запрос на какой-то глубокий диалог и в целом на контакт с людьми, на окружение, которое совпадает с тобой по ценностям. Потом на это наложился 2022 год.
В нашем случае получилось так, что новые тренды коммуникации соединились в Закатном бранче и стали его фундаментом. Мы проект, который, с одной стороны, объединяет людей в безопасном пространстве. А с другой — мы про то, чтобы люди знакомились и общались не через социальные роли, а с позиции «человек — человек». Ведь чаще всего мы все знакомимся через какие-то роли, представляя себя кофаундерами, CEO, бигбоссами и так далее. В этом очень много функций, но очень мало души. А так хочется встречать новых людей и узнавать, как они вообще себя чувствуют, что любят, кто их ждет дома, что вызывает в них эмоции. И вот, по сути, мы создали пространство, в котором люди про это могут поговорить.
Фотограф: Валерия Шустер
Что в ивент-бизнесе кажется вам самым сложным?