Какой формат обучения выбрать для ребенка: офлайн или онлайн? Правда ли, что онлайн вредит социализации детей? И какие тренды в онлайн-образовании в 2023 году?
На эти и другие вопросы в авторской колонке порассуждала основательница частной школы «Макарун», мама троих детей Лола Шурыгина.
Офлайн — лучший формат, но часто онлайн — единственный выбор
Я искренне убеждена, что обучение офлайн — наилучший выбор для любого ребенка, потому что так можно получить максимально возможный опыт на конкретном этапе взросления.
Но не все так просто.
Любой офлайн будет плохой, если школа не организовала обучение ребенка, учитывая его индивидуальный профиль и потребности семьи. К сожалению, в большинстве государственных школ учителям некогда заниматься отношениями детей, их интересами, задачами, конфликтами. Поэтому уровень недовольства офлайн-форматом высокий.
Онлайн-школа — часто вынужденный выбор. Например, когда родители переехали и у них нет возможности дать ребенку нормальное офлайн-образование там, где они находятся. Или когда у ребенка есть особенности здоровья, которые не позволяют ему долго выдерживать нагрузки офлайна.
Есть и такие семьи, которые сами выбирают онлайн-образование. Это современные родители, которые, как правило, имеют хороший семейный бюджет на образование и не переживают за то, что ребенок идет по программе, которая отличается от государственных школ.
Когда меня спрашивают, что лучше — онлайн или офлайн, — я отвечаю так: если вокруг есть что-то в формате офлайн, хотя бы на 70% удовлетворяющее ребенка и родителя, то всегда выбирайте его. Мои дети учатся офлайн. А если они заболевают или мы уезжаем — переходят на онлайн.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Главные аргументы против онлайна — вред от компьютера и отсутствие социализации
Поле кровавой битвы при обсуждении онлайн-обучения — разговор о большом количестве времени, которое дети проводят перед компьютером.
По моим данным, только от 5 до 12% детей способны сесть и сразу начать учиться онлайн без поддержки взрослого. Большинству сложно сконцентрироваться при работе с техникой, и тут нужна помощь. Если не уделить этому время, скорее всего, родитель и ребенок получат негативный опыт обучения онлайн — ребенок начнет отвлекаться, окажется несобранным, у него что-то не получится. Но это все не недостаток формата, а недостаток внимания к этому формату — в этом разница.
Второй момент, который часто критикуют в онлайне, — отсутствие социализации. Ребенок очень много времени проводит онлайн, очень мало — в обществе других детей.
У контакта с сообществом — другими детьми и учителями — два типа.
Эмоциональный контакт — он связан с формированием отношений. В абсолютном большинстве онлайн-школ этот контакт очень низкого уровня. Ребенок смотрит вебинар, отвечает в чате, пишет что-то в тетрадке — и это весь его опыт общения.
В нашей школе это не так. Мы специально уделяем время количеству и объему такого контакта. У нас есть велком-тайм, где дети делятся всем, что с ними произошло, а каждый урок проходит в живом формате, а не в записи. Дополнительно тьюторы формируют детям внеклассную активность: проводят вечеринки, читают сказки на ночь. У детей появляется пространство, где они ссорятся, ругаются, носят кошек к экрану, рассказывают, что у них на даче. Эта часть опыта крайне важна.
Противники онлайн-образования часто сетуют на то, что этого опыта у детей не случается. Я обращаю внимание родителей на то, что надо выбирать школу, в которой этот опыт заложен в формат обучения.
Физический контакт — когда дети могут общаться лицом к лицу. Этого нет и не будет в онлайн-формате. Для меня это единственный значимый аргумент к тому, что в онлайне чего-то недостаточно. Единственный вариант: родители подключаются сами и обеспечивают физическую социализацию своему ребенку, например во второй половине дня в секциях дополнительного образования.
Онлайн-школы дорожают и дают больше глубоких знаний
В 2023 году есть тенденция в сторону улучшения качества и глубины онлайн-обучения. До пандемии коронавируса онлайн был диким рынком, где формат живых уроков был редкостью и существовало много форматов, когда ребенок что-то изучает сам. После пандемии запрос на более качественный онлайн вырос, но было очевидно, что родители не готовы за него платить.
В 2023 году есть тенденция в сторону улучшения качества и глубины онлайн-обучения. До пандемии коронавируса онлайн был диким рынком, где формат живых уроков был редкостью и существовало много форматов, когда ребенок что-то изучает сам. После пандемии запрос на более качественный онлайн вырос, но было очевидно, что родители не готовы за него платить.
Качественный онлайн стоит так же дорого, как и качественный офлайн. Если в послепандемийные времена средний чек онлайн-школы, по моим оценкам, был 8000—12 000 ₽ в месяц и это считалось дорого, то сейчас средний чек выше —
Порядок цен — это ответ на то, что онлайн-школы стали отказываться от уроков в записи. Школы предоставляют качественный онлайн, где уровень присутствия учителя становится высоким, поэтому их услуги дорожают.
Есть тенденция на автоматизацию. Рынок приучен такими гигантами, как Фоксфорд и Skyeng к тому, что есть удобные платформенные решения, где все понятно: как подключиться к уроку, как оплатить занятия. Все очень просто, нативно и доступно.
Есть попытки еще больше усовершенствовать онлайн. Например, внедрить искусственный интеллект. Форматы, в которых камеры анализируют поведение ребенка и подсказывают учителю, что нужно привлечь внимание школьника, дать ему дополнительное задание. Я не назову это трендом, но отдельные игроки уже внедряют такую технологию.
Я думаю, что это приведет нас к более выраженному нишеванию, к сегментации рынка и образа клиента. Родителю станет понятнее, чем отличается тот или иной онлайн-продукт, будут понятны критерии его выбора — примерно так же, как в потребительской рознице. Например, всем понятно, чем отличаются магазины «Магнит» и «Азбука вкуса».
Какие тренды в сфере онлайн-образования вы наблюдаете? Поделитесь в комментариях.