Актуальное

Откройте счет для работы на маркетплейсах с выводом до 1 млн без комиссии.

Выгодный счет для работы на маркетплейсах

Подробнее →
Подпишитесь на телеграм

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Вопрос-ответ Редактор: Анастасия Пасютина

Клиент хочет вернуть деньги за онлайн-курс. Можно ли возместить не всю сумму?

Да, можно, если у клиента нет претензий к качеству курсов. Эксперт рассказывает, какую сумму нужно возвращать в конкретных случаях и как минимизировать потери для бизнеса

Читательница Елена спрашивает: «Клиент оплатил годовой онлайн-курс, а через три месяца передумал заниматься и попросил вернуть деньги. Как в таком случае вернуть деньги за курсы? Можно ли возместить только часть суммы, если клиент уже начал учиться?»

Да, можно, но не всегда

С точки зрения гражданского кодекса обучение — это услуга, а от услуги можно отказаться, пока она не оказана. То есть пока ученик не получил все, что ему обещали в программе курса.

Об отказе от услуги — ст. 32 закона «О защите прав потребителей»

В зависимости от вида и условий договора у школы есть три варианта: вернуть всю сумму, вернуть часть суммы или не возвращать деньги. Разберемся, как вид договора влияет на сумму возврата.

Тинькофф Касса

Принимайте оплату на сайте, в мобильном приложении, соцсетях и мессенджерах

  • Клиенты могут оплачивать счет через Google Pay и Apple Pay, в СПБ и личном кабинете Тинькофф
  • Простое подключение: настроим все за день
  • Интеграция с мобильным SDK и онлайн-кассой
  • Переводим деньги мгновенно, даже в праздники и выходные
  • Персональный менеджер будет с вами на связи 24/7
Подробнее

Какие бывают договоры

Для онлайн-курсов используют один из двух видов договора: лицензионный или договор оказания услуг. От того, какой вариант выбрала онлайн-школа, зависит сумма возврата.

Лицензионный договор используют для онлайн-курсов без обратной связи. То есть когда клиент получает учебные материалы и сам по ним занимается, без онлайн-вебинаров, консультаций, чата с куратором, проверки домашних заданий преподавателем.

Лицензия работает так: клиент получает возможность пользоваться интеллектуальной собственностью автора — например, конспектами, методичками, записями вебинаров, компьютерными программами. При этом другие клиенты могут получить такое же право. Материалы как будто сдают в аренду нескольким покупателям.

Онлайн-школа запустила курс по фотографии для начинающих. Он состоит из обучающих видеороликов, пошаговых инструкций по работе с фотоаппаратом и небольших статей, а домашних заданий и обратной связи от преподавателя нет. Для этого курса можно использовать лицензионный договор: каждый ученик сразу после оплаты получает одинаковый набор материалов.

В таком случае услуга считается оказанной в тот день, когда клиент получил доступ к курсу: например, пароль от личного кабинета или электронное письмо с материалами. А это значит, что он уже не может потребовать вернуть деньги за обучение.

Договор оказания услуг можно применять для любого вида обучения — когда в курсе есть обратная связь и когда ученик занимается самостоятельно по высланным материалам.

Клиент, который учится по договору оказания услуг и передумал проходить курс, может вернуть всю стоимость обучения или ее часть.

Онлайн-школа сама выбирает, какой договор использовать, исходя из программы курса.

Договор для онлайн-школы: какой использовать
Если есть два варианта курса — с обратной связью и без, можно использовать для них разные договоры

Чтобы подсчитать сумму возврата, нужно учесть, какой договор вы использовали, на каком этапе прохождения курса находится клиент и есть ли у него претензии. Рассказываем, сколько денег нужно вернуть в разных ситуациях.

Когда можно не возвращать деньги

Есть два случая, в которых вы не обязаны возвращать деньги клиенту, который передумал заниматься и не имеет претензий к качеству курса:

  • если курс завершился;
  • если вы используете лицензионный договор.

Если курс завершился. Если клиент учился по договору оказания услуг, прошел курс, а потом захотел вернуть деньги, потому что ему не понравилось, — можно не возвращать деньги. В законе нет формулировок «не помогло» и «не понравилось» — это нельзя доказать.

Исключение — если вы гарантировали результат и обещали вернуть деньги.

Если вы используете лицензионный договор. Не важно, когда клиент отказался от обучения, — если он учится по лицензионному договору, возвращать ему деньги не нужно.

Советуем заранее предупреждать клиента на сайте и перед покупкой курса, что после оплаты вернуть деньги будет нельзя.

Когда придется вернуть всю сумму

Вернуть полную стоимость курса придется в трех случаях:

  • если обучение еще не началось;
  • если клиент недоволен качеством курса;
  • если вы обещали, что вернете деньги.

Если обучение еще не началось. Клиент может оплатить курс и передумать учиться до начала занятий. Если он еще не получил учебные материалы и попросил вернуть деньги, нужно вернуть всю сумму.

Если клиент недоволен качеством. Если ученик написал претензию и доказал, что обучение не соответствовало описанию или было некачественным, нужно вернуть деньги. Например, если в программе курса по фотографии указаны вебинары по основам Photoshop, а вместо них провели занятия по работе в другом редакторе, клиент может написать претензию и потребовать вернуть полную стоимость курса.

Если вы обещали вернуть деньги. Иногда онлайн-школы дают гарантии трудоустройства и обещают вернуть стоимость курса, если клиент не достигнет результата.

Например, школа английского языка обещала вернуть полную стоимость курса, если клиент через полгода не сможет сдать международный экзамен TOEFL на 80 баллов. Ему достаточно принести результаты тестирования, чтобы доказать, что он не набрал нужное количество и имеет право требовать возврат. Деньги придется вернуть.

Не важно, какой договор использовали и когда открыли доступ к материалам. Если не выполнить обещания, ученик имеет право пойти в суд.

Когда можно вернуть часть суммы

Если с качеством все хорошо, а ученик передумал заниматься, сумму возврата рассчитывают по такой формуле:

Как рассчитать сумму возврата

Расходами на конкретного ученика считают, например, комиссию банка и создание учетной записи. Нельзя уменьшить сумму возврата за счет денег, которые школа потратила на аренду помещения, рекламу или гонорар преподавателя, — эти затраты связаны со всеми клиентами.

О праве клиента отказаться от услуги с возмещением расходов — ст. 782 ГК РФ

В договоре могут быть прописаны дополнительные условия, тогда сумма будет рассчитываться иначе. Дополнительные условия:

  • у каждого дня занятий своя стоимость;
  • обучение разбито на этапы.

Если у каждого дня своя стоимость, то есть цена курса складывается из стоимости каждого дня. Например, серия вебинаров состоит из 10 занятий по 500 ₽, общая стоимость такого курса — 5000 ₽.

Такие условия обычно используют для курсов, которые состоят из одинаковых элементов, например вебинаров или онлайн-тренировок. Сумму возврата в этом случае надо рассчитывать так:

Как посчитать сумму возврата
Школа запустила недельный онлайн-курс снижения веса. Каждый день клиент участвует в тренировке, которую проводят в прямом эфире. Семь дней занятий стоят 1400 ₽, один день обходится в 200 ₽. Школа указывает это в договоре. Если через три дня после старта клиент заболел и просит вернуть деньги, ему нужно вернуть: 1400 − (200 × 3) = 800 ₽.

Если бы организатор курса не использовал дополнительные условия, то смог бы оставить себе только комиссию банка.

Если стоимость курса разбита на составляющие. Так поступают, когда в обучении используют много разных форматов. Чтобы правильно определить сумму возврата, нужно посчитать, какими из них клиент успел воспользоваться:

Как рассчитывается сумма возврата

Если в том же семидневном онлайн-курсе есть пять прямых трансляций, две консультации диетолога и методичка по питанию, в договоре можно прописать стоимость каждого элемента и при возврате вычесть ее из общей суммы.

Допустим, трансляции стоят по 200 ₽, консультации — по 150 ₽, а методичка — 100 ₽. Ученик за три дня успел получить две онлайн-тренировки, консультацию и методичку, всего на 650 ₽. Тогда ему нужно вернуть: 1400 − 650 = 750 ₽.

Такой метод возврата включают в договор нечасто, и ученик может о нем не догадываться, поэтому советуем заранее его предупредить — достаточно разместить условия возврата на сайте.

Как вернуть деньги за онлайн-обучение

Вернуть деньги можно двумя способами. Все зависит от того, как вы принимали оплату:

  • через онлайн-кассу;
  • через платформу для онлайн-школ.
Как вернуть деньги за онлайн обучение: способы возврата средств
Этапы возврата денег за онлайн-курсы

Если не перевести деньги без оснований, дело может дойти до суда. Если клиент выиграет, придется вернуть сумму предоплаты с процентами, оплатить судебные издержки, а возможно, и штраф в размере 50% от суммы и компенсацию морального вреда.

Тинькофф Касса

Принимайте оплату на сайте, в мобильном приложении, соцсетях и мессенджерах

  • Клиенты могут оплачивать счет через Google Pay и Apple Pay, в СБП и личном кабинете Тинькофф
  • Простое подключение: настроим все за день
  • Интеграция с мобильным SDK и онлайн-кассой
  • Переводим деньги мгновенно, даже в праздники и выходные
  • Персональный менеджер будет с вами на связи 24/7
Подробнее

Сейчас читают

Рассылка для бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

[popup_uchebnik_ip]

[popup]