SOK — сеть смарт-офисов и коворкингов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Казани. Чтобы удерживать текущих клиентов и привлекать новых, коворкинг использует такой маркетинговый инструмент, как организация комьюнити, и тратит на это до 20% своего маркетингового бюджета.
Управляющий партнер SOK Ирек Аллаяров рассказал о лайфхаках, которые помогают организовать комьюнити и удержать резидентов.
Мнение резидентов имеет значение
Комьюнити для нас — это инструмент маркетинга, способ продвижения через людей, через сарафанное радио.
Нашей компании пять лет, и только два года назад мы начали строить комьюнити осознанно. До этого оно формировалось стихийно: люди знакомились, начинали общаться, открывали клубы по интересам. Например, один из первых клубов в SOK — книжный — создал наш резидент Дмитрий Чуприн задолго до того, как у нас появился комьюнити-менеджер.
Дмитрий — бизнес-коуч и предприниматель. Он работал в нашем коворкинге, познакомился с несколькими людьми и предложил им открыть книжный клуб. Подошел с этой идеей к нам, и мы поддержали. В этом году книжному клубу исполняется три года, он собирается ежемесячно, а в его группе состоит 400 человек.
Прежде чем организовать новое мероприятие, всегда проводим опрос резидентов: что вам интересно? Когда вы хотите это видеть? Это помогает делать активности, которые будут действительно интересны, и вовлекать в них больше людей. Если мы будем действовать, как слепые котята, это будет намного менее эффективно, чем спросить у своей аудитории, чего она хочет, и дать ей это.
Например, в начале 2023 года мы спросили резидентов, что они хотят видеть в SOK в новом сезоне. Частым запросом стала игра «Денежный поток» — это симулятор вашего финансового поведения, где на игровом поле можно попробовать разные стратегии для достижения задачи — допустим, для получения источника пассивного дохода. Мы откликнулись и стали проводить такую игру ежемесячно.
Мы собираем обратную связь после всех своих мероприятий — спрашиваем, что понравилось, а что можно улучшить. Например, каждую пятницу у нас проходят «Пивные вечеринки», где есть пиво и чипсы. Но в какой-то момент люди стали спрашивать, почему на вечеринках нет ничего полезного и безалкогольного. Мы заметили тренд на ЗОЖ и добавили на вечеринки соки, морсы и фрукты. Пиво и чипсы тоже оставили — на них желающие тоже есть.
Важно следить за разнообразием мероприятий
Чтобы привлечь к комьюнити как можно больше резидентов, здорово проводить ивенты на самые разные темы и в самых разных форматах. Тогда каждый сможет почувствовать себя частью сообщества.
У нас в SOK есть спортивные мероприятия: тренировки по волейболу, бегу, футболу, сайклингу, занятия йогой. Они проходят еженедельно.
Есть развлекательные мероприятия: пятничные «Пивные вечеринки», турниры по настольному теннису, мафия, турниры по настольным играм. А недавно мы открыли летнюю террасу и в честь этого провели большую вечеринку на 300 человек.
Действуют клубы по интересам: книжный, киноклуб, клуб английского языка.
Кроме этого, мы проводим встречи с экспертами, лекции и мастер-классы — для тех, кто хочет не только развлечься и заняться спортом, но и обучиться чему-то новому.
Еще у нас работает SOK Travel — клуб путешественников, это наш маркетинг организует туры для резидентов. Все другие мероприятия входят в стоимость тарифа SOK, а туры SOK Travel — единственное направление, которое оплачивается отдельно.
Поездки проходят раз в квартал. Недавно ребята ездили в Башкирию — катались на конях и лазили по пещерам. До этого были на Байкале, в Карелии и в Рязани, а в сентябре планируем поездку в Домбай.
Мероприятия — это не самоцель, а инструмент для формирования комьюнити. Когда ты куда-то приходишь ногами, ценишь это гораздо больше, чем когда смотришь что-то онлайн. Плюс в офлайне ты можешь задать личные вопросы, обсудить какие-то кейсы. И, конечно, это нетворкинг — на каждом мероприятии люди знакомятся и заводят друзей.
За всеми нашими активностями можно следить онлайн, через личный кабинет и телеграм-чат. Там есть календарь мероприятий и постоянная поддержка со стороны комьюнити-менеджеров.
Комьюнити — ничто без регулярности
Комьюнити — это перманентная история. Ее нельзя развить в секунду и так же быстро закончить. Чтобы сообщество росло и развивалось, нужна регулярность. Это показывает, что комьюнити стабильно и надежно.
Резиденты знают: каждый понедельник будет волейбол, каждый вторник — йога, а каждую пятницу — вечеринка. Люди привыкают к этому и уверены, что в SOK их всегда ждут на каком-то из мероприятий.
Регулярность важна еще для привлечения новой аудитории. Иногда люди какое-то время присматриваются к формату и только потом принимают в нем участие. Например, подписываются на канал книжного клуба, а на заседание приходят через один-два месяца. Если клуб будет собираться нерегулярно, они так и не дойдут.
Важна и регулярная коммуникация в социальных сетях. Комьюнити-менеджеры SOK на связи с резидентами почти круглосуточно. Они анонсируют новые события, начинают обсуждения и просто отвечают на любые вопросы.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Стоит измерять все, что делаете
Комьюнити — это бизнес-история. Важно, чтобы это было выгодно и для бизнеса, и для самого сообщества. Поэтому мы измеряем и считаем все, что можем.
Мы точечно отслеживаем качество проведения каждого мероприятия с помощью таких показателей, как количество регистраций, число пришедших, доходимость — корреляция первых двух показателей, количество обратной связи в социальных сетях.
Также, например, с помощью опросов мы измеряем NPS — Net Promoter Score — индекс лояльности клиентов. На июнь 2023 года он у нас 80% — это высокий уровень, но нам еще есть куда расти.
Еще мы считаем, сколько резидентов посещают мероприятия, а сколько из них приходит повторно. Рассматриваем показатели LTV — Lifetime Value — это вся прибыль от клиента за период, пока вы с ним работаете.Чем дольше клиент остается с компанией, тем больше прибыли приносит.
Анализируем, сколько в среднем клиент остается в SOK и как мы можем влиять на его лояльность через комьюнити — предлагаем новые мероприятия, создаем новые сообщества, внимательно относимся к обратной связи. На июль 2023 года 100% клиентов, которые являются активистами комьюнити, остаются с нами больше чем на год.
Я не буду раскрывать все показатели, но скажу, что сегодня больше 50% резидентов принимают участие в комьюнити ежемесячно. Это много — у нас больше 5000 резидентов, и выходит, что больше 2500 из них каждый месяц посещают наши мероприятия.
Мы уверены, что сохранить клиента дешевле, чем привлечь нового. Развивая комьюнити, мы как раз и удерживаем резидентов.
Какие маркетинговые инструменты эффективнее всего работают в вашем бизнесе?