Евгению Васюкову 27 лет, шесть лет из них он проработал официантом. Евгений знал, как устроен общепит изнутри, поэтому придумал запустить службу доставки готовых рационов. Для этого ему пришлось продать свою первую машину, принимать заказы, сидя под мойкой в кафе, и самому их развозить.
Евгений рассказывает, как он наладил производство и довел его до франшизы.
Коротко о бизнесе
Сейчас с бизнесом все хорошо, но так было не всегда
Мне 27 лет, и я владелец сервиса доставки рационов WillFood. Особенность моего продукта в том, что наши специалисты просчитали КБЖУ, поэтому питание считается сбалансированным. В этом помогает команда диетологов, один из специалистов — Анна Колобова, она фитнес-нутрициолог, выпускница академии FPA и член Российского союза диетологов и нутрициологов.
Мы работаем в Самаре — там наша управляющая компания — и в Нижнем Новгороде, в этом городе находится моя первая франшиза. Продал ее в мае 2022 года.
У нас собственное производство. Мы готовим только из натуральных и свежих продуктов, которые привозим почти через день.
У компании — более 300 постоянных клиентов. Мы их делим на три группы. Первая — это спортсмены. Еще есть молодые парни и девушки, кто не хочет сам рассчитывать калораж блюд и им удобнее покупать уже готовые рационы с посчитанными калориями. И последняя группа, она самая большая — семьи. Они заказывают готовые блюда, если не успевают готовить или не хочется тратить на это время.
На сентябрь 2022 года наш оборот перевалил за 1 000 000 ₽ в месяц. Рентабельность бизнеса — от 20 до 30%, думаю, это хороший показатель для общепита.
Прибыль реинвестируем в дальнейшее развитие. К примеру, постоянно вкладываемся в маркетинговые идеи, обновляем оборудование, улучшаем ИТ-платформу, в которую вложили уже более 1 000 000 ₽.
На момент написания статьи, это начало сентября 2022, могу сказать, что с бизнесом все стабильно. Но это только сейчас. А на старте было все не так радужно и сладко. Я работал официантом, и бюджета особо не было.
Расскажу, как мне удалось запуститься.
Работал официантом, когда придумал бизнес
Идея открыть сервис доставки готовых рационов пришла в 2015 году, еще в универе. Тогда я учился на третьем курсе, жил в общежитии и подрабатывал официантом в ресторане. Кроме этого, активно занимался спортом: ходил в зал, любил кроссфит.
Я всегда гонялся за целью набрать массу, а для этого важно было правильно питаться и считать КБЖУ каждого блюда. Из-за учебы, работы и тренировок у меня не хватало времени. Частенько не успевал готовить и даже просто ходить за продуктами.
Пока я думал, как решить проблему с питанием, пришла идея запустить сервис, где тебе привозят уже готовые блюда с заранее просчитанными КБЖУ и сбалансированным меню. Но мне не давали покоя мысли: откуда взять денег на старт, производство — это сложно, всякие инстанции меня «задушат». Я отложил эту идею на потом, и только иногда, время от времени вспоминал о ней в мечтах.
Продал свою первую машину и запустил доставку готовой еды в Москве
Я закончил учиться в 2018 году и переехал в Москву. Пока искал себя, устроился официантом. В какой-то момент вспомнил, что мечтал открыть сервис по доставке еды. Тогда на рынке уже появились подобные компании, но я решил, что все равно открою свой бизнес.
За время учебы и работы поднакопил немного денег и купил первую машину. После переезда в Москву я ее продал, и так у меня появились стартовые деньги на запуск — 150 000 ₽ и плюс небольшие накопления — еще 50 000 ₽.
Первый сервис доставки я назвал MiChef.
Денег на свое производство не было, и тогда пришла идея отдать приготовление блюд на аутсорс. Опасался, что рестораны не захотят со мной сотрудничать, ведь я не представлял, какие объемы могу предложить. Но не стал отчаиваться.
Я прописал короткий план встреч и стал заходить в рестораны, которые ближе к дому. Встречался с управляющими и предлагал посотрудничать. Условия для ресторанов были такие: плачу 250 ₽ за каждый приготовленный рацион. В итоге за пару часов нашел два варианта кухни.
В основном деньги от продажи машины ушли на разработку меню и рекламу бизнеса. Рецепты мне разработали диетологи на аутсорсе, которых я нашел по рекомендациям. Первое меню нам обошлось в 30 000 ₽, сколько в нем было позиций, уже не вспомню.
Первый сайт сделал сам, на Tilda. Соцсети тоже вел сам.
Затраты на открытие бизнеса в Москве, 2018 год
Я совмещал бизнес и работу официантом, так у меня оставались деньги на жизнь. У меня не было отдельного офиса, и я принимал заказы, сидя под мойкой. Если бы в ресторане заметили, что сотрудник занимается своим бизнесом, такого человека сразу бы уволили. Поэтому приходилось прятаться. Но по телефону говорил уверенно, клиент слышал голос серьезного специалиста из «крупной компании». Так продавал первые рационы.
Бизнес проработал четыре месяца. За этот период у меня получилось отбить вложения и даже выйти в плюс. Но мне нужна была большая прибыль, чтобы уйти с найма, и поэтому приходилось работать в ресторане и одновременно развивать стартап.
По семейным обстоятельствам в конце июня 2018 года вернулся в Самару. Подсмотрев опыт других предпринимателей, решил продать свой небольшой стартап. Его купили знакомые за 150 000 ₽. Как я узнал позже, запуститься так и не смогли. Обидно.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Вернулся в Самару и запустил бизнес со второй попытки
И вот я в Самаре. От общепита «выгорел» и решил открыть по франшизе детскую футбольную школу. Но и этот проект не приносил столько прибыли, чтобы можно было полностью уйти с найма.
Началась череда поиска денег и перебора профессий: риелтор, торговый представитель, менеджер в банке, BORK и табачной компании — везде не складывалось. Либо я получал отказ, либо условия не устраивали.
Я решил опять вернуться в официанты. Свободный график и хорошие деньги позволили мне еще раз сконцентрироваться на бизнесе по доставке готовых рационов курьером.
Для развития бизнеса нашел инвестора-партнера, который был готов вложить деньги в мой бизнес — 400 000 ₽. К концу января 2020 года я уже получил первый транш — половину от этой суммы.
Затраты на запуск бизнеса в Самаре, 2020 год
Пандемия: нет денег, кухни и партнера
В феврале 2020 года я уволился из ресторана и уже в марте запустил WillFood — сервис по доставке готовых рационов. Эйфория продлилась недолго, ровно до начала пандемии.
24 марта начались неприятности. Сначала позвонили с производства и сказали, что они закрываются из-за локдауна, а готовить только для нас им нерентабельно, поэтому готовых блюд уже не будет.
В обед звонит партнер по бизнесу и сообщает, что он хочет выйти из дела, потому что не видит перспектив и не желает продолжать. Он предложил приостановить поступление денег, ведь непонятно, что происходит в стране. А это были основные деньги для маркетинга.
Времени на переживания не оставалось, надо было что-то придумать для готовки рационов. Я решил обратиться к гендиректору, где раньше работал официантом. Написал ему в соцсетях и предложил партнерство.
Я считал, что вероятность ответа гендиректора не больше 1%. Но на следующий день получил предложение увидеться. Это был один из лучших дней, потому что я уже не обслуживал столик, а сидел в окружении своих бывших управляющих и рассказывал о вариантах сотрудничества.
Мы договорились на такие условия: я плачу по 180 ₽ за каждый приготовленный рацион. В эту стоимость не входили продукты, за них я отвечал сам и закупал каждое утро на рынке или в магазинах.
С рекламой тоже все решил. Я рассылал самарским блогерам предложение: попробовать наш рацион и честно рассказать в любом формате у себя на странице. На каждого блогера я мог позволить максимум один рацион.
Общение с блогерами дало результаты. Одни сделали сторис, другие написали пост, и после этого пошел заказ за заказом. Я уже не помню точные цифры, но один блогер мог привести 15 клиентов. Так я получил рекламу по бартеру.
Мы начали работать в марте, а уже апрель закрыли в плюс. Я не помню точно, сколько тогда заработал, но смог покрыть расходы и что-то оставить себе. Денег с продаж было мало, и поэтому спасали накопления.
Запустил свое производство из-за разногласий с кухней
В июле 2020 года я начал искать свое производство. Может, я бы и дальше работал с кухней на аутсорсе, но было сложно контролировать качество. Какое-то время я пытался решить вопрос переговорами, но в итоге понял, что проще запустить производство самому.
Сначала мне надо было определиться с помещением. Хотел найти быстро, но денег особо не было, поэтому выбрал первое подходящее — цех с голыми стенами. Условия по аренде оказались идеальными для меня: без задатка и первоначального взноса, за 25 000 ₽ в месяц, и первый платеж в конце месяца. Правда, у меня не было арендных каникул, но это ничего.
Я не делал ремонт в помещении, только заставил цех техникой. К этому моменту карантин закончился, и мой инвестор возобновил транши. Он передал мне
В итоге все производство запустил за 200 000 ₽. Остальные затраты — арендные платежи, зарплаты сотрудников — покрывал деньгами с продажи рационов, постфактум.
С открытием производства я получил полный контроль над качеством блюд. Теперь могу контролировать время приготовления, сервировку и упаковку блюд, создание новых меню и другие важные этапы. Качество выросло в разы — понял это, когда клиенты стали активно возвращаться.
Первые хорошие деньги получили в сентябре 2020 года. Тогда оборот превысил
Дальше оборот постепенно рос. С осени 2021 он стабильно выше 1 000 000 ₽ в месяц. В ноябре того же года мы могли позволить себе потратить больше ста тысяч рублей только на рекламу блогеров.
На сентябрь 2022 года нам уже не хватает мощностей производства, и я ищу новое помещение. Главный критерий — площадь до 100 квадратных метров.
Регулярные расходы в месяц, 2022 год
Продал первую франшизу в Нижний Новгород
В мае 2022 я продал первую франшизу. Интересовались многие, но я решил открыть ее с человеком, которому доверяю. Это оказался мой знакомый из Нижнего Новгорода.
Условия такие: инвестиции на старте 1 500 000 ₽, из которых 300 000 ₽ — паушальный взнос и 5% — роялти. Я помогал с открытием и сопровождаю франчайзи по сей день.
Мы передали в управление упакованную франшизу со всеми бизнес-процессами. Например, доступ к ИТ-платформе, где ведется учет рационов и упаковки, плюс бухгалтерский учет и другое. Партнеру остается открыть производство и контролировать процесс.
Скоро франшизы WillFood откроются еще в двух городах, но пока не разглашаем их.
Хочу выйти на оборот 1 500 000 ₽ в месяц к концу года
Мы стремимся к обороту 1 500 000 ₽ в месяц и планируем выйти на него к началу 2023 года.
Для роста продаж мы активно раскачиваем маркетинг. Всю целевую аудиторию разделили на три сегмента: молодые парни и девушки, кто следит за калориями, семьи и спортсмены. Под каждую будем запускать свои форматы рекламы. В онлайне это таргет, креативы и контекстная реклама. В офлайне — баннеры и буклеты.
Дополнительно разрабатываем систему лояльности и подарочных сертификатов. Планируем дарить новым клиентам сертификаты для друзей. По сумме сейчас решаем, наверное, это будет 500—1000 ₽ на сертификат.
Есть у меня и более амбициозные планы. Хочу, чтобы WillFood работал по всей России и стал самой крупной сетью по доставке готовых рационов в стране. Мы к этому идем, например создали централизованный отдел продаж и маркетинга. Сейчас они принимают заказы из Самары и Нижнего Новгорода.
Пока не могу сказать, когда точно откроем следующую точку в новом городе, но надеюсь, что сможем это сделать уже совсем скоро.
А вы запустили бизнес с первого раза или предпринимали несколько попыток? Расскажите о своем опыте в комментариях.