Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как бороться с воровством сотрудников и клиентов: истории предпринимателей

Цифровизация бизнеса и бдительность сотрудников помогли владельцам компаний пресечь кражи


Цифровизация бизнеса и бдительность сотрудников помогли владельцам компаний пресечь кражи


В бизнесе важно доверие, но даже при самых теплых взаимоотношениях не стоит терять бдительность. Представляем реальные истории предпринимателей, где контроль помог обнаружить воров среди персонала и клиентов.

Мастера не отбивали чеки, а деньги забирали себе

Мастерская по ремонту очков «Ласточки» находится в Санкт-Петербурге. Это не просто уголок ремонта в магазине очков, а целый бизнес по ремонту и изготовлению очков с нуля. За 2022 год мастерская получила оборот 20 млн рублей.

Владелец мастерской Владимир Кузьмин первые годы работал по наитию: почти не вел учет, не считал расходы и часто уходил в минус, но в 2020 году, чтобы продвигать бизнес, занялся его цифровизацией.

Предприниматель внедрил цифровую систему учета доходов и расходов. Она помогла заметить закономерность: когда на смене находятся одни мастера, оборот на 20% больше, чем когда выходят другие, хотя объем заказов такой же. Так предприниматель понял, что у него воруют.

Самый простой способ работать в обход кассы — не пробивать чек, оказать услугу и положить наличные в карман. Другой вариант — «разбить» на несколько частей заказ, за который платят наличными, при этом мастер говорит цену, пробивает по кассе две работы из трех, а деньги за третью кладет в карман.

Чтобы вычислить вора, владелец мастерской поставил в помещении видеокамеры и стал анализировать происходящее, сверять это с базой заказов. Так и нашли пару мастеров, которые работали на себя. Большую часть дня чеки они добросовестно отбивали, но под конец смены два-три часа мухлевали: то пробивали работы поменьше, то делали что-то в обход кассы.

Чтобы не осталось сомнений, Владимир Кузьмин провел контрольную закупку. Сломал оправу, попросили знакомых прийти в мастерскую и отдать оправу на ремонт. Мастер не выдал чек и снова положил деньги в карман. Тогда предприниматель решил расстаться с работником.

«Разговор был неприятным. С его стороны звучали какие-то нелепые оправдания, объяснения, что были разные сложные жизненные ситуации, нужны были деньги и так далее. До этого я никогда людей не увольнял, но в этом случае решил, что с таким сотрудником надо прощаться».

После того как хищение вскрылось, камеры решили оставить. Их разместили на стойке заказов, они помогают обезопасить мастерскую не только от злоупотреблений со стороны мастеров, но и от мошенничества недобросовестных клиентов. Видеозапись служит доказательством, когда кто-то пытается убедить мастера, что сдавал более дорогую оправу, чем получил назад, и требует компенсации.

Клиенты крадут химию для мойки машин

Илья Пшеницын — директор сети автомоек Aquagizer из Екатеринбурга. С 2016 года он руководит семейным бизнесом, который начал его отец. В сети есть все типы моек легкового транспорта, но основной доход приносят конвейерные.

Рекорд конвейерной мойки — 1002 машины за сутки. В 2021 году оборот только одной конвейерной мойки достиг 40 млн рублей, при этом рентабельность — от 40 до 60%.

На мойке клиентам важно не просто помыть кузов, но и пропылесосить его и привести в порядок коврики. Желательно, чтобы на выходе были раковина, туалет и бесплатная химия. Так работает сеть Aquagizer, но иногда улучшенный сервис выходит компании боком.

Предприниматель поставил на всех мойках бесплатную химию: чернение для колес и полироль, но клиенты часто их крадут. Чтобы автовладельцы не воровали химию, за ними приходится следить сотрудникам и управляющему автомойки.

Бесплатная химия, которую предприниматель разместил на выходе автомойки. Когда клиентов ловят на краже, они ее возвращают, объясняя всё невнимательностью

В соцсетях компании предприниматель регулярно просит клиентов не воровать чернение и полироль, но пока это не помогает — бутылки часто прихватывают с собой. Об этом Илья Пшеницын рассказывает так:

«Я не считал, сколько мы теряем на воровстве. Не то чтобы это было для меня незначительно. Просто рынок развивается: вчера на всех мойках были просто пистолет и вода, а сегодня — бесплатная химия. Уберешь ее — клиенты спросят, почему ее нет. А почему она должна быть, если по чесноку? Потому что клиенты уже привыкли к определенному уровню сервиса и требуют его».

Кроме химии владелец компании столкнулся с захватом земли. Сеть автомоек Aquagizer постоянно расширяется. Чтобы запустить предприятие на новом месте, нужно либо купить землю у частников, либо арендовать территорию у города с возможностью дальнейшего выкупа.

В 2012 году предприниматель приобрел с торгов земельный участок в Екатеринбурге — обычное поле, пустырь. Получил разрешение на строительство, купил сваи. В один день подрядчик должен был привезти сваи на участок, Илья поехал его встречать, но на месте оказалось, что участок земли занят.. Об этом предприниматель рассказывает так:

«Там кто-то поставил столбики по периметру и организовал стоянку. На участке был и «парковщик». Я говорю ему: «Это наша земля!» Он отвечает: «Покажи документы». Я: «Ты кто?» Он: «А ты кто?» Так мы и препирались некоторое время: «Покажи документы!» — «Нет, ты покажи!». Блин, мы с аукциона купили эту землю! А ребята не запарились: вбили колышек — значит, земля уже их».

Дело чуть не дошло до драки. Захватчики земли перегородили въезд — фуры со сваями не могли въехать и разгрузиться. Предпринимателю пришлось вызывать полицию.

Это светодиодная подсветка для пенной «лавы» на конвейерной автомойке. На ручной мойке машину приведут в порядок за час-полтора, а на конвейере машина будет чистой и сухой уже через 4 минуты. Оплачивается услуга через приложение, то есть из машины можно не выходить и ни с кем не общаться. Водитель находится внутри, когда машина проезжает через конвейер — хоть в трусах с дачи приехал — помылся — вернулся обратно

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и условиями передачи информации

Бариста начислял себе бонусы клиентов

В 40 километрах от Екатеринбурга есть небольшой город Сысерть. Там предпринимательница Дарья Казакова открыла кофейню «МОРЕ КОФЕ».

Для заведения не стали снимать помещение — бариста, кофемашины и зону приема посетителей разместили в настоящем морском контейнере. Там же клиенты могут попробовать круассаны, сытные и сладкие завтраки, комбо-предложения, бейглы, тыквенный пирог и блинчики с семгой.

Кофейня настолько влилась в жизнь городка, что для многих жителей взять кофе — это из разряда «сходить за хлебом». Для постоянных гостей предпринимательница запустила программу лояльности: покупатель получал карту, по которой при покупке кофе или другого товара кофейни начислялись баллы. По ним можно было получить дополнительный напиток бесплатно.

«МОРЕ КОФЕ» работает как кофе навынос: гости покупают напиток и перекус и идут дальше по делам. В самой кофейне всего три посадочных места, к ним добавляют места на веранде

Однажды бариста заметили,что их коллега начислял бонусы за покупки себе вместо гостей. Работало это так: гость делает покупку, бариста заводит ему карту в программе лояльности. После этого при каждой покупке гость называет свой номер телефона, и ему начисляются баллы. Если карт у гостей не было, бариста начислял бонусы себе.

После случая с бонусами управляющая провела собрание, где объявила, что так делать нельзя. Правило такое: если у гостя нет карты или он забыл о ней, все равно нельзя начислять бонусы себе. Выговор предприимчивому бариста делать не стали — собрания оказалось достаточно. У владелицы бизнеса есть программа, в которой она видела покупки всех клиентов. Если раньше в ней часто мелькало имя этого бариста, то сейчас такого нет.

В 2023 году Дарья Казакова планирует открывать кофейни в других малых городах.

«Я сама из такого города, где всю жизнь ездили за кофе на заправку. И по опыту МОРЕ КОФЕ в Сысерти я вижу, что местные жители очень ценят, когда ты открываешь там бизнес. Часто в таких городах негде купить кофе, хотя хочется».

Предпринимательница планирует закрыть потребность в кофе у горожан. В 2023 году у компании две кофейни в Сысерти и одна в соседнем городе Арамиле.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение Тинькофф

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Дмитрий Протопопов
Дмитрий Протопопов

Какие открытия сделали вы, когда усилили контроль в бизнесе?


Больше по теме