Артур и Елизавета Цыкуновы развивают облачные кухни «Твое место». В начале лета они задались целью привлечь первого крупного клиента и заключить с ним контракт. В июле они приглашали на тест-драйв известную ресторанную сеть Burger Heroes, и вот что из этого вышло.
Итоги реалити: довольны на 98%
Мы строим и сдаем в аренду кухни с профессиональным оборудованием в Москве. У нас два типа клиентов. Первые — dark kitchen, владельцы точек питания, которые работают исключительно на доставку. Вторые — рестораторы, которые хотят наладить доставку. С нами им не нужно покупать помещение, самим ремонтировать и обставлять кухню. Можно заехать к нам и в тот же день начинать готовить еду и передавать заказы курьерам. Конкурентов у нас нет, поскольку это достаточно дорогой бизнес — построить одну локацию на 10 кухонь стоит от 20 000 000 ₽.
В 2021 мы открыли первую локацию и начали бизнес. Сейчас, спустя два года, мы расширяем аудиторию и хотим привлечь больше крупных клиентов. В качестве первого шага мы решили устроить акцию — бесплатный тест-драйв одной из наших кухонь на месяц. Об акции мы объявили в отраслевых телеграм-каналах, и на наш клич откликнулись больше десяти проектов.
Мы выбрали на тест-драйв Burger Heroes — известную в Москве сеть бургер-баров. Они как раз хотели выйти с доставкой в новый район, где у нас есть кухня. Мы быстро подготовились, Burger Heroes обустроились у нас на локации за один день. Мы надеялись, что через месяц заключим с ними долгосрочный контракт. И тем самым привлечем к себе внимание других крупных ресторанных сетей.
Месяц прошел, мы не заключили контракт. Цель не выполнена, но мы все равно довольны. Пусть не на 100%, но на 98%, ведь к нам не было нареканий по обслуживанию. В чем возникла проблема — рассказываем дальше.
«Ребята, где брать заказы?»
За месяц тест-драйва у Burger Heroes не было к нам никаких замечаний или просьб. Мы каждый день делали уборку, ничего не меняли в оснащении кухни. Вроде бы все окей.
Единственное, о чем нас полушутя стал спрашивать клиент в первые же дни: «Ребята, где брать заказы?» Burger Heroes опирались на свой опыт в других ресторанах и рассчитывали, что будут делать минимум 100+ доставок в районе в день. Об этом же говорила и наша статистика — успешные проекты в «Твоем месте» в среднем получают 150—200 заказов в день. По факту в первую неделю у Burger Heroes было заметно меньше заказов — точной статистики не сохранили. Что-то пошло не так.
Оказалось, что модель dark kitchen непривычна для Burger Heroes. У них двадцать ресторанов с доставкой в разных районах, но в каждом из них есть залы с посадкой. Каждый такой ресторан — реклама бренда. Условно, открываются они где-нибудь на Тверской, размещают вывеску, люди ее видят и заходят. Тратить деньги на рекламу особо не нужно, трафик растет сам собой.
Формат dark kitchen — другое дело. Просто так люди не узнают о том, что где-то в красивой облачной кухне сидят Burger Heroes и готовят бургеры. Обычно о проектах узнают через агрегаторы: Яндекс Еду, Маркет Деливери и так далее. Конечно, Burger Heroes в первый же день туда добавились и рассчитывали, что этого хватит: клиенты пойдут к ним за счет сильного бренда. Но того объема заказов, к которому привыкли Burger Heroes по своим ресторанам, не было.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Ждать эффект от рекламы нужно минимум месяц
После первой недели тест-драйва пообщались с Burger Heroes, обсуждали, как увеличить объем заказов. Мы сказали, что это нормальная ситуация для любого проекта — нужна реклама. Например, когда к нам заходят новички на рынке, мы всегда говорим, что первые пару месяцев им придется работать на собственный маркетинг. Это не значит, что нужно завешивать наружкой весь Ленинский проспект, где располагается наша кухня, но все же люди должны как-то узнать, что такой-то ресторан теперь доставляет в районе. Даже если это известный бренд.
К концу второй недели Burger Heroes попробовали запустить рекламу доставки в районе. Не знаю точно, на какую сумму, но на небольшую — может быть, до десяти тысяч рублей. И кампания была на короткий срок.
Но в доставке еды долгосрочный эффект от рекламы приходит не сразу. Условно, запускаешь кампанию 10 июля, а результаты видишь только к 10 августа. Потому что клиентам нужно время на решение, даже когда они узнали о тебе. Не все заказывают бургеры каждый день. Для многих заказ — это событие, праздник. Поэтому между моментом, когда человек увидел рекламу и сделал заказ, могут пройти дни и недели. А рекламу нужно поддерживать все это время.
На третьей-четвертой неделе тест-драйва у Burger Heroes было больше заказов, чем на старте. Но все еще ниже показателя в 200 заказов в день — да еще и с затратами на рекламу.
Не готовы расшибаться в лепешку ради одной точки
Ребята поняли, что не готовы расшибаться в лепешку ради одной точки. Условно, они уже привыкли, что у них средний ресторан в день продает 500 бургеров, и для них это норма. А тут одна точка выбивается из ряда вон. Пусть даже она постепенно растет — продает сначала 10, потом 20, потом 40 блюд в день, вот добралась до 100 блюд. Для начинающего предпринимателя такая динамика воспринималась бы как победа и суперуспешный рост, но для Burger Heroes это шаг назад.
В итоге к концу тест-драйва они пришли к тому, что будут съезжать. Может, еще вернутся к dark kitchen в будущем. Мы долго думали — это для нас победа или поражение? Решили, что это кейс одного конкретного клиента, который еще раз показал, что в доставке еды все решает маркетинг. К тому же мы очень хорошо пообщались с Burger Heroes в итоге, остаемся с ними на связи. Возможно, они снова придут к нам ближе к зиме, когда будут готовы покорять формат dark kitchen.
Пять рекомендаций для новых проектов по доставке еды
В заключение реалити поделимся нашими советами для рестораторов, которые впервые запускают доставку еды на таком конкурентном рынке, как московский. Почти за два года работы мы видели больше сотни проектов и накопили экспертизу в маркетинге.
Мы составили пять рекомендаций, что важнее всего сделать на старте.
Сформулируйте свое уникальное торговое предложение. Рынок еды переполнен проектами, и вам нужно выделиться. Что в вашем продукте особенного? Почему стоит покупать именно у вас? Эти вопросы ни в коем случае нельзя пропускать. Ответы на них нужно четко зафиксировать и использовать в рекламных креативах.
Подготовьте классные фото для сайта и агрегаторов. Люди покупают еду глазами. Нужны снимки, от которых текут слюнки, а к ним — исчерпывающее описание каждого блюда. Стоит заложить бюджет на хорошего фотографа.
Стимулируйте отзывы. Фидбэк напрямую влияет на продажи, поскольку бренду с позитивными отзывами в ленте больше доверяют. Поэтому дарите подарок за отзыв — например, начисляйте бонусные баллы, если такая опция доступна на платформе.
Придумайте приятные мелочи для клиентов. Например, к набору суши добавьте шоколадку с запиской «Светлана, спасибо за заказ!». Такие мелочи стоят совсем недорого, но сильно повышают лояльность и шансы, что клиент захочет написать отзыв и сделать повторный заказ.
Предложите клиентам больше выгоды. Вначале вам стоит сконцентрироваться на том, чтобы набрать базу. Для этого стоит снизить цены и проводить промоакции. Лучше не делать прямую скидку, а, например, начислять баллы, которые можно потратить на следующий заказ. Так клиенты будут возвращаться и сформируют привычку заказывать у вас. Ваша прибыль на старте будет ниже, но это окупится в дальнейшем.
И еще важно набраться терпения и внутренне подготовиться, что старт может быть убыточным. Делайте выводы не через месяц после старта, а хотя бы через два-три.
❌ Цель реалити-шоу не выполнили, но все равно результатом довольны.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Планы после реалити-шоу
В ближайшее время новых тест-драйвов не планируем. Убедились, что можем работать с крупными сетевыми проектами и обеспечить нужный сервис.
Во второй половине 2023 мы активно строимся, у нас амбициозные планы. До конца года будем сдавать в Москве больше ста кухонь, а к 2025 году планируем довести это число до тысячи. Напомню, сейчас у нас 70 кухонь. Хотим закрепиться в качестве монополиста на рынке и создать у рестораторов новый паттерн поведения, в стиле: нужна кухня под доставку — обращаемся к «Твоему месту».
Другие выпуски реалити-шоу с Артуром и Елизаветой
О задаче и шагах героев читайте в статьях:
Как вы думаете, почему у героя реалити не получилось достичь своей цели? Что ему помешало?